« Маршрут выходного дня» в ДОУ: из опыта работы.
статья
Основная цель статьи - поделиться с коллегами своими взглядами на условия эффективности использования данного направления в работе педагогов с детьми и родителями в ДОУ исходя из двухлетнего опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
marshrut_vyhodnogo_dnya_v_dou.docx | 30.21 КБ |
Предварительный просмотр:
« Маршрут выходного дня» в ДОУ: из опыта работы.
Основная цель статьи - поделиться с коллегами своими взглядами на условия эффективности использования данного направления в работе педагогов с детьми и родителями в ДОУ исходя из двухлетнего опыта работы.
Одной из важных задач образовательного процесса в ДО, определённых ФГОС ДО, является создание благоприятных условий для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В связи с этим, задача педагогов – выбрать именно те инновационные педагогические технологии, методы и формы организации работы с детьми, которые будут оптимально соответствовать познавательным интересам воспитанников.
Исходя из наблюдений за нашими воспитанниками и предыдущего опыта работы, мы с коллегой решили реализовывать поставленные ФГОС ДО задачи максимально используя образовательные возможности музейной педагогики.
Начиная с младшей группы, мы, совместно с родителями, вели работу по организации мини- музея « Кукляндия». Его экспозиции, запасники,
« мастерские» активно использовались нами как образовательное пространство. Кроме того, наши ребята нередко бывали гостями информационно - образовательного центра « Русский музей: виртуальный филиал». « Экскурсии» надолго оставалось в их памяти и являлись темой для обсуждений.
Учитывая интерес воспитанников к данным формам и методам работы, а также опираясь на тот факт, что дети дошкольного возраста максимально ориентированы на спонтанное запоминание чего- то яркого и необычного, было решено использовать Санкт- Петербург, как образовательное пространство.
Так родилась идея использования в работе долгосрочного (двухлетнего) экскурсионного проекта « Маршрут выходного дня». Его основной целью является приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям и традициям родного края, а также формирование основ гражданственности и воспитание нравственных качеств.
Предположительно, проект должен был позволить решить следующие задачи:
- Углубить и подтвердить теоретические представления детей о достопримечательностях родного города через взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями воспитанников;
- Обеспечить патриотическое, речевое, эмоциональное развитие ребёнка в ДОУ и семье;
-Обогатить речь, развить активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве;
-Привить родителям понимание ценности проведения активного и познавательного отдыха с детьми;
- Подтолкнуть родителей к участию в развитии познавательной активности детей посредством музейной педагогики.
- Развитие навыков коммуникации и чувства коллективизма.
Для определения эффективности и целесообразности данной формы работы в ДОУ, после завершения проекта среди родителей группы было проведено анкетирование. Использовались анкеты двух видов: №1 –для участников «Маршрутов» и итоговых мероприятий, № 2- для неучаствовавших ни в одном из них. При заполнение анкеты № 1 можно было отмечать несколько вариантов ответов в одной позиции.
Для начала остановимся на анализе анкет родителей, не поддержавших проект (31.3 % от общего числа). Им были заданы следующие вопросы:
-Вопрос №1(кроме прочего, служил индикатором искренности респондентов): «Как часто вы участвуете в совместных с детским садом мероприятиях?». Итог:11.2% ни разу не участвовали в совместных с ДОУ мероприятиях, часто- 44.4%,изредка- 44.4%.
- Вопрос № 2: «Часто ли вы вместе с детьми бываете на прогулках или экскурсиях в центральной части Санкт- Петербурга?». Итог: часто-33.4 %; редко- 66.6%; никогда- 0 %.
-Вопрос № 3: « Посещаете ли вы вместе с детьми музеи нашего города?» Итог: часто- 11.1%; изредка – 88.9%; никогда- 0%.
-Вопрос № 4: « От чего зависит ваше неучастие в проекте « Маршрут выходного дня?». Итог: от наличия свободного времени - 66.6%; от темы « Маршрута»- 0 %; от собственных интересов /затруднений-33.4%.
Вывод: Идея данного проекта не нашла отклик у части родителей из-за нехватки времени по личным обстоятельствам.
Хочу обратить внимание на то, что в нашей группе достаточно активные родители. Этот вывод был сделан на основании анализа данных об их участии в мероприятиях ДОУ. Например, в первый год реализации проекта в массовых мероприятиях ДОУ участвовало 71.4 % родителей воспитанников, во второй -78.5%. В «Маршрутах» в эти же периоды участвовали соответственно 50% и 67.8%.
Каковы же условия для наиболее эффективного использования в работе данной педагогической технологии? Двухлетний опыт в данном направлении позволил сделать для себя следующие выводы:
1)« Маршрут» - это действенный способ установления взаимодействия семьи и ДОУ. Взаимодействие должно быть позитивно, иначе сотрудничество не состоится.
2)Необходимо предварительно различными способами вовлекать родителей в образовательное пространство, привлекать к сотрудничеству и взаимодействию, формировать у них активную позицию в образовании детей. Задача педагогов, если подобная позиция отсутствует, сформировать её и повысить степень вовлеченности родителей в педагогический процесс.
3) Участие 75% опрошенных родителей в проекте зависит от наличия свободного времени. Действительно, в современных условиях это актуально. Поэтому необходимо, чтобы у родителей было чёткое понимание целей, задач и предполагаемых результатов проекта.
По результатам анкетирования 41.6% респондентов считает, что данная форма работы способствует развитию речи; 41.67%- более углублённому изучению истории города в рамках « Петербурговедения», 66.6 %- обеспечивает более тесный контакт с ребёнком, способствует появлению общих с детьми интересов и 100 % утверждают, что данная форма мероприятий увеличивает рост патриотизма и любви к родному городу. Два и больше пунктов одновременно отметили 75% опрошенных.
4) Немаловажным аспектом является позиция ребенка и отношение к нему со стороны взрослых. У каждого участника маршрута должна быть своя задача, направленная на решение общей цели. Родители и дети в данной ситуации – партнёры. По мнению 66.6% родителей, детям нравится данное времяпрепровождение и 75% родителей считают его плодотворным. Мнения большинства детей и родителей совпадают и можно говорить о гармонизации родительско - детских отношений. Кроме того, 25% родителей стали считать себя более ответственными, а 8.34 % признались, что темы маршрутов помогают им определяться с планами на выходные.
5) Использование различных видов мотиваций и поощрений, например:
- Общая практическая, утилитарная цель. В нашем случае - сбор информации для обогащения и развития РППС группы, привлечение детей и родителей к её созданию.
- Использование продукта деятельности в оформление РППС ДОУ.
- Награждение грамотами и приятными мелочами детей за прохождение « Маршрута» и родителей за активное участие в воспитательно-образовательном процессе .
6) Обязательная организация совместных (воспитанники, воспитатели, родители, члены семей) мероприятий. Это способствует формированию социального опыта, навыков взаимодействия, представлений о себе как об активном члене коллектива через участие в жизни группы, стремление устанавливать и поддерживать связь с другими людьми, к контакту и общению с ними.
7) Прохождение маршрута- прогулки должно доставлять положительные эмоции и стимулировать исследовательское поведение. Для этого рекомендуется:
- При подборе тем « Маршрутов» использовать гендерные предпочтения детей (25% родителей отметили, что прохождение маршрута зависит от его тематики).
- использовать разнообразие форм (экскурсионный квест, « ребёнок- экскурсовод» и другие).
8) Ни в коем случае не отстранять от общего дела детей, чьи родители заполнили анкету № 2. Следует привлекать их к оформлению информационных папок, к продуктивной деятельности и прочее, развивая уже в них, как в будущих родителях стремление достигать лучших результатов и овладевать мастерством в чём-либо, развивая их чувство принадлежности к общности.
9) Максимальная заинтересованность педагога в организации подобных мероприятий, а также полная отдача при участии в них и вовлечении окружающих (воспитанники, родители, другие члены семей).
Будем ли мы продолжать эту работу с новыми воспитанниками? Обязательно, ведь среди прочих результатов работы, нам удалось достичь самой главной цели – сплочённого детского коллектива и гармоничных отношений между родителями нашей группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новая форма работы - маршрут выходного дня, мероприятия которые могут посетить родители вместе с детьми.
Маршрут выходного дня, это новая разработка в процессе взаимодействия ДОУ с родителями. Маршрут выходного дня создается согласно теме недели, идущей в детском саду, обязательно указываются задачи этой...
Маршрут выходного дня как форма взаимодействия с семьями воспитанников по экологической работе
Одно из приоритетных направлений работы ДОУ – взаимодействие с семьями воспитанников. Педагоги ДОУ осуществляют поиск инновационных форм и методов работы с семьями для установления позитивного взаимод...
Виртуальный маршрут выходного дня как современная форма работы с родителями в ДОУ
В целях минимизации рисков распространения COVID-19 в дошкольной организации в прошедшем 2020/2021 учебном году широко использовали дистанционное консультирование родителей по реализации задач основно...
Составление индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР (из опыта работы)
Раассказ об рпыте составления Индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ЗПР и пример структоры ИОМ...
СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа
Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детя...
СИСТЕМА РАБОТЫ««Маршрут выходного дня» как форма взаимодействия с семьями воспитанников по ознакомлению дошкольников с родным краем» Подготовительная к школе группа
Известно, что семья влияет на воспитание ребенка, приобщает его к окружающему миру. Выходные – то время, когда родители могут уделить больше внимания своим детям. У каждой семьи есть свои традиц...
Методическая разработка "Маршрут выходного дня, как одна из форм работы с родителями по краеведению"
Методическая разработка "Маршрут выходного дня, как одна из форм работы с родителями по краеведению"...