Игротерапия как средство создания благоприятной психологической среды в ходе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
методическая разработка (младшая группа)
В данной работе представлено выступление на семинаре для воспитателей ДОУ по методам и приемам адаптации детей в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_3.docx | 23.93 КБ |
Предварительный просмотр:
1 слайд: Тема: «Игротерапия как средство создания благоприятной психологической среды в ходе адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада»
Адаптационный период один из самых сложных в жизни ребёнка. Малыша приводят в детский сад и оставляют в новой для него обстановке. Ломается привычный стереотип жизни: разлука с родителями, пребывание среди большого количества сверстников порождают чувство тревоги, неуверенности, незащищённости, чувство покинутости, брошенности. Ребёнка страшит внезапность изменения происходящего, неизвестность держит в нервном напряжении, связи с родителями неожиданно прерваны.
Любой ребёнок даже самый психологически благополучный, попадая в новые условия детского сада, испытывает стресс. На его фоне происходит процесс адаптации, ребёнок приспосабливается к новым условиям существования.
2 слайд: Чтобы облегчить детям привыкание к новым условиям жизни, мы используем такой метод коррекции развития ребенка младшего дошкольного возраста, как игротерапия. Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры. Она позволяет заранее предупредить или справиться с проблемами, возникшими в эмоциональной сфере и поведении ребенка, а также провести коррекцию отдельных черт его характера.
Цель игровой терапии – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом через игру, а также проявить творческую активность в решении сложных жизненных ситуаций.
Принципы организации и проведения игровой терапии в период адаптации:
А) безоговорочная симпатия к ребёнку;
Б) минимальное количество ограничений;
В) активность самого ребёнка;
Г) добровольность участия в игре;
Д) непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми, вовлекает их в игровую деятельность.
Е) предоставлять ребёнку возможность проявить и выразить себя, свой взгляд на мир.
3 слайд. Игрушки - забавы позволяют:
- воспитывать чувство юмора у ребенка
- отвлекать от неприятных ситуаций, снимать стресс, успокаиваться
- учиться позитивному взаимодействию с окружающими людьми.
4 слайд. Игры в уголке сенсорного развития
Это действия с двумя и более предметами, в которых необходимо учитывать и соотносить свойства разных объектов — их форму, цвет, величину, твёрдость, местоположение и другие признаки. Так, например, чтобы сложить пирамидку, нужно учитывать соотношение колец по величине.
5 слайд: Игры с конструктором развивают творческие и умственные способности ребёнка, его самостоятельность, усидчивость, внимание, произвольность, совершенствуют крупную моторику.
6 слайд: Игры с обычной бумагой также могут открыть малышам много новых возможностей. Например, можно сделать из листов тонкой бумаги комочки и бросать их, как снежки. Можно заворачивать в бумагу разные игрушки и разворачивать их обратно. Старую ненужную бумагу можно рвать на мелкие кусочки и насыпать их в мисочки и кастрюльки.
7 слайд: В процессе подвижных игр происходит формирование у детей способности проявлять выдержку, смелость, уверенность в себе в собственных силах. Такие игры помогают преодолеть робость, застенчивость, страх. Подвижные игры создают дополнительные возможности общения детей со сверстниками и взрослыми.
8 слайд: В детском возрасте полезны игры с песком. Действия, выполняемые ребёнком с песком, успокаивают его нервную систему, а рисование предметов на нем развивает мелкую моторику рук, способствует развитию речи, фантазии. Песочные игры помогают детям познать, что значит создавать или разрушать. Дети чувствуют себя свободно в выражении своих внутренних чувств и эмоций.
9 слайд: Одной из традиционных и любимых забав для малышей являются игры с мыльными пузырями. Они догоняют и ловят их, и убеждаются, что при любом прикосновении пузыри лопаются.
10 слайд: Сюжетно-ролевые игры снимают эмоциональное напряжение, развивают навыки взаимодействия детей друг с другом, а также внимание, речь, воображение.
