« Маршрут выходного дня» в ДОУ: из опыта работы.
статья

Кондрусова Анжела Михайловна

Основная цель  статьи - поделиться с коллегами  своими взглядами на условия эффективности  использования данного направления в работе педагогов с детьми и родителями в ДОУ исходя из двухлетнего опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_vyhodnogo_dnya_v_dou.docx30.21 КБ

Предварительный просмотр:

« Маршрут выходного дня» в ДОУ: из опыта работы.

Основная цель  статьи - поделиться с коллегами  своими взглядами на условия эффективности  использования данного направления в работе педагогов с детьми и родителями в ДОУ исходя из двухлетнего опыта работы.

Одной из важных  задач образовательного процесса в ДО, определённых  ФГОС ДО, является  создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка  как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

 В связи с этим, задача  педагогов – выбрать именно те инновационные педагогические технологии,  методы и формы организации работы с детьми, которые будут оптимально соответствовать  познавательным интересам воспитанников.

Исходя из наблюдений за нашими воспитанниками и предыдущего опыта работы, мы с коллегой  решили реализовывать поставленные  ФГОС ДО задачи максимально используя  образовательные возможности музейной педагогики.

Начиная с младшей группы, мы, совместно с родителями, вели работу по организации мини- музея « Кукляндия». Его экспозиции, запасники,

« мастерские» активно использовались нами  как образовательное пространство. Кроме того, наши ребята  нередко бывали гостями информационно - образовательного  центра « Русский музей: виртуальный филиал». « Экскурсии» надолго оставалось в их  памяти и являлись темой для обсуждений.

Учитывая интерес воспитанников  к данным формам и методам работы, а также опираясь на тот факт, что дети дошкольного возраста максимально ориентированы на спонтанное запоминание чего- то яркого и  необычного,  было решено использовать Санкт- Петербург, как образовательное пространство. 

Так родилась идея использования в работе долгосрочного (двухлетнего)  экскурсионного проекта « Маршрут выходного дня». Его основной  целью является приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям и традициям родного края, а также формирование основ гражданственности и воспитание нравственных качеств.

Предположительно, проект должен был позволить решить следующие задачи:

-  Углубить и подтвердить теоретические представления  детей о достопримечательностях  родного города через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями воспитанников;

- Обеспечить патриотическое, речевое, эмоциональное развитие ребёнка в ДОУ и семье;

-Обогатить речь, развить активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве;

-Привить родителям понимание ценности проведения активного и познавательного отдыха с детьми;

- Подтолкнуть родителей к участию в развитии познавательной активности детей посредством музейной педагогики.

- Развитие навыков коммуникации и чувства коллективизма.

Для определения эффективности и целесообразности данной формы работы в ДОУ, после завершения проекта среди родителей группы было проведено анкетирование.  Использовались  анкеты двух видов: №1 –для участников «Маршрутов» и итоговых мероприятий,  № 2- для неучаствовавших ни в одном из них. При заполнение анкеты № 1 можно  было отмечать несколько вариантов ответов в одной позиции.

Для начала остановимся на анализе анкет родителей, не поддержавших проект (31.3 % от общего числа). Им были заданы следующие вопросы:

-Вопрос №1(кроме прочего, служил индикатором искренности респондентов): «Как часто вы участвуете в совместных с детским садом мероприятиях?». Итог:11.2% ни разу не участвовали в совместных с ДОУ мероприятиях, часто-  44.4%,изредка-  44.4%.

- Вопрос № 2: «Часто ли вы вместе с детьми бываете на прогулках или экскурсиях в центральной части Санкт- Петербурга?». Итог: часто-33.4 %; редко- 66.6%; никогда- 0 %.

-Вопрос № 3: « Посещаете ли вы вместе с детьми музеи  нашего города?» Итог: часто-  11.1%; изредка –  88.9%; никогда-  0%.

-Вопрос № 4: « От чего зависит ваше неучастие в  проекте « Маршрут выходного дня?». Итог: от наличия свободного времени - 66.6%; от  темы « Маршрута»- 0 %; от собственных интересов /затруднений-33.4%.

Вывод: Идея данного проекта не нашла отклик у части родителей  из-за нехватки времени по личным обстоятельствам.

Хочу обратить внимание на то, что в нашей группе достаточно активные родители. Этот вывод был сделан на основании анализа данных об  их участии в мероприятиях ДОУ. Например, в  первый год реализации проекта в массовых мероприятиях ДОУ участвовало 71.4 % родителей воспитанников, во второй -78.5%. В «Маршрутах» в эти же периоды участвовали соответственно 50% и 67.8%.

