«Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС»
план-конспект занятия (старшая группа)
Сообщение для педагогов «Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение
«Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС»
педагог – психолог МДОУ «Детский сад № 62»Энгельсского муниципального района Саратовской области
Г.В. Солопова
«Сегодняшний день ребенка не хуже, не менее ценен, чем его завтра и нельзя ради будущих задач пренебрегать тем, что радует, печалит и занимает ребенка сегодня…» Я. Корчак
Психическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности. Традиционно уделяя внимание физическому здоровью детей (зарядке, закаливанию, профилактике заболеваемости) надо осознавать значение психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А ведь проводя в детском саду большую часть времени и находясь в тесном контакте со сверстниками и взрослыми, дети испытывают серьезные психические нагрузки. Многим детям свойственно нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, тревожность, неуверенность в себе.
Психическое здоровье это - состояние душевного благополучия, отсутствие болезненных психических явлений, адекватное условиям окружающей действительности поведение и деятельность.
Когда окружающие с пониманием относятся к ребенку, признают и не нарушают его права, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. Эмоциональное благополучие способствует гармоничному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Невнимание или недостаточное внимание к эмоциональной жизни детей, напротив, приводит к негативным последствиям.
Главный путь, позволяющий сделать пребывание ребенка в детском саду интересным и желанным - это создание спокойной, теплой, радушной атмосферы в группе, налаживание положительных взаимоотношений между детьми и взрослыми, интересной игровой среды и вовлечение ребенка в доступные и привлекательные для него разнообразные виды деятельности. Это внимательное отношение к эмоциональным потребностям ребенка, когда взрослые беседуют и играют, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком, предоставляют ему больше самостоятельности и независимости.
« Чтобы ребенок был здоровым и счастливым,
надо просто удовлетворять его потребности».
Л.С. Выготский
Пребывание ребенка в детском саду предполагает удовлетворение потребностей:
1. Физиологические потребности - первичные потребности человека, необходимые для жизни и существования. Включают: потребность в еде, убежище, отдыхе, движении. Для ребенка – дошкольника - это самые насущные и самые мощные потребности. Неудовлетворенность физиологического уровня вызывает у ребенка негативные эмоции, состояние дискомфорта.
2. Потребность в безопасности и защите. Для ребенка очень важным является ощущение того, что он находится под защитой взрослых, готовых в любой момент оградить его от неблагоприятных условий внешней среды. Гарантом удовлетворения потребности в безопасности является порядок, режим, комплекс здоровье сберегающих мероприятий (медицинское обслуживание, гигиена)
3. Потребность в принадлежности и любви (дружба, семья, принадлежность к группе, общение). Чем старше становится ребенок, тем ярче выражается потребность иметь друзей, семью, общение. Ему очень важно знать, что его окружают доброжелательные люди, которые его понимают и любят.
4. Потребность в уважении и признании (самооценка, отношение окружающих): стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей, к признанию его успехов и достижений. Очень значимым для состояния комфорта ребенка является потребность ощущать уважение и признание не только со стороны близких людей, но и со стороны сверстников и других взрослых. Удовлетворение этой потребности порождает у ребенка чувство уверенности, собственной значимости, повышает самооценку, формирует положительную Я - концепцию (Я нужен в этом мире). Очень важно понимать, что ребенку крайне необходима похвала, положительная оценка взрослого.
5. Потребность в самоактуализации (самовыражении): потребность быть в мире с самим собой, быть тем, кем хочешь быть. Потребность выражается в стремлении ребенка реализовать свои познавательные интересы и потребности, потенциальные возможности, показать, что он может. Важным является создание условий для того, чтобы ребенок мог осуществлять свои первые «пробы» в различных видах деятельности.
Показатели психологического комфорта детей:
- устойчивое бодрое состояние;
- доминирование положительных эмоций, радостное настроение;
- высокий физический тонус;
- отсутствие тревожности;
-высокие показатели адаптивности;
- хороший сон, аппетит;
- высокая познавательная и творческая активность;
- дружелюбность, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми;
- отсутствие агрессии;
- низкая заболеваемость.
Психическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов .
К внешним факторам ( среда) можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, отвержение ( непринятие) воспитателем личности ребенка, игнорирование обращений ребенка,
появления конфликтных отношений со сверстниками и т. д. Это нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование личности ребенка.
К внутренним (личностным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.
Проблема создания благоприятной психологической образовательной среды в дошкольном учреждении, которая бы способствовала укреплению психического здоровья дошкольников на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155.
Стандарт предъявляет требования не только к психолого-педагогическим условиям пребывания детей в ДОУ, но и требует от педагогов высокого уровня компетенции.
Перед вами условия, которые определены в Федеральном государственном образовательном стандарте. Давайте вместе проговорим 2-3 фразы (вопроса), адресованные ребенку, в которых отражается готовность воспитателя формировать благоприятные психолого-педагогические условия взаимодействия.
● уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; (Молодец! Ты справился!, У тебя получилось!)
● использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); (У тебя есть время доделать работу)
● построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; ( Петя, в какую игру ты бы хотел сейчас поиграть! Катя, чем бы хотела заняться!)
● поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей в разных видах деятельности; ( Молодцы, вы сегодня не ссорились! Спасибо, вы сегодня играли дружно! Здорово, Саша, ты помог Кате _ фиксировать внимание на хороших поступках)
● поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; ( Спасибо, что ты помог, убрал, оделся сам)
● возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; ( С кем ты хотел бы встать в пару? С кем хотел бы играть?)
● защита детей от всех форм физического и психического насилия;
Закон РФ «Об образовании», ст. 34, п. 1.9. ( Тебе не приятно, когда тебя бьют, тебе больно? Другим тоже больно)
● построение взаимодействия с семьями воспитанников в целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс. ( Спасибо, вы самая спортивная семья! Спасибо, что поучаствовали)
«Дети святы и чисты.
Нельзя делать их игрушкою своего настроения».
А.П.Чехов
На психосоматическое состояние ребенка оказывает влияние эмоциональное состояние педагога, стиль его общения с детьми.
Вот некоторые приемы, которые способствуют сохранению психического здоровья и предупреждению психоэмоциональных перегрузок у детей:
- Для преобладания положительных эмоций в ежедневном распорядке дня использование таких режимных ритуалов как «Утреннее приветствие», «Минутки вхождения в день», которые объединяют детей, настраивают на доброжелательные взаимоотношения со взрослыми и детьми.
- Минутки задушевного общения, когда воспитатель, расположившись на ковре вместе с детьми, хвалит детей, обсуждает их достижения, читает, играет с ними.
- Применение приемов, направленных на блокирование и предупреждение нежелательных аффективных вспышек: релаксационные паузы; психологические настройки для привлечение внимания детей, выравнивания психологического климата в группе, выработки дисциплины; снятие напряженности в организации режимных процессов (профилактика переутомления).
- Использование игр направленных на сплочение детского коллектива, на профилактику детских конфликтов, развитие коммуникативности, навыков сотрудничества.
- Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду достигается за счет проведения разнообразных, интересных развлечений, тематических досугов, праздников.
- Уголки уединения, где ребенок может спокойно поиграть, отдохнуть от шума, расслабиться на диванчике
- Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения.
- Игры с песком и водой стабилизируют эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.
- Работа со сказками – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятию тревожности, повышению самооценки, снятию агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя. Можно использовать следующие методические приемы:
- Рассказывание сказки с позиции сказочного персонажа;
- Отгадывание сюжета или персонажей;
- Превращение в сказку любой жизненной истории;
- Сочинение сказки экспромтом.
- Развивающее и лечебное воздействие оказывают рисование, лепка. Детям нравится все нетрадиционное. Они любят рисовать необычно, по-новому. Нетрадиционные методы ( использование разнообразных материалов, различных техник рисования) снимают нервное напряжение, страх, отвлекает от грустных мыслей, обеспечивают эмоционально-положительное состояние, вызывают радость. Так, при рисовании пальчиками или ладошкой дети преодолевают чувство неуверенности, боязни, неприятные ощущения.
Таким образом, в ДОУ должны быть созданы условия, обеспечивающие психологическое здоровье дошкольника. Индивидуальный подход, учет особенностей каждого ребенка, психологический комфорт, интересная и содержательная жизнь в саду становится одной из главных задач в деятельности ДОУ, воспитателей, помощников воспитателей, узких специалистов.
Список литературы:
- Гарбузов В.И. Нервные дети. – М.: Ассоциация советских книгоиздателей, 1990.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Подарки фей». Развивающая сказкотерапия для дошкольников. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
- Клаус Фопель. Подвижные игры для детей 3-6 лет. – М.: Генезис, 2005.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья: Учебник для ВУЗов. – СПб.: Питер, 2003.
- Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. – 7-е изд. Стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- Погосова Н.М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008.
- Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2010
Рекомендации педагогам для укрепления психического здоровья воспитанников.
- Создавайте в группе спокойную, жизнерадостную обстановку.
- Проявляйте искренний интерес к личности каждого ребенка, его состоянию, настроению.
- Организовывайте жизнедеятельность детей, таким образом, чтоб у них накапливался положительный опыт добрых чувств.
- Собственным поведением демонстрируйте уважительное отношение ко всем детям.
- В ходе обучающих занятий учитывайте возрастные особенности и интересы детей.
- Создавайте условия для формирования у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, привязанности и доверия ко взрослым.
- Развивайте у детей умение осознавать свои эмоциональные состояния, настроения и чувства окружающих людей.
- Развивайте у детей умение устанавливать связь между поступками, событиями, настроением и самочувствием людей.
- При организации взаимодействия чаще пользуйтесь поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением.
- Создавайте условия для эффективного доверительного сотрудничества с родителями воспитанников.
Предварительный просмотр:
Конспект
непрерывной образовательной деятельности
в старшей группе
«Два жадных медвежонка»
(для детей 5-6 лет
с использованием мультфильма и развивающих игр В.В. Воскобовича
Тема НОД: «Два жадных медвежонка».
Программа: конспект разработан дополнительно к программе «Умные игры в добрых сказках» С.В. Макушкиной.
Ведущая образовательная деятельность: Социально-коммуникативное развитие.
Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое».
Цель: развитие социально-коммуникативных, нравственных и творческих способностей детей 5-6 лет в совместной деятельности детей и педагога, поддержка одаренных детей.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать формировать у детей способность понимать содержание и идею сказки.
- Приобщать детей к духовно-нравственным ценностям общества через знакомства со сказкой.
- Закреплять умения увидеть образ в чертеже и действовать, опираясь на чертеж.
- Формировать способность самостоятельно создавать образы объектов. - Закреплять навыки самостоятельной работы с развивающими играми.
- Продолжать формировать умение оценивать свои поступки и других людей.
- Расширять и активизировать словарь (понятие жадный –щедрый, описание героев сказки).
- Стимулировать к придумыванию новых деталей (изменять окончание сказки), используя выразительные средства.
Развивающие:
- Развивать умение отличать положительные и отрицательные качества героев сказки.
- Развивать конструкторские и креативные способности.
- Продолжать развивать чуткое, внимательное отношение друг к другу.
- Развивать умение распределять и концентрировать внимание.
- Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение.
- Развивать речь, воображение, целостность восприятия.
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Воспитывать аккуратность, терпение.
- Воспитывать интерес к сказкам, к совместной деятельности.
- Воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы.
- Воспитывать желание проявлять самостоятельность.
- Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, желание оказывать
помощь друг другу.
Оздоровительные:
- Создать благоприятный эмоциональный микроклимат в группе.
Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: игровые упражнения, чтение загадки, вопросы, просмотр мультфильма, беседа, конструирование, этюды, использование музыкального сопровождения.
Оборудование и материал: компьютер (ноутбук), проектор, экран, видеоматериал «Два жадных медвежонка» (продолжительность м/ф 9.17 минут) https://mults.info/mults/?id=1405, музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский «Детский альбом» - Старинная французская песенка) (Приложение), игры для каждого ребенка: «Чудо-соты», «Фонарики», слайд со схемой медвежонка (Приложение 1), раздаточные карточки с контурной схемой с прорисованными деталями ( Приложение 2).
Данный конспект может быть использован в групповой и подгрупповой работе с детьми 5-6 лет.
Ход НОД
Деятельность педагога-психолога | Деятельность воспитанников | |
Вводная часть (мотивация) | ||
Приветствие. Упражнение «Имя соседа справа» Педагог-психолог: -Давайте поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто стоит справа от меня, назову его по имени и скажу: «Катя я рада тебя видеть». Катя повернется к своему соседу справа и сделает то же самое, и так до тех пор, пока каждый из вас не поприветствует своего соседа... Чтение загадки: Летом бродит без дороги, -Молодцы! Педагог: -Ребята, а вы знаете сказки, в которых встречается медведь? Давайте вспомним их. -Какие вы молодцы, сколько сказок вспомнили! -Сегодня мы с вами познакомимся с еще одной сказкой, в которой не один, а два медведя. Это венгерская народная сказка « Два жадных медвежонка». | Дети и педагог стоят на ковре, образуя круг. Дети приветствуют друг друга и педагога. Дети: медведь
Дети: Три медведя, Маша и медведь, Мужик и медведь, Теремок. | |
Основная часть | ||
Педагог приглашает детей сесть на стульчики на ковре (обращает внимание на осанку) и предлагает посмотреть мультфильм. Просмотр мультфильма «Два жадных медвежонка» Беседа по содержанию сказки - Что за семья жила в густом лесу? - Какие медвежата? Давайте попробуем их описать? Конструирование «Медвежата» ( развивающие игры «Фонарики» , «Чудо-соты»). Педагог предлагает детям пройти за столы, взять любые игры и сконструировать медвежонка. Варианты: 1. На экране появляется чертеж –схема медведя без прорисовывания деталей (для способных детей- игра «Чудо-соты»). 2. Детям, которым сложно выполнить это задание, выдаются раздаточные карточки с прорисовыванием границ-игра «Чудо-соты». 3. Можно самостоятельно придумать свой образ медведя- игра «Фонарики, игра «Чудо-соты». Деятельность детей сопровождается под музыку П.И. Чайковского. Можно попросить кого-то из детей описать своего медвежонка? Далее педагог просит детей сложить детали в игровое поле и пройти на ковер (можно сесть на стульчики, можно на ковер). Беседа по содержанию сказки Педагог: -Что велела медвежатам мама медведица, когда они отправились путешествовать?
Педагог: - Каждый из медвежат боялся, что другой медвежонок его обманет и возьмет себе больший кусочек сыра.
- Кто помог им поделить сыр? - Почему вы решили, что лиса в сказке хитрая, обманщица? - Правильно ребята, лиса хитрая, она не помогла медвежатам. Лиса обещала им, что все сделает честно, что кусочки сыра будут одинаковыми. Но в процессе дележки то один кусочек оказывался больше, то другой. А лиса все откусывала и откусывала лишнее до тех пор, пока кусочки не стали совсем крохотными. Лиса перехитрила, обманула медвежат. -Почему лиса сумела обмануть медвежат? Какими оказались медвежата по характеру? -Что же случилось с медвежатами из –за их жадности? Как они были наказаны? - Хорошо ли быть жадным? Педагог: - Правильно, жадный теряет намного больше, чем щедрый. Если бы медвежата поделили сыр сами, они оба наелись бы, даже если бы один кусочек оказался чуть меньше другого. А так из-за взаимного недоверия оба остались голодными. Мини – этюд «Медвежата» -Открывайте глаза и изобразите: радость медвежат, когда они нашли сыр (покажите друг другу); беспокойство, тревогу братьев, когда лиса делила им сыр; грусть, разочарование медвежат, когда они увидели, сколько сыра оставила им плутовка (повернитесь к соседу, изобразите, как огорчились медвежата). - Молодцы! Творческое упражнение - инсценировка «Придумай и покажи другой конец сказки» Педагог: - А давайте мы с вами придумаем и покажем другую концовку сказки, чтобы она закончилась хорошо, чтобы медвежата остались сытыми, довольными и дружными!
