Организация игр с природным материалом используемые в воспитательно-образовательном процессе
консультация (старшая группа)

Гишварова Альбина Адгамовна

В настоящее время возникла необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Дети все дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как педагоги и родители уделяют недостаточно внимания приобщению детей к миру прекрасного, в то время, как одна из форм работы в данном направлении, работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь ко всему живому.

Цель данной работы: рассмотрение особенностей организации игр с природным материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx50.42 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №6

г.Туймазы муниципального района Туймазинский район Республика Башкортостан






Организация игр с природным материалом

используемые в воспитательно-образовательном процессе


                                                                                         Выполнил: Гишварова А.А.

                                                                                         воспитатель старшей группы

                                                                                         квалификационная категория: первая

                                                                                         стаж в данной должности : 12 лет




2019

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Виды игр с природным материалом, используемые в воспитательно-образовательном процессе…………………………………………………………..5

1.1 Игры с песком…………………………………………………………………....6

1.2 Игры с водой……………………………………………………….………..……6

1.3 Игры с растительным материалом………………………………………..……..7

1.4 Игры с глиной, камушками и ракушками …………………………….…..........7

1.5 Дидактические игры с использованием природного .материала…………………………………………………………………………….8

2. Методические рекомендации по организации работы с природным материалом…………………………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………………..…...14

Литература……………………………………………………………………….….15

Приложения

Приложение 1.Картотека игр с водой………………………………………….….16

Приложение 2. Картотека игр с камушками и .ракушками……………………………………………………………………..……17

Приложение 3. Картотека дидактических игр с природным материалом ………………………………………………………………………………………..20

Приложение 4. Кратковременный проект для старшей группы

«Маленькие исследователи»…………………………………………………….…22

Введение

В настоящее время возникла необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Дети все дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Актуальность данной темы не вызывает сомнения, так как педагоги и родители уделяют недостаточно внимания приобщению детей к миру прекрасного, в то время, как одна из форм работы в данном направлении, работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь ко всему живому.

Цель данной работы: рассмотрение особенностей организации игр с природным материалом.

Задачи, которые стоят перед работой:

1) рассмотреть виды игр с природным материалом, используемые в воспитательно-образовательном процессе

2) изучить специфику организации работы с природным материалом

3) представить картотеки игр, краткосрочных проектов, примерное содержание предметно-развивающей среды с использованием природного материала.

Известно, что игры детей с природными материалами есть исторически сложившаяся деятельность детей, заключающаяся в воспроизведении действий взрослых и направленная на ориентировку и познание предметной действительности. На самых первых ступенях развития общества, когда основным способом добывания пищи являлось собирательство, игры не существовало. Дети рано включались в жизнь взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления орудий. Только усложнение орудий труда, привели к существенному изменению положения ребенка в обществе и необходимости возникновения игр - упражнений. Дети, подражая взрослым, рыхлили землю, рыли канавки, лепили из глины и т.д. Такие игры служили средством подготовки детей к труду. Первое педагогическое обоснование важности игр с природными материалами для развития детей находятся в произведениях Платона. [6, с.403].

Дж. Локк рассматривал игру детей с природными материалами как один из путей нравственного совершенствования подрастающего поколения: «Игры детей с природными материалами приучают их «добиваться того, что им нужно, собственными силами и собственным трудом, а этим самым они будут приучаться к скромности в желаниях, к трудолюбию, усердию, размышлению, сметливости и расчетливости; эти качества будут им полезны, когда они станут взрослыми и поэтому должны приобретаться, возможно, раньше и усваиваться, возможно, глубже». [3, с.89]. Роберт Оуэн лишь провозглашал игру детей с природными материалами воспитательно-образовательным средством, но не раскрывал реальных путей использования этого средства ни в теории, ни в практике. Он лишь подчеркивал необходимость наличия площадки для игр, которая также может стать местом встречи для детей от пяти до десяти лет после школьных занятий. Тут же может быть сделан навес, под которым в плохую погоду дети смогут найти себе занятие. Эту идею поддержал и американский педагог Джон Дьюи. Он считал, что развитию маленьких детей наилучшим образом способствует игра. В своих работах «Школа и общество», «Школа и ребенок», «Школа будущего» он пытается раскрыть сущность детской игры и приходит к выводу, что в основе игр с природными материалами лежит «построительный инстинкт», который реализуется в процессе «придания материалам осязаемых форм». Дж. Дьюи категорически возражал против того, что детей нужно тщательно охранять от реальных предметов и реальных поступков. Он считал, что игры с разнообразными материалами: дерево, песок, глина, камни, пряжа, железо и т.д., дают повод ребенку для применения материалов реальным образом. Такие игры вызывают живость чувств и точность наблюдений; они требуют ясного представления результатов, которых надо достигнуть, а также непосредственности и изобретательности в создании построек. Несколько с иных позиций оценивала игры с природными материалами французский педагог Полина Кергомар. Она посчитала правомерным ввести игры в план работы материнских школ во Франции, и разработала содержание и методику руководства ими. Среди игр она особую роль отводила играм с природными материалами: водой, камешками, мхами, палочками. «А песок! Сколько счастья дает он детям. Мне кажется, что, если бы его отняли у наших парижских мальчуганов, они подняли бы революцию. Ребенок, у которого есть песок, играет самостоятельно, он роет колодцы, строит сады, горы, нагружает тележки». [2, с.360]. П. Кергомар подчеркивала обучающее и воспитывающее значение игр с природными материалами. Они, с одной стороны, дают ребенку знания о свойствах воды, песка, камней и т.д., а с другой стороны - стимулируют развитие активности, инициативности, изобретательности, эмоций. Бросая в ручеек пробку, листик или клочок бумаги, ребенок с криками радости или страха следит за своей лодочкой. Педагог подчеркивала необходимость руководящей роли воспитателя. Он должен предоставить ребенку разнообразный природный материал для игр, предложить темы, снабдить лопатками, ведерками, тачками, коробками, баночками и т.п. Итальянский педагог Мария Монтессори также не отрицала роли природного материала в развитии детей. Но занятия ребенка с глиной, песком, водой, камнями она считала не игрой, а ручным трудом. Дети лепят вазы, посуду, кирпичики, домики, украшают их камешками и стеклами. «Как они радуются, когда целый домик, результат их собственных трудов, вырастает рядом с участком, на котором они, также собственными заботами, разводят свой сад». [5, с. 155]. Эти занятия упражняют руку ребенка, развивают внимание, приучают детей создавать полезные вещи и ценить предметы, окружающие их. М. Монтессори, решая проблемы сенсорного развития детей, разрабатывала всевозможные дидактические пособия для развития внешних органов чувств, которые изготавливались из натуральных материалов. Игра заставляет припоминать, делать выводы и составлять суждения, совершать открытия, а не усваивать знания, преподносимые педагогом или книгой. Однако предоставляя ребенку большую свободу в играх, в действиях, в своих работах О. Декроли предупреждал, что все же педагог должен быть всегда рядом с играющим ребенком, чтобы активно помогать во всех затруднениях, отвечать на вопросы, удовлетворять интересы и потребности и улавливать запросы. Целая плеяда зарубежных педагогов, даже не занимаясь специально проблемой игры, отмечала, что игры с природными материалами служит средством для более быстрого и эффективного развития детей. Русские педагоги К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, А. С. Симанович, Л. К. Шлегер и др. также однозначно отмечали положительную роль игр с природными материалами в воспитании и обучении дошкольников. В своих работах они подробно останавливались на важности создания условий для игр детей с природными материалами и разработке разнообразного содержания этих игр. В советский период проблемой игр с природными материалами занимались Е. И. Тихеева, Л. И. Чулицкая, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий, В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова и др. Теоретические основы игр с природными материалами представлены в психолого-педагогических исследованиях В. М. Васильевой, М. Д. Игрицкой, Е.И. Корзаковой, К. М. Лобановой, Е. А. Флериной и др. Значимость данного вида игр они видели в решении важных задач сенсорного воспитания, в развитии чувственного опыта детей, в совершенствовании таких жизненно важных психических процессов, как ощущение, восприятие, являющихся первыми ступенями в познании окружающего мира.

Для эффективного влияния на процесс всестороннего гармоничного развития ребенка необходима обязательная, грамотная организация со стороны взрослого.

1. Виды игр с природным материалом, используемые в воспитательно-образовательном процессе

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то уборка игрушек, прием пищи. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Игра помогает выражать свои чувства, так как в дошкольном возрасте, особенно в младшем, дети испытывают нехватку вербальных средств. С этой точки зрения игрушки для ребенка — это слова, а сама игра — это речь, рассказ. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования. Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

1.1. Игры с песком

Педагогическое руководство играми с природными материалами должно быть направлено на организацию условий, необходимых для развития ориентировочной деятельности детей и различных игровых действий. Так, для игр с песком следует использовать разнообразные пластмассовые и деревянные лопатки, формочки, воронки, сита, ведерки, фигурки животных, куклы. Сухой песок дети могут пропускать через воронки, заполнять им баночки, пузырьки. Наличие влажного песка позволяет сооружать различные постройки. Действуя, в процессе с песком, ребенок узнает его свойства (вязкость, плотность и др.) и в тоже время увлекательно играет. При наличии соответствующих игрушек дети разнообразно действуют с ними. Созидательная деятельность требует постоянного руководства ею. Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться уточнением представлений детей о свойствах материалов, показом приемов строительства, то при переходе к строительно-сюжетным играм усложняются и характер показа, и форма организации совместной игры. Строительно-сюжетные игры предполагают наличие у детей более совершенных и разнообразных умений. Даже при постройке простого домика из песка или снега ребенок должен действовать лопаткой по - разному (сгребать, насыпать и т. д.) необходимо, чтобы он умел ориентироваться в расположении своей постройки среди построек других детей, строить вместе с ними на ограниченном пространстве

1.2 Игры с водой

Вода всегда доставляет радость, делает время препровождение более веселым и увлекательным.  Летом появляется замечательная возможность сделать игры для детей более разнообразными. Солнце, свежая зелень, мягкая трава создают великолепные условия для отдыха и игр.

Игры с водой могут осуществляться как в групповой комнате, так и на участке детского сада. Для этого понадобятся непромокаемые фартуки или сменная одежда, используются тазы с водой, разные сосуды (баночки, кувшины, стаканы), воронки, игрушки и предметы (плавающие и тонущие). Вода для игры должна быть тёплой.

Малыши переливают воду из сосуда в сосуд, купают кукол, вовлекаются в несложные опыты, знакомясь со свойствами предметов (плавают — тонут). На участке детского сада малыши собираются около лужи, весеннего ручейка, пускают лодочки, сделанные из бумаги, коры, дерева, бросают разные предметы, чтобы узнать, какие плавают, а какие тонут. В результате в младшем возрасте дети подводятся к пониманию, что вода течет. Дети 4-5 лет усваивают представление о том, что вода растекается, не имеет своей формы, одни предметы в ней плавают, а другие тонут, что она прозрачная.

Таким образом, богатый ассортимент игрушек создает условия для разнообразия действий детей и накопления у них чувственных впечатлений. Но это еще недостаточно для того, чтобы ребенок мог осознанно обобщить качества материалов и умел правильно действовать с игрушками. Необходимо, как в младших группах, так и в старших возрастных группах, участие в играх детей воспитателя. В процессе игры он называет, уточняет, а иногда и изменяет состояние материалов, их свойства; доказывает последовательность игровых действий. В результате чего, постепенно дети овладевают разными способами восприятия признаков материалов и их выявления в каждом отдельном случае. Приложение 1.

1.3 Игры с растительным материалом

Кроме игр с песком, водой и снегом, в средней группе проводят игры с игрушками-самоделками, выполненными детьми совместно с воспитателем из коры, шишек, желудей, травы, палочек, глины. Это могут быть лодочки, кораблики, птицы, животные, различная мебель.

В летнее время на участке недалеко от песочниц следует оборудовать стол с полочками или ящиком с отделениями для материалов. Для того чтобы заинтересовать ребят, воспитатель делает несколько одинаковых игрушек и дает их детям, рассказывает, из каких материалов они сделаны; знакомит детей с этими материалами и предлагает попробовать сделать такую же игрушку.

Дети любят эти игрушки и интересно с ними играют. Изготовление игрушек предполагает помощь воспитателя. Причем он не должен также упускать возможности показать ребенку преимущества совместной работы.

Таким образом, с ребенком 4—5-летнего возраста можно играть в разнообразные строительные игры. Они доставляют детям большое удовольствие, воспитывают любовь к технике, развивают конструктивные способности, мыслительную активность.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты.

1.4. Игры с глиной, камушками и ракушкой

При игре с глиной, добавляя немного воды, и высушив на солнце, можно изготовить глиняную детскую посуду, небольшие кувшины, тазики.

Летом, собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливают гербарии и картины из засушенных цветов и травок.

Игры с «живыми камнями» способствуют развитию воображения и связной речи. Играя с детьми на улице, собирайте вместе камушки разной формы и размера. В дальнейшем на них можно рисовать растения, животных, сказочных персонажей. Также использовать как формы домов, машин, животных. Каждый раз можно использовать разные камушки для составления историй. Кроме того, на камнях можно нарисовать цифры или буквы и использовать их как дидактический материал при обучении ребенка счету и чтению.

Игры с детьми по изготовлению сувениров и поделок из природных материалов, привезенных с моря интересны и детям и взрослым. Такое занятие позволит скрасить холодные зимние вечера и наполнить их воспоминаниями о прекрасном летнем отдыхе. Показать детям, как отличаются морские ракушки одна от другой. Игры с детьми по созданию поделок из природных материалов, это не только увлекательное занятие, но и ненавязчивое обучение. Игры с детьми по изготовлению поделок из природных материалов не просто дает возможность занять время, но и пробуждает фантазию ребенка. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. В процессе систематического труда, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. А это важно для подготовки рук к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки. Совершенствованию координации движений. Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.

После того, как вы сделаете несколько простых поделок, можно приступать к изготовлению более сложных. Используйте другие природные материалы, комбинируйте, дайте волю фантазии и позвольте детям почувствовать прелесть творчества. Приложение 2.

1.5. Дидактические игры с использованием природного материала

Как уже говорилось выше, у детей вызывают игры с природным материалом наибольшую заинтересованность. Такие игры являются необычными для них, в отличие от готовых, купленных в магазине. Они развивают у детей художественные способности, фантазию, воображение, мелкую моторику. Дидактические игры с природными материалами являются основным способом сенсорного развития познавательной деятельности детей.

Вo второй младшей группе дидактические игры с природным материалом лучше всего вводить, иcпользуя уже знакомые детям овощи и фрукты. С помощью воспитателя дети овладеют умением различать предметы, выделять их отдельные признаки, находить похожие. Чтобы детям было легче отличать одни фрукты и овощи от других, для первых игр следует подбирать материалы, резко отличные по характерным признакам, а затем постепенно добавлять похожие.

Проводя дидактические игры с детьми 4-5 лет — средняя группа,—учитывают возросший уровень знаний ребят, опыт решения предложенных задач.

Усложнение игр выражается в увеличении количества природного материала, в требовании более самостоятельно выполнять игровые задания, а также в том, что дети сами должны контролировать правильность выполнения поставленной задачи.

Небольшое усложнение задачи вводится и в содержание знаний о комнатных растениях: от детей требуется более точное определение окраски листьев, с названием оттенков (темно- или светло-зеленый лист).

Намечая игры, воспитатель должен предусмотреть их постепенное усложнение. Составить план проведения игр будет проще, если педагог предварительно наметит дидактические задачи игр по мере возрастания их трудности. Для детей второй младшей и средней групп эти задачи могут быть следующими:

  1. находить предметы по сходству. Растительный мир, окружающий ребенка, многообразен. Чтобы лучше в нем ориентироваться, дети должны уметь выделять отдельные предметы из окружающей природы. Легче научить их этому в играх (вначале с овощами и фруктами, а затем с комнатными растениями, деревьями и кустарниками);
  2. находить предметы по слову-названию. Дети знают мало названий растений, часто пользуются обобщенным словом «цветы» или «деревья». Важно закрепить в их памяти названия знакомых предметов, помочь усвоить новые названия;
  3. выделять отдельные признаки растений. При этом дошкольники больше узнают о представителях растительного мира, у них развивается умение обобщать полученные впечатления;
  4. узнавать предметы с помощью одного из органов чувств (на ощупь, на вкус, по запаху) и называть их. Решение этой задачи позволит детям ближе познакомиться с признаками и качествами предметов растительного мира;
  5. группировать предметы по внешнему признаку (окраске, форме). Упражняясь в группировке предметов, дети закрепляют знания, полученные ранее;
  6. находить целое по части. Выполнение этого задания даст детям возможность лучше узнать составные части растений, их признаки;
  7. находить растения по описанию взрослого. Научившись делать это, дошкольники смогут лучше увидеть отличительные признаки растений, учиться мыслить абстрактно.

В играх с детьми пятого года жизни вводится новая дидактическая задача, решение которой направлено на воспитание у детей умения описывать предметы растительного мира. Сначала дети делают это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно. Задание усложняется в такой последовательности: сначала дети называют признаки, отвечая на вопросы воспитателя; затем несколько детей совместно составляет описание, а кто-то один отгадывает, и только после этого уже одному ребенку предлагают самостоятельно перечислить отличительные признаки предмета.

При организации дидактических игр с природным материалом в младшей группе нужно обращать внимание на то, чтобы все дети активно участвовали в игре, чтобы у каждого ребенка было какое-нибудь задание, чтобы каждый получил роль.

Можно предложить малышу повторить действие, только что выполненное другим ребенком. Обычно это доставляет детям удовольствие.

Во время игр надо знакомить детей с общепринятыми терминами, их употреблением в речи. Малыши должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина». Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.

С младшего дошкольного возраста надо приучать детей пользоваться общепринятыми определениями характерных свойств, качеств, признаков предметов и явлений.

В ходе игры у малышей проявляется желание хорошо рассмотреть предмет, поиграть с ним. Такой интерес можно использовать для того, чтобы познакомить ребенка с некоторыми признаками и свойствами предметов.

Желание поиграть с листьями, цветами часто вызывается у дошкольников стремлением украсить групповую комнату, свой обеденный стол, подарить букет взрослым, младшим детям. Проводя такие игры, надо приучать детей бережно относиться к растениям, приучать их не рвать без надобности цветы.

