Программа «Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Климёнова Людмила Эдуардовна

Важнейшая цель современного образования - воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного, интеллектуального и творческого гражданина.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) изменяют содержание образовательного процесса, в котором необходимо выявить и раскрыть потенциал каждого ребенка, развить его индивидуальность, создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста; обеспечить ресурсы для самореализации детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников»


Составитель: Климёнова Л.Э.

Важнейшая цель современного образования - воспитание культурного, нравственного, ответственного, инициативного, компетентного, интеллектуального и творческого гражданина.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) изменяют содержание образовательного процесса, в котором необходимо выявить и раскрыть потенциал каждого ребенка, развить его индивидуальность, создать оптимальные условия для обогащения жизненного опыта и личностного роста; обеспечить ресурсы для самореализации детей.

Цель программы. Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие  детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи.

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок способностей у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками способностей.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения способных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.

 

Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов способностей.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей с общими способностями.

Исследовательско-диагностический этап.

Цель: получение первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;

Задачи:

1. Разработать систему выявления способностей  воспитанников детского сада

2. Выявить детей с предпосылками способностей.

 

Исследовательско-диагностический этап ведется в 3-х направлениях:

1. Работа с педагогами (беседы, заполнение экспертных листов на воспитанников, анализ результатов педагогического мониторинга или индивидуальных карт развития)

2. Работа с детьми (наблюдение, тестирование, анализ продуктов детского творчества)

3. Работа с родителями (беседы, анкетирование)

 

Принципы тестирования детей:

1. Соответствие тестовых методик возрастным нормам;

2. Игровой характер тестовых методик;

3. Доброжелательная атмосфера во время тестирования;

4. Психологическая готовность ребенка к процессу тестирования

5. Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Заключение

Способности в отличие от задатков – приобретенное качество. Именно в годы детства (в отличие от зрелости) внутренние условия формирования возрастного развития являются одновременно и факторами формирования способностей. Даже слабые способности ребенка можно развить, если целенаправленно и систематически заниматься с ним. Способность существует только в развитии, развитие это осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. За 7 лет дошкольного детства происходит бурное физиологическое и психическое развитие ребенка, здесь же проявляются его первые склонности и способности, в том числе и творческие, которые следует вовремя заметить.

Результаты развития творческих способностей могут быть наилучшими, когда семья и детский сад работают в тесном контакте, если родители осознают важность своего влияния на развитие личности ребенка и научатся организовывать свободное время семьи, направляя его на развитие творческих способностей ребенка. Но как показывают опрос и анкетирование родителей, домашняя жизнь ребенка не особенно способствует развитию творческого потенциала ребенка. Подавляющее большинство родителей ставят на первое место учебно-дисциплинарные ценности. Поэтому на детский сад в отношении творческого развития детей ложится основная нагрузка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Консультация для родителей "Моделирование – как эффективный метод развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии

В статье представлена система работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников   посредством использования  авторских игр  ТРИЗ технологии, отраже...

Методическая разработка на тему: «Ментальная арифметика, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»»

Ментальная арифметика – это методика быстрого устного счета (быстрее калькулятора), основанная на вычислении на специальных счетах – соробан. [12] Счеты имеют и второе название – аба...

Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»

Рабочая программа по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста «Развивай-ка»...

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей через реализацию STEAM - технологий» Тема: «STEAM - технология «Дары Ф. Фребеля» как инновационный метод допрофессионального самоопределения старшего дошкольника с ОВЗ (ТНР)»

В дошкольном возрасте формирование представлений о мире труда и профессий осуществляется только в рамках лексической темы «Профессии», так как перед старшими дошкольниками 6-7 лет с ТНР не...