Педагог: - Ребята, а какой варианты концовки сказки вам понравился больше? Концовка в венгерской народной сказке или которую придумали мы? | Дети садятся на стулья. Дети смотрят мультфильм. Примерные ответы детей: мама медведица и два брата медвежонка Примерные ответы детей: маленькие, лохматые, пушистые, коричневые, веселые, смешные, косолапые, забавные, добрые. Дети выбирают игры и проходят за столы. Дети конструируют. Дифференцированный подход к детям, с учетом индивидуально-личностных способностей детей.
Ребенок описывает своего медвежонка. Дети проходят на ковер. Примерные ответы детей: не ссориться, помогать друг другу Дети: сыр Дети: нет, медвежата поссорились. Дети: лиса Дети: нет Дети: хитрая, обманщица, плутовка, злая. Примерные ответы: медвежата были жадными, глупыми, доверчивыми. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому брату достанется больше сыра. Дети: медвежата остались голодными Примерные ответы детей: плохо, можно остаться голодным, навредить самому себе. Дети свободно размещаются по комнате, показывают чувства и выполняют движения, соответствующие заданию. Примерные ответы детей: да Дети предлагают варианты, и инсценируют каждый вариант ( или наиболее понравившийся). Возможные варианты концовки сказки: -Братья позвали маму медведицу, когда нашли сыр, и она поделила сыр на всех поровну. -Лисе сказали вежливые, ласковые слова и у лисы вскружилась голова и она поделила сыр поровну. -Медвежата разделили сыр, и по считалке одному медвежонку достался кусочек, который оказался больше. Дети называют. | |
Заключительная часть (рефлексия) | ||
Педагог: - Чему нас научила сказка о двух жадных медвежатах? -Верно ребята, эта сказка учит нас тому, что нужно больше доверять друг другу и не быть жадным. Ритуал прощания «Я – молодец» - Вот и сказочке конец, а слушал и делал – молодец! В конце совместной деятельности педагог вместе с детьми перечисляет игры и упражнения, которые помогли сегодня на занятии. | Примерные ответы детей: Сказка учит нас тому, что жадным быть плохо, а щедрым – хорошо и приятно. Надо уметь делиться, быть дружными, не ссориться. Дети по очереди в кругу показывают на себя и говорят «Петя-молодец!», «Катя-молодец!» и т.д. |
Литература:
1. Макушкина С.В. «Умные игры в добрых сказках», Санкт –Петербург, ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017 г.
2. Радынова О.П. «Музыкальное развитие детей: в 2-х ч.» М:,Гуманит.Центр ВЛАДОС, 1997г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятной психологической среды в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательно...
Мастер-класс для воспитателей "Благоприятная психологическая среда в дошкольном учреждении для укрепления психического здоровья дошкольников в соответствии ФГОС. Оздоровительные игры для дошкольников"
Первостепенное в воспитании и развитии детей раннего и дошкольного возраста значение имеют: забота о здоровье и эмоциональном благополучии ребенка, создание атмосферы гуманного и доброжелательного отн...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Песочная терапия...
ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОХРАНЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Песочная терапия...
Психологическая акция как одна из форм работы дошкольного учреждения по сохранению психического здоровья ребенка
В современных дошкольных образовательных учреждениях актуализировалась проблема психического здоровья подростающего поколения....
Консультация для педагогов по созданию благоприятной атмосферы в дошкольном учреждении.
Одним из главных условий полноценного развития личности ребенка является его эмоциональное благополучие, которое в условиях детского сада во многом зависит от способности воспитате...