КОНСПЕКТ интегрированного занятия в подготовительной группе
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Тема: «Три чуда» в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Цель:
Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к русскому мировому наследию.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
- Знакомить детей со сказочными образами музыкального произведения Н.А. Римского-Корсакова по одноименной сказке, учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений), обогащать музыкальные впечатления детей. За
Развивающие:
- Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в сказке и опере;
- Побуждать высказываться о прослушанной музыке. Во время рассматривания иллюстраций обратить внимание на цветовую гамму, избранную тем или иным художником для характеристики персонажей и образов сказки.
- Выражать полученные от музыки впечатления и эмоции в рисунке, развивать образное мышление, фантазию, творческие способности в пении, рисовании.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь и интерес к классической музыке, живописи, поэзии;
- Воспитывать культуру слушания музыкальной классики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_integrirovannogo_zanyatiya_v_podgotovitelnoy_gruppe_samoylenko_e.v.docx | 29.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №19»
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия
в подготовительной группе
Музыкальный руководитель Самойленко Е. В.,
высшая квалификационная категория
г. Кириши
2019 год
Тема: «Три чуда» в опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
Цель:
Создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к русскому мировому наследию.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
- Знакомить детей со сказочными образами музыкального произведения Н.А. Римского-Корсакова по одноименной сказке, учить детей понимать характер сказочных персонажей, их переживания, эмоциональные состояния (в зависимости от ситуаций, мотивы поступков, особенности взаимоотношений), обогащать музыкальные впечатления детей. За
Развивающие:
- Познакомить детей с языковыми изобразительными средствами и средствами выразительности, используемыми в сказке и опере;
- Побуждать высказываться о прослушанной музыке. Во время рассматривания иллюстраций обратить внимание на цветовую гамму, избранную тем или иным художником для характеристики персонажей и образов сказки.
- Выражать полученные от музыки впечатления и эмоции в рисунке, развивать образное мышление, фантазию, творческие способности в пении, рисовании.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь и интерес к классической музыке, живописи, поэзии;
- Воспитывать культуру слушания музыкальной классики.
Предварительная работа:
Чтение сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» и беседа о ней, разучивание р. н. п. «Во саду ли, в огороде», заучивание фрагментов из сказки. Знакомство с понятиями: опера, симфонический оркестр.
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, аудио записи отрывков из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане»
- Вступление ко II действию;
- «Полет шмеля»;
- «Три чуда»;
Мультимедийный центр, иллюстрации к сказке, презентация к занятию.
Ход занятия.
Под фонограмму песни «В мире много сказок» дети входят в зал, рассаживаются на места.
Музыкальный руководитель.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
"Кабы я была царица, -
Говорит одна девица, -
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир".
"Кабы я была царица, -
Говорит ее сестрица, -
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна".
"Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря".
Только вымолвить успела,
Дверь тихонько заскрыпела,
И в светлицу входит царь,
Стороны той государь.
Музыкальный руководитель.
Вы узнали какая сказка начинается такими словами?
Дети. Да!
Музыкальный руководитель.
Правильно, «Сказка о царе Салтане» Александра Сергеевича Пушкина.
А какие ещё сказки Пушкина вы знаете?
Дети.
«О рыбаке и рыбке», «О семи богатырях», и т.д.
Музыкальный руководитель.
А вы любите сказки? Почему?
Дети.
В сказках происходят разные чудеса.
Музыкальный руководитель.
Сказка не может существовать без чуда. Добрые волшебники, звери, птицы, фантастические существа помогают героям сказок пройти через испытания, победить зло, достичь цели.
Музыка тоже может рассказывать сказки, только не словами, а звуками – ласковыми, добрыми, тревожными, таинственными… Если проследить, как меняется окраска музыки, её настроение, то станет понятно, о чём говорится в сказке. А как по-другому называется музыкальная сказка?
Дети.
Опера.
Музыкальный руководитель.
Что такое опера?
Дети. Музыкальный спектакль, где люди поют.
Музыкальный руководитель.
Сегодня мы будем слушать и говорить о музыке к «Сказке о царе Салтане», которую сочинил великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.
На экране слайд - портрет Н.А. Римского-Корсакова.
Музыкальный руководитель.
Мы с вами говорили о жизни и творчестве великого русского композитора, о том, что он написал оперы ко многим сказкам –
«Снегурочка», «Золотой петушок», «Садко»,
«Кощей бессмертный».
На экране слайды с иллюстрациями сказок.
Счастлив тот человек, чья душа с годами не теряет доверия к сказке. Таким человеком и был Николай Андреевич Римский-Корсаков.
Римский-Корсаков – наиболее яркий сказочник среди всех русских композиторов.
Вернемся к опере «Сказка о царе Салтане». Давайте послушаем первый отрывок из оперы.
На экране слайд - картина И.Билибина «Бочка по морю плывёт»
Обратите внимание, как музыка повторяет стихи Пушкина:
Дети.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.»
Звучит фрагмент из оперы – «Вступление ко II действию».
Музыкальный руководитель.
Какое время суток изобразил композитор?
Какое настроение передает музыка?
Дети.
Композитор изобразил ночь, звездное небо, море. Настроение тревожное, беспокойное, царица плачет.
Музыкальный руководитель.
Да, в музыке слышны высокие, звонкие нотки, будто загораются звезды, отражаются в море.
А каким изображает композитор море?
Дети.
Море тревожное, грозное, плещут волны, плывет, качается на волнах бочка.
Музыкальный руководитель.
Давайте послушаем ещё один отрывок из оперы и постараемся угадать, кого изобразил в своей музыке композитор.
Звучит фрагмент из оперы - «Полет шмеля.
Музыкальный руководитель.
На что похоже звучание музыки?
Дети. на жужжание шмеля.
Музыкальный руководитель.
Царевич Гвидон превращается в шмеля и летит на родную землю повидать отца.
На экране слайд – иллюстрация к сказке, художник В. Конашевич.
Дети.
Тут он очень уменьшился,
Шмелем князь оборотился,
Полетел и зажужжал;
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корму - и в щель забился.
Музыкальный руководитель.
Какая музыка по характеру?
Дети.
Радостная, стремительная, свободная, яркая, сначала звучит громко, потом всё тише, потому что шмель улетает вдаль догонять корабль.
Музыкальный руководитель.
На морском острове, в сказочном волшебном городе было три чуда. Вспомните первое из них. Верно, это белка.
На экране слайд – картина В. Конашевича «Белка».
Помните, как у Пушкина:
Дети.
Ель растет пред дворцом,
А под ней хрустальный дом.
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
И орешки все грызет.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд;
Вот, что чудом-то, зовут!
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки равные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
Во саду ли, в огороде»
Музыкальный руководитель.
Какие чувства вызывает у вас эта иллюстрация?
Дети.
Восхищения, веселья, радости.
Звучит фрагмент из оперы - «Белка».
Музыкальный руководитель.
Какая по характеру музыка?
Дети.
Звонкая, хрупкая, веселая, прозрачная.
Музыкальный руководитель.
Эта мелодия незатейливая, нежная, и поднимает настроение у нас, слушателей. А вы песенку Белки узнали? Давайте ее споем.
Дети исполняют р. н. п. «Во саду ли, в огороде»
Музыкальный руководитель.
А какое второе чудо?
Дети.
В свете ж вот какое чудо:
Остров на море лежит,
Град на острове стоит,
Каждый день идет там диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге -
И останутся на бреге
Тридцать три богатыря,
В чешуе златой горя,
Все красавцы молодые,
Великаны удалые,
Все равны, как на подбор;
Старый дядька Черномор
С ними из моря выходит
И попарно их выводит,
Чтобы остров тот хранить
И дозором обходить -
И той стражи нет надежней,
Ни храбрее, ни прилежней.
На экране слайд – картина В. Конашевича «Тридцать три богатыря»
Музыкальный руководитель.
