Проект "Пасхальная радость"
проект (средняя группа)
В настоящее время дети, да и мы взрослые, не знаем русских обычаев, традиций, связанных с народными христианскими праздниками. И если взрослые будут интересоваться русской народной культурой и рассказывать своим детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции нашего народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_pashalnaya_radost.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»
муниципального образования
Люберецкий муниципальный район Московской области 140010, Московская область, г. Люберцы,
пр-т Гагарина, д.25 Тел.: 8-498-505-54-51 E-mail: mbdoy-5@yandex.r
Проект
«Пасхальная радость»
Воспитатель:
первой квалификационной категории
Ванжула З. Т.
2018г.
Актуальность темы: В настоящее время дети, да и мы взрослые, не знаем русских обычаев, традиций, связанных с народными христианскими праздниками. И если взрослые будут интересоваться русской народной культурой и рассказывать своим детям, играть в игры, придерживаться обычаев русского народа, то дети тоже будут в дальнейшем знать культуру и традиции нашего народа.
Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народному культурному наследию празднованию Светлого Христова Воскресенья средствами литературы, музыки, театрализации, изобразительной и двигательной активности.
Задачи:
- Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.
- Знакомить детей в доступной форме с основным смыслом празднования православной Пасхи, используя народные игры, забавы, потешки, хороводы.
- Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».
- Обогащать словарный запас детей («Пасха», «Светлое Христово Воскресенье», «Благовест», «традиции», «обряды»).
- Знакомить детей с особенностями православной музыки – звоном колоколов, звучанием церковного хора, классической музыки, праздничных пасхальных звонов.
- Способствовать формированию личности ребёнка как носителя нравственных ценностей (гуманность, доброта, умение прощать, забота, преданность человеческим идеалам).
- Вызвать у детей эмоционально – положительные отношения к народным праздничным традициям и обычаям.
- Создать условия для реализации творческой деятельности.
- Воспитывать чувство гордости, патриотизма, а также отношение к собственному народному искусству как к национальному достоянию.
Ресурсы:
- Методическая литература.
- Народные костюмы, образцы народных промыслов.
- Выставка «Пасхальная радость».
- Подбор материала, игрушек, атрибутов для игровой, театрализованной деятельности, игры, иллюстрированный материал, художественная литература, фольклор по данной теме, музыкальные инструменты, аудиозаписи, использование мультимедиа.
- Подбор материала для продуктивной деятельности.
Участники проекта:
- Дети подготовительной группы.
- Воспитатель группы.
- Музыкальный руководитель.
- Родители.
Ожидаемые результаты:
- Сформировать представления у детей о праздновании православной Пасхи.
- Проведение праздника «Пасхальная радость».
- Создание выставки «Пасхальная радость».
Тип проекта: творческий, досуговый, детско – взрослый.
Принцип построения: интегративный.
Продолжительность: краткосрочный (март-апрель).
Этапы реализации проекта:
- Теоретически – консультативный (определение цели и задач проекта, изучение методической литературы).
- Подготовительный (составление плана проекта, сбор материалов, изготовление пособий, атрибутов, декораций).
- Анализирующий (выяснение уровня сформированности у детей представлений о празднике Пасха).
- Ознакомительно – формирующий (циклы занятий в различных образовательных областях по данной проблеме, организация родителей для помощи проведения данного проекта).
- Оформление выставки «Пасхальное чудо».
- Проведение праздника «Пасха в гости к нам пришла».
Направления реализации проекта:
- Совместная деятельность педагогов и детей.
- Взаимодействие педагогов.
- Взаимодействие с родителями.
Деятельность в рамках проекта:
Чтение художественной литературы:
Ф.Тютчев «Весенние воды»
В. Жуковский «Жаворонок»
Я. Ролонский «Пасхальные вести»
К. Случевский «Воскрес»
К. Бальмонт «Вербы»
С. Есенин «Пасхальный Благовест»
Стихи о празднике Пасха.
Фольклорные произведения (потешки, заклички, пословицы, поговорки, сказки, считалки).
Познание:
Занятие на тему «Что такое Пасха?»
Занятие на тему «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?»
Занятие на тему «Украшение пасхального яйца»
Коммуникация:
Рассматривание картин: И. Левитан «Весна», П. Александров «Катание на деревянных качелях. Пасха»
Беседы: «Знакомство с традициями Светлой Пасхи», «Предание о первом красном яичке», «Почему мы красим яйца?»
Художественное творчество:
Рисование: «Весенняя картина», «Вербочки», «Солнце и солнечный день», роспись пасхальных яиц, театральные маски.
Лепка: «Украшение пасхальных яиц», «Куличи»
Аппликация «Пасхальное яйцо»
Участие детей в конкурсе «Пасхальная радость».
Музыка:
Слушание: песнопения Свято – Троицкой Лавры, пьесы П. И. Чайковского «В церкви», «Пасхальный благовест».
Пение: «Пасха в гости к нам пришла» муз. С. Крупа – Шушариной, И. Яворовской, «Здравствуй, лучик солнечный» муз. М. Быстровой, «Весна красна» муз. И. Якушиной.
Хороводы: русский народный хоровод «Весна красна», закличка «Солнышко».
Социализация:
Сюжетно - ролевые игры с правилами, театрализованные игры, пасхальные игры: «Прокати яйцо», «Солнышко», «Царевич – королевич», «У кого дольше яйцо прокрутиться?»,
Физическая культура:
Утренняя гимнастика « Солнышко», Подвижные игры: «Дедушка Рожок», «Горелки», «Карусель», «Золотые ворота», «Горелки».
Безопасность:
Разговор – обсуждение техники безопасности при изготовлении поделок.
Соблюдение правил в подвижных играх.
Труд:
Изготовление поделок для выставки.
Разучивание пословиц о труде.
Формы работы с родителями:
- Поиск информации о русских народных традициях.
- Оформление консультаций в родительском уголке:
«Об истории празднования Пасхи»
«Что рассказать детям о празднике?»
«Красим яйца с детьми»
- Разучивание и закрепление с детьми закличек, стихов, хороводных текстов.
- Помощь в изготовлении поделок для выставки, атрибутов, костюмов к сказкам, театру русских народных сказок.
- Привлечение родителей в проведение праздника «Пасхальная радость».
Презентация проекта:
Представление актуальности проекта.
Праздник «Пасхальная радость».
Выставка «Пасхальная радость».
Постановка новой задачи:
Узнать, как празднуют Пасху в других странах.
Цитата по теме:
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Ход:
В зал входит Хозяюшка, здоровается с детьми: «Здравствуйте, добры молодцы, здравствуйте, красны девицы! Поздравляю вас с самым большим христианским праздником. Вы, конечно, знаете какой праздник наступил?
-Праздник Пасхи!
- Правильно. Пасху называют праздником праздников, торжеством из торжеств.
Песня «Пасха в гости к нам пришла»
-Скажите, ребята, а какие угощения традиционно готовятся для пасхального стола? (ответы детей: пасха, куличи, крашеные яйца)
-Этот праздник богат не только вкусным угощением, богат он обычаями и традициями. Существует поверье, что на Пасху солнце играет. И многие люди раньше старались подкараулить это мгновенье: ранним утром взбирались на крыши домов посмотреть, как солнце «заиграет», а дети обращались к солнцу с закличками.
Дети читают заклички о солнышке:
1. Солнышко - ведерышко,
Выгляни в окошко!
Солнышко, покажись,
Красное, нарядись!
2. Солнышко, солнышко,
Выгляни на бревнышко
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек!
3. Солнышко, обогрей,
Малых деток пожалей!
Выйдут детки погулять,
Будут бегать и играть.
-Праздник Пасхи длится целую неделю. Она не похожа ни на какую другую в году, и называется она Светлой. И какая бы погода не стояла в эти дни на дворе: и тепло и солнце и даже дождик славят воскресение Иисуса Христа.
Дети читают стихотворения:
1. Поселились птицы в гнездах,
Снег растаял, как свеча
Пахнет сладким духом воздух
Золотого кулича!
Дождик солнечный закапал
В этот день святых чудес
И, меня целуя, папа
Говорит: «Христос воскрес!»
2. Хорошо на колокольне
Позвонить в колокола
Чтобы праздник был раздольный,
Чтоб душа запеть могла!
-В Светлую неделю каждый, кто пожелает, может подняться на церковную колокольню и позвонить в колокола. Повсюду раздается радостный колокольный звон.
Слушание в записи колокольного звона.
- пасхальная неделя полна играми, плясками, развлечениями. Не бывало раньше ни одной Пасхи без катания на качелях. В каждом дворе устанавливались качели для детей, а в общественных местах и для взрослых. На качелях катались все желающие. Особенно веселились молодые парни и девушки, они водили веселые хороводы и пели частушки.
Хоровод «Во поле береза стояла»
-Как и на любой другой праздник, на праздник Пасхи принято дарить подарки. Традиционным подарком было и остается пасхальное яйцо. Хотите узнать, откуда появилась эта традиция? По христианскому преданию первое яйцо подарила ученица Иисуса Христа Мария Магдалина римскому императору Тиберию, сказав: «Христос воскрес! ». Император очень удивился: «Как кто- то может воскреснуть из мертвых? В это трудно поверить, так же трудно, как в то, что это белое яичко станет красным. »
-И тут произошло чудо: яйцо покраснело! И с тех пор люди стали красить яйца на Пасху и дарить их со словами «Христос воскрес! »
- В старину пасхальные яйца назывались крашенки, писанки, узорки. Делали их из стекла, хрусталя, фарфора, кости, глины, шили и расписывали жемчугом и бисером. В кондитерских продавались шоколадные и сахарные яйца.
-Мы с вами тоже готовили разные яйца, готовили их дети и взрослые из других групп. Давайте подойдем к нашей выставке и рассмотрим их поближе.
-Яиц изготавливали много: для подарков родным и близким, а так же для игр. Хотите поиграть с пасхальными яичками?
-Особым развлечением, свойственным именно Пасхе, является игра «Катание яиц».
(Дети по очереди подходят к горке и прокатывают яичко, если яйцо касается сувенира, участник забирает его в подарок)
-Вторая игра называется «Чье яйцо дольше крутится»
(По команде дети раскручивают свои яички. Чье яйцо дольше крутится, тот и победитель)
Игра - эстафета «Кто быстрее перенесет яичко в ложке»
От души повеселились
И немного переутомились.
Нам пора и отдохнуть
И поесть пасхальных блюд.
Ешьте пасху, растягаи,
Угощайтесь пирогами
Яйца крашенные есть
Их так много, что не счесть.
С пасхой светлой поздравляю
И здоровья всем желаю.
Я хочу поздравить всех
И сказать: «Христос Воскрес! »
Как праздновали Пасху в других странах.
Педагог:
- На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек, а особенно дети, имели возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.
На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора и др. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.
Дети рассматривают иллюстрации пасхальных яиц: из дерева, кости, скорлупы, камня, ниток, фарфора, металла, украшенных бисером, драгоценными камнями и т. д.
Праздновать Пасху в Австралии принято с пасхальными яйцами из шоколада или сахара. Еще здесь пасхальные яйца любят делать в форме кролика или редкостного исконного животного австралийского континента — билби. Этот зверек вскоре может стать пасхальным символом Австралии. По традиции пасхальное меню австралийцев состоит из жареной баранины, говядины или цыпленка с жареными овощами, подобными картофелю, моркови, тыкве, фасоли, гороху или брокколи.
На десерт подают традиционное сладкое австралийское пасхальное блюдо —торт из безе, украшенный фруктами, киви, земляникой, ананасами и мандаринами. Очень популярны сладкие горячие булочки, которые австралийцы едят на завтрак в пасхальное утро перед посещением церкви.
Пасха в Болгарии
По болгарской традиции на Пасху много крашеных яиц выкладывают вокруг большого пасхального хлеба.
Как и в России, болгары «чокаются» пасхальными яйцами до тех пор, пока на одном из них не появляется трещина, и желают при этом друг другу удачи. Самым удачливым считается тот, у кого дольше других пасхальное яичко останется целым.
Пасха во Франции
Главным символом Пасхи во Франции является колокольчик.
Только во Франции можно встретить пасхальные украшения и подарки в виде рыбок и колокольчиков.
Дома украшают разноцветными гирляндами и красными ленточками
Пасха в Польше
Одна из старых традиций – «мокрый понедельник» – в понедельник все поляки стараются щедро полить друг друга водой. Вода льется на головы отовсюду: из окон, балконов, «взрываются» пакеты наполненные водой на мостовых, в вагонах метро, но все довольны и никто не жалуется.
Остаться в этот «мокрый» день сухим, считается крайне плохой приметой – вода приносит здоровье, прибыль в хозяйстве и удачу.
Пасха в Швеции
Жители Швеции украшают к Пасхе свои дома пасхальными цветниками - желтого, зеленого и белого цвета. В своих домах жители Швеции повсюду устанавливают желтых цыплят. Шведы едят на Пасху почти ту же пищу, которую они предпочитают на Рождество, но на этот раз гораздо больше уделяют внимания конфетам и другим сладостям. Пасхальные яйца они делают из картона, а внутрь каждого яйца кладут по большую конфету.
Педагог: Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью.
Вы много нового о Пасхе узнали на занятии. Расскажите об этом родителям, поделитесь с друзьями.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна - пора чудес,
Журчит родник - Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес -
"Воистину Христос воскрес!"
-А сейчас я все приглашаю за наш пасхальный стол к чаю - самовару с ароматными пасхальными куличами, да яичками.
Анализ работы
Работа над проектом позволила выстроить отношения сотрудничества детей, родителей, воспитателей, дать возможность каждому ребёнку проявить творческие способности, помогла созданию благоприятного климата в группе.
Приобщение к народному творчеству способствует формированию познавательных интересов, даёт возможность знакомить детей с широким кругом предметов и явлений. Произведения народного декоративно-прикладного искусства показывает ребёнку мир мудрыми глазами тысяч и тысяч других людей. Гармоничная связь народного искусства с бытом проявляется не только в декоративно-прикладном творчестве. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа. «Народное искусство даёт творцу и зрителю – даже самому маленькому – цельную, мажорную, гуманитарную картину мира, его универсальную художественную модель». Поэтому работа над проектом продолжается
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ Пиктограммы "Веселье", "Грусть", "Подари цвет радости", "Весёлые клоуны".
Пиктограммы: "Веселье", "Грусть", "Подари цвет радости", " Весёлые клоуны".Чему дети научатся:Устонавливать связь между эмоциями и цветом.Видеть связь между своим хорошим настроением и нас...
Тема: «Радость».
Конспект занятий. Тема: «Радость». Цели: -первичное знакомство с чувством радости; -развитие умения адекватно выражать своё эмоциональное состояние; -развитие способности понимать эмоциональное с...
Конспект занятия по теме "Радость и злость"
Игра-путешествие в замок зого волшебника Грустиплача с целью помочь Смешарику вернуть смех. Знакомство с эмоциями. Осмысление своего эмоционального состояния....
Реализация ФГТ. Конспект занятия "Радость и грусть"
Цели и зади Цель Создание условий для естественногопсихологического развития ребенка Задачи Развитие эмоциональной сферы Развитие коммуникативных умений Развитие волевой ...
С радостью в "Радость"
Статья посвящена 15-ти летнему юбилею школы раннего развития детей "Радость" МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы" г.Петропавловска-Камчатского....
Такая разная радость. Знакомство детей с эмоцией радости во всем многообразии ее проявлений
В детском саду и семье больше обращают внимание на интеллектуальное развитие детей, забывая о тесной связи эмоций и разума, об их взаимообусловленности. В такой обедненной эмоциональной среде ребенку ...
Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме".
Родительский клуб "Радость общения". Тема: "Радость в каждом доме"....