Консультация для воспитателей: «Картотека игр на развитие внимания».
консультация

Материал содержит различные игры, направленные на развитие внимание. Данные игры рекомендованы педагогам для проведения их в свободной время с детьми в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_kart_igr_na_razv_vnim.docx80.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей: «Картотека игр на развитие внимания».

Подготовил педагог-психолог Медведева Е.В.D:\консультации\ZAD1XjPsFD4.jpg

1. Хамелеон.

Цель: развитие концентрации внимания.

Описание игры. Взрослый рассказывает, что хамелеон – ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от того места, на котором она находится. Таким образом, она маскируется, прячется, чтобы ее не нашли враги. Затем взрослый задает вопросы: какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на красной кирпичной крыше, на желтой соломе, на черном камне, на шахматной доске? Дети отвечают быстро, после чего задание можно усложнить, не называя цвет предмета, на котором сидит хамелеон. Например: на соломе, на крокодиле, на кирпиче, на асфальте.

2.Кто лучше слышит.

Цель: развитие слухового внимания.

Описание игры. Взрослый стоит в одном углу комнаты, дети – в другом. Он шепотом произносит слова или небольшие поручения, например: «Маша, возьми шарик!» Каждый из детей повторяет то, что он слышал и выполняет поручение.

3. Что изменилось.

Цель: развитие зрительного внимания.

Описание игры. На столе в определенном порядке стоят предметы. Играющие закрывают глаза. Ведущий меняет предметы местами. Играющие должны определить, что изменилось.

4. Назови пары слов.

Цель: развитие переключения внимания, сосредоточенности.

Описание игры. Ребенку предлагается поочередно назвать два неодушевленных и два одушевленных слова. Например: «воздух» - «вода», «цыпленок» - «утенок».

Варианты игры: назвать одно слово неодушевленное, два – одушевленных.

Назвать одно слово – предмет мебели, два животные, три растения.

Назвать два числа и три геометрические фигуры.

Варианты подбираются в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей.  

5. Пишущая машинка.

Цель: развитие активного и волевого внимания, переключения внимания, осуществление контроля и самоконтроля.

Описание игры. Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Карточку с буквой можно прикрепить на грудь ребенку. Затем придумывается слово или простая фраза. По сигналу дети начинают «печатать»: выходит первая буква, к ней подходит вторая… Когда слово будет составлено полностью, все дети хлопают в ладоши.

6. Будь внимателен.

Цель: стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.

Описание игры. Дети шагают друг за другом. Затем на слово «Зайчики», произнесенное ведущим, дети должны начать прыгать, а на слово «Лошадки» - ударять ногой («копытом») об пол, «Раки» - пятиться назад, «Птицы» - бегать, раскинув руки в стороны, «Аист» - стоять на одной ноге, «Медведь» - показывать движения косолапого медведя.

7. Четыре стихии.

Цель: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Описание игры. Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово воздух – поднять руки вверх, слово «огонь» - произвести круговые движения руками в лучезапястных суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

8. Что там.

Цель: развитие умения быстро сосредоточиться.

Описание игры. Ведущий предлагает детям послушать и запомнить то, что происходит за дверью. Затем он просит рассказать, что они слышали. По сигналу ведущего внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь. Затем каждый ребенок должен рассказать, что где происходило.

9. Посмотри внимательно и нарисуй, что запомнил.

Цель: развитие у детей способности смотреть и запоминать увиденное, активизация внимания и зрительной памяти.

Описание игры. Перед ребенком кладется карточка с изображением какой-то фигуры. Он внимательно смотрит на эту фигуру в течении 10 секунд. Затем карточка переворачивается изображением вниз, а на своем листе бумаги ребенок рисует то, что запомнил.

10. Какое слово здесь зашифровано.

Цель: стимулирование распределения внимания, умения сосредоточиться.

Описание игры. На одном из бланков, предложенных ребенку, нарисованы различные фигуры (стрелка, крестик, флажок, квадрат, треугольник и т.д.) до 6-8 фигур. Под ними определенные буквы. На втором бланке зашифрованы слова с помощью этих фигур . Ребенок должен расшифровать слова, изображенные фигурами, с помощью первого бланка, где под ним написаны буквы.

11. Используя алфавит, напиши слово, которое зашифровано числами.

Цель: расширение объема внимания и возможностей его распределения, развитие мыслительных способностей. 

Описание игры. У каждого из детей альбомный лист с напечатанным крупно алфавитом. Все буквы обозначены цифрами, например: А – 1, Б – 2, В – 3, Г – 4, Д – 5 и так до конца алфавита. Каждому ребенку выдается карточка размером 15x6 см где числами закодировано слово. Например: 12, 16, 14, 15, 1, 20, 1. Дети, пользуясь алфавитом, расшифровывают слово и читают его. Примечание: карточек с закодированными словами должно быть много. Каждому ребенку даются две – три карточки с разными словами. Так как темп работы у всех детей разный, заодно и то же время один успеет выполнить только одно задание, а другой расшифрует три и более карточки. Поэтому целесообразно всегда иметь под руками запасные варианты. 

12. Нарисуй 3 треугольника, 1 круг, 2 овала, четвертую фигуру зачеркни» (Даются еще два – три варианта задания)

Цель игры: развитие слухового внимания и памяти.

Примечание: если дети затрудняются в выполнении задания, количество предлагаемых фигур можно уменьшить.

13. Найди два одинаковых числа.

Цель игры: расширение объема внимания, развитие способности к сосредоточению.