Что можем сказать о богатырях?
Дети.
Они красавцы молодые, могучие, великаны, на них золотые одежды.
Звучит фрагмент из оперы - «33 богатыря».
Музыкальный руководитель.
В музыке мы слышим шум морского прибоя,
Море вскипает, плещет, бушует, из моря появляются богатыри.
Как звучит музыка?
Дети.
Мужественно, торжественно. Музыка сильная, храбрая, четкая.
Музыкальный руководитель.
А какое самое яркое чудо в волшебном городе?
Дети. Царевна Лебедь!
Музыкальный руководитель.
Правильно. Самая прекрасная – Царевна Лебедь!
Дети.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
Молвить можно справедливо.
Это диво, так уж диво".
На экране слайд – картина М. Врубеля «Царевна Лебедь»
Музыкальный руководитель.
Вглядитесь в эту картину, и вы увидите волшебное превращение белоснежной птицы в красавицу-царевну – изящную, хрупкую, манящую и загадочную. Обратите внимание на то, как таинственно мерцают ее большие глаза. А как необычно одета прекрасная Царевна! На голове у нее кокошник, украшенный золотом, изумрудом, жемчугами. На косынке серебряное кружево. Все эти драгоценности таинственно мерцают, и картина кажется таинственной, волшебной. Смотрите, как сказочно все вокруг! Море, сумерки, солнце почти закатилось, его последние лучи освещают полоску неба над горизонтом. Лучи уходящего солнца отражаются розоватыми бликами на светло-фиолетовых перьях Лебеди. Вот какая это необычная, сказочная картина. Называется она «Царевна Лебедь» художника Михаила Александровича Врубеля.
И Царевна необычная, волшебная. Это и человек, и птица лебедь. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица.
И музыка тоже грациозная, изящная, сказочная.
Звучит фрагмент из оперы - «Царевна – Лебедь».
Музыкальный руководитель.
Какая музыка по характеру?
Дети.
Плавная, напевная, мягкая, кружевная, легкая, ласковая.
Музыкальный руководитель.
Музыка похожа на взмахи крыльев сказочной птицы: она то взмывает вверх, то падает вниз. А когда превращается в прекрасную девушку, ее музыка становится еще более ласковой, теплой и человечной.
На экране слайд – картина В. Конашевича «Царевна Лебедь»
Музыкальный руководитель.
А эту картину написал художник Владимир Конашевич. Здесь он точно рисует Царевну, как написал А. С. Пушкин: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». Владимир Конашевич написал также картину «Белка». «Тридцать три богатыря». «Полет шмеля».
Ребята, скажите, что вам больше всего понравилось?
Какой эпизод запомнился?
Кто из персонажей показался наиболее ярким?
Какая музыка его сопровождала?
Хотели бы вы послушать сказку и посмотреть ее в театре с живой музыкой, с симфоническим оркестром и оперными певцами, артистами?
Ребята, сегодня вы узнали, что музыка, картины и сказки вместе могут рассказать много интересного. Я предлагаю вам нарисовать понравившиеся моменты сказки и ещё раз послушать великолепную музыку нашего русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
По итогам занятия оформляется выставка работ на тему «Сказка о царе Салтане».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе "Кошки"
Материалы из конспекта можно использовать на занятиях по окружающему миру, в опытнической деятельности, экологии, математике....
Занятия с детьми. «Лети, лети лепесток!» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе. Тема занятия: «История часов».
Формирование представления детей о часах, истории создания часов, умение рисовать разные часы....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Формирование представлений детей подготовительной группы об осенних изменениях в природе».
создание условий для закрепления знаний детей об изменениях в природе осенью....
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе группе На тему: «Для чего нужны дома?».
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Виды детской деятельности: игровая, ...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: История часов
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группеТема занятия: История часов...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема занятия: «Зимушка - зима»
Цель: формирование у детей целостной картины о зимней природе посредством интегрирования образовательных областей. 1-Образовательная: формировать представление детей...