Благодаря природным факторам, значительно богаче становится содержание игр по формированию элементарных математических представлений (д/и «Кто быстрее соберет», материал шапочки желудей разные по форме, «Найди отличия», возможны различные варианты, «Лото из камушков», «Что изменилось?», материал осенние листья.

Описываемые игры вариативны, их можно усложнять по мере накопления конкретных представлений детей об окружающем мире. Дидактические задачи в играх с природными материалами могут быть самыми разнообразными, в зависимости от целей их постановки взрослым и желании реализации ребенка.

Таким образом, тактильное взаимодействие с окружающей средой начинается уже в раннем возрасте и продолжается на протяжении всей жизни, являясь важным условием и средством психического развития ребенка, а также благополучие эмоциональной сферы. Природная среда является тем уникальным местом, где малыш получает первый опыт творческой работы и где игра, изобразительная деятельность и спонтанность тесно связаны друг с другом. Еще К.Д.Ушинский писал: «дети не любят игрушек неподвижных, законченных, хорошо сделанных, которые они не могут изменить по своему желанию... лучшая игрушка для ребенка та, которую он может заставить измениться самым разнообразным образом... для детей лучшая игрушка — куча песка». Приложение 3.

2. Методические рекомендации по организации и руководству работы с природным материалом

Методика организации работы детей дошкольного возраста с природным материалом основывается на принципах дидактики: систематичности, последовательности, доступности. Очень важно, чтобы ребенок действовал активно, с настроением. Для этого необходимо учитывать его индивидуальные возможности на начальном этапе организации работы, дальнейшее их расширение и изменение. Необходимо в начале выяснить, как дети относятся к природному материалу, знают ли что-нибудь о нем, что умеют делать с помощью него. Следует пробудить интерес детей к природному материалу, желание действовать с ним.

В последнее время очень часто практикуется проектная опытно-экспериментальная деятельность, в том числе и в работе с природным материалом, которая позволяет самым доступным и естественным способом формирования конкретных представлений о природе у дошкольников. Педагог посредством игры с ребенком может ненавязчиво сообщить о свойствах и качествах природных материалов, расширить и обобщить знания о тех или иных свойствах того или иного материала, обратить внимание на закономерности, существующие в природе, на то, как неживая природа влияет на строение и состояние объектов живой природы. Изучение неживой

природы в процессе игр с ее объектами на полисенсорной основе помогает ребенку ознакомиться с признаками, качествами и свойствами, которые невозможно объяснить с помощью слов и иллюстраций. Приложение 5, 6.

Игры с природными материалами проходят в три этапа:

1 этап - игры, направленные на познание свойств;

2 этап - игры, направленные на изменение состояния природных материалов;

3 этап - игры, направленные на использование природных материалов в конкретной детской деятельности.

Организуя работу по изготовлению игрушек из природного материала, необходимо учитывать уровень знаний и практических умений детей. Изготовлению задуманной игрушки предшествует большая подготовительная работа к ее созданию. С детьми проводятся экскурсии в природу. Во время экскурсии в природу педагог напоминает детям, что для изготовления игрушек из природного материала используют кору высохших или срубленных деревьев, кустарников. На глазах у детей воспитатель делает 1-2 простые игрушки, вызывая тем самым у детей интерес к изготовлению поделок из природного материала. Собранные сухие корни, ветви. Шишки, сучки имеют причудливую форму. Педагог предлагает детям ответить на вопросы: «На что похоже? Что напоминает?» Побуждает ребенка сравнивать их, внимательно вглядываться в материал, фантазировать, продумывать заранее, что из него можно будет сделать. В группе необходимо устраивать выставки детских работ из природного материала, так как детям очень нравится разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками — каждый хочет научиться делать такие игрушки. Работа над изготовлением игрушек из природного материала выполняется детьми успешнее, если они имеют возможность заниматься ею в других видах деятельности: на занятиях по лепке, аппликации. Дети любят делать аппликации из семян тыквы, засушенных листьев. На этих занятиях они знакомятся с новым для них приемом наклеивания аппликации: наносят клей не на деталь, на то место, куда будут накладываться.

В группе и в детском саду необходимо устраивать выставки детских и детско - родительских работ из природного материала, так как детям очень нравится разглядывать готовые материалы, выполненные их сверстниками и их родителями — каждый хочет научиться делать такие игрушки, а совместная детско-родительская деятельность по созданию поделок благотворно влияет на отношения между родителями и их детьми, способствует сближению, эмоциональному общению, чего так не хватает в настоящее время.

Целесообразно учить детей одну и ту же игрушку мастерить из различного материала. При создании игрушек можно предложить детям комбинировать природный материал. Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соединения частей игрушки — склеивание. Соединять части игрушки можно и при помощи веточек, спичек, палочек, для чего потребуется шило. Основную работу с шилом выполняет воспитатель. Детали можно соединять нитками, проволокой.

Необходимо соблюдать некоторые правила при изготовлении поделок:

 не окрашивать природный материал, наша задача — научить детей подчеркивать его естественную красоту. Гораздо лучше покрывать поделки бесцветным лаком, чтобы сделать их более прочными и красивыми;

 не использовать при оформлении другой материал, например бумагу, поролон, пенопласт и др. От этого поделка теряет свою естественную прелесть;

 не использовать тот материал, который может нанести ребенку травму или угрожать его здоровью (репейник, ядовитые растения и пр.).

Необходимо чаще организовывать прогулки, экскурсии, в ходе которых не только наблюдать, но и собирать природный материал. Учить собирать материал так, чтобы не нанести ущерб природе: береста и кора бережно снимаются с поваленных деревьев, веточки — сухие, шишки, семена, листья.

К сбору природного материала привлекайте детей уже с младшего возраста. Это шишки, семена (липы, клена, ясеня), корни, изогнутые веточки, листья, засушенные лепестки цветов и т.д.

Храните природный материал в коробках под крышками. Если коробки большие, их делят внутри на ячейки и используют для хранения мелкого материала. На крышке наклеиваются соответствующие обозначения с тем, чтобы ребенок мог быстро найти все необходимое. Материал должен быть рассортирован.

Необходимо предупредить ребят, что во время работы не следует торопиться, нужно проявить терпение. Подсказывать некоторые приемы склеивания, которые ускоряют процесс изготовления поделки.

Для знакомства детей с работой с растительным материалом при изготовлении поделок могут понадобиться достаточное количество материала, поэтому для пополнения его запаса можно привлечь к работе родителей. Предложив им при прогулке с ребенком собрать немного, тех же семян крылатки, или при съедании яблока дома оставить семена, промыть их и высушить.

Таким образом, при выполнении работ с природными материалами необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  • вступительная беседа воспитателя о материале, с которым предстоит работать. Рассказ должен сопровождаться показом данного материала: детям можно разрешить потрогать, ощутить поверхность семян ясеня, обследовать форму, обратить внимание на цвет;
  • сообщить тему и показ образца игрушки;
  • анализ образца и показ приемов создания игрушки. Здесь желательно использовать возможности детей анализировать образец, побуждать их к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания. Педагог корректирует ответы детей, направляя их внимание на особенности работы с данным материалом;
  • изготовление игрушки. В процессе труда воспитатель осуществляет контроль за работой детей, следит за соблюдением ими правил техники безопасности при пользовании инструментами, оказывает затрудняющимися необходимую помощь, побуждает ребят к самостоятельному поиску путей совершенствования конструкции игрушки, ее украшения, способствует проявлению дружеских взаимоотношений между детьми в ходе выполнения заданий;
  • анализ готовой игрушки (внимание ребёнка направляют на её внешние характерные особенности: цвет, форма, величина, части и детали, на материал, из которого сделана игрушка и из чего она ещё может быть изготовлена), в процессе которого у детей формируют умение оценивать результаты своей работы и работы товарищей.
  • уборка рабочих мест, инструментов и оставшихся материалов.

В детском саду работу с природным материалом организуют в первой половине дня 2 раза в месяц, и 1 раз в неделю — кружковая работа (во второй половине дня). Заниматься можно сразу со своей группой (если поделки простые) или по подгруппам.

В группе должны быть созданы условия работы с природным материалом в свободное время, определенное место, где дети при желании могли бы заниматься этой деятельностью. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования вопрос организации предметно-развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Необходимо, чтобы предметно – развивающая среда позволяла обогатить опыт эмоционально – практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы, чтобы среда стимулировала развитие самостоятельности, инициативности, место, где дети могли реализовывать свои способности.

Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе, в группе выделены зоны организации определенного вида деятельности. Они не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой уголок по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувства радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой совместной деятельности. Приложение 7.

Примерный перечень материала, который может быть представлен в центре познавательного развития:

Природный материал:

шишки (сосны, ели, лиственницы, ольхи) орехи и их скорлупа (грецкие, лесные, кедровые, земляные), каштаны, желуди, кора, ветки, корни, листья, семена, шиповник, рябина, кукурузные початки, солома, мох, птичьи перья, ракушки.

Дополнительные материалы:

бумага, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей ПВХ, цветные лоскутки, фанера, галька, косточки, леска и др.

Инструменты:

шило, ножницы, нож, иголка, скрепка, кисточка и др.

Качество изготовления поделок зависит:

1) от грамотного методического руководства со стороны воспитателя (взрослого);

2) уровня умственного развития ребенка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы над игрушкой, адекватно оценивать результат своего труда и т. д.);

3) степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом и инструментами;

4) развития у ребенка таких качеств, как настойчивость, целеустремленность, внимательность, старательность, любознательность, взаимопомощь и др.

Необходимо помнить, что созданная педагогом среда должна быть полифункциональная и безопасная.

Заключение

Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Именно   этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, фундаментаосновы будущей личности, формирования предпосылок физического, умственного, нравственного развития ребенка. Очень важно, чтобы на каждом этапе работы ребенок действовал активно, с настроением. Оно развивает интерес и любовь к природе, бережное к ней отношение, художественный вкус, творческое воображение и конструкторские способности, сноровку, изобретательность, трудолюбие, усидчивость и терпение. Работая с природным материалом, ребенок знакомится с его свойствами, у него развивается мелкая мускулатура рук, координация движений и др. Очень нравится ребятам разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками,- каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое.

Работа с природным материалом в большей мере удовлетворяют любознательность детей. Результаты детского труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. За каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих индивидуальные способности каждого ребенка. При правильной организации воспитательно-образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Литература

  1. Гульянц, Э. К., Что можно сделать из природного материала [Текст]: Кн. для воспитателя дет. сада/ Гульянц, Э. К.Базик И. Я. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 175 с.
  2. Кергомар, П. Дошкольное воспитание и детские сады во Франции [Текст] / П. Кергомар. – Москва, 2000 // История зарубежной дошкольной педагогики : хрестоматия : учебное пособие / ред. С.Ф. Егоров. – Москва : Академия, 2000. – С. 314-335.
  3. Локк, Дж. Мысли о воспитании [Текст] / Дж. Локк. // История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б. Мчедлидзе и др. 2-е изд., доп. - М., 1986 – С. 74 - 89
  4. Лыкова, И. А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировки и скульптуры из природного материала [Текст] / И. А. Лыкова. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. – 160 с. – с. 4 -8.
  5. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики [Текст] / М. Монтессори. – М.: Астрель: АСТ, 2006
  6. Платон. Государство. Законы. Политика [Текст] / Платон; авт. предисл. Е. И. Темнов. - Москва: Мысль, 1998. – 798 с.
  7. Султанова, М.Д., Простые опыты с бумагой [Текст] / Султанова, М.Д. – Изд-во: Хатбер - пресс, 2014, 16 с.
  8. Султанова, М.Д., Простые опыты с водой [Текст] / Султанова, М.Д. – Изд-во: Хатбер - пресс, 2014, 16 с.
  9. Султанова, М.Д., Простые опыты с природными материалами [Текст] / Султанова, М.Д. – Изд-во: Хатбер - пресс, 2014, 16 с.

Приложение 1.

Картотека игр с водой

«Здравствуй, водичка!» 

Возраст: 3-6 лет

Цель: способствование накоплению у детей конкретных представлений о том, что вода жидкая и может просачиваться; формирование эмоционально-положительного отношения к воде.

Материал: емкость с водой.

Описание: взрослый предлагает поздороваться с водой. Для этого ребенок дотрагивается до поверхности воды одной рукой (ладошкой и тыльной стороной), потом другой, затем двумя руками. Педагог отмечает, что если делать все движения медленно аккуратно, то вода будет нежной, ласковой и не будет разбрызгиваться. Предлагает вспомнить, как дети здоровались с песочком, сжимая его в кулачке. Дети пытаются таким же образом поздороваться и с водой. Затем взрослый складывает ладони лодочкой, зачерпывает воду и приговаривает: Всем нужна водичка - И рыбке, и птичке, И деревьям в лесу, И цветочкам на лугу. И котятам, и тигрятам, даже маленьким ребятам. Везде и всегда помогает нам вода. Зачерпнув воду двумя ладонями, ребенок наблюдает, как медленно, капля за каплей просачивается опять в емкость с водой. Детям постарше можно предложить описать и сравнить свои ощущения: приятно - неприятно, тепло - холодно, мокро и т. п.

«Буря в стакане»

Возраст: 4-6 лет

 Цель: формирование представлений о том, что вода насыщается воздухом.

Материал: стакан с кипяченой водой, соломинки с разной шириной отверстия и разной длины.

Описание: педагог рассказывает, что в Стране воды много разных жителей. Она предлагает детям вспомнить тех, кто живет в воде. И рыбы, и раки, и пиявки живут в воде. Они в ней передвигаются, питаются и дышат. А как же воздух попадает в воду? Взрослый ставит перед ребенком стакан с кипяченой водой и предлагает подуть в воду через соломинку. Бурление воды показывает, как воздух стремится на поверхность. Он легче воды. В то же время можно обратить внимание детей на то, что вода насыщается воздухом. Об этом нам говорят маленькие пузырьки, которые образуются на стенках стакана. Игра вызывает большой всплеск эмоций у детей. Можно предложить ребенку подуть в соломинки с разной шириной отверстия и разной длины и понаблюдать, когда вода будет бурлить бурно, а когда спокойно.

«Цветная вода»

Возраст – 4-5 лет

Цель: демонстрация свойств воды.

Материал: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым)

Описание: расставьте стаканы в ряд на столе и наполните водой. Возьмите на кисточку краску одного из основных цветов - красный, желтый, синий, зеленый (можете начинать с любимого цвета ребенка, если такой есть, это поможет вовлечь ребенка в игру) - и разведите в одном из стаканов. Комментируя свои действия, постарайтесь привлечь внимание ребенка, внесите элемент "волшебства": "Сейчас возьмем на кисточку твою любимую желтую краску, вот так. А теперь... опустим в стакан с водой. Интересно, что получится? Смотри, как красиво!" Можно разнообразить эффект и в следующем стакане понять, какой из способов ему больше нравится.

«Аквариум»

Возраст – 3-5 лет

Цель: развитие мелкой моторики, снижение эмоционального напряжения

Материал: банка с водой, мел и пластмассовые предметы (пуговицы, мозаика, фишки, шарики), поварешка, ложка с длинной ручкой, дуршлаг (ложка с дырочками).

Описание: мелкие предметы бросают в сосуд, беря их тремя пальцами то правой, то левой руки. После того, как аквариум заполнен, рыбок можно половить. Ребенку дается возможность попробовать все предметы в качестве "сачка", причем вытаскивать нужно, не помогая другой рукой

«Кукольный обед»

Возраст: 4-5 лет

Цель: формирование у детей элементарных математических навыков, развитие мелкой моторики.

Материал: стаканчики разного размера, с водой разного цвета

Описание: накройте на стол, расставьте стаканы, усадите кукол и мишек и угостите их разными напитками. В игре красная вода превращается в томатный сок, белая - в молоко, оранжевая - в фанту, а коричневая - в кофе… Можно затеять игру в "Ресторан" или "Кафе", учитывая опыт и возраст ребенка. Игра может стать поводом поупражняться в счете - посчитайте стаканы с напитками, чтобы они соответствовали количеству "гостей". Используя стаканчики разного размера, можно знакомить ребенка с понятием величины.

«Тонет — не тонет»

Возраст: 3-6 лет

Цель: формирование представления о том, что легкие предметы вода выталкивает, а тяжелые в ней тонут.

Материал: миска с водой, разнообразные мелкие предметы.

Описание: педагог предлагает  поиграть в игру-загадку. Показывает предмет, а дети угадывают: тонет ли этот предмет в воде или нет. После высказанного предположения предмет кладут в воду и проверяют. Желательно подобрать предметы различной величины и из разных материалов (деревянные, металлические, пластмассовые, керамические, стеклянные, резиновые, бумажные и комбинированные). Затем ребенок достает предмет из воды и в одну коробочку кладет плавающие предметы, а в другую - тонущие. Так продолжается пока все предметы не будут испробованы и размещены по отдельным коробочкам.

 Приложение 2.

Картотека игр с камушками и ракушками

«Родовое дерево»

Цель: создание родового дерева совместно с ребёнком, объясняя родственные связи.

Материал: нарисованное на листе бумаги дерево с симметрично расположенными на нём тремя уровнями ветвей, камушки.

Описание: Ребёнку необходимо выбрать пуговицу, принадлежащую маме и положить её слева от ствола дерева, выбрать «папин» камешек и положить его справа от ствола. Старшее поколение обозначают самыми большими камешками, младшее – самыми маленькими.

«Поезд»

Цель: развитие мелкой моторики.

Материал: пуговицы разных размеров и цветов.

Описание: Сложить ракушки или камешки в виде дорожки. Чем больше природного материала выстроено в дорожке, тем длиннее поезд. 

«Самостоятельное открытие»

Цельнаучить соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговиц, развивать глазомер и навыки сопоставления.

Материал: камешки разной окраски и размеров, пластиковая бутылка.

Описание: Показать ребёнку, как камушки можно проталкивать в горлышко бутылки. Предоставьте ребенку возможность сделать это самостоятельно.

«Сортировка»

Цель: развитие стереогностического восприятия в связи с визуальным представлением

Материал: коллекция природного материала

Описание: Любой природный материал прекрасно подходит для заданий по сортировке. Ребенку предлагается отобрать только самый крупный или, напротив, самый мелкий, либо материал определенного цвета, а детям старше, которые научились считать, предоставьте возможность пересчитать его и т.п.

«Картинки из природного материала»

Цель: развитие творческих способностей и образного мышления

Материал: природный материал

Описание: предложить ребенку выкладывать из природного материала цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.

«Коврики»

Цель: развитие творческих способностей и образного мышления, формирование математических понятий

Материал: природный материал, небольшой лоскуток однотонной ткани (квадратный или прямоугольный) или лист цветного картона.

Описание: Выложить узор. В этой игре отрабатываются математических понятия: внизу, вверху, слева, справа, в верхнем (нижнем) левом (правом) углу, в центре и т.п.

«Поймай рыбку»

Цель: развитие мелкой моторики, навыков счета

Материал: таз с водой, сачки, камушки, ракушки, орехи.

Описание: Предлагаем ребенку сачок и просим его выловить только «каменных рыбок», потом только «ореховых» и т.п. С возрастом усложняем задачу: поймать 3 «каменных» и 2 «ореховых рыбки».

«Выложи цифру»

Цель: закрепление навыков счета

Материал: карточки с цифрами, природный материал.

Описание: Напротив каждой цифры просим ребенка выложить соответствующее количество природного материала.

«Массаж»

Цель: снятие эмоционального напряжения

Материал: коробка с камушками.

Описание: Заполните просторную коробку с камушками. Желательно, чтобы их было много. Даем задание

  • опустить руки в коробку;
  • поводить ладонями по поверхности камней;
  • Захватить камни в кулаки, чуть приподнять и разжать кулаки;
  • погрузить руки глубоко в «каменное море» и «поплавать» в нем;
  • перетирать камни между ладонями;
  • пересыпать их из ладошки в ладошку;
  • сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватить «щепотку» камней, отпустить;
  • перекатывать камни между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
  • переместить коробку на пол:
  • погрузить в коробку голые ступни;
  • производить круговые движения;
  • поглубже погрузить ноги в камушки, пошевелить пальцами ног;
  • перебирать пальцами ног камни;
  • перетирать камушки между ступнями;
  • захватить камни пальцами ног, приподнять и разжать пальцы.

Приложение 3.

Картотека дидактических игр с природным материалом

Игра «Собери фигуру» (проводится с группой детей 2-7чел)

Цель: формирование у детей умения анализировать элементарную схему рисунка, развивать мелкую моторику рук.

Материал: ракушки, камушки, карты - образцы, карты - схемы, с контурными изображениями предметов.

Описание: ребенку предлагается с помощью

Игра «Спрячь в ладошке»

Цель: развитие умения соотносить предметы по величине, развитие внимательности, мелкой моторики рук.

Материал: маленькие и большие ракушки.

Описание: педагог дает ребенку большую маленькую ракушки и говорит: «Сейчас я покажу тебе фокус. КРЭКС-ПЭКС-ФЕКС» (забирая маленькую ракушку и пряча ее в ладошке). Предложить ребенку сделать то же самое. Повторить фокус с большой ракушкой. Сравнить ракушки между собой, затем с ладошкой ребенка. Подобные фокусы можно проделывать с любыми другими предметами.

Игра «Найди отличия»

Цель: развитие умения сравнивать узоры из ракушек, находить в них сходства и отличия, развитие памяти, мелкой моторики рук.

Материал: образцы узоров или сюжетные картинки.

Описание: в течение 2-3 минут показывать ребенку карточку или образец узора. Затем предложить ему вторую карточку (образец), на котором отсутствуют или заменены некоторые предметы. Ребенок должен определить, что изменилось.

Игра «Повтори орнамент»

Цель: способствование развитию концентрации внимания, памяти, развития мелкой моторики рук, памяти.

Материал: ракушки разной величины

Описание: педагог дает ребенку половину природного игрового материала, остальную половину берет себе, выкладывая произвольную композицию, затем в течение 1-2 сек. показывает ребенку. Тот должен выложить из ракушек точно такую же композицию по памяти.

Игра «Заполни пустые клетки»

Цель: развитие умения сопоставлять сравнивать группы предметов, находить отличительные признаки.

Материал: разнообразные ракушки по форме и цвету.

Описание: каждый ребенок должен изучить расположение ракушек в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и цвет. Найти закономерность в их расположении и запомнить пустые клеточки. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием. Затем игроки могут поменяться таблицами.

Игра «Цветы на клумбах»

Цель: развитие мелкой моторики рук, логического мышления.

Материал: ракушки, «клумбы» из картона круглой, квадратной, прямоугольной форм. 

Описание: ребенку предлагается распределить цветы на клумбах в соответствии с рассказом: белые цветы росли не на круглой и не на квадратной клумбе; большие цветы росли не на круглой и не на прямоугольной клумбе. Где какие цветы росли?

Игра «Лабиринт для пальчика»

Цель: развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Материал: дорожка-лабиринт из ракушек и морских камушков.

Описание: предложить ребенку добраться пальчиком до домика, проведя им по дорожке.

Приложение 4.

Кратковременный проект для старшей группы

«Маленькие исследователи»

Сроки реализации: 5дней

Цель: Знакомство детей с основными свойствами природных материалов: почвы, песка, глины через исследовательскую деятельность. Приучать детей зарисовывать и отмечать результаты наблюдений

Задачи:

Образовательные:

Учить детей способам исследования окружающего мира на примере проведения опытов с природным материалом

Развивающие:

Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе.

I этап. Подготовительный

Подобрать опыты и подготовить материал для них.

II этап. Реализация проекта

Тема: Исследование свойств природных материалов

Опыт 1

Цель: установить, какие материалы имеют природное происхождение

Материал: одноразовые стаканчики с песком, камнями, желудями, семечками, веточками и ракушками, цветные карандаши

Описание: Рассмотреть содержимое каждого стаканчика и назвать его. Почему материал называется природным? Обвести природный материал зеленым карандашом, а предметы, сделанные из природного материала, красным.

Опыт 2

Цель: исследовать взаимодействие природных материалов с водой

Материал: таз с водой, ложка, одноразовые стаканчики с песком, камнями, желудями, семечками, веточками и ракушками, простой карандаш

Описание: Насыпать в таз с водой песок и размешать его ложкой. Понаблюдать растворился он? Песок тонет или плавает? Провести опыты с оставшимися природными материалами. Обвести рисунки тех материалов в стаканчиках, которые растворяются в воде. Рядом с предметами, которые тонут, нарисовать стрелку вниз, а рядом с предметами, которые остаются на поверхности воды, стрелку вверх.

Опыт 3

Цель: исследовать поверхность природного материала методом отпечатков

Материал: шишка, грецкий орех, кора дерева, лист, ракушка, пластилин, простой карандаш

Описание: Взять пластилин и сделать из него пять лепешек. Создать на них отпечатки каждого предмета, рассмотреть рисунки и соединить линиями природный материал и его отпечаток.

Опыт 4

Цель: выяснить состав песка

Материал: стакан с сухим песком, лист белой бумаги, ложка, простой карандаш

Описание: Насыпать на лист бумаги тонкий слой песка. Рассмотреть песок через лупу. Из чего он состоит? Какого цвета и на что похожи песчинки? Покажи линиями, из чего состоит морской песок и песок пустыни.

Опыт 5

Цель: исследовать взаимодействие песка и глины

Материал: стакан с песком, стакан с глиной, стакан с водой, ложка, коричневый и желтый карандаши

Описание: Полить водой песок, затем глину. Через какой материал вода просачивается быстрее. Как меняется цвет и другие свойства песка? Происходят ли какие - либо изменения с глиной? Что можно сделать из мокрого песка и глины? Рассмотри рисунки. Обвести поделки из глины коричневым карандашом, а поделки из песка – желтым.

Тема: Исследование свойств почвы

Опыт 1.

Цель: узнать состав почвы

Материал: почва, стакан с водой, лупа, ложка, белый лист бумаги, простой карандаш

Описание: Насыпать на бумагу немного почвы, рассмотреть ее через лупу. Из чего она состоит? Определить ее цвет, запах. Растереть комочки земли и найти остатки растений. Положить ложку почвы в стакан с водой и размешать. Понаблюдать, что произошло с почвой. Изобразить, где в стакане оказалась вода (часть на дне, часть на поверхности).

Опыт 2

Цель: исследовать взаимодействие с водой примятой и взрыхленной почвы

Материал: 2 тазика, почва, ложка, вода, лейка, цветные карандаши.

Описание: Разложить почву по тазикам. В одном тазике плотно примять почву, в другом - взрыхлить ложкой. Предложить ответить на вопрос: Почему разрыхленная почва занимает больше места, чем примятая. (Ответ: в ней больше воздуха). Полить почву в обоих тазиках. Отметить галочкой рисунок, на котором вода через почву просачивается быстрее всего.

Опыт 3

Цель: исследовать сухую и мокрую почву

Материал: 2 стакана с почвой, стакан с водой, простой карандаш

Описание: Налить в один из стаканов с почвой воды. Сравнить почву в обоих стаканах. Что изменилось (цвет, липкость, сыпучесть)? Соединить линией лейку и рисунок мокрой почвы

Опыт 4

Цель: сравнить глинистую и песчаную почву

Материал: стакан с почвой, стакан с глиной, стакан с песком, стакан с водой, 2 миски, ложка, простой карандаш

Описание: В одной миске перемешать почву с песком, а в другой – с глиной. Полей почву в обеих мисках из лейки. Сравни получившиеся смеси по цвету и липкости. Обведи рисунок миски со смесью, через которую вода просачивается лучше.

Опыт 5

Цель: сравнить результаты посадок луковиц в почву, глину и песок.

Материал: горшок с песком, горшок с глиной, горшок с почвой, 3 луковицы, вода, столовая ложка, простой карандаш.

Описание: Посадить в каждый горшок по луковице. Через неделю проверить в каком горшке луковица выросла лучше. Обвести рисунок этого горшка.

III этап. Заключительный.

Экологический проект

Цель: выяснить последствия загрязнения почвы бытовым мусором

Материал: 2 таза с почвой, ложка, вода, мусор (целлофановый пакет, фантики, крышки от пластиковых бутылок, пуговицы), палочка, цветные карандаши

Описание: Вспомнить, что необходимо почве для хорошего роста растений.

Эксперимент: Накрыть почву в одном из тазов куском целлофана. Сверху положить землю. Полить эту землю водой. Проверить, увлажнилась ли почва.

Затем на эту же почву выкинуть мусор и все перемешать. Проверить смогут ли растения пускать в такую почву корни. Проткнуть палочкой обыкновенную почву, а потом загрязненную. Сделать выводы.

Рассмотреть предложенные картинки. В каком горшке растения будут чувствовать себя лучше? Нарисовать цветок.

Игра «Туристы в лесу»

Цель: научиться бережно относиться к природе

Описание: Детям предлагается поиграть в туристов.

Туристы решили устроить привал, чтобы отдохнуть и поесть. Возьмите таз с почвой. Земля в лесу усыпана листьями, поэтому положите на почву листья. Теперь надо расчистить место для костра. Представьте, что мы разжигаем огонь (дети вырезают из красной бумаги огонь и располагают его на месте костра). Приступаем к приготовлению еды (дети придумывают меню). Едят. (Достают одноразовую посуду). А теперь пора в путь. Как потушить костер? Заливаем костер песком, водой. А куда кладем мусор? Конечно в пакет! Замечательно, мы верно потушили костер, а мусор сложили в пакет. Давайте придумаем и нарисуем плакат для других туристов. И назовем его «Мусорить нельзя!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе

Циклограмма календарного планирования, содержащая различные  формы работы с детьми на целый день, в течение недели...

Организация работы с природным материалом.

Описание методики работы с природным материалом...

Организация игр с природным материалом

Игры с природным материалам помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному....

Актуальные проблемы организации пропедевтического периода в контексте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях дошкольного образовательного учреждения

Материалы VI Республиканской студенческой научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют», гор. Минск : БГПУ, 20.03.2015г. ...

Организация пропедевтического периода в контекте построения целостного воспитательно-образовательного процесса с детьми с синдромом Дауна в условиях ДОУ

Материалы участия в VIII Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной памяти Р.Е. Левиной, КГУ, гор. Курск, 2015 г....

Электронные образовательные ресурсы используемые в воспитательно-образовательной деятельности педагога Саидовой С.Д. (ранний возраст)

Электронные образовательные ресурсы используемыев воспитательно-образовательной деятельностипедагога Саидовой С.Д. (ранний возраст)...