Опыт работы по патриотическому воспитанию «Правнукам победителей о Великой Отечественной войне»
статья
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Это означает чрезвычайную важность того, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложиться, помимо прочих, задача патриотического воспитания дошкольников.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституциональный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение и деятельность. Эти качества дополняют структурные основные компоненты патриотизма – патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.
На протяжении шести лет в МАДОУ г. Балаково «Детский сад №38» ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Мероприятия, организуемые в рамках патриотического воспитания, ориентированы на старших дошкольников и призваны формировать эмоционально-волевые качества гражданина, патриота России, повышать уровень физической подготовки дошкольников, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.
Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.
Задачи:
- формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
- воспитывать любовь и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
- формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы (героизм, мужество, честность, отзывчивость).
- показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
- формировать потребность подражать героям ВОВ в ловкости, смелости, в стремлении быть похожим на них.
- развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_patrioticheskomu_vospitaniyu.docx | 96.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по патриотическому воспитанию
«Правнукам победителей о Великой Отечественной войне»
2014-2015 уч.год
«Правнукам победителей о Великой Отечественной войне»
Пояснительная записка
Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Это означает чрезвычайную важность того, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.
В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложиться, помимо прочих, задача патриотического воспитания дошкольников.
Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой родине, готовность выполнить конституциональный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение и деятельность. Эти качества дополняют структурные основные компоненты патриотизма – патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.
На протяжении шести лет в МАДОУ г. Балаково «Детский сад №38» ведется большая работа по патриотическому воспитанию дошкольников. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь по данному вопросу с родителями. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей.
Мероприятия, организуемые в рамках патриотического воспитания, ориентированы на старших дошкольников и призваны формировать эмоционально-волевые качества гражданина, патриота России, повышать уровень физической подготовки дошкольников, воспитывать стремление к сохранению и преумножению военного, исторического и культурного наследия.
Цель: формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.
Задачи:
- формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
- воспитывать любовь и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактах, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.
- формировать у детей патриотические чувства, основанные на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа и памятниками боевой славы (героизм, мужество, честность, отзывчивость).
- показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
- формировать потребность подражать героям ВОВ в ловкости, смелости, в стремлении быть похожим на них.
- развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
- учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
- привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.
Формы организации детей:
- проведение бесед, игр – бесед, которые планируется воспитателем дифференцированно в утренние и вечерние часы;
- дидактические игры проводятся в индивидуальной форме, в удобное для воспитателя и ребенка время, кроме того, дидактические игры рекомендуются родителям для занятий с детьми дома;
- игры – путешествия, экскурсии проводятся во время занятий соответствующей тематики по разделам образовательной программы и за счет времени отведенного на прогулку;
- досуговых мероприятия (военно-спортивные игры, интеллектуальные игры, развлечения, КВН, сюжетно-ролевые и творческие игры) организуются в тесном взаимодействии со специалистами детского сада (музыкальным работником, инструктором по физической культуре).
Область применения:
- непосредственная образовательная деятельность;
- организация спортивных праздников, соревнований;
- кружковая работа.
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня нравственно – патриотической культуры педагогов, детей и их родителей;
- гармоничное формирование разных видов отношений детей и взрослых;
- развитие у детей устойчивого интереса к истории своего города, своей семьи;
- успешное интеллектуально личностное развитие детей;
- пополнение методической базы ДОУ по нравственно – патриотическому воспитанию;
- вовлечение родителей в педагогический процесс и укрепление заинтересованности в сотрудничестве с ДОУ;
- изготовление информационных карт о родственниках детей воевавших в Великой Отечественной войне.
В работе мы используем разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
Педагоги стремятся учитывать, что воспитывать любовь к Родине – значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе мы используем наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Содержательная часть
Сегодняшние дети – это наше будущие. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в которой родились, заботиться о процветании. Гордиться нам есть чем, но для продвижения страны к цивилизованному обществу предстоит ещё много потрудиться. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли границы родной земли. Знакомя дошкольников с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувство гордости, любви и уважения.
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Воспитатели стараются формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогают им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
Чтобы правильно выстроить работу по патриотическому воспитанию, мы опираемся на следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании».
- Закон «О днях воинской славы (победных днях) России».
- Закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества».
Для оказания методической помощи и повышения профессионального мастерства педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников нами был составлен план поэтапной работы.
- Анализ годового плана ДОУ и его корректировка в соответствии с поставленными задачами.
- Анкетирование воспитателей по темам «Готовность к работе по патриотическому воспитанию», «Формирование представлений детей о родном городе» на предмет выяснения их знаний культурно-исторического наследия нашего города, владения вопросами методики приобщения детей к истокам национальной региональной культуры.
Результаты анализа анкет выявили необходимость повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Работа с воспитателями по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
- Мероприятия, проводимые с детьми по проблеме нравственно-патриотического воспитания.
- Тематическая проверка работы воспитателей и ее оценка.
- Обобщение опыта работы творческих воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников.
В нашем детском саду была разработана и осуществлена программа, посвященная 65-летию Победы, разработана и реализована программа, посвященная 70-летию Победы.
Программа разработана с учётом того, что взрослый (педагог, родитель) должен понимать: воспитание начал патриотизма и первых чувств гражданственности – это вовлечение маленького гражданина в социальную жизнь, его непосредственная связь с теми ближайшими и доступными объектами, которые его окружают. Реализация поставленных задач основывалась на системе методических приёмов, выстроенной годами работы нашего учреждения. Чтобы быть услышанными и понятыми детьми, мы выделили три ведущих направления: теория, практика, творчество. Что может малыш, постигая эти направления? Очень многое, если его верными спутниками будут и воспитатели и родители. Поэтому в основу всех мероприятий был положен принцип триединства – ребёнок, воспитатель, родитель.
Теоретическое направление предусматривает знакомство со страницами истории Великой Отечественной войны кроме традиционных форм работы (бесед, чтения книг), мы обратились к форме интегрированных занятий. При использовании новых технологий дети имели возможность посмотреть фрагменты фильмов о Великой Отечественной войне, услышать песни военных лет и сами их исполнить. Родители дружно откликнулись на воплощение проекта “Моя семья в годы войны”. Презентации фотографий, рассказы детей и взрослых, оформление газет вылились в праздник, «Сохраним в сердцах своих память вечную о них». Необходимо отметить, что теоретические занятия представляли собой не единичные мероприятия, а продуманный цикл “Нам есть, чем гордится”, позволяющий обогащать себя знаниями и переживаниями нашей истории.
Подготовленная почва детского восприятия стала благодатной для практических занятий. Вместе с воспитателями и родителями дошкольники активно участвовали в трудовом десанте по благоустройству Аллеи Героев. Накануне праздника была организована экскурсия с возложением цветов к памятнику Погибших воинов.
Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Воспитатели рассказали о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлевской стены, куда приходят поклониться миллионы людей. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Защитники земли Балаковской», «Блокада Ленинграда», «Сталинградская битва», «Мы гордимся своими земляками», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Праздник День Победы».
Также дети знакомятся с произведениями художественной литературы, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, ее героях, а также о современных защитниках России.
День Победы занимает особое место в жизни каждого россиянина. Воспитатели доступно рассказывают о том длинном и трудном пути, который предшествовал этому знаменательному дню. Из бесед, занятий дети узнают о том, как огромная фашистская армия без объявления войны вторглась на территорию России, знакомятся с некоторыми важными событиями, произошедшими во время Великой Отечественной войны: битвами под Москвой и Сталинградом, блокадой Ленинграда.
Также педагоги не забывают про наглядный материал, необходимый для проведения занятий: репродукции картин и плакатов, посвященных войне, письма солдат, участников сражений, карту нашей Родины, коллективные экскурсии в музеи (на выставки, посвященные войне), к памятникам и обелискам, просмотр фильмов о войне, беседы о героях, прославивших родной край.
Развитие и воспитание детей – это развитие творческого потенциала малыша, возможность проявления индивидуальности каждого ребёнка. Поэтому особое внимание мы уделили творческому направлению. Малыш не всё умеет выразить словами, и тогда на помощь приходит воображение. К праздничным датам приурочены конкурсы чтецов, выставки рисунков на военные темы: «С чего начинается Родина», «Сражение под Москвой», «Горячий снег», «Ночные обстрелы Ленинграда», «Салют Победы», «Мой прадедушка — ветеран Великой Отечественной войны», «Цветы победителям», «Мы за мир». Выставка творческих работ «Непобедимая и легендарная, в боях познавшая радость побед» - на конкурс представляются семейные творческие работы, коллективные работы детей и воспитателей.
Конкурс поделок на военно-патриотическую тему дети, особенно мальчики, очень любят подобные творческие занятия, где они могут полностью показать свои знания в области военной техники, военной символики.
В работах наших воспитанников можно увидеть сильный положительный эмоциональный всплеск и личное бережное отношение к данному событию.
Накануне Дня Победы традиционно организовываются встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Дошкольники с интересом рассматривают фотографии, письма с фронта, боевые награды, людей, прошедших Великую Отечественную войну.
Иллюстрации, подобранные для обучающих презентаций, позволяют глубже закрепить в представлении детей образы героев — защитников нашего Отечества, воспитывают желание сопереживать им, быть похожими на них.
Также дети знакомятся с произведениями художественной литературы, в которых рассказывается о Великой отечественной войне, ее героях, а также о современных защитниках России.
Работа по теме «Наши Защитники Отечества» неразрывно связана с оформлением выставок «Ордена и медали», «Мой дедушка и папа – солдаты», которая вызвала большой интерес у детей и их родителей. Встречи с ветеранами, оформление мини-музея боевой славы, обобщения семейного опыта воспитания «Как мы знакомим с памятниками нашего города», «Улицы названы в честь героев» – вся эта работа заложила в детях представление о феномене войны.
В конце такой плодотворной работы мы увидели положительный результат. У воспитанников обострилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан. Дети с уважением относятся к славным защитникам нашей Родины – войнам Российской Армии.
Тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее. В заключение хочется повторить слова, прозвучавшие в одном из интервью с родителями: «У человека, который не знает своего прошлого - нет будущего».
ПЛАН ПРОЕКТА
«Этих дней не смолкнет слава!»
№
| Образовательное учреждение | Мероприятие | Дата проведения | Охват воспитанников | Ответственные |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №38 «Совёнок» г. Балаково Саратовской области | Создание в группах уголков - "Никто не забыт и нечто не забыто", - "Слава героям-землякам! ", - Летопись военных лет", - "9 мая - день Победы"
| ноябрь 2017г. январь 2018г. март 2018г. май 2018г. | старшие и подготовительные группы
все возрастные группы
| воспитатели
воспитатели | |
Презентация видеоряда -«Великая Отечественная война», - «Города-герои»
|
февраль 2018г. апрель 2018г. | средние, старшие и подготовительные группы | воспитатели музыкальный руководитель Краснова Г.В. | ||
Просмотр видеофильмов о войне в соответствии с возрастам (отрывки) | 1 раз в квартал | средние, старшие и подготовительные группы | воспитатели | ||
Проектная деятельность ∙ «Мы-правнуки Великой Победы»
∙ «Они сражались за Родину!»
Презентация проектов |
ноябрь-апрель 2017/18г ноябрь-апрель 2017/18г февраль 2018г май 2018г. май 2018г | старшая группа №3 подготовительные группы №4, №2, №9 средние, старшие и подготовительные группы старшие и подготовительные группы средние, старшие и подготовительные группы |
воспитатели инструктор по физической культуре Гревцова Н.П. воспитатели, музыкальный руководитель Краснова Г.В., педагог психолог Зверева О.В.
| ||
Конкурс чтецов «Хотят ли русские войны» | май 2018г | подготовительные группы | воспитатели подготовительных групп | ||
Тематическая выставка в музее ДОУ «Помнить, чтоб жизнь продолжалась» | в течение года | средние, старшие и подготовительные группы | воспитатели | ||
Организация торжественных встреч с ветеранами «Не забудем их подвиг великий! » с приглашением ветеранов фронта и тыла | май 2018г.
| средние, старшие и подготовительные группы | зам.зав. по ВМР, педагог-психолог Зверева О.В. | ||
Проведение с детьми дошкольного возраста тематических занятий, бесед о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»
| апрель-май 2018г
| средние, старшие и подготовительные группы | воспитатели | ||
Организация детского пробега на территории ДОУ «Мы помним - мы гордимся! »
| май 2018 год
| все возрастные группы | инструктор по физической культуре Гревцова Н.П. воспитатели | ||
Организация фотовыставки «Дети — Герои Войны» | апрель, май 2018 г
| средние, старшие и подготовительные группы | педагог-психолог Зверева О.В. | ||
Организация и проведение социально значимой акции «Никто не забыт» | май 2018 г. | старшая и подготовительные группы | педагог-психолог Зверева О.В. | ||
Проведение совместной акции с родителями «Ветеран живет рядом» (подбор материала и составление презентаций родителями совместно с воспитанниками о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ)
|
ноябрь-апрель 2017-2018гг.
|
средние, старшие и подготовительные группы | педагог-психолог Зверева О.В. воспитатели | ||
Вернисаж детского творчества ∙ «Салют над городом в честь праздника Победы»,
∙ «Мы голосуем за мир! », посвященного 70-летию Победы
|
апрель-май 2018 г.
|
Iмладшие, IIмладшие и средние группы старшие и подготовительные группы
|
воспитатели | ||
Участие в конкурсе детского рисунка «Наша Победа» | апрель 2018г
| средние, старшие и подготовительные группы | воспитатели | ||
Проведение праздничных утренников для детей, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне
| май 2018г
| средние, старшие и подготовительные группы | музыкальный руководитель Краснова Г.В., воспитатели | ||
Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности - осенний кросс, посвященный 70-летию Победы - военно-спортивная игра «Зарничка», - физкультурный досуг «Спортивным рекордам ваши славные имена». |
октябрь 2017г. февраль 2018г. апрель 2018г.
|
подготовительные группы IIмладшие, средние группы старшие, подготовительные группы |
инструктор по ФИЗО Гревцова Н.П. воспитатели | ||
| Конкурс рисунков на асфальте «Миру – мир! »
| апрель, май 2018г | старшие, подготовительные группы | воспитатели | |
Музыкально-литературный Салон «Песни, с которыми мы победили»
| апрель 2018г.
| старшие, подготовительные группы | Воспитатели, музыкальный руководитель | ||
| Оформление тематических альбомов - Города-герои - Оружие и техника ВОВ -Блокада Ленинграда -Награды ВОВ | в течение года | старшая группа №3 подготовительная группа №2 подготовительная группа №9 подготовительная группа №4 |
воспитатели | |
Выпуск буклетов, тематических газет | в течение года | IIмладшие, средние группы старшие, подготовительные группы | воспитатели, педагог-психолог |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию "Экскурсия в музей Великой отечественной войны"
Использование данного материала способстует развитию у детей патриотических чувств через знакомство с героическим прошлым нашей страны. Занятие может потребовать специальной подготовки (в зависимости ...
Военно-патриотический квест «Дорогами бессмертного полка» посвящен памяти славных героев-победителей в Великой отечественной войне
Участие в КВЕСТЕ способствует развитию командного духа, что является одним из основных факторов, способствубщих развитию социально-коммуникативных навыков. Кроме того, значимость КВЕСТА для развития н...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию дошкольников "Детям о Великой Отечественной войне"
для дошкольников старших групп...
Патриотическое воспитание. Проект "Сибиряки- герои Великой Отечественной войны"
Проект был представленного на ХII городской конкурс проектов «Инновации в образовании», посвящённый 75-летию и отмечен Грамотой ГЦРО за II место на окружном этапе....
Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Герои Великой Отечественной войны»
Воспитание гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста....
«Правнукам Победы о Великой Отечественной Войне»
Педагогический проект в старшей«Правнукам Победы о Великой Отечественной Войне»...
Патриотический проект. Посвященный Победе в Великой Отечественной Войне. На пути к Великой победе
9 Мая! Великий праздник для нашего народа. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших воинов. 75 лет эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас позд...