Каковы  же условия для наиболее эффективного использования в работе данной  педагогической технологии? Двухлетний опыт в данном направлении позволил сделать для  себя следующие выводы:

1)« Маршрут» - это действенный способ установления взаимодействия семьи и ДОУ.  Взаимодействие должно быть позитивно, иначе сотрудничество не состоится.

2)Необходимо предварительно различными способами вовлекать родителей в образовательное пространство, привлекать к сотрудничеству и взаимодействию, формировать у них активную позицию в образовании детей. Задача педагогов, если подобная позиция отсутствует, сформировать её и повысить степень  вовлеченности  родителей в педагогический процесс.

3) Участие 75% опрошенных родителей в проекте зависит от наличия свободного времени. Действительно, в современных условиях  это актуально. Поэтому необходимо, чтобы у родителей было чёткое понимание целей, задач и предполагаемых результатов проекта.

По результатам анкетирования 41.6% респондентов считает, что данная форма работы способствует развитию речи; 41.67%- более углублённому изучению истории города в рамках « Петербурговедения», 66.6 %- обеспечивает более тесный контакт с ребёнком, способствует появлению общих с детьми интересов  и  100 % утверждают, что данная форма мероприятий увеличивает  рост патриотизма и любви к родному городу. Два и больше пунктов одновременно отметили 75% опрошенных.

4) Немаловажным аспектом является позиция ребенка и отношение к нему со стороны взрослых. У каждого  участника маршрута должна быть своя задача, направленная на решение общей цели. Родители  и дети в данной ситуации – партнёры. По мнению 66.6% родителей, детям нравится данное времяпрепровождение и  75% родителей считают его плодотворным. Мнения большинства детей и родителей совпадают и можно говорить о гармонизации родительско - детских отношений. Кроме того, 25% родителей стали считать себя более ответственными, а  8.34 % признались, что темы маршрутов помогают им определяться с планами на выходные.

5) Использование различных видов мотиваций и поощрений, например:

- Общая практическая, утилитарная  цель. В нашем случае - сбор информации для обогащения и развития РППС группы, привлечение детей и родителей к её созданию.

- Использование продукта деятельности в оформление РППС ДОУ.

 - Награждение грамотами и приятными мелочами детей за прохождение «   Маршрута» и родителей за активное участие в воспитательно-образовательном процессе .

6) Обязательная организация совместных (воспитанники, воспитатели, родители, члены семей) мероприятий.  Это способствует формированию  социального опыта, навыков взаимодействия, представлений о себе как об активном члене коллектива через участие в жизни группы, стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и общению с ними.

7) Прохождение маршрута- прогулки должно доставлять положительные эмоции и стимулировать исследовательское поведение. Для этого рекомендуется:

- При подборе тем « Маршрутов» использовать гендерные предпочтения детей (25% родителей отметили, что прохождение маршрута зависит от его тематики).

- использовать разнообразие форм (экскурсионный квест, « ребёнок- экскурсовод» и другие).

8) Ни в коем случае не отстранять от общего дела детей, чьи родители заполнили анкету № 2. Следует привлекать их к оформлению информационных папок, к продуктивной деятельности и прочее, развивая уже в них, как в будущих родителях стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо, развивая их чувство принадлежности к общности.

9) Максимальная заинтересованность педагога в организации подобных мероприятий, а также полная отдача при участии в них и вовлечении окружающих (воспитанники, родители, другие члены семей).

Будем ли мы продолжать эту работу с новыми воспитанниками? Обязательно, ведь среди прочих результатов работы, нам удалось достичь самой главной цели – сплочённого детского коллектива и гармоничных отношений между родителями нашей группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новая форма работы - маршрут выходного дня, мероприятия которые могут посетить родители вместе с детьми.

Маршрут выходного дня, это новая разработка в процессе взаимодействия ДОУ с родителями. Маршрут выходного дня создается согласно теме недели, идущей в детском саду, обязательно указываются задачи этой...

Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по экологической работе

Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с семьями для установления позитивного взаимод...

Виртуальный маршрут выходного дня как современная форма работы с родителями в ДОУ

В целях минимизации рисков распространения COVID-19 в дошкольной организации в прошедшем 2020/2021 учебном году широко использовали дистанционное консультирование родителей по реализации задач основно...

Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР (из опыта работы)

Раассказ об рпыте составления Индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР и пример структоры ИОМ...

СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа

       Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детя...

СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа

Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детям. У каждой семьи есть свои традиц...

Методическая разработка "Маршрут выходного дня, как одна из форм работы с родителями по краеведению"

Методическая разработка "Маршрут выходного дня, как одна из форм работы с родителями по краеведению"...