Консультация для педагогов "Картотека игр на развитие коммуникативных способностей"
консультация

Материал содержит информцию о значении коммуникативных способностей в психологическом развитии ребенка, а также игры, способствующие развитию коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл medvedeva_01_-_07.docx40.1 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов: «Картотека игр на развитие коммуникативных способностей».

Подготовил педагог-психолог Медведева Е.В.

C:\Documents and Settings\Admin\Local Settings\Temporary Internet Files\Content.Word\vsv0G5NMXpA.JPG

Формирование коммуникативности – важнейшее условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, с помощью дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых игр.

1. Игра «Испорченный телефон».                                                                                                                  

Дети по цепочке передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух.  Затем ребята выясняют, какое слово должны были передать, где «телефон» испортился.

2. Игра «Вышли мыши как-то раз».

Ритмическая игра с высокой степенью эмоционального заражения. Облегчает включение в деятельность. Может использоваться как игра для развития интонационной стороны речи (темп, громкость).

Описание игры. Вышли мыши как-то раз

Посмотреть, который час

Раз-два, три-четыре,

Мыши дернули за гири

Вдруг раздался страшный звон –

Убежали мыши вон.

Участники рассказывают стихотворение, сопровождая слова движениями (топают или хлопают ладонями по коленям поочередно правой и левой рукой). Со словами «страшный звон» - можно, например, позвонить в колокольчик. Последняя строка произносится в быстром темпе.

3. Ритмическая игра на подражание и освоение схемы тела  «Правая и левая».

Правая и левая водят поезда.

Правая и левая строят города.

Правая и левая могут шить и штопать.

Правая и левая могут громко хлопать.

Ночь стоит над городом, руки так устали,

Правая и левая спят на одеяле.

Рассказывая стихотворение, участники сопровождают его соответствующими движениями: показывают поочередно правую и левую руку и подражают тем действиям, о которых говорится.  

  1. Волшебный букет цветов.

Цель: учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Оборудование: Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Воспитатель: (показывает на лежащий, на полу кусок ткани) Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы  смотрите на эту полянку?

Дети: Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель: Как вы думаете, чего на ней не хватает? 

Дети: Цветов.

Воспитатель: Невеселая жизнь на такой полянке. Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие красивые цветы от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети: Веселое, счастливое.

Воспитатель, таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относиться друг к другу и говорить хорошие слова.  

  1. Игра «Дотронься до…»

Все играющие расходятся по команде. Ведущий говорит: «Дотронься до того у кого длинные волосы» или «Дотронься до того кто самый маленький» и т.д. Все участники должны быстро сориентироваться, обнаружить, у кого есть данный признак и нежно дотронуться.

  1. Игра «Если да - похлопай, если нет – потопай».

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания».

Количество играющих: два или более человек.

 Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».

  1. Игра «Ау».

Цель: развитие интереса к сверстникам, слухового восприятия.

Количество играющих: 5-6 человек.

Описание игры: один ребенок стоит спиной ко всем остальным, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» - и потерявшийся должен угадать, кто его позвал.

Комментарий: игра косвенно стимулирует интерес детей друг к другу через игровое правило. Эту игру хорошо использовать в процессе знакомства детей друг с другом. Ребенку, стоящему спиной ко всем остальным, легче преодолеть барьер в общении, побороть тревогу при знакомстве.   

  1. Игра «Клеевой ручеек».

Цель: развить умение действовать и осуществлять само- и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.

  1. Подняться и сойти со стула.
  2. Проползти под столом.
  3. Обогнуть «широкое озеро».
  4. Пробраться через «дремучий лес».
  5. Спрятаться от диких животных.

Непременное условие для ребят: на протяжении всей игры они не должны отцепляться друг от друга.

  1. Игра «Подарок на всех».

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувство коллектива.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, чтобы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?

Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего лепестка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть, по - моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

  1. Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся.

Цель: развить умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.

Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Воспитатель дает задания:

- Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки;

- снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;

- ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

            11. Игры – ситуации.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

  1. Два мальчика поссорились – помири их.
  2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.
  3. Ты нашел на улице слабого, замученного котенка  - пожалей его.
  4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения помириться с ним.
  5. Ты пришел в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.
  6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.
  7. Ты пришел в библиотеку – попроси интересующую тебя книгу у библиотекаря.
  8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они не захотят тебя принять?
  9.   Дети играют, у одного ребенка нет игрушки – поделись с ним.
  10. Ребенок плачет – успокой его.
  11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.
  12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
  13. Ты пришел с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.
  14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил?

12.Игра «Коврик примирения».

Цель: развивать коммуникативные навыки и умения разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга  на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется  и при обсуждении «Как поделить игрушку».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему «Влияние хореографической деятельности на развитие коммуникативных способностей ребенка».

Влияние хореографической деятельности на развитие коммуникативных способностей ребенка....

Консультация на тему: «Развитие коммуникативных способностей дошкольников»

Дошкольный возраст – уникальный период интенсивного, всестороннего развития ребёнка. В дошкольном возрасте закладываются начальные ключевые компетенции, главной из которых является коммуникативная....

Консультация для воспитателей "«Русская народная сказка, как средство развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

В консультации  раскрыты приёмы работы со сказками, представлен алгоритм работы со сказкой в ходе  непосредственно образовательной деятельности....

Консультация развитие коммуникативных способностей детей

Дети дошкольного возраста, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого  общения – устной речью. Поэтому проблема развития речи детей средствами малых форм фольклора на сегодн...

Консультация :"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников".

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников...