Доклад "Проблема двуязычия в условиях села"
методическая разработка
Доклад
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_problema_dvuyazychiya_v_usloviyah_sela.doc | 68.5 КБ |
doklad_priroda_myshleniya_ili_kak_nauchit_rebenka_myslit.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чечек» комбинированного вида
с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикскогокожууна РТ
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МБДОУ д/с «Чечек» Монгул Ч.Б _______ «__» __2016г.____ | УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ д/с «Чечек» комбинированного вида Саая А.О_________ « »___2016г. |
Доклад:
«Проблемы двуязычия у дошкольников в условиях села»
Воспитатель:
Хомушку Чодураа Николаевна
Учитель русского языка:
Хомушку Ирина Байыровна
2016
Цель:
Научить детей правильно общаться на своем родном и русском языках, уметь глубоко мыслить и грамотно излагать их. Ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру и культуру русского народа.
Задачи:
- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- Научить воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в пределах доступной или тематики, усвоенных слов;
- Развитие у ребенка желания изучать русский язык;
- Формирование позитивного отношения к изучаемому языку и культуре другого народа;
- Воспитание у ребенка чувства осознания сея как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языку и культуре, с которыми ребенок может встречаться в повседневной жизни.
Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развитие, в своей деятельности осуществляет прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка), учитывает интересы, потребности самих детей и общества в целом
Всем известный факт: формировании личности человека происходит в дошкольном возрасте. Речевая деятельность ребенка должна находиться в центре внимания дошкольного учреждения и семьи, так как именно речевое развитие является показателем интеллектуального и общекультурного уровня человека.
Русский язык является языком межнационального общения и сотрудничества всех народов нашей страны. В этих условиях значительно возрастает потребность в изучении русского языка во многих республиках в составе Российской Федерации. В нашей республике государственными являются как тувинский, так и русский язык, а это значит, что наши дети должны в совершенстве владеть и родным и русским языками. Значит быть двуязычными.
Двуязычие- это способность человека пользоваться двумя языками в целях общения, для выражения своих мыслей и намерений, легко и безошибочно переключаться с одного языка на другой в зависимости от ситуации. Самый благоприятный период для общения детей двуязычию - это дошкольный возраст.
Все мы знаем, вся наша жизнь связана с русским языком, знание русского языка открывает нам дорогу. Слабое знание русского языка мешает нашим детям реализовывать себя в жизни, а иногда и просто закрывает им дорогу к успеху, к социальной востребованности, к духовному росту. Никого не оставляет равнодушным незнание детей русского языка. Поэтому обеспечение знаний по русскому языку в дошкольных учреждениях должна повышаться. Она должна быть важнейшей государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы в дошкольных учреждениях.
В настоящее время в сельской местности детские сады посещают только дети коренной национальности, которые говорят на своем родном языке и здесь они учат русский язык как иностранный. Поэтому формирование устной русской речи является актуальной, теоретической и практической задачей учителей русского языка дошкольных образовательных учреждений. И обучение владению русским языком детей дошкольников стало основной проблемой в воспитательно-образовательном процессе детских садов села. И главная причина в том, что нет среды общения, дети широко пользуются только родным языком и дома, и в детском саду. Дети в дошкольном возрасте еще не могут осмыслить значение русского языка дальнейшей их жизни. А значит в этом должны помочь мы, взрослые, и педагоги, и родители.
В нашем ДОУ специальные занятия по русскому языку были введены с 1985 года, начиная со старших групп. Результаты были неплохие, так как в группах было в то время немало русскоязычных детей. В настоящее время владение русским языком стало хуже. Почему? Рассмотрим три причины:
- Отсутствие среды общения на русском языке
- Отсутствие мотивации
- Отсутствие языковой среды дома
Как помочь детям? Как убедить родителей? Обучение дошкольников второму языку имеет свою специфику. С одной стороны, этот возраст является сенситивным, то есть благоприятным для усвоения второго языка. С другой – реальность такова, что у ребенка в обычных условиях воспитания в детском саду, семье фактически отсутствует мотивация (мотив, желания) к овладению народным языком. Ребенок не чувствует необходимости в не, не понимает, для чего он ему нужен. Зачем я буду говорить так, если все вокруг говорят на родном языке?
Она из проблем при обучении детей русскому языку – это организация взаимодействия с родителями. Почти все родители проявляют свою интегрированность в результате обучения своих детей второму языку, но сами крайне редко общаются на русском языке. Многие считают, что в детстве второй язык придет «сам по себе». Рассмотрим типичные случаи формирования двуязычия
- Ребенок самого рождения (в двуязычной семье) воспитывается в обстановке переключения с одного языка на другой.
- В семье ребенок общается на родном языке, вне семьи (в детском саду, с соединениями, со сверстниками и т. д.) происходит овладение вторым языком.
- Ребенок овладевает вторым языком в процессе целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.
Практика нашей работы убеждает, что в обучении дошкольников тувинско–русскому двуязычию было бы неправильно полагаться на благоприятные периоды возраста.
Исходя из этого, делаем вывод: что мнение родителей о том, что в детстве второй язык развивается ребенком без трудностей «сам по себе» будет при первом и втором случаях.
Еще следует отменить, что на занятиях русского языка дети хорошо запоминают отдельные слова второго языка, могут использовать небольшие предложения, но в стандартных ситуациях, в ходе организуемых игр в группе, процесс общения опять идет на родном языке. Дети не используют второй язык в процессе реального общении. Постоянно отмечаются возникшее у детей трудности при создании высказываний на русском языке, хотя дети все прекрасно понимают. Научить общению на русском языке детей – дошкольников стало основной целю воспитательно – образовательного процесса нашего детского сада.
Начиная с этого учебного года (2015-2016 уч. год) мы начали реализовывать эту проблему по инновационному проекту (РЭП) «Формирование тувинско-русского двуязычия в дошкольном образовательном учреждении в условиях многоязычной среды».
Одной из важнейших задач составляющих моноэтнической среды, дошкольных учреждениях нам педагогам приходится решать задачи двух языков в организационно – образовательной деятельности. Наиболее актуальным для нашего исследования является изучения проблемы тувинско–русского двуязычия среди наших дошкольников. В этой связи, важно получить четкое представление о реальном соотношении тувинского и русского языков жизнедеятельности.
Пришло время перехода к двуязычию, начиная со старшего дошкольного возраста, после достаточного развития органов речевой функции детей тувинской речью:
- Нужно развивать целенаправленно тувинскую (родную, материнскую) речь детей с младенческого возраста;
- Развивать целенаправленно русскую речь детей, начиная со старшего возраста.
Для знакомства культур и традиций создали мини-музеи «Юрта», «Русская изба». Для воспитания интереса и уважения к обычаям проводим утренники, мероприятия (Шагаа, Посиделки, Масленица).
В детском саду где есть отдельные преподаватели русского языка отмечено, что основная трудность для них – это несогласованность действий педагогов детского сада. Дети учатся рисовать с одним педагогом, занимаются музыкой другим, и каждый с этих преподавателей следуют требованиям собственной программы. Несогласованность действий разных педагогов – профессионалов приводит не только к значительному переутомлению детей, но и к неудовлетворенности самих педагогов результатами своей работы. Обучение русскому языку должна становится задачей не только приходящего педагога – профессионала, встречающегося с детьми два раза в неделю по 25-30 минут, но и всего коллектива дошкольного учреждения.
Наилучшим образом построить обучение второму языку удается, когда все взрослые участники процесса хорошо представляют себе, как следует:
- Говорить с детьми (конкретно, наглядно, на интересные ребенку темы, доверительно, уважительно, по-дружески, не свысока, искренне увлекаясь предлагаемым содержанием; если сказано так, что ребенок не понял, следует переформулировать свою мысль);
- Постепенно усложнять свою речь (сначала называть отдельные слова, включать его в контекст, произносить отчетливо, медленно, повторять, добиваясь полного понимания и адекватной реакции);
- Уточнить форму и мысль детских реплик (переспрашивать, если ребенок сказал что-то, недостаточно понятное, это следует повторить в форме, в которой высказывание становится понятным, например Пили клеп – Вот белый хлеб, я даю тебе белый хлеб, бери белый хлеб; если ребенок опустил ошибку , нельзя исправлять ее прямо, нужно говорить высказывание ребенка в форме, которая не будет содержать ошибки, например: Хочет молоко – Ты хочешь сказать: Я хочу молока ?, переформулировать высказывания ребенка в разных контекстах, например: Красивый кошка, - Да, кошка красивая, мне нравится кошка, она красивая);
- Продолжать высказывания ребенка (например, вводить упомянутый ребенком предмет в описание: Книжка. – Давай возьмем книжку, это у нас книга про тигра, посмотрим, что тигр делает);
- Задавать вопросы (спрашивать только не о том, что ребенок видит, где он был, что делал, что ему нравится, чего он хочет, но и как он думает о разных вещах, почему происходят те или иные события);
- Расширять словарный запас (чем больше слов узнает ребенок, тем больше он усваивает, идет двумя путями:
- В некоторой значимой ситуации звучит отдельное слово, например, на небе радуга – говорят радуга и учат стихотворение о радуге, вроде «Радуга – дуга, не давай дождя, давай солнышко, колоколнышко»;
- Одни и те же слова и выражения повторяются в повседневных ситуациях действительности или в игре, скажем, как реплики игроков или изображения на карточках; при этом надо следить за постепенным усложнением обозначения, скажем сначала усваивается слово штаны, а затем брюки, шорты, тренировочные штаны, рейтузы).
- Обеспечивать мотивацию (ребенку должно хотеться что-то сказать, значит, он должен чувствовать, как важны его инициативные высказывания, как радуется всем его словам; мотивация обеспечивается за счет введения сказочных, ярких, красочных элементов, игровых моментов, сюрпризов, радостных и веселых событии, поощрении).
Таким образом, на данный момент приоритетными направлениями в обучении детей дошкольного возраста русскому языку является: развитие фонематического слуха, усвоение слов и предложений, развитие связной речи (продолжать обучать построению высказываний, составлению рассказов, пересказ текстов, обогащать словарь). При этом следует ориентироваться на создание положительной мотивации к занятиям русского языка. В целях повышения продуктивности занятии необходимо провести консультирование родителей по разъяснению особенностей изучения русского языка. Воспитателям группах создать благоприятную среду для овладения русским языком путем общения в группе на русском языке нужно добиваться, что бы ведущим направлением в работе на данном этапе явилось развитие речевой активности на занятиях и в свободное время, и у детей появилась потребность общения на русском языке
Дети на занятиях очень любят повторять чистоговорки.
Лучше запоминают и составляют предложения по мнемотаблице.
Очень любят физминутки.
Неплохо рассказывают стихи на русском языке.
Все это используется на каждом занятии русского языка. Чистоговорки, стихи, физминутки подбираются к соответствующей лексической теме.
Большую роль в обучении русскому языку в детском саду в условиях моноязычной среды играет дополнительное образование – кружки. В нашем детском саду функционируют несколько кружков. Один из них «Окно в мир добра» (сказка). Интерес детей к сказкам общеизвестен. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие не только на процесс формирования нравственных представлений, создавая реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка, но и развивает русскую речь. Изученные сказки используем в театрализованной деятельности. В кожуунных конкурсах «Театр+дети», «Золотой сундук сказок» занимаем призовые места.
Итак: проблема двуязычия у дошкольников в условиях села остается актуальной в современное время. И самое главное нужно помнить, что, воспитывая полноценно развитую личность взрослые должны помочь ребенку избежать ситуации «проблемного» двуязычия, психологически комфортно адаптироваться в условиях речевой неполноценности. И приложить все свои силы, чтобы двуязычие стало естественной и непринужденной частью жизни детей, чтобы дети с любовью и интересом относились к обеим языкам. От всех взрослых, от родителей, от педагогов зависит принесет ли и второй язык радости ребенку, научит ли она ребенка познать, любить и созидать мир, ведь все, что выучил малыш, он запомнит на всю жизнь.
Литература:
- Анайбан З. «Проблемы билингвизма в Туве/Башкы. – 1993. -№3, - с. 14 – 17
- Бартан Ф.М. Программа по русскому языку для детей старшей и подготовительной тувинских групп детских дошкольных учреждений. – 2002
- Протасова Е. Дети и двуязычие/Детский сад со всех сторон. – 2002. - №36.
- Юдовина Ю. Миф о двуязычии/Дошкольная педагогика. – 2001. - №3. – С.35-40.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Чечек» комбинированного вида
с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикскогокожууна РТ
СОГЛАСОВАНО Старший воспитатель МБДОУ д/с «Чечек» Монгул Ч.Б _______ «__» __2016г.____ | УТВЕРЖДАЮ Заведующая МБДОУ д/с «Чечек» комбинированного вида Саая А.О_________ « »___2016г. |
Доклад:
«Природа мышления или как научить ребенка мыслить»
Воспитатель:
Хомушку Чодураа Николаевна
2016
Шесть «думательных» шляп
Пробовали вы когда-нибудь одновременно жонглировать двумя мячами правой рукой и разворачивать шоколадный батончик левой, держа при этом на голове толстенную книгу? Это было бы весьма непросто. Браться сразу за несколько дел – сложное и неблагодарное занятие.
Размышляя над чем-нибудь, люди часто пытаются выполнять сразу несколько операций. Мы анализируем факты, пытаемся обосновать имеющиеся возражения, в процессе вмешиваются эмоции, мы стараемся выдвинуть новую идею – и все это одновременно. Неудивительно, что это путь часто заводит в тупик. Иной раз нам удалось бы справиться лишь одной из задач – например, над мышлением могут доминировать эмоции, или сегодня мы можем быть склонны к негативизму.
Для того чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходимо научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что, в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение.
Идея игры, направленной на развитие критического мышления и социального прогнозирования, заимствована у Эдварда де Боно, одного из известных исследователей механизмов творчества. Он разработал метод обучения эффективно мыслить и назвал его «Шесть шляп мышления». (Слайд №3)
Шесть шляп – это шесть различных способов мышления.
Белая шляпа – это сбор фактов и цифр, безоценочная информация, статистика.
Красная шляпа – это эмоциональное мышление.
Черная шляпа – критическое мышление.
Желтая шляпа – оптимистическое мышление
Зеленая шляпа – это творческое, креативное мышление.
Синяя шляпа – продуктивное управление процессом мышления.
Для того чтобы научиться думать различными способами, давать качественную и разностороннюю оценку ситуациям, выходить победителем из интеллектуальных и жизненных испытаний, выстраивать прогноз событий, Эдвард де Боно призывал «менять шляпы» и научиться думать различными способами.
А теперь послушаем притчу о старом Шляпнике.
(Слайд №13)
Красная шляпа – Представьте себе огонь и жар. Это возможность рассказать о своих предчувствиях и выразить свои чувства, не скрывая этого.
Белая шляпа – Любая информация это ценность.
Я под белой шляпой, мы интересуемся объективными фактами, и не важно, что вы они думаете – факты есть факты.
Черная шляпа –Она помогает избежать ошибок и не делать глупостей. Человек в черной шляпе заботится об истине и правдоподобности.
Вопросы:
- Верно ли это?
- Подходит ли это?
- Сработает ли это?
- Каковы возможные проблемы и опасности?
Желтая шляпа. Подумайте о ярком солнце и оптимизме. Желтая шляпа – это надежда. В целом человек в желтой шляпе с надеждой смотрит на будущее.
Спрашивает себя:
- Каковы преимущества?
- Почему это должно сработать?
- Кому это выгодно?
Зеленая шляпа – трава, деревья, овощи.
- Исследование
- Внесение предложений
- Нахождение альтернативных вариантов
- Выдвижение новых идей
- Активизация мыслительного процесса
Синяя шляпа-голубое небо.Это взгляд сверху.
Затрагивает следующие проблемы:
- Где мы сейчас находимся?
- Каков будет следующий шаг?
- Программа мышления.
- Выводы
- Наблюдения и комментарии
Мотивация является основным моментом - без мотивации вообще очень сложно научить каким бы то ни было мыслительным навыкам. Мышление должно быть веселым, интересным, радостным похожим на игру. Но задания должны быть посильными – поставив перед малышом неразрешимую для него задачу, мы лишаем его мотивации. Если какое-то упражнение или задание трудно или скучно для ребенка, оставьте его и перейдите к другому: важен процесс обучения, а не отдельные задания.
Мышление похоже на представление. Иногда вам удается сыграть роль очень хорошо, иногда – не очень. Это типично для всех навыков и умений.
Обычно простая мыслительная операция состоит из трех этапов:
- Определить проблему
- Применить мыслительный прием.
- Использовать результат.
Практические задания:
- Забавные задания (Что бы изменилось, если бы собаки умели разговаривать?)
- Задания на отвлеченные темы, эти задания, которыми ребенок не сталкивается (Что следует делать с бытовым мусором?)
- Задания, затрагивающие личные интересы ребенка. (Твой брат, с которым ты живешь в одной комнате, постоянно оставляет после себя беспорядок. Что ты будешь делать?)
- Трудные задания.(Как приобрести много друзей?)
Эти задания важны для развития навыков мышления. Упражнения на отвлеченные темы дают ребенку почувствовать себя взрослым.
Метод рисунков.
Это практический и действенный метод тренировки мышления.
Говоря о рисунках не имеется в виду художественные, красивые картинки, изображающие какую-нибудь сцену. Это так называемые «функциональные» рисунки, которые изображают, как можно что-нибудь сделать. В этом смысле можно использовать чертежи или эскизы, показывающие, как решить проблему или добиться желаемого результата. Зачастую словарный запас детей ограничен их социальным положением. Если он невелик у родителей, то таким же будет и у их детей. Но, рисуя, дети ничем не ограничены. Каждый может посмотреть на кота и нарисовать его. Есть рисунков людей различного происхождения подтверждает, что это метод отображения мышления очень действен. Дети часто не в состоянии подобрать слова для обозначения какой-то идеи, но могут показать, как эта идея действует на практике. Слова часто могут быть расплывчатыми и пустыми. Рисунки же всегда содержательны Часто нарисовать что-либо можно намного быстрее, чем объяснить словами. Картинки создают организационную рамку для мышления ребенка. Когда мы пишем, то трудно удержать все слова в памяти, а картинка сразу же показывает, что вы уже сделали и что еще надо сделать.
Обучение в детских садах, в школах обычно наглядное и рассчитано на непосредственную реакцию детей, так как это проще – поставить что-либо перед ребенком и спросит, что он об этом думает. Практических способов обучения мало.
Рисунок является хорошей основой для обсуждения каких-нибудь проблем родителями и ребенком. Рисунок находится у них перед глазами.
Родители могут попросить ребенка что-нибудь уточнить или объяснить:
- Скажи мне, а что вот это?
- А что там получается?
- Зачем это?
- Как это получается?
Можно привлечь внимание ребенка к проблемам и недостаткам:
Как поставить слона на машину?
А если собака не захочет бежать?
А не будет ли это больно?
Если ребенок рисует коробку и говорит: «Это происходит там внутри», - вы можете попросить нарисовать, что внутри коробки. Рисунок ребенка – это определенный способ воплощения идеи. Как средство мышления картинки имеют много преимуществ над словами. Слово – средство общения. Картинки не ограничены словарным запасом или социальным происхождением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧЬЯ
Разработала и внедрила собственную программу обучения грамоте старших дошкольников.Мы живем в краю, богатом историческими и культурными ценностями – в селе Чалтыре Мясниковского района Рос...
«Работа с семьей в условиях села»
В настоящее время взаимодействие детского сада с семьей является актуальной проблемой для многих дошкольных учреждений. Социально экономические преобразования происходящие в нашей стране в последние г...
Особенности организации воспитательного образовательного процесса в условиях двуязычия.
Двуязычные дети, как показывают исследования, по развитию опережают своих сверстников. Они более любознательны, у них лучше развиты внимание и память....
Проблемы двуязычия у дошкольников в условиях села
В настоящее время в сельской местности детские сады посещают только дети коренной национальности, которые говорят на своем родном языке и здесь они учат русский язык как иностранный. Поэтому формирова...
Проект "Профориентация дошкольников в условиях села"
Каждый малыш должен знать к чему стремиться...
Доклад на тему: «Проблемы двуязычия у дошкольников в условиях села»
В статье рассматриваются основные трудности усвоения русского языка детьми-билингвами. Описаны три уровня речевого развития. Приведенные в статье рекомендации позволят выстроить грамотную работу по пр...
Работа с семьей в условиях села.
Работа с родителями....