Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста
статья (средняя группа)

развитие и совершенствование личности педагога в плане компетентностного подхода к своей педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx18.41 КБ

Предварительный просмотр:

Валеева Клара Габидуловна, воспитатель высшей квалификационной категории

Куликова Юлия Габбасовна, воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ ДС № 366 г. Челябинска «Кораблик», г. Челябинск

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста.

Настоящее время в условиях современного гуманистически ориентированного образования личность ребенка определяется как центральная фигура образовательного процесса, особое внимание уделяется необходимости накопления опыта творческой деятельности, определяющемуся гармоничным объединением личностных новообразований, посредством которых ребенок может реализовать ценностно-смысловые ориентации, в свою очередь формирующие культуру его личности. Центром аспектов реализации содержания дошкольного образования во всех его аспектах выступает взрослый, призванный осуществлять обучение, воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста. Для дошкольника воспитатель является образцом, носителем культуры, организующим взаимодействие дошкольника с культурным содержанием, которое проектируется исходя из компетентности взрослого, а также личностного социокультурного опыта и направлений развития ребенка в этот момент. В условиях введения и реализации ФГОС дошкольного образования, очевидно, то, что проблемы художественно-эстетического образования дошкольников смогут успешно разрешиться при соблюдении нескольких условий: повышение качества научно-методического сопровождения образовательного процесса в ДОУ; развитие и совершенствование личности педагога в плане компетентностного подхода к своей педагогической деятельности. Воспитателей иногда затрудняет работа по изобразительной деятельности с детьми раннего возраста, и они механически переносят педагогические приемы и методы работы, приемлемые для более старших возрастов, при этом не учитывается специфика развития и возрастные особенности детей. Ветлугина Н.А. пишет: «Прекрасное доходит до ребенка отнюдь не одним лишь путем созерцания. Значительно интенсивнее проходит процесс его освоения в В  ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ 27 условиях активных действий ребенка – посильных, понятных, привлекательных. У ребенка возникает желание действовать радостно, творчески». Исходя из этого подбор методов должен быть направлен на развитие у ребенка эстетического восприятия; на развитие способности отражать в лепке, рисунках, аппликации окружающую действительность, воплощать художественные замыслы; на поиски, детьми способов изображения, формируя умение оперировать этими способами во время занятий. Ещё в раннем возрасте необходимо формировать у детей предпосылки к творчеству, развивать способности передавать художественные образы в своих работах. Грамотный, заинтересованный в творческом развитии воспитанников воспитатель должен найти и подобрать индивидуально такие специфические методы и приемы, которые способны возбудить интерес у каждого ребенка, вызвать эмоциональный отклик к изображаемому на бумаге, желание видеть прекрасное в окружающем, желание правильно оценить свои работы и работы сверстников в группе, заметить в них разнообразие форм, разнообразие и яркость цветовых сочетаний, ритмический повтор, расположение на листе бумаги и в пространстве и т.д. Развитие эстетического восприятия будет осуществляться гораздо успешнее и плодотворнее, только в том случае, если индивидуально подобранные приемы формирования художественных навыков будут связаны с практической деятельностью: в процессе воспитательно - образовательного процесса дети формируют умение рассматривать и оценивать рисунки, лепку, аппликацию, находить наиболее красочные выразительные работы среди предложенных. В зависимости от выбранного вида художественной деятельности и от целей и задач занятия воспитатель использует наиболее эффективную комбинацию словесных и наглядных методов, что позволяет существенно повысить практическую ценность деятельности детей. Для формирования у детей способов самостоятельных действий воспитатель использует метод творческих заданий, в процессе реализации которых он применяет приемы развития замыслов, помогает малышам выбирать цветовые сочетания, форму, композицию, художественные материалы. При подборе творческих заданий на основе личностно ориентировочного подхода, основное внимание следует уделить образному характеру этих заданий. Окружающая действительность может и должна служить для дошкольника источником эстетических переживаний, а также способствует формированию выразительного образа. В изобразительной деятельности явления окружающего мира ребенок передает доступными ему средствами изображения: ритмом мазков, штрихов, контрастностью цветовых пятен, наклеиванием готовых форм. При восприятии действительности дошкольником воспитатель способствует включению в работу как можно большего количества анализаторов, ведь это способствует включению и восприятию предметов и явлений. Дети овладевают способностью передавать не только явления окружающей действительности, но и предметный мир. В связи с этим, при организации детской художественной деятельности, воспитателю необходимо подобрать и использовать такие методические приемы и методы работы, которые способствовали бы умению ребенка изображать форму, цвет предмета, его расположение в пространстве ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ОБРАЗОВАНИИ 28 В образовательном процессе дошкольников особое место занимает совместная деятельность ребенка и воспитателя – сотворчество. Воспитатель демонстрирует детям способы выполнения заданий на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Действуя совместно с воспитателем, дети легче и быстрее осваивают изобразительные навыки и умения. В то же время, выполняя задания на закрепление ранее изученного, дети могут выполнять задания самостоятельно. Сотворчество помогает действовать детям коллективно. В творческих процессах рисования, лепки, аппликации, подчиняясь общему ритму, дети с удовольствием выполняют коллективные задания на одном большом листе или лепят предметы для общей композиции. Методы и приемы подбираются в соответствии с индивидуальными способностями детей и спецификой возраста. Воспитатель обязан изучить каждого ребенка, умело используя индивидуальный подход к детям. С учетом особенностей каждого ребенка в группе применяются задания разной трудности, способствующие художественному развитию каждого ребенка. Многие моменты окружающей действительности ребенок не может сам четко воспринимать, запоминать, видеть. В этих случаях на помощь воспитателю приходят различные виды искусств. Взаимосвязь музыкальных произведений и художественного слова, восприятие картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства создает условия для вхождения дошкольника в образ, для воспитания у него эстетических чувств, переживаний. Дошкольный возраст является наиболее сенситивным для формирования художественно-эстетической культуры. Эстетическое воспитание призвано активизировать деятельность самого дошкольника, поскольку важно сформировать его умение воспринимать прекрасное и создавать его своими руками. Приобщение ребенка к культуре носит воспитательный характер, развивает творческие способности, формирует художественный вкус, приобщает к эстетическим ценностям. Эстетическое развитие ребенка в детском саду – это ежедневный кропотливый труд во всех видах творческой деятельности, как самого дошкольника, так и окружающих его взрослых, специалистов разного уровня (воспитатель музыкальный руководитель и т.д.). Кроме совершенствования природных способностей в области различных видов художественной деятельности, перед ребенком открываются перспективы всестороннего развития личностных качеств, расширяется круг его познаний о мире и природе, облагораживаются мысли и чувства.

Список литературы:

1. Баранова Е.В., Савельева А.М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 288 с.

2. Давыдов В.В., Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР, 1996.

3. Комарова Т.С., Детское художественное творчество. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 315 с.

 4. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 347 с.

 5. Толстой А.Н. Собрание сочинений, т.10. – М., 1961. 6. Чуковский К.И. От двух до пяти – М., 1966


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

Собственная методическая разработка. Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; ста...

Конспект интегрированного занятия по теме «Образ золотой осени в произведениях искусства» по художественно-эстетическому, речевому развитию детей дошкольного возраста (музыка, рисование, чтение худож

Конспект интегрированного занятия об осенней поре. Может использоваться как итоговое мероприятие к проекту ДОУ "Осень", т.к. в ходе ОД идёт обобщение представлений детей об осени, отражении этого врем...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Данная презентация содержит материал по художественно-эстетической деятельности дошкольников...

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в условиях модернизации системы дошкольного возраста

Разработка критериев мониторинга по отслеживанию результатов реализации Программы «Реализация инновационного подхода в художественно-эстетическом направлении развития детей дошкольного возраста в усло...

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает•развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы...