Доклад "Проблема двуязычия в условиях села"
методическая разработка

Хомушку Чодураа Николаевна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чечек» комбинированного вида

с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикскогокожууна РТ

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель

МБДОУ д/с «Чечек»

Монгул Ч.Б _______

«__»  __2016г.____

УТВЕРЖДАЮ  

            Заведующая МБДОУ д/с «Чечек»

             комбинированного вида

           Саая А.О_________

  «        »___2016г.

Доклад:

 «Проблемы двуязычия у дошкольников в условиях села»

Воспитатель:

Хомушку Чодураа Николаевна

Учитель русского языка:

Хомушку Ирина Байыровна

2016

Цель:

Научить детей правильно общаться на своем родном и русском языках, уметь глубоко мыслить и грамотно излагать их. Ребенок с первых лет своей жизни должен всем сердцем, всей душой полюбить свой родной край, свою родину, свою этническую и национальную культуру и культуру русского народа.

Задачи:

  • Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • Научить воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в пределах доступной или тематики, усвоенных слов;
  • Развитие у ребенка желания изучать русский язык;
  • Формирование позитивного отношения к изучаемому языку и культуре другого народа;
  • Воспитание у ребенка чувства осознания сея как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языку и культуре, с которыми ребенок может встречаться в повседневной жизни.

Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развитие, в своей деятельности осуществляет прежде всего, линию дифференциации и гуманизации (во имя ребенка, для ребенка), учитывает интересы, потребности самих детей и общества в целом

Всем известный факт: формировании личности человека происходит в дошкольном возрасте. Речевая деятельность ребенка должна находиться в центре внимания дошкольного учреждения и семьи, так как именно речевое развитие является показателем интеллектуального и общекультурного уровня человека.

Русский язык является языком межнационального общения и сотрудничества всех народов нашей страны. В этих условиях значительно возрастает потребность в изучении русского языка во многих республиках в составе Российской Федерации. В нашей республике государственными являются как тувинский, так и русский язык, а это значит, что наши дети должны в совершенстве владеть и родным и русским языками. Значит быть двуязычными.

Двуязычие- это способность человека пользоваться двумя языками в целях общения, для выражения своих мыслей и намерений, легко и безошибочно переключаться с одного языка на другой в зависимости от ситуации. Самый благоприятный период для общения детей двуязычию - это дошкольный возраст.

        Все мы знаем, вся наша жизнь связана с русским языком, знание русского языка открывает нам дорогу. Слабое знание русского языка мешает нашим детям реализовывать себя в жизни, а иногда и просто закрывает им дорогу к успеху, к социальной востребованности, к духовному росту. Никого не оставляет равнодушным незнание детей русского языка. Поэтому обеспечение знаний по русскому языку в дошкольных учреждениях должна повышаться. Она должна быть важнейшей государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы в дошкольных учреждениях.

В настоящее время в сельской местности детские сады посещают только дети коренной национальности, которые говорят на своем родном языке и здесь они учат русский язык как иностранный. Поэтому формирование устной русской речи является актуальной, теоретической и практической задачей учителей русского языка дошкольных образовательных учреждений. И обучение владению русским языком детей дошкольников стало основной проблемой в воспитательно-образовательном процессе детских садов села. И главная причина в том, что нет среды общения, дети широко пользуются только родным языком и дома, и в детском саду. Дети в дошкольном возрасте еще не могут осмыслить значение русского языка дальнейшей их жизни. А значит в этом должны помочь мы, взрослые, и педагоги, и родители.

В нашем ДОУ специальные занятия по русскому языку были введены с 1985 года, начиная со старших групп. Результаты были неплохие, так как в группах было в то время немало русскоязычных детей. В настоящее время владение русским языком стало хуже. Почему? Рассмотрим три причины:

  • Отсутствие среды общения на русском языке
  • Отсутствие мотивации
  • Отсутствие языковой среды дома

Как помочь детям? Как убедить родителей? Обучение дошкольников второму языку имеет свою специфику. С одной стороны, этот возраст является сенситивным, то есть благоприятным для усвоения второго языка. С другой – реальность такова, что у ребенка в обычных условиях воспитания в детском саду, семье фактически отсутствует мотивация (мотив, желания) к овладению народным языком. Ребенок не чувствует необходимости в не, не понимает, для чего он ему нужен. Зачем я буду говорить так, если все вокруг говорят на родном языке?

Она из проблем при обучении детей русскому языку – это организация взаимодействия с родителями. Почти все родители проявляют свою интегрированность в результате обучения своих детей второму языку, но сами крайне редко общаются на русском языке. Многие считают, что в детстве второй язык придет «сам по себе». Рассмотрим типичные случаи формирования двуязычия

  • Ребенок самого рождения (в двуязычной семье) воспитывается в обстановке переключения с одного языка на другой.
  • В семье ребенок общается на родном языке, вне семьи (в детском саду, с соединениями, со сверстниками и т. д.) происходит овладение вторым языком.
  • Ребенок овладевает вторым языком в процессе целенаправленного обучения на занятиях в детском саду.

Практика нашей работы убеждает, что в обучении дошкольников тувинско–русскому двуязычию было бы неправильно полагаться на благоприятные периоды возраста.

Исходя из этого, делаем вывод: что мнение родителей о том, что в детстве второй язык развивается ребенком без трудностей «сам по себе» будет при первом и втором случаях.

Еще следует отменить, что на занятиях русского языка дети хорошо запоминают отдельные слова второго языка, могут использовать небольшие предложения, но в стандартных ситуациях, в ходе организуемых игр в группе, процесс общения опять идет на родном языке. Дети не используют второй язык в процессе реального общении. Постоянно отмечаются возникшее у детей трудности при создании высказываний на русском языке, хотя дети все прекрасно понимают. Научить общению на русском языке детей – дошкольников стало основной целю воспитательно – образовательного процесса нашего детского сада.

Начиная с этого учебного года (2015-2016 уч. год) мы начали реализовывать эту проблему по инновационному проекту (РЭП) «Формирование тувинско-русского двуязычия в дошкольном образовательном учреждении в условиях многоязычной среды».

Одной из важнейших задач составляющих моноэтнической среды, дошкольных учреждениях нам педагогам приходится решать задачи двух языков в организационно – образовательной деятельности. Наиболее актуальным для нашего исследования является изучения проблемы тувинско–русского двуязычия среди наших дошкольников. В этой связи, важно получить четкое представление о реальном соотношении тувинского и русского языков жизнедеятельности.

Пришло время перехода к двуязычию, начиная со старшего дошкольного возраста, после достаточного развития органов речевой функции детей тувинской речью:

  • Нужно развивать целенаправленно тувинскую (родную, материнскую) речь детей с младенческого возраста;
  • Развивать целенаправленно русскую речь детей, начиная со старшего возраста.

Для знакомства культур и традиций создали мини-музеи «Юрта», «Русская изба». Для воспитания интереса и уважения к обычаям проводим утренники, мероприятия (Шагаа, Посиделки, Масленица).

В детском саду где есть отдельные преподаватели русского языка отмечено, что основная трудность для них – это несогласованность действий педагогов детского сада. Дети учатся рисовать с одним педагогом, занимаются музыкой другим, и каждый с этих преподавателей следуют требованиям собственной программы. Несогласованность действий разных педагогов – профессионалов приводит не только к значительному переутомлению детей, но и к неудовлетворенности самих педагогов результатами своей работы. Обучение русскому языку должна становится задачей не только приходящего педагога – профессионала, встречающегося с детьми два раза в неделю по 25-30 минут, но и всего коллектива дошкольного учреждения.

Наилучшим образом построить обучение второму языку удается, когда все взрослые участники процесса хорошо представляют себе, как следует:

  • Говорить с детьми (конкретно, наглядно, на интересные ребенку темы, доверительно,  уважительно, по-дружески, не свысока, искренне увлекаясь предлагаемым содержанием; если сказано так, что ребенок не понял, следует переформулировать свою мысль);
  • Постепенно усложнять свою речь (сначала называть отдельные слова, включать его в контекст, произносить отчетливо, медленно, повторять, добиваясь полного понимания и адекватной реакции);
  • Уточнить форму и мысль детских реплик (переспрашивать, если ребенок сказал что-то, недостаточно понятное, это следует повторить в форме, в которой высказывание  становится понятным, например Пили клеп – Вот белый хлеб, я даю тебе белый хлеб, бери белый хлеб; если ребенок опустил ошибку , нельзя исправлять ее прямо, нужно говорить высказывание ребенка в форме, которая не будет содержать ошибки, например: Хочет молоко – Ты хочешь сказать: Я хочу молока ?, переформулировать высказывания ребенка в разных контекстах, например: Красивый кошка, - Да, кошка красивая, мне нравится кошка, она красивая);
  • Продолжать высказывания ребенка (например,  вводить упомянутый ребенком предмет в описание: Книжка. – Давай возьмем книжку, это у нас книга про тигра, посмотрим, что тигр делает);
  • Задавать вопросы (спрашивать только не о том, что ребенок видит, где он был, что делал, что ему нравится, чего он хочет, но и  как он думает о разных вещах, почему происходят те или иные события);
  • Расширять словарный запас (чем больше слов узнает ребенок, тем больше он усваивает, идет двумя путями:
  1. В некоторой значимой ситуации звучит отдельное слово, например, на небе радуга – говорят радуга и учат стихотворение о радуге, вроде «Радуга – дуга, не давай дождя, давай солнышко, колоколнышко»;
  2. Одни и те же слова и выражения повторяются в повседневных ситуациях действительности или в игре, скажем, как реплики игроков или изображения на карточках; при этом надо следить за постепенным усложнением обозначения, скажем сначала усваивается слово штаны, а затем брюки, шорты, тренировочные штаны, рейтузы).
  • Обеспечивать мотивацию (ребенку должно хотеться что-то сказать, значит, он должен чувствовать, как важны его инициативные высказывания, как радуется всем его словам; мотивация обеспечивается за счет введения сказочных, ярких, красочных элементов, игровых моментов, сюрпризов, радостных и веселых событии, поощрении).

Таким образом, на данный момент приоритетными направлениями в обучении детей дошкольного возраста русскому языку является: развитие фонематического слуха, усвоение слов и предложений,  развитие связной речи (продолжать обучать построению высказываний, составлению рассказов, пересказ текстов, обогащать словарь). При этом следует ориентироваться на создание положительной мотивации к занятиям русского языка. В целях повышения продуктивности занятии необходимо провести консультирование родителей по разъяснению особенностей изучения русского языка. Воспитателям группах создать благоприятную среду для овладения русским языком путем общения в группе на русском языке нужно добиваться, что бы ведущим направлением в работе на данном этапе явилось развитие речевой активности на занятиях и в свободное время, и у детей появилась потребность общения на русском языке

Дети на занятиях очень любят повторять чистоговорки.

Лучше запоминают и составляют предложения по мнемотаблице.

Очень любят физминутки.

Неплохо рассказывают стихи на русском языке.

Все это используется на каждом занятии русского языка. Чистоговорки, стихи, физминутки подбираются к соответствующей лексической теме.

Большую роль в обучении русскому языку в детском саду в условиях моноязычной среды играет дополнительное образование – кружки. В нашем детском саду функционируют несколько кружков. Один из них «Окно в мир добра» (сказка). Интерес детей к сказкам общеизвестен. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Восприятие сказок оказывает сильное воздействие не только на процесс формирования нравственных представлений, создавая реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка, но и развивает русскую речь. Изученные сказки используем в театрализованной деятельности. В кожуунных конкурсах «Театр+дети», «Золотой сундук сказок» занимаем призовые места.

Итак: проблема двуязычия у дошкольников в условиях села остается актуальной в современное время. И самое главное нужно помнить, что, воспитывая полноценно развитую личность взрослые должны помочь ребенку избежать ситуации «проблемного» двуязычия, психологически комфортно адаптироваться в условиях речевой неполноценности. И приложить все свои силы, чтобы двуязычие стало естественной и непринужденной частью жизни детей, чтобы дети с любовью и интересом относились к обеим языкам. От всех взрослых, от родителей, от педагогов зависит принесет ли и второй язык радости ребенку, научит ли она ребенка познать, любить и созидать мир, ведь все, что выучил малыш, он запомнит на всю жизнь.


Литература:

  1. Анайбан З. «Проблемы билингвизма в Туве/Башкы. – 1993. -№3, - с. 14 – 17
  2. Бартан Ф.М. Программа по русскому языку для детей старшей и подготовительной тувинских групп детских дошкольных учреждений. – 2002
  3. Протасова Е. Дети и двуязычие/Детский сад со всех сторон. – 2002. - №36.
  4. Юдовина Ю. Миф о двуязычии/Дошкольная педагогика. – 2001. - №3. – С.35-40.


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Чечек» комбинированного вида

с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикскогокожууна РТ

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель

МБДОУ д/с «Чечек»

Монгул Ч.Б _______

«__»  __2016г.____

УТВЕРЖДАЮ  

            Заведующая МБДОУ д/с «Чечек»

             комбинированного вида

           Саая А.О_________

  «        »___2016г.

Доклад:

 «Природа мышления или как научить ребенка мыслить»

Воспитатель:

Хомушку Чодураа Николаевна

2016

                                                   Шесть «думательных» шляп

Пробовали вы когда-нибудь одновременно жонглировать двумя мячами правой рукой и разворачивать шоколадный батончик левой, держа при этом на голове толстенную книгу? Это было бы весьма непросто. Браться сразу за несколько дел – сложное и неблагодарное занятие.

Размышляя над чем-нибудь, люди часто пытаются выполнять сразу несколько операций. Мы анализируем факты, пытаемся обосновать имеющиеся возражения, в процессе вмешиваются эмоции, мы стараемся выдвинуть новую идею – и все это одновременно. Неудивительно, что это путь часто заводит в тупик. Иной раз нам удалось бы справиться лишь одной из задач – например, над мышлением могут доминировать эмоции, или сегодня мы можем быть склонны к негативизму.

Для того чтобы моделировать социальные ситуации и способы поведения, необходимо научиться видеть одно и то же явление с разных сторон. Чем больше сторон ситуации проанализирует человек, тем более полную информацию он получит. Что, в свою очередь, поможет ему найти наиболее удачное решение.

        Идея игры, направленной на развитие критического мышления и социального прогнозирования, заимствована у Эдварда де Боно, одного из известных исследователей механизмов творчества. Он разработал метод обучения эффективно мыслить и назвал его «Шесть шляп мышления». (Слайд №3)

 Шесть шляп – это шесть различных способов мышления.

        Белая шляпа – это сбор фактов и цифр, безоценочная информация, статистика.

        Красная шляпа – это эмоциональное мышление.

        Черная шляпа – критическое мышление.

        Желтая шляпа – оптимистическое мышление

        Зеленая шляпа – это творческое, креативное мышление.

        Синяя шляпа – продуктивное управление процессом мышления.

        Для того чтобы научиться думать различными способами, давать качественную и разностороннюю оценку ситуациям, выходить победителем из интеллектуальных и жизненных испытаний, выстраивать прогноз событий, Эдвард де Боно призывал  «менять шляпы» и научиться думать различными способами.

А теперь послушаем притчу о старом Шляпнике.

(Слайд №13)

Красная шляпа – Представьте себе огонь и жар. Это возможность рассказать о своих  предчувствиях и выразить свои чувства, не скрывая этого.

Белая шляпа – Любая информация это ценность.

Я под белой шляпой, мы интересуемся объективными фактами, и не важно, что вы они думаете – факты есть факты.

Черная шляпа –Она помогает избежать ошибок и не делать глупостей. Человек в черной шляпе заботится об истине и правдоподобности.

Вопросы:

  1. Верно ли это?
  2. Подходит ли это?
  3. Сработает ли это?
  4. Каковы возможные проблемы и опасности?

Желтая шляпа. Подумайте о ярком солнце и оптимизме. Желтая шляпа – это надежда. В целом  человек в желтой шляпе с надеждой смотрит на будущее.

Спрашивает себя:

  1. Каковы преимущества?
  2. Почему это должно сработать?
  3. Кому это выгодно?

Зеленая шляпа – трава, деревья, овощи.

  1. Исследование
  2. Внесение предложений
  3. Нахождение альтернативных вариантов
  4. Выдвижение новых идей
  5. Активизация мыслительного процесса

Синяя шляпа-голубое небо.Это взгляд сверху.

Затрагивает следующие проблемы:

  1. Где мы сейчас находимся?
  2. Каков будет следующий шаг?
  3. Программа мышления.
  4. Выводы
  5. Наблюдения и комментарии

         Мотивация является основным моментом - без мотивации вообще очень сложно научить каким бы то ни было мыслительным навыкам. Мышление должно быть веселым, интересным, радостным похожим на игру. Но задания должны быть посильными – поставив перед малышом неразрешимую для него задачу, мы лишаем его мотивации. Если какое-то упражнение или задание трудно или скучно для ребенка, оставьте его и перейдите к другому: важен процесс обучения, а не отдельные задания.

Мышление похоже на представление. Иногда вам удается сыграть роль очень хорошо, иногда – не очень. Это типично для всех навыков и умений.

Обычно простая мыслительная операция состоит из трех этапов:

  1. Определить проблему
  2. Применить мыслительный прием.
  3. Использовать результат.

Практические задания:

  1. Забавные задания (Что бы изменилось, если бы собаки умели разговаривать?)
  2. Задания на отвлеченные темы, эти задания, которыми ребенок не сталкивается (Что следует делать с бытовым мусором?)
  3. Задания, затрагивающие личные интересы ребенка. (Твой брат, с которым ты живешь в одной комнате, постоянно оставляет после себя беспорядок. Что ты будешь делать?)
  4.  Трудные задания.(Как приобрести много друзей?)

Эти задания важны для развития навыков мышления. Упражнения на отвлеченные темы дают ребенку почувствовать себя взрослым.

Метод рисунков.

Это практический и действенный метод тренировки мышления.

Говоря о рисунках не имеется в виду художественные, красивые картинки, изображающие какую-нибудь сцену. Это так называемые «функциональные» рисунки, которые изображают, как можно что-нибудь сделать. В этом смысле можно использовать чертежи или эскизы, показывающие, как решить проблему или добиться желаемого результата. Зачастую словарный запас детей ограничен их социальным положением. Если он невелик у родителей, то таким же будет и у их детей. Но, рисуя, дети ничем не ограничены. Каждый может посмотреть на кота и нарисовать его. Есть рисунков людей различного происхождения подтверждает, что это метод отображения мышления очень действен. Дети часто не в состоянии подобрать слова для обозначения какой-то идеи, но могут показать, как эта идея действует на практике. Слова часто могут быть расплывчатыми и пустыми. Рисунки же всегда содержательны Часто нарисовать что-либо можно намного быстрее, чем объяснить словами.  Картинки создают организационную рамку для мышления ребенка. Когда мы пишем, то трудно удержать все слова в памяти, а картинка сразу же показывает, что вы уже сделали и что еще надо сделать.

Обучение в детских садах, в школах обычно наглядное и рассчитано на непосредственную реакцию детей, так как это проще – поставить что-либо перед ребенком и спросит, что он об этом думает. Практических способов обучения мало.

Рисунок является хорошей основой для обсуждения каких-нибудь проблем родителями и ребенком. Рисунок находится у них перед глазами.

Родители могут попросить ребенка что-нибудь уточнить или объяснить:

  • Скажи мне, а что вот это?
  • А что там получается?
  • Зачем это?
  • Как это получается?

Можно привлечь внимание ребенка к проблемам и недостаткам:

Как поставить слона на машину?

А если собака не захочет бежать?

А не будет ли это больно?

Если ребенок рисует коробку и говорит: «Это происходит там внутри», - вы можете попросить нарисовать, что внутри коробки. Рисунок ребенка – это определенный способ воплощения идеи. Как средство мышления картинки имеют много преимуществ над словами. Слово – средство общения. Картинки не ограничены словарным запасом или социальным происхождением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧЬЯ

Разработала и внедрила собственную программу обучения грамоте старших дошкольников.Мы живем  в краю, богатом историческими и культурными ценностями – в селе Чалтыре  Мясниковского района Рос...

«Работа с семьей в условиях села»

В настоящее время взаимодействие детского сада с семьей является актуальной проблемой для многих дошкольных учреждений. Социально экономические преобразования происходящие в нашей стране в последние г...

Особенности организации воспитательного образовательного процесса в условиях двуязычия.

Двуязычные дети, как показывают исследования, по развитию опережают своих сверстников. Они более любознательны, у них лучше развиты внимание и память....

Проблемы двуязычия у дошкольников в условиях села

В настоящее время в сельской местности детские сады посещают только дети коренной национальности, которые говорят на своем родном языке и здесь они учат русский язык как иностранный. Поэтому формирова...

Проект "Профориентация дошкольников в условиях села"

   Каждый малыш должен знать к чему стремиться...

Доклад на тему: «Проблемы двуязычия у дошкольников в условиях села»

В статье рассматриваются основные трудности усвоения русского языка детьми-билингвами. Описаны три уровня речевого развития. Приведенные в статье рекомендации позволят выстроить грамотную работу по пр...

Работа с семьей в условиях села.

Работа с родителями....