11 слайд: Театрализованные игры как разновидность сюжетно – ролевых игр сохраняют типичные признаки, содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Но театрализованные игры предполагают наличие зрителей (сверстники, младшие дети, родители). В их процессе у детей формируется умение использовать изобразительные средства (интонация, мимика, жесты). Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. Такая деятельность позволяет ребенку решать многие проблемы и ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
12 слайд: Также в играх-драматизациях принимают активное участие родители. Такие постановки способствуют сплочению не только детского коллектива, но и коллектива родителей.
13 слайд:
Используя игротерапию в воспитательно-образовательном процессе, можно добиться следующих результатов:
- обеспечить эмоциональную разрядку,
- снять нервное напряжение,
- уменьшить страх темноты, наказания, замкнутого пространства,
- улучшить гибкость в поведении,
- освоить групповые правила поведения,
- наладить контакт между родителями и детьми.
Таким образом, игра-это особый вид активности ребенка, который позволяет ему накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся умения и навыки.
14 слайд: Притча «Одинокая звёздочка»
Когда-то очень давно ночное небо было совсем темным. На нем была только одна маленькая Звездочка. Она жила высоко в небе и когда смотрела вокруг, то замечала, что совсем одна. От своего одиночества ей становилось грустно, потому что очень хотелось видеть на небе другие звездочки, ловить их лучи и дарить им свое тепло.
Тогда Звездочка решила отправиться в путешествие на землю к одинокому, старому, мудрому человеку, который жил на высокой горе. Когда она его нашла, то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Нет никого, с кем бы можно было поговорить, разделить радость и грусть, иногда я даже плачу, настолько мне одиноко».
Мудрец прекрасно знал это состояние, когда ты один - пропадает желание играть, пища становится невкусной, сон беспокойным, не поются веселые песни.
Ему очень понравилась маленькая звездочка, а поскольку он был старым, добрым, мудрым, то решил ей помочь. Он зашел в свой дом, нашел там блестящий волшебный мешок, открыл его, и достал оттуда множество блестящих волшебных звездочек. Один взмах руки - и на ночном небе засияли тысячи ночных звезд.
- Посмотри, сказал мудрец как красиво и удивительно! Теперь на небе множество звезд, это твои друзья. Тебе не будет так одиноко, ты сможешь разговаривать с ними, играть в различные игры, дарить им свое тепло и любовь. Маленькая, когда совсем одинокая звездочка была очень рада и счастлива, что у нее появилось множество друзей. Она поблагодарила мудреца. И уже решила улететь на небо, но мудрец остановил ее: «Я хочу сделать для тебя еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась на земле. Я создам на чём-нибудь необычном твое изображение». Он хлопнул в ладоши, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда осталось на земле.
Вопрос: где осталась маленькая звездочка? (В сердцевине яблока; показать.) Почему именно яблоко? (им можно поделиться)
Эту легенду я рассказала не просто так, а для того, чтобы вы почувствовали состояние ребенка, когда он приходит первый раз в детский сад. Задача педагога - помочь ребенку безболезненно пройти этот сложный для него период адаптации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешная адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами сказочного панно «Фиолетовый лес»
Самой любимой и естественной деятельностью младших дошкольников является игра, игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Задачи воспитателя по развитию игровой деятель...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности...
Статья "Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности."
С утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкол...
СТАТЬЯ на тему " Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада средствами изобразительной деятельности"
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Ведь воспитание в коллективе вырабатывает у малыша позитивные социальные стереотипы поведения &nd...
Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада нетрадиционными средствами изобразительной деятельности
Адаптационный период у малышей – это важный этап, где каждый родитель и каждый педагог старается создать эмоционально благоприятную сферу, комфортные условия для пребывания детей в детском саду....
Подвижная игра, как средство легкой и успешной адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада.
Статья рассматривает подвижную игру как эффективное средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада. Подвижные игры помогают детям преодолеть страх перед новыми ситуаци...
Проект «Малышок!» Проект психологического сопровождения по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
Информационная карта проекта Вид проекта: групповой социальный, краткосрочный.Тип проекта: информационно – практико – ориентированный.Проект: краткосрочный (июнь-сен...