Стендовый доклад "Создание благоприятной психологической среды в ДОУ средствами психолого-педагогической акции"
статья
В статье представлены теоретические и практические подходы к организации и проведению такой нетрадиционной формы работы с воспитанниками ОВЗ, как психолого-педагогическая акция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 27.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1. Тема выступления: «Создание благоприятной психологической среды в ДОУ средствами психолого-педагогической акции» (из опыта работы).
Слайд 2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) рассматривает охрану и укрепление психологического здоровья воспитанников как одну из центральных задач работы дошкольной образовательной организации. Психологическое сопровождение образовательного процесса стало важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду.
Качество взаимодействия педагога-психолога с субъектами образовательного пространства во многом определяется теми формами и методами, которые он использует в своей работе. Поэтому наряду с традиционными формами важно находить и использовать новые интерактивные средства взаимодействия с детьми, педагогами и семьями воспитанников.
Одной из эффективных и интересных форм работы, активно входящих в широкую практику работы современного дошкольного учреждения, стала психолого-педагогическая акция.
Слайд 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ представляет собой игровую среду, которая на определенное время создается в пространстве детского сада или группы.
Игровая среда не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых, но имеет некоторое собственное содержание, правила и намеченный результат.
Основная ЦЕЛЬ проводимых в детском саду акций – создание благоприятного психологического климата через активное взаимодействие детей, педагогов и родителей. Неоспоримым преимуществом психологических акций является возможность большого охвата аудитории участников воспитательно-образовательного процесса. Акция, в зависимости от цели, позволяет охватить как нескольких родителей одной группы, так и всех родителей детского сада в целом. Это объясняется тем, что акции «отнимают» у участников совсем немного времени, они просты, увлекательны и дают возможность почти сразу увидеть результат собственного участия.
Слайд 4. Важные ОСОБЕННОСТИ психолого-педагогической акции – это простота организации, ненавязчивость и необычность. Как отмечает профессор, кандидат психологических наук Битянова Марина Ростиславовна, психологическая акция «не мешает жить тем, кто не хочет ее замечать, но окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в неё включиться. Акция создаёт определённый настрой, доминирующее эмоциональное состояние…»
При том, что акция – групповой метод работы, она имеет сугубо индивидуальную направленность. Она затрагивает непосредственно каждого участника: ребенка, родителя, педагога.
Акции различны по времени – от одного дня до месяца. Планируются акции при составлении плана работы педагога–психолога на год, а также в рамках плана городских мероприятий.
Слайд 5. Психолого-педагогическая акция проводится по простому алгоритму:
После определения конкретной цели и задач акции мы формируем творческую группу.
Далее подбираем методы и формы проведения, составляем план акции.
Проводим содержательную часть акции.
Обсуждаем итоги проведения акции.
Нестандартные приемы, позитивный характер психологических акций поднимают настроение детей, родителей и педагогов, сплачивают коллектив, объединяют семью и детский сад.
Слайд 6. Существует большое количество психологических акций, которые педагог-психолог может реализовать в рамках своего дошкольного учреждения. Благодаря нашему городскому психологическому центру большинство психологов организуют в своих учреждениях мероприятия в рамках городских психологических акций «Мамочка любимая моя!» (с 2015г.) и «Здравствуй, друг!» (с 2016г.) И с самого начала проведения этих акций наш детский сад в них активно участвует.
В 2018 году мы поучаствовали в городской акции, инициированной Горкомом Профсоюза работников образования «За свой успех благодарю!», о чём расскажу чуть позже.
Слайд 7. В рамках городской акции «Мамочка любимая моя!» мы проводим все формы работы, рекомендованные психологическим центром: готовим открытки для мам своими руками…
Слайд 8. Пишем письма мамам и организуем выставки… на слайде представлены варианты писем-открыток и выставки;
Слайд 9. Выходим на улицы, чтобы напомнить людям о предстоящем Дне Матери…это акция «Обними маму!»;
Слайд 10. Расклеиваем красочные листовки на подъезды домов… акция «Не забудь поздравить маму!»
Слайд 11. Кроме того, используем новые формы работы – информационно-коммуникативные технологии. Так в двух логопедических группах в 2017 и 2018г. был организован флэшмоб для родителей «Обнимашки с мамой». Детям и родителям предлагалось в День Матери дома крепко обнять свою маму, сфотографировать этот момент и прислать фото воспитателю в вайбер или на электронную почту. Все желающие с удовольствием приняли в этом участие. Все фото «обнимашек» в одной группе были помещены в групповую компьютерную фоторамку для общего просмотра, а в другой группе оформлены в виде стенгазеты.
Предлагаю вашему вниманию папку об участии нашего детского сада в акции «Мамочка любимая моя!»
Слайд 12. Традиционно в середине ноября мы проводим «Неделю толерантности» в детском саду. В течении всей недели мы говорим, читаем, поём, смотрим мультфильмы о дружбе и доброте, организуем «творческие мастерские» по изготовлению подарков для друзей и коллективных работ детей, педагогов и родителей, организуем выставки творческих работ по теме толерантности. Предлагаю вашему вниманию папку об участии нашего детского сада в городской акции «Здравствуй, друг!»
Слайд 13. В рамках недели толерантности мы нашли интересную для себя форму работы. В 2017 и 2018 году мы провели акцию «Найдем друзей». Суть её в том, что воспитанники детского сада приходят в гости в соседний детский сад и знакомятся со сверстниками. Цель - расширение социальных контактов воспитанников детского сада, установление и укрепление дружеских отношений со сверстниками. В прошлом году двумя подготовительными к школе группами мы были приглашены в детский сад №3 (идея педагога-психолога Иванцовой Н.Н.) Мной был разработан сценарий встречи, проведена подготовительная работа (изготовление подарков детьми, обсуждение с ними предстоящего мероприятия).
Содержанием встречи стали социально-ориентированные игры на знакомство и сплочение детей, организованные педагогом-психологом, танцевальный флэшмоб с инструктором по физической культуре, обмен подарками, сделанными своими руками.
Слайд 14. В этом году, проанализировав имеющийся опыт, мы в составе одной подготовительной группы отправились в гости к подготовительной группе в детский сад № 142 (педагог-психолог Головина А.В. откликнулась и подключилась к подготовке и проведению нашей встречи). Встреча проходила по тому же сценарию: мы поиграли, потанцевали, обменялись подарками, улыбками и хорошим настроением. Это был очень интересный и ценный опыт для детей и педагогов.
Слайд 15. Неделю толерантности мы традиционно завершаем развлечением «Праздник толерантности», который проводится в музыкальном зале для всех воспитанников старшего дошкольного возраста. Я выступаю автором сценария и ведущим праздника в сотрудничестве с музыкальными руководителями. Праздник толерантности – это конкурсы, загадки, песни, игры и хороводы. Это закрепление той работы, которая проведена педагогами за «Неделю толерантности».
Слайд 16. Хочется отметить активность наших родителей, педагогов и детей в сочинении толерантных сказок в рамках акции «Здравствуй, друг!». В первый сборник «Добрый свет» (2016г.) вошло 26 сказок нашего детского сада. Мы активно используем эту форму взаимодействия с семьями воспитанников. В прошлом 2017 году сочинённые детьми и родителями сказки были оформлены в групповые книги. А некоторые семьи даже изготовили рукотворные книги со своими сказками. В этом году родителями, педагогами и детьми написано 25 сказок, и мы планируем подготовить к изданию свой собственный сборник толерантных сказок.
Слайд 17. Прекрасным примером психологической акции стала городская интерактивная акция «За свой успех благодарю!» Её инициатором была городская профсоюзная организация работников образования. Акция проводилась в канун Дня учителя в целях повышения общественного признания профессии педагога (учителя, воспитателя), создания особой праздничной среды, в которой каждый педагог мог получить в подарок благодарность от своих учеников, их родителей, коллег и партнёров. (см.папку) В результате проведения акции нами было принято решение о проведении этой акции ежегодно в канун Дня дошкольного работника.
Слайд 18. Хочется рассказать об акции, которую я уже несколько раз проводила в детском саду и уже делилась ею с некоторыми коллегами. Акция называется «Подари любовь и радость» или «Лестница любви». Цель акции - психологическая профилактика конфликтов в детско-родительских отношениях, гармонизация внутреннего мира участников образовательных отношений.
Внизу перед лестницей размещено обращение к родителям: «Уважаемые родители! В нашем детском саду проходит психологическая акция «Подари любовь и радость» («Лестница любви»). Поднимитесь вместе с ребёнком по этой лестнице, прочтите своему ребёнку позитивные установки, подарите друг другу радость!»
На стенах вдоль лестничного марша размещены положительные родительские установки на ярких листах и фотографии к ним (см.папку). Каждый родитель, поднимаясь по ступенькам, читает своему ребенку то, что написано на листах, говорит слова любви, обнимает и целует своего ребёнка.
Слайд 19. Как вариант, я дополняла эту акцию такой деталью: наверху на лестничной площадке располагали лист ватмана с заголовком «Поделись радостью!» (нарисуйте или напишите о своей любви и радости). И родители с детьми, поднявшись по лестнице, либо выходя из музыкального зала после праздника писали и рисовали свою радость. Доступная в проведении и привлекательная для родителей акция.
Слайд 20. В рамках дня семьи в мае 2018г. в нашем детском саду проходил городской фестиваль по спортивному ориентированию среди семейных команд «Мы вместе!». В преддверии праздника нами была запущена акция «Наши дружные ладошки – наша дружная семья». Каждой семье детского сада было предложено дома обвести и вырезать из цветной бумаги ладошки всех членов семьи, подписать их и на самой маленькой «ладошке» написать что-нибудь о семье: стихотворение, пословицу, девиз своей семьи.
Родители принесли изготовленные дома «ладошки», дети рассказали о том, как они вместе с мамой и папой сделали эти «ладошки», воспитатели обсудили с детьми написанные на «ладошках» высказывания и создали с детьми композиции из «семейных ладошек» на листе ватмана (цветного картона, обоях).
В день праздника была организована выставка творческих работ на спортивной площадке детского сада, которая очень украсила наш фестиваль.
Слайд 21. В канун нового года мы запускаем психолого-педагогическую акцию «Ёлочка желаний». (см.папку). Цель акции - формирование ценностного отношения к близким людям.
В группе подготовлен эскиз елочки. С каждым ребенком индивидуально проводится беседа о предстоящем празднике. И предлагается сказать, что бы он попросил у Деда Мороза для мамы? Для папы? Для своих близких и друзей? Письма Деду Морозу, т.е. ответы ребят записываются на оборотные стороны елочных шаров. Шары крепятся к елочке так, чтобы прочитав имя ребенка, можно было перевернуть и узнать его пожелания. Стенд с елочкой и объявлением для родителей помещается на видное место в группе.
Вместо елочки можно вместе с ребятами сделать гирлянду из шаров и повесить её в раздевалке, или оформить в виде мешка с подарками от деда Мороза.
Можно провести эту акцию в варианте для педагогов, когда педагогам в канун новогоднего праздника предлагается сформулировать свои пожелания - для себя, для своего коллеги по работе, своему коллективу, записать их на шаблоне елочного шарика и прикрепить на ёлочку. Стенд с елочкой и объявлением поместить на видное место в ДОУ так, чтобы коллектив мог прочитать адресованные ему пожелания.
Слайд 22. Литература по организации психологических акций в образовательном учреждении.
Благодаря использованию такой формы работы, как психолого-педагогическая акция, в ДОУ складывается единый творческий союз детей, родителей, педагогов, который строится на основе сотрудничества, педагогической компетентности, доверия друг к другу, искренности и доброты.
Попробуйте провести подобные акции в вашем детском саду, вы увидите их позитивное действие и сами получите огромное удовольствие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»
Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие комму...
Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательно...
Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...
«Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС»
Сообщение для педагогов «Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии Ф...
Игротерапия как средство создания благоприятной психологической среды в ходе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
В данной работе представлено выступление на семинаре для воспитателей ДОУ по методам и приемам адаптации детей в ДОУ....