Проект "Энциклопедия профессий от А до Я"
методическая разработка (средняя группа)
Проект "Энциклопедия профессий от А до Я"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnova_proekt_vitaminki_alina.docx | 54.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Крепыш" города Чебоксары
Чувашской Республики
Проект
«Профессии от А до Я»
Составила:
воспитатель средней группы «Витаминка»
Григорьева А.Ф.
Синеева Н.Н.
Чебоксары 2017г
Вид проекта: Информационно-творческий
Срок реализации: 1 год, сентябрь-май 2017-2018 г.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Актуальность проекта:
Наблюдения за детьми в игре, беседы с ними о том, где работают их родители, как называются их профессии, чем они занимаются на своих рабочих местах, привели к выводу о том, что дети четырехлетнего возраста мало знают о профессиях.Затрудняются перечислить, объяснить для чего нужны те или иные предметы - помощники, недостаточны знания о содержании трудовой деятельности, не сформировано уважение к труду взрослых. Очень важно с детского сада знакомить ребенка с профессиями, рассказывать о тех качествах характера, которые требует то или иное занятие.Часто дети в последствии выбирают те же профессии, которые имеют их родители. Так рождаются династии и это замечательно. Но необходимо, чтобы человек, выбирая профессию, имел с раннего возраста представление о разнообразии выбора и приоритет отдал той, что ему по душе. Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе - сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями, рассказать о тех характерных качествах, которые требует та или иная профессия
Цель проекта:
Расширить и обогатить знания детей о многообразии профессий взрослых, используя для этого разные формы работы.Развитие у детей чувства сопричастности с миром взрослых через знакомство с профессиями. Привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о профессиях взрослых, формировать понимание их значимости.
Развивающие: развивать связную речь, словарь, умение рассуждать, отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать уважение к людям разных профессий и продуктам их труда.
Ожидаемые результаты:
- Расширять знания и представления детей о профессиях, в том числе и профессиях родителей, (место работы, значимости их труда, гордость и уважение к труду своих родителей).
- Пополнить словарный запас детей, обозначающий профессии людей, предметы, материал, действия, результат.
- Заинтересовать, привлечь родителей в образовательный процесс, к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.
- Обогатить предметно-пространственную среду в группе.
Методы и формы реализации проекта:
- Беседы
- Экскурсии
- Чтение художественной литературы, загадок, стихотворений.
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Встречи с родителями детей, их рассказы
- Настольно печатные игры
- Презентации
Анализ целевых групп:
Группа | Что делает | Что получит |
Дети | Усваивают новые знания о ценности | Приобретение знаний, практических умений некоторых профессий. Осознанное желание в выборе будущей профессии. Навыки поведения в общественных местах. |
Родители | Поощряют желание ребенка знать о разнообразии профессий; обогащают знания своим примером, расширением представлений о профессиях близких людей. Учат уважению к труду. Осуществляют преемственность в работе с педагогом. | Тесное взаимодействие ДОУ и семьи. Активное участие родителей в процессе. |
Администрация. Педагоги. | Методическая помощь. | Самореализация педагога. Повышение рейтинга ДОУ. Создание в ДОУ условия и для гармоничного развития личности каждого ребенка путем подготовки предметно-пространственной среды в группе. |
Этапы реализации проекта:
Этапы | Содержание работы | Срок |
1. Подготовительный этап (накопление материала) | 1. Диагностика 6. Папка –передвижка для родителей на тему «Все профессии важны» 7.Подбор художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций 8.Организация развивающей среды в группе. | 1-2 неделя сентября |
2. Организационный этап | 1. Разработка плана реализации проекта. 2. Определение сроков реализации, участников проекта. 3. Установление договорных отношений с представителями профессии, определение даты экскурсий. | В течение года |
3. Основной этап (совместная деятельность) | 1. Знакомство с профессией воспитателя. 2. Знакомство с профессией помощник воспитателя. 3. Знакомство с профессией повар 4.Знакомство с профессией медицинских работников (медсестра). 5. Знакомство с профессией плотника, мебедьщика. 6. Знакомство с профессией продавца. 8. Знакомство с профессией швеи. 9. Знакомство с профессией парикмахера. 10. Знакомство с профессиями семьи. | В течении года 2018г. |
4.Заключительный этап (обобщение результатов) | 1. Подведение итогов. Итоговая диагностика. 2. Подготовка презентации о проекте. 3. Изготовление фотоальбома «Профессии родителей». 4. Проведение КВН «Какие бывают профессии» | Август 2018г. |
План-схема работы с детьми и родителями
по реализации проекта.
№ | сроки | Содержание работы |
1 | сентябрь | Беседа с детьми: «Зачем человек трудится». Цель: уточнить понятия «труд», «профессия»; закрепить представление об общественной значимости трудовой деятельности людей; рассказать детям о том, что человек должен творчески относиться к любому делу, проявлять самостоятельность, выдумку, интерес к выполняемой работе. Родительское собрание. Индивидуальные беседы с родителями «Знакомство с проектом». Анкетирование родителей. Цель: Информирование родителей о целях и задачах, реализуемых в рамках проекта. Совместная реализация проекта через взаимодействие с родителями. Наблюдения «Кто работает в детском саду». Цель: уточнить и расширить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада; развивать логическое мышление, воображение. Цель: выявить какими знаниями владеют дети, расширять кругозор, словарный запас. Папка-передвижка «Все профессии хороши» Цель: Рекомендации родителям о том, как следует знакомить детей с профессиями, как рассказать именно о своей специальности. Прививать уважение к людям, ценить результаты труда. Показывать личный пример трудолюбия, умения доводить до конца начатое, гордиться выполненным полученным итогом. |
Знакомство с профессией воспитателя, помощника воспитателя. | ||
Беседа с детьми «Чем занимается воспитатель?». Рассказ воспитателя о своей профессии, ее актуальности в детском саду. Чтение стихотворения Евгения Груданова «Наши воспитатели». Цель: сформировать целостное представление о сложной работе педагога. Экскурсия в группу, где работает воспитателем Лужанской Е.А, мама Сурьевой Каталеи. Цель: уточнить и расширить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада; развивать логическое мышление, воображение. Беседа «Чем занимается помощник воспитателя?». Наблюдение за трудом помощника воспитателя. Рассказ помощника воспитателя о своей профессии, еѐ важности и необходимости в детском саду Цель: продолжать уточнять и расширять представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда; воспитывать уважение к труду сотрудников детского сада; развивать логическое мышление, воображение. Чтение стихотворения Евгения Груданова «Наша Нянечка» Цель: сформировать целостное представление о сложной работе помощника педагога. Помощь детей в повседневном труде помощника воспитателя: «Маленькие помощники». Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, закрепить представление о трудовых действиях помощника воспитателя, показать взаимосвязь между разными видами труда. Побуждать помогать взрослым, воспитывать уважительное отношение к труду няни, желание помогать, чувство уважения и признательности. Рассматривание сюжетных картин из серии «Профессии»», «Детский сад». Цель: углублять знания о профессиях, учить описывать по картине действия, обстановку, предметы. Формировать эмоциональную отзывчивость. Раскрашивание раскрасок. Цель: учить подбирать цвета максимально приближенные к реальным предметам профессий (белый халат врача, красный крест на эмблеме…). Закреплять умение закрашивать, не выходя за контуры, водном направлении. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» Цель: Учить брать на себя роли людей разных профессий в творческих играх. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Дидактическая игра «Кто что делает?» Цель: закрепить и систематизировать представления о труде людей в промышленности, строительстве, торговле, на транспорте; воспитывать уважение к труду людей. Чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?» Цель: Формировать умение детей анализировать литературное произведение, высказывать свое эмоциональное отношение. Расширять представления о профессиях, предметах, рабочей обстановке. Обогащать и активизировать словарь. Аппликация «Фартук для няни» Цель: Закреплять умение располагать узор по всему фартуку. Воспитывать уважение к труду взрослых. Учить детей быть полезным, проявлять знаки внимания. | ||
2 | октябрь | Знакомство с профессией повара. |
Экскурсия на кухню. Цель: Цель: уточнить представления о труде повара. Познакомить с предметами, посудой, машинами используемые для приготовления пищи (картофелечистка, мясорубка, шинковка для капусты). Воспитывать у детей уважение к труду людей разных профессий. Работа с родителями: консультации для родителей «Обязанности детей дома» Цель: формировать представление о домашних обязанностях женщин и мужчин, потребность оказывать помощь близким. Чтение произведений: Д. Родари «Чем пахнут ремесла». Беляева Светлана Михайловна «Спасибо поварам!». Цель: закрепить и систематизировать представления о труде людей в промышленности, строительстве, торговле, на транспорте; воспитывать уважение к труду людей. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» Цель: закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах. Учить соотносить орудия труда с профессией людей; воспитывать интерес к труду взрослых. С/р.и. «Кафе». Цель: Закреплять правила поведения в общественных местах. Расширять знания детей о технологических процессах приготовления блюд. Объяснять последовательность приготовления. Расширять словарный запас. Развивать связную речь. Лепка «Овощи для повара» Цель: Учить передавать в лепке характерные особенности овощей. Закрепить полезные свойства овощей. Формировать здоровый образ жизни. Воспитывать заботливое отношение. Раскрашивание силуэтов предметов «Предметы труда» Цель: развитие мелкой моторики рук; учить подбирать цвета в соответствии с окрасом. | ||
3 | ноябрь | Знакомство с профессией медсестры. |
Чтение произведения «Человек заболел» И. Туричина Цель: закрепить и систематизировать представления о труде медицинских работников, их значимости и важности. Воспитывать уважение. Экскурсия в аптеку. Цель: Познакомить детей с работой аптеки и ее сотрудниками. Формировать знания о лекарственных препаратах. Воспитывать уважение к труду фармацевта. Беседы «Если ты заболел», «Безопасны ли витаминки?» Цель: актуализировать знания детей, учить грамотному поведению в тех или иных случаях, мерам предосторожности. Раскрашивание раскрасок на тему «Профессии». Цель: выработать стремление отбирать объекты для изображения согласно замыслу; научить различать разнообразные формы, комбинировать в рисунке готовые цвета и формы. Беседа на тему «О труде, медсестры, врача». Цель: Сформировать знания детей о профессии медсестры(отмечает детей, составляет меню, делает прививки, обрабатывает раны, следит за здоровьем детей). Витаминизирует пищу на кухне для детей, приносит вакцины для прививок и тд. Экскурсия в процедурный кабинет. Цель: Уточнить зания детей о месте работы медсестры, медикаментах (бинт, вата, шприцы, термометр, таблетки, йод). Сюжетно-ролевая игра: «Поликлиника» игровой сюжет: "Измерим кукле температуру". Цель: развивать интерес и уважение к благородной профессии врача, закрепить знакомые и дать новые знания о медицинских инструментах: фонендоскоп, шприц, тонометр, ростомер, весы, градусник, лекарство. | ||
4 | декабрь | Знакомство с профессией плотника и мебельщика |
Беседа о профессии «Плотник». Наблюдение за работой плотника. Цель: формирование у детей представления о труде взрослых. Познакомить с профессией «Плотник» с некоторыми профессиональными действиями, с инструментами. Обогащать словарный запас. Развивать любознательность в процессе экспериментальной деятельности. Воспитывать интерес и уважение к труду взрослых. Мастер класс родителя воспитанника -ремонт дверцы кухонного гарнитура. Цель: Поощряют желание ребенка знать о разнообразии профессий; обогащать знания своим примером. Расширять представления о профессиях близких людей. Учить уважению к труду, его результатам, гордость за близких. Чтение стихотворения Е. Благининой «Я дома не люблю сидеть» Работа по лепбуку «Я в профессии играю». Цель: Учить пользоваться комплексным сборником заданий по профессиям. Учить подбирать обобщающие слова к предложенным группам слов, пояснять принцип выбора единой категории. Уметь отвечать на вопросы логично, последовательно. Развивать логическое мышление, память. Д.и «Что лишнее» «Что кому пригодится» Цель: Учить классифицировать предметы по признакам. Уметь аргументировать свой выбор. Конструирование «Новая мебель для кукол» Цель: Учить зрительно разделять изображение предмета на формы, составлять предмет из частей, определять не только его форму, но и форму деталей. Учить пользоваться образцом, соотнося части изображения. | ||
5 | январь | Знакомство с профессией продавца. |
Беседа на тему «Профессия – продавец». Цель: дать детям представление о профессиях людей, работающих в магазине (продавец, кассир, товаровед, грузчик, водитель, уборщица, директор магазина); уточнять представления о профессии продавца; воспитывать культуру общения; развивать познавательную активность детей. Экскурсия в магазин. Цель: формировать представление о профессии продавца. Обогащать словарный запас. Закрепить правила поведения в магазине. Сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Супермаркет». Цель: совместное пополнение родителями, детьми и педагогами атрибутов для игр. Совершенствовать представления о классификации предметов по типовым признакам. Дидактическая игра «Что где продается?» Цель: закрепляет знания детей о том, что разные товары продаются в различных магазинах: продуктовых, промтоварных, книжных (бывают разные продуктовые магазины: «Овощи — фрукты», «Булочная», «Молоко», промтоварные: «Обувь», «Одежда», «Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары»); учит детей различать магазины по их названию, ориентироваться в окружающей обстановке; воспитывает желание помогать родителям, делать несложные покупки; общаться в совместной деятельности. Выставка книг "Все работы хороши, выбирай на вкус" | ||
6 | февраль | Знакомство с профессией военного. |
Беседа «Военные профессии», рассматривание иллюстрации. Развлечение «День военно-воздушных сил». Лепка «Самолёт». Изготовление сувениров ко Дню Защитника Отечества. | ||
7 | март | Знакомство с профессией швеи |
Беседа «Профессия швея», рассматривание иллюстраций. Цель: Познакомить детей с трудом взрослых. Расширить и закрепить представления о профессии швеи. Расширять представления детей об инструментах и тканях, используемых в данной профессии. Развивать речь детей, пополнять их словарный запас (закройщица, портной, ситцевая, меховая, джинсовая. Воспитывать уважение к труду взрослых. Сюжетно-ролевая игра «Ателье». Встреча «У нас в гостях Швея». Рисование «Украсим платье для куклы». Дидактическая игра «Смотай все нитки в клубок». | ||
8 | апрель | Знакомство с профессией парикмахера |
Беседа «Профессия парикмахер», рассматривание иллюстраций. Цель: Обогатить знания детей о труде парикмахера. Воспитывать вежливое обращение, уважение к труду парикмахера. Активизация словаря: парикмахер, мастер, ножницы, расческа, прическа, фен, стрижка, стрижет, челка. Д/и «Что лишнее» С/р игра «Салон- парикмахерская» | ||
9 | май | Профессии моих родителей |
Д/и «Кто знает больше профессий». Цель: закрепить понятие «профессии»; ввести в активный словарь детей названия профессий. Составление рассказов о профессиях родителей. Цель: развивать умение соотносить действие человека с его профессиональной деятельностью; воспитывать уважение к человеку труда. Беседа «Кем я стану, когда вырасту?» Цель: формировать умение делать выбор в соответствии с собственными интересами и способностями; осознавать значимость любой профессии. Д/и «Инструменты. Орудия труда». Цель: закреплять представления детей о предметах ближайшего окружения, умение классифицировать предметы по общим признакам, по назначению и т.д. Викторина «Мир профессий». Цель: вызвать интерес к труду взрослых разных профессий; формировать у детей реалистические представления о мотивах и результатах, которые движут людьми в труде; воспитывать уважение и стремление подражать взрослым, трудиться постоянно и добросовестно; закрепить словарь детей за счет слов, обозначающих названия профессий, орудий труда, глаголов, обозначающих профессиональные действия людей. Изготовление фотоальбома «Профессии родителей» с коротким описанием профессии родителя. ель: Иметь представление кем и где работают родители, на чем работают, что выпускают, изготавливают. Расширять словарный запас. Воспитывать гордость за своих родителей. |
Итоги проекта:
У детей:
- расширятся знания о разнообразии профессий, орудиях труда, их назначении, особенностях;
- появится интерес к профессиональной деятельности человека, красоте человеческого творения;
- пополнится словарный запас слов;
- сформируется знание о профессиях в своей семье, появится интерес к профессиональной деятельности родителей;
У родителей:
- сформирует интерес к общению со своими детьми; повышению авторитета;
- подведет родителей к пониманию о повышении психолого-педагогических компетенций, что улучшит взаимодействие детей с воспитателем.
У педагога:
- расширится предметно-развивающая среда по теме проекта;
- улучшится работа с родителями для расширения знании детей;
- повысится уровень развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции.
Литература:
- Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа /авт.-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2015. -303с.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Средняя группа /авт.-сост. З.А. Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2015. -303с.
- Белая К.Ю., Теселкина Н.В., Мурзина М.Р., Щеткина Т.Т., Прокопович О.И., Рымаренко Л.В. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива», 2013. – 104 с.
- Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2017.
- Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 64 с. (Серия «Вместе с детьми»).
ПРИЛОЖЕНИЕ:
- Стихотворение С. Михалкова «Беседа о профессиях», «А что у вас?», Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?» «Какого цвета ремесла?», «Человек заболел» И. Туричина, Евгения Груданова «Наша Нянечка», «Наши воспитатели».
- Презентация «Знакомим с профессиями». Песня "ВСЕ ПРОФЕССИИ ВАЖНЫ, ВСЕ ПРОФЕССИИ НУЖНЫ". МУЛЬТСЕРИАЛ "НАВИГАТУМ: В МИРЕ ПРОФЕССИЙ" (2016). http://navigatum.ru/vmp.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по ознакомлению старших дошкольников с профессиями взрослых "Все профессии нужны, все профессии важны"
Цель проекта:Познакомить детей с различными профессиями взрослых.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить начальную профориентацию детей дидактическими и методич...
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы по теме «Профессии»: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
«Все профессии важны, все профессии нужны» (Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через познавательно-игровую деятельность в младшей группе)
Паспорт проектаВид проекта: – информационно - творческий.Актуальность: В дошкольные годы дети проявляют живой интерес к труду взрослых, в игре и быту стремятся подражать им и желают сами что-то сделат...
Конспект (НОД) в старшей разновозрастной группе на тему: «Увлекательные профессии взрослых» с использованием мультимедийного пособия "Все профессии важны, все профессии нужны"
Конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД)в средней группе на тему: «Профессии»(образовательная область «Познавательное развитие»).Цель: Обобщить знания по теме «Профессии».Задачи:Обр...
Все профессии важны, все профессии нужны. Знакомство с профессией "Повар" (2 младшая группа).
Краткосрочный проект с целью: Дать представление детям о профессии "Повар" через сюжетно-ролевых игры....
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...
Открытый просмотр на тему: "Формирование положительного отношения к труду через знакомство с профессией и его отношения к другим профессиям" Игра - викторина: Все профессии нужны, все профессии важны"
Задачи: Обощение и закрепление знаний детей о профессиях.Цель: закрепить представления детей о профессиях и орудиях труда, необходимых людям определенных профессий; развивать логическое мышление, памя...