Социализация дошкольников посредством сотрудничества педагогов и родителей в ДОУ
статья (подготовительная группа)

Власенко Вера Владимировна

          Цель данной работы - обеспечение разнообразных форм сотрудничества педагогов и родителей для личностного развития дошкольников и их социализации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Власенко В.В., воспитатель муниципального

бюджетного дошкольного образовательного

 учреждения центра развития ребенка – детского сада

первой категории «Здоровый ребенок» г.Таганрога

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ДОУ

В нашем дошкольном учреждении осуществляется освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений. Создаем условия для формирования у них позитивного самоощущения, для воспитания бережного, ответственного отношения ребёнка к окружающей природе, рукотворному миру, способствуем развитию положительного отношения детей к окружающим людям, приобщаем к ценностям сотрудничества с другими людьми, развиваем социальные навыки: учим осваивать различные способы разрешения конфликтных ситуаций, договариваться, устанавливать новые контакты, осваивать элементарные правила этикета и правила безопасного поведения. Социализация дошкольников в ДОУ осуществляется в игровой деятельности, ознакомлении с трудом взрослых, занятиях по развитию речи, занятиях по познавательному развитию, нравственно-патриотическом воспитании, трудовой деятельности, проведении экскурсий, прогулок, участии детей в конкурсах, выставках, работе с родителями.

Остановимся на сотрудничестве педагогов и родителей, вовлечении родителей в совместную деятельность ДОУ по успешной социализации дошкольников. Цель данной работы – обеспечение разнообразных форм сотрудничества педагогов и родителей для личностного развития дошкольников и их социализации. Исходя из главной цели работы, были поставлены следующие задачи: активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников по социализации.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи  (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С.К.Карлиев, В. К. Котырло, Т. А Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др.), а также осмысление практики работы ДОУ в этом направлении показывает, что в последнее время наметились перспективные формы сотрудничества, в настоящий момент все большее внимание уделяется взаимодействию детского сада и семьи. Стараемся наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищем новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, подбираем различные технологии, соответствующее содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.

Социализацию дошкольников посредством сотрудничества педагогов и родителей проводим по четырем направлениям.

1. Информационно – аналитическое направление позволяет проводить анкетирование «Сотрудничество детского сада и семьи» с целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

2. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Осуществляется совместная работа специалистов ДОУ по реализации образовательной программы, обеспечивается педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, что делает родителей действительно участниками образовательного процесса. Особое место в работе по социализации дошкольников занимает использование метода проектирования. Был задуман и реализован проект «Кто такие защитники Отечества?», целью которого является привлечение родителей к подготовке и проведению праздников в детском саду, к семейному сотрудничеству, развитию у детей желания радовать родителей своими поздравлениями, рисунками, добрыми пожеланиями, развитию навыков сотрудничества со взрослыми.

В ходе реализации проекта проведена огромная работа по изучению художественной литературы, изготовлению поделок «Кораблик», открыток, оформлению выставок, мини-стенгазет «Мой папа служил в армии». Работа над проектом сплотила, сдружила еще больше взрослых и детей. Совместный праздник радовал всех: задействован был каждый участник проекта. Радушно был принят на празднике гость-моряк, служивший на Военном флоте. Не прерывается связь поколений, и дети растут патриотами своей страны, знают ее историю. Презентация проекта была представлена на педагогическом совете детского сада.

3. Наглядно-информационное направление включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки «Здоровейка», «По Совету всему свету», семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наши праздники», фотомонтажы «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», фотовыставки «Папа, мама, я - дружная семья». Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Наглядно-информационное направление дает возможность донести родителям любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

4. Досуговое направление в работе с родителями является самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Чтобы мероприятия стали важными для детей и родителей, разработан определенный алгоритм подготовки к совместным праздникам. Соблюдается последовательность: выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов; консультации для родителей; составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей; распределение ролей взрослых; изготовление пригласительных билетов; разучивание стихов, танцев, песен; составление памятки-помощницы для родителей и для детей; индивидуальные встречи и консультации; изготовление атрибутов, пособий.

Данная работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений. Совместные праздники проводятся постоянно и становятся яркими, полезными и увлекательными. В результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты, оформляются выставки совместного творчества. Особый интерес вызвали совместные праздники «Мы теперь уже большие», «Мама, папа, я - спортивная семья». В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания. Любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье. Все принимали активное участие в фотовыставках «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Семья – здоровый образ жизни». Воспитанники группы и их родители приняли участие: в выставке поделок, выполненных родителями и детьми («Осенние композиции», «Зимняя  сказка», «Весенние мелодии»); в городском спортивном празднике «Папа, мама, я – спортивная семья» - 2012 год, семья Таи Голец награждена Почетной грамотой; в конкурсе газет «Мой папа служил в армии» - 2012год.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. И в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Успешная социализация дошкольников становится возможна благодаря объединению сил и сотрудничеству.

Список литературы

  1. Арнаутова Е. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. 2002. N 9. С. 52 - 58.
  2. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003. - 224 с.
  3. Белова Л.В. В семье будущий первоклассник. - М, 1980.
  4. Белоногова Г., Хитрова Л. Педагогические знания - родителям // Дошкольное воспитание. 2003. N 1. С. 82 - 92.
  5. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.
  6. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. N 1. - С. 41 - 49.
  7. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. N 1. - С. 60 - 68.



Предварительный просмотр:

Вместе с мамой

Пусть солнышко

 ласково светит.

Пусть птицы

встречают зарю.

О самой чудесной

на свете.

О маме моей говорю.

Согласно ФГОС ДО выходит на новый этап своего развития: сформированность концепции успешности личности воспитанников и педагогов; создание ситуации успеха для всех участников образовательного процесса; организации образовательного процесса на основе индивидуального подхода к отбору содержания и педагогических технологий.

Всему этому способствует организация проектной деятельности. Проектная деятельность положительно влияет не только на самих детей, но и на родителей и воспитателей, потому что во время реализации проекта, происходит объединение взрослых и детей. В нашей группе был реализован краткосрочный проект "Пусть всегда будет мама", где были использованы следующие методы исследования:

- библиография;

- работа с источниками интернета и электронными ресурсами;

- наблюдение;

- участие в выставке;

- творческие мастерские;

- видеосъемка;

- беседа.

"Как здорово, что все мы сегодня собрались" - под этим девизом в ноябрьское морозное утро дети и взрослые собрались в группе "Ромашка" с отличным настроением, чтобы поздравить мам с праздником "Днём Матери".

Мамы демонстрировали свои шикарные платья, прически и высокие каблуки. Дети были не менее одеты со вкусом и по-праздничному.

Заранее музыкальный руководитель Задеба А.А. предложила праздник провести в форме игры КВН (клуб веселых и находчивых), подготовка к празднику  проходила с энтузиазмом и интересом. Дети с воспитателями подготовили работы для украшения группы - это сердечки из картона, украшенные узором из пластилина, корзиночка с цветами; нарисовали портреты мам, родители с ребятами подготовили плакаты - поздравления, а также украсили группу шарами и цветами хризантемами с клумбы, за которыми ухаживали самостоятельно.

Игра КВН собрала две команды: команда мам "Всезнайка" и команда детей "Веселые ребята". Игра прогнозировала жаркий сюжет, так как капитанами команд были Кононенко Е.В. - мама и дочь Ангелина. Участники были сосредоточены на победу. Каждый был решителен, внимателен, чтобы не подвести свою команду. Обе команды обменялись приветствием. Участников ждали занимательные вопросы. Например: "Что нашла муха -Цокотуха? и т.д., конкурсы: "Умники и умницы", "Завяжи бант", "Продолжи предложение", "Сказка", "Составь из заготовок", "Квилинг", "Цветок для мамы".

На музыкальных паузах дети для мам пели песни, мальчики читали стихи; девочки исполняли танец с короткой лентой, выступал детский оркестр "Добрый мастер", танец - игра с мамами "Передай другу".  Музыкальную разминку провели дочь и мама - капитаны для участников игры. Наша игра - соревнование не обошлась без строгого жюри, которое оценивало ответы участников. Председатель жюри - Заведующей д/с "Здоровый ребенок" Соловьева Т.А., Зам. заведующего Приходько Л.П., бабушка Назарова Е.В., мама Балибанова Л.Ф.

В конце игры жюри во главе с председателем подвели итог - победила дружба!

Под громкие аплодисменты жюри вручило обоим командам "Сладкий приз" (пирог с яблоками). От размера и красоты все дети и родители были в восторге.

Во время дружного чаепития дети и родители делились своими впечатлениями о прошедшем празднике. Мамы и здесь остались не без внимания, так как дети с воспитателями подготовили подарки для них своими руками из бумаги и фетра (закладку для книг и "прихватку"). Дети гордились своими мамами, а мамы еще раз произнесли: "Как здорово, что все мы сегодня собрались!"

Продуктом проекта стала презентация. "Пусть всегда будет мама".            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество педагогов и родителей в преодолении ОНР у дошкольников через картотеку

  В данном пособии представлена апробированная система логопедической работы в организации эффективного сотрудничества педагогов и родителей по преодолению ОНР у дошкольников через картоте...

Проект на тему: "Сотрудничество педагога и родителей в процессе познания дошкольником семейной истории"

Автором разработан методический материал по теме: "Сотрудничество педагога и родителей в процессе познания дошкольником семейной истории" в помощь воспитателям ДОУ....

проект:"ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ"

Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяж...

Тема: "Формирование культуры здоровья дошкольников в процессе сотрудничества педагогов и родителей".

Процесс формирования культуры здоровья дошкольников будет осуществляться более успешно, если реализованы следующие педагогические условия:- использование активных методов обучения;- включение детей в ...

ГМО воспитателей групп детей раннего и младшего возраста «Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в детском саду посредством организации активного сотрудничества педагогов и родителей»

laquo;Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в детском садупосредством организацииактивного сотрудничества педагогов и родителей»...

Фрагмент Совета педагогов в форме интерактивной игры «Педагогическая рыбалка» по теме: Использование инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с целью развития творческих способностей и коммуникативных навыков дошкольников.

Цель: стимулировать интерес к педагогическому поиску, повышать педагогическую компетентность воспитателей по вопросам использования  инновационных форм сотрудничества педагогов и родителей с цель...

"Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой " (10 игр для социализации дошкольников)».

laquo;Создание условий для эффективной социализации дошкольников посредством внедрения технологии       «МЫ ВМЕСТЕ» Е.Рылеевой    (10 игр для ...