Описание игры. У каждого из детей карточка размером 30х20 см. На ней по всей поверхности наклеены числа от одного до двадцати. Из них два числа одинаковые. Ребенок должен их найти и закрыть фишками. Так как одни и те же числа у всех детей на карточках разные, то заданиями можно меняться.

14. Посмотри внимательно и выложи буквы у себя на карточке так, как только что видел.

Описание игры. У детей на столах карточки размером 20х20 см, разделенные на 4 части. На доске нарисована маркером такая же карточка, только большего размера. В образовавшиеся 4 квадрата взрослый вписывает любые 4 буквы. Ребята внимательно смотрят в течение 10 секунд. Затем нарисованное на доске закрывается шторкой, и дети у себя на карточках выкладывают те буквы и в том порядке, как запомнили. Набор  букв лежит на подносах.

15. Запиши буквы, как запомнил.

Цель игры: развитие слуховой памяти и произвольного внимания.

Описание игры. Один раз произносите любые 5 букв. Дети должны записать их в той же последовательности. Варианты задания предлагаются 2-3 раза.

Примечание: если дети затрудняются в запоминании пяти букв, можно начать с четырех.

16. Запомни позу.

Цель игры: развитие слухового внимания, воображения.

Описание игры. Дети сообща придумывают позы к буквам Т, О, К, Ф, Л, Х. Танцуют под музыку. Когда музыка останавливается, вы называете одну из перечисленных букв. Ребята немедленно принимают позу, о которой договорились.

17. Поставь пальчик.

Цель игры: развитие целенаправленного слухового внимания, умения слышать и быстро реагировать.

Описание игры. Нужно 16 картинок с изображением различного вида транспорта или 16 любых тематических картинок. Они по одной предъявляются детям. Ребята их называют. Затем все картинки выкладываются на столе или на ковриках так, чтобы они не касались друг друга. Дети стоят возле стола и сидят вокруг центрального коврика на своих ковриках. Вы объясняете  правила игры: «Я буду называть картинку. Кто увидит ее, ничего не говорит, а молча, ставит пальчик на эту картинку. За это получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет больше фишек.

18. Слушай и выполняй.

Цель игры: воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание.

Описание игры. Дети под музыку выполняют различные танцевальные движения. На первую остановку музыки – действуют соответственно первой команде, на вторую остановку – второй и т.д. Команда 1 – повернуть голову направо, прямо, опустить голову вниз. Поднять вверх. Команда 2 – поднять правую руку вверх, поднять левую руку вверх, опустить обе руки вниз. Команда 3 – поднять правую ногу, опустить, поднять левую – опустить, три раза подпрыгнуть на обеих ногах.

Примечание: команды выполняются при выключенной музыке.

19. Слушай хлопки.

Цель игры: развитие слухового активного внимания, способности к волевому управлению своим поведением.

Описание игры. Договариваетесь с детьми, что на данное количество хлопков они будут выполнять определенное движение. Эти движения могут придумывать сами дети или предлагать взрослый. Например, услышав один хлопок – бить в ладоши, два хлопка – махать руками, три хлопка – подуть из всех сил, четыре хлопка – поднять руки. Играет музыка, дети двигаются, как хотят. На остановку музыки и определенное количество хлопков выполняют заданное движение.

20. Посмотри внимательно на карточку и запомни, какие предметы и в какой последовательности на ней расположены.

Цель игры: увеличение объема памяти и развитие внимания.

Описание игры. У каждого из детей имеется карточка размером 25х10 см, на которой в ряд наклеены или нарисованы различные картинки – у всех разные. Например, на одной карточке нарисованы или наклеены пять разных овощей, на второй – пять разных фруктов, на третьей – пять разных  геометрических форм, на четвертой – пять предметов одежды, на пятой – пять предметов мебели, на шестой – пять предметов посуды и т.д. Сколько участников игры, столько и карточек. У каждого из играющих есть еще и конвертики с точно такими же картинками, как те, что нарисованы, или наклеены на карточках. Детям предлагается внимательно посмотреть на свою карточку в течении 10 секунд. Затем карточки переворачиваются изображением вниз. Ребята достают из конвертиков картинки и выкладывают их по памяти в той же последовательности, как было на большой карточке. Выполнив свое задание, дети меняются карточками.

Примечание: задание можно усложнить, если увеличить число предметов на карточке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Игровые приемы для развития внимания»

Консультация для воспитателей«Игровые приемы для развития внимания»         На занятиях, опираясь на игровую деятельность, целенаправленно развивать такие харак...

Консультация для воспитателей "Подвижные игры на развитие внимания"

Игра - представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра  - неотъемлемая часть человеческой культур...

Консультация для воспитателей «Картотека игр для развития связной речи»

Цикл дидактических игр для развития связной речи у дошкольников....

Консультация для воспитателей «Подвижные игры на развитие внимания»

Консультация для воспитателей «Подвижные игры на развитие внимания»...

Консультация для воспитателей "Вводные упражнения на развитие внимания, волевых процессов, преодоление двигательного автоматизма"

Вашему вниманию представлена подборка упражнений  на развитие внимания дошкольников....

Консультация для воспитателей «Подвижные игры на развитие внимания»

Внимание - важная сторона познавательной деятельности. Воспитателю детского сада необходимо знать особенности его формирования. «Внимание, - писал К.Д. Ушинский, - есть та дверь, которую ...

Консультация для родителей "Картотека игр на развитие слухового внимания у детей 3-4 лет (2-й младшей группы)"

Цель игр: открыть для малыша особый мир звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном....