Развитие интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников средствами ТРИЗ-технологии
статья (старшая группа)

Чепурченко Наталья Николаевна

В статье представлена система работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников   посредством использования  авторских игр  ТРИЗ технологии, отражены новые подходы ее использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zazdravnyh_a.yu_._chepurchenko_n.n._statya.docx296.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ    СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

 СРЕДСТВАМИ ТРИЗ - ТЕХНОЛОГИИ

Заздравных Анна Юрьевна,

Чепурченко Наталья Николаевна,                                                              воспитатели МАДОУ «Центр развития          

                                               ребёнка – детский сад № 28 « Журавлик»

г. Губкина                                                                                                              

                                                                           

Аннотация. В статье представлена система работы по развитию интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников   посредством использования  авторских игр  ТРИЗ технологии, отражены новые подходы ее использования. Основными средствами работы с детьми старшего дошкольного возраста являются  педагогический поиск, выявление противоречий в объекте и их разрешение, развитие умений творчески подходить к решению той или иной  ситуации.

Ключевые слова: технология ТРИЗ, метод, прием, игра, моделирование,  ответственность, самоконтроль.

  В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  встает вопрос о разнообразии инновационных технологий, нацеленных на  новую социальную ситуацию развития современного ребенка, способствующих  саморазвитию и самореализации старших дошкольников.

Так же одной их задач воспитательно – образовательного процесса является «…создание благоприятных условий  для развития интеллектуальных  и творческих способностей   каждого ребенка»[2]

            Технология ТРИЗ является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов. Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания заключается в  стремлении сформировать навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружении проблемного зерна задачи, а не автоматического воспроизведения алгоритма, предложенного  взрослыми. Также данная технология помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное творческое решение, найти выход из затруднительной ситуации, что важно во всех сферах жизни ребенка.

Суть методики ТРИЗ для дошкольников – мероприятия, на которых ребенок радуется своим первым открытиям.  

Рассмотрим авторские игры, созданные на основе методов и приемов ТРИЗ – технологии.

Игра «Да – нет».  

1 вариант -  любой предмет загадывается устно или кладется в мешочек, и с помощью вопросов, предполагающих ответы да – нет, его нужно угадать. Для дошкольников это достаточно трудный и  длительный процесс.

 2 вариант -  используется лента с 10 картинками – это могут быть как предметные картинки по теме занятия, так и различные ситуации.  На этапе обучения -  при получении ответа на каждый вопрос лишние картинки убираются, игра продолжается до тех пор, пока не останется одна загаданная. На этапе закрепления - лишние картинки не убираются, дети стараются запомнить, какие из них уже вышли из игры.

Например, игра «Дикие животные».

C:\Users\111\Documents\КОНКУРС\Заздравных А.Ю. ДОУ №28\Заздравных А.Ю. ДОУ №28 - методическая разработка\фотографии\IMG_20200217_095540.jpg

 Детям предлагается вариант игры с 10 карточками, изображающими животных леса. Воспитатель дает установку задавать вопросы, касающиеся не только внешнего вида животных, но и их повадок,  пищевых предпочтений, места обитания и т.д. 

В ходе игры дети учатся задавать вопросы, проявляют познавательную активность, тренируют внимание, память, наблюдательность, закрепляют изученное.

 Игра «Домики профессий» (метод «Системный оператор»)

В трехэтажном доме по этажам перемещается волшебный лифт.

C:\Users\111\Desktop\IMG_20201016_212830.jpgНа втором этаже живет самый важный житель (представитель профессии), на первом этаже располагаются его инструменты, на третьем –    место   работы. (Принцип:   система – надсистема – подсистема).  

 Ход игры:  детям предлагается набор картинок на тему «Профессии». Дошкольники разбиваются на команды, у каждой команды свой домик.  Дети выбирают все карточки, подходящие к выбранной профессии и заполняют дом.

 В ходе данной игры дошкольники учатся проводить системный анализ, тренируют мышление, память, стремятся добиться высоких результатов в командной игре.

Методы и  приемы ТРИЗ - технологии,  способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

1) «Мозговой штурм», когда действует девиз ТРИЗ «Можно говорить все».

Путем перебора всех возможных решений проблемного вопроса или ситуации, предложенных детьми, выбирается верное.

2)Прием «Увеличения» или «уменьшения» значимости объектов или явлений.

 Дети выбирают «главный», по их мнению, объект. Например:  животное, время года, букву и т.д.  Обязательно приводят доказательства своего выбора. Данный прием помогает научиться анализировать, сравнивать, делать выводы, строить умозаключения.

3) Игра «Хорошо – плохо» - позволяет увидеть предмет с разных точек зрения и найти способы его исправить или усовершенствовать. Например:

- Можно ли зимой в лесу обойтись без лыж? В каком случае?

- Лыжи – это хорошо. Почему?

- Лыжи – это плохо. Почему?

- Как можно усовершенствовать лыжи? Предложите свои варианты.

В ходе данной игры развиваются умения строить предположения, выражать свои мысли, творчески мыслить, предлагать нестандартные решения.

C:\Users\111\Desktop\Мои документы\пдд\IMG_20181107_093011.jpg4) Дидактическое пособие «Круги Луллия» позволяет  использовать их вариативно.

 Стандартное применение – это  объединение

3 картинок в 1 группу. Например: картинки на тему ПДД – участник дорожного движения, дорожный знак, ситуация.

Использование с применением технологии ТРИЗ: раскрутить круги,  по стрелке выбрать картинки, и  на их основе придумать фантастическую историю.    

Применение данных игр, методов и приемов возможно как в групповой, так и в индивидуальной работе с дошкольниками во всех образовательных областях.

  В настоящее время приемы и методы ТРИЗ - технологии широко используются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ  - это благодатная почва для развития современного, образованного, творческого и активного человека.

ЛИТЕРАТУРА

1.Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений – 4-е изд.-Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – 112с.

2.Государственная программа «Развитие образования Белгородской области на 2014 – 2020 годы» (в редакции постановлений Правительства Белгородской области от 25.08.2014 № 327 – пп, от 16.02.2015 № 50 – пп, от 02.11.2015 №389 – пп

3.Сидорчук Т.А., Корзун А.В.  Воображаем, размышляем, творим…
(2006 г.) — 202 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерно-игровой комплекс (КИК) как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Цель внедрения КИК  не только обучение детей основам информатики вычислительной техники, а создание новых доступных средств развития, оснащение предметно - развивающей среды, способствующей расши...

Развитие интеллектуальных и творческих способностей детей средствами конструктивной деятельности

Тематическое занятие с элементами конструктивной деятельности направлено на развитие у детей конструкторских и художественных способностей.В ходе работы решаются следующие задачи:формирование у дошкол...

Тематический педсовет для педагогов ДОУ «Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей»

Цель: объединить усилия коллектива МКДОУ для повышения уровня организации     дидактических игр с детьми дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей через применение ТРИЗ технологий

Обучение через творчество, через решение нестандартных задач ведёт к выявлению талантов, развивает способности детей, их уверенность в своих силах. Эффективным средством развития творческий способност...

Семинар "Дидактические игры как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей"

В 2013 году прошел семинар коллектива гимназии №1404 "Гамма" Цель:Объединить усилия коллектива для повышения уровня организации дидактических игр с детьми дошкольного возраста...

Конспект На тему: « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. » Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »

Открытое занятие на тему « Дидактические игры, как средство развития интеллектуальных и творческих способностей детей. »  Интеллектуальная игра « Что? Где? Когда? »...