Рабочая программа по развитию речи для дошкольников (5-7 лет)на 2017-2019 уч.год
рабочая программа
Умение дошкольника пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно - залог успешного обучения в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по развитию речи для дошкольников (5-7 лет)на 2017-2019 уч.год | 39.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 «Гусельки» Карасукского района Новосибирской области.
Рабочая программа по развитию речи для дошкольников (5-7 лет) на 2017 – 2019 уч.год.
Подготовила воспитатель группы :Хусаинова Е.Н.
на тему: «Дидактические игры как средство развитие связной речи у детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка:
В настоящее время изучению проблемы речевого
творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигенции в дальнейшем, поэтому формирование связной речи, развитие умения содержательно и логично строить высказывание являются одной из главных задач речевого воспитания дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, её социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. С ведение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) основой деления на образовательные области стали пять основных направление развития ребёнка дошкольного возраста: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. В отдельную образовательную область выделено речевое развитие. Согласно ФГОС ДО: речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из многих или нескольких предложений, разделённых по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.
Для развития связной речи ребёнка необходимо использовать различные дидактические игры, проводить непосредственно образовательную деятельность.
Все дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Задачи многих дидактических игр и состоят в том, чтобы через игру научить детей составлять самостоятельно рассказы о предметах, явлениях природы и общественной жизни.
В игре развивается и формируется способность аргументировать свои утверждения, выводы. Дидактическая игра широко используется и как средство нравственного воспитания. Многие дидактические игры ставят перед детьми задачи: находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира; сравнивать, группировать, классифицировать предметы по определенным признакам, делать правильные выводы, обобщения.
Проблема развития связной речи особенно актуальна в наше время, так как из жизни ребёнка уходит речь. Не секрет, что сейчас родители больше заняты добыванием денег, поэтому между родителями и детьми преобладает обиходно – бытовая лексика. Отсутствуют эпитеты, сравнения, образные выражения, всё это делает речь скучной, однообразной, маловыразительной. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребёнком не всегда правильную речь.
Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Мы считаем, что дидактические игры являются для ребёнка особым видом познавательной деятельности, которая приведёт к развитию связной речи.
Актуальность:
В наше время информационных технологий развитие речи детей является актуальной проблемой. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во –вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять своё речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно построенное обучение родной речи.
Так как игра занимает важное место в развитии ребенка, выбранная мной тема актуальна и на современном этапе.
Разработанная программа является составной частью программ «От рождения до школы», авторы Васильева и Комарова, «Программы развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» О. С. Ушаковой
Цель программы - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.
Задачи:
1. формирование системы научных знаний о природе и обществе;
2. развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда;
3. воспитание познавательных интересов, любознательности;
4. формирование речи: пополнение и активизация словаря, воспитание правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.
5. развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми и детьми в разных ситуациях.
При разработке программы ориентировались на следующие принципы:
• принцип доступности и последовательности (предполагает «построение» учебного процесса от простого к сложному);
• Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствие основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и при этом имеет возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
• учёт возрастных особенностей детей (содержание и методика работы ориентированы на детей старшего дошкольного возраста);
• принцип наглядности (предлагает широкое использование наглядных и дидактических пособий, технических средств обучения, делающих учебно-воспитательный процесс более эффективным);
• принцип связи теории с практикой (органичное сочетание необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в работе с детьми);
• принцип индивидуализации (предлагается максимальный учёт особенностей каждого воспитанника);
• принцип результативности ;
• принцип актуальности (предполагает максимальную приближённость содержания программы к реальным условиям жизни и деятельности детей);
• принцип межпредметности (связь программы с другими предметами и видами деятельности).
Срок реализации программы
Программа рассчитана для детей 5-7 лет
Этапы реализации:
Первый этап:
- игры на развитие слухового внимания;
- игры на развитие лексической стороны речи;
- игры на развитие грамматического строя речи;
- игры на развитие связной речи.
Второй этап:
- пересказ небольшого произведения, сказки;
- составление рассказа по картине
- составление рассказ из личного опыта;
- составление описательного рассказа.
- игры-драматизации, инсценировки.
Первый этап проходит в совместной деятельность и общении воспитателя с детьми в ходе режимных моментов (фронтальной, подгрупповой, индивидуальной, в виде дидактической игры.
Речевые игры (дидактические, словесные) проводятся в утренние, вечерние часы и на дневной прогулке, а также используются на речевых занятиях.
А второй этап в виде непосредственно образовательной деятельности и в совместной деятельности воспитателя и детей во второй половине дня (фронтальной, подгрупповой форме).
Методы и приемы.
Наглядные методы: рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам.
Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас-сказывание без опоры на наглядный материал.
Практические методы: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения.
Формы и режим непосредственно образовательной деятельности
Занятия по обучению связной речи (составление рассказа по картине, составление рассказ из личного опыта, составление описательного рассказа, пересказ) проводятся 2 раза в неделю, в соответствии с перспективным планированием. Продолжительность занятий 20-25 минут,
Занятия состоят из нескольких частей, объединённых одной темой.
В структуре каждого занятия предусмотрен перерыв для снятия умственного и физического напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Это может быть динамическое упражнение с речевым сопровождением или «пальчиковая» гимнастика, упражнения для глаз, или упражнения на релаксацию в конце каждого занятия подводится итог.
Комплексное использование всех приёмов, методов, форм обучения поможет решить одну из главных задач – осуществить речевую подготовку дошкольников и вывести их на уровень, достаточный для успешного обучения в школе.
Планируемые результаты:
Система работы по развитию связной речи у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии.
1. Повышается культура речи, обогащается словарь. Дети владеют умением участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении, быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса. В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
2. Повышается точность, связность и выразительность речи. Ребёнок начинает правильно строить предложения с причинно-следственной связью. Развивается логическое мышление.
3. Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный, твердый — мягкий, ударный — безударный гласный, место звука в слове. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Проявляет интерес к чтению, самостоятельно читает слова.
4. Ребенок сможет:
- проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов;
- составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты;
- подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств;
- уметь подбирать синонимы, словообразование;
- выразительно пересказывать текст, без помощи вопросов педагога;
- подбирать определения (прилагательные, называть действия (глаголы)
- отчетливо произносить слова с естественной интонацией.
Содержание программы (тематическое планирование).
Месяц вид деятельности программные задачи
сентябрь
Дидактическая игра «Испорченный телефон»
Дидактические игры "Один - много", «Лови и называй», «Измени слово»
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Лото «В мире растений»
Дидактическая игра: «Где начало рассказа?»
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Цель: выявить умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа от существительного единственного числа.
Цель: развивать внимание, логическое мышление, связную речь, расширять словарный запас, учить сравнивать и обобщать, составлять сложноподчинённые предложения.
Цель: закрепление слова-обобщения: цветы, деревья, овощи, фрукты, ягоды; активизация словаря по данным темам.
Цель: Учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок
октябрь
Дидактическая игра: «Какая, какое, какой?»
Дидактическая игра «Логический поезд»
Занятие по развитию речи «В гости к Лесовичку»
Работа по составлению загадок
Дидактическая игра: «Вершки-корешки»
Цель: подбирать определения к предмету, явлению.
Цель: учить устанавливать связи между предметами, умение объяснять, доказывать, развитие памяти, фантазии, речи.
Цель: закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные (значение принадлежности) и прилагательные от слов существительных. Развивать фонематическое слуховосприятия: дифферинциацию гласных и согласных звуков. Развивать логическое мышление, умение строить связные высказывания типа рассуждений, использовать различные средства связи частей предложения. Формировать навык выражения собственного мнения.
Цель: определение деталей одного объекта,
развитие внимания, духа соперничества.
Цель: упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно – корень или плоды на стебле).
ноябрь
Дидактическая игра: «Какое что бывает?»
Игра с мячом «Маленькие поварята»
Дидактические игры: «Фрукты – овощи», «Фрукты-ягоды»
Составление рассказов-описаний об овощах и фруктах по схемам.
Цель: классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу; сравнивать предметы, сопоставлять; подбирать как можно больше наименований, подходящих под заданное определение.
Цель: активизировать словарь глаголов.
Цель: дифференциация сходных понятий.
Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.
декабрь
Дидактическая игра: «Наоборот»
Занятие «В гостях у Зимушки Зимы»
«Эстафета»
Дидактическая игра «Новоселье»
Игра: «В гости к Незнайке»
Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.
Цель: 1. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы. 2. Развивать у детей умения строить сложноподчинённые предложения, применять в речи слова–антонимы, образовывать новые слова с помощью уменьшительноласкательных суффиксов.
3. воспитывать желание творить добрые поступки, чувство восхищения родной природой.
Цель: активизация глагольного словаря.
Цель: дифференциация понятий «одежда» и «обувь».
Цель: обучать детей устанавливать связи между объектами, изображёнными на картине. Учить находить объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению, находить объекты, которые «не дружат»
январь
Дидактическая игра «На что похоже», «Маша-растеряша»
Дидактическая игра: «Кто больше заметит небылиц?»
Дидактическая игра «Что сначала, что потом»
Дидактическая игра «Играем в сказку»
Игровое упражнение «Если бы…»
Цель: развивать ассоциативность мышления, обучать детей сравнениям разнообразных систем.
Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Цель: развивать логическое мышление, связную речь, зрительное восприятие, тренировка памяти, учить последовательно раскладывать картинки.
Цель: обогащать воображение, способствовать развитию творческой деятельности, детского мышления, речи.
Цель: развитие связной речи, воображения, высших форм мышления - синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.
февраль
Создание с детьми серии сюжетных картинок по сказкам, оформление альбома «Сказка учит и воспитывает»
НОД по развитию речи «По дорожкам сказок»
Дидактическая игра «Где чья мама?»
Игра-импровизация «Волшебные картинки»
Цель: формировать умение прочувствовать сюжет сказки, самостоятельно выбрать иллюстрации, уметь рассказать сказку младшим детям.
Цель: развивать умение определять количество слогов в словах -активизировать мыслительную деятельность детей по средствам игровых заданий; -развиватьзрительное и тактильное восприятие, логическое мышление, речь, память; -развивать мелкую моторику; -развивать речь детей: формировать умение строить предложения, добиваться четкого произношения слов. -воспитывать у детей чувство взаимовыручки,коллективизма;
Цель: учить образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, составлять мини – рассказы по сюжетной картине.
Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).
март
Интегрированное занятие по развитию речи + конструирование «Весенняя прогулка»
Игры «Да-Нет», «Черное-белое»
Дидактическая игра: «Подарки»
Игра с мячом «Приготовим сок для мамы»
Игра «Найди эмоцию».
Цель: развивать связную речь детей, мелкую моторику обогащать словарный запас детей, формировать память, самостоятельность.
Цель: учить детей отмечать положительные и отрицательные черты объекта.
Цель: закрепить умение образовывать формы дательного падежа.
Цель: учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Цель: учить выделять картины по настроению.
апрель
НОД по развитию речи «Письмо от волшебника»
Дидактическая игра: Знакомство с волшебниками «Увеличения-Уменьшения», «Наоборот», «Оживления»
Метод «Каталог»
Дидактическая игра: «Кто больше знает»
Цель: закрепить умение в подборе определений к заданному слову; образовывать притяжательные прилагательные и прилагательные от слов существительных. Закрепить умение составлять из частей целое, находить близкие по звучанию слова. Развивать логическое мышление, умение строить связные высказывания типа рассуждений, использовать различные средства связи частей предложения. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Развивать коммуникативные навыки.
Цель: учить детей преобразовывать содержание серии сюжетных картин с помощью типовых приёмов фантазирования, составлять рассказы фантастического характера.
Цель: упражнять в умении подбирать название к рассказу по картинкам, отражающее их смысл, с помощью пословиц и поговорок.
Цель: развивать память детей; обогащать их знания о предметах, воспитывать такие качества личности, как находчивость, сообразительность.
май
НОД по ОБЖ «Путешествие в страну дорожных знаков»
Дидактические игры из серии «Слово – иллюстрация», «Составь рассказ про…», «Составим вместе», «Придумай загадку по картине»
Дидактическая игра: «Японская печатная машинка»
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»
Цель: способствовать развитию связной речи, обогащать и активизировать словарный запас, расширить и обобщить знания детей о правилах дорожного движения.
Цель: учить подбирать нужные слова к определённой картинке, развивать фантазию, вызвать положительные эмоции, способствовать укреплению коммуникативных отношений между детьми.
Цель: развивать у детей слуховое внимание.
Цель: способствовать формированию внимания, памяти, связной речи, закрепление полученных знаний за год.
Особенности руководства дидактическими играми детей старшей группы
Дети старшего дошкольного возраста обладают значительным игровым опытом и настолько развитым мышлением, что они легко воспринимают чисто словесные объяснения игры. Лишь в отдельных случаях требуется наглядный показ. С детьми этого возраста проводятся дидактические игры со всей группой, с небольшими группками. У них, как правило, складываются коллективные взаимоотношения на почве совместных игр. Поэтому с детьми старшего дошкольного возраста уже могут быть использованы в игре элементы соревнования.
В дидактических играх детей старшего дошкольного возраста отражаются более сложные по своему содержанию жизненные явления (быт и труд людей, техника в городе и деревне). Дети классифицируют предметы по материалу, назначению (например, игра «Где что спрятано»).
Широко используются в этом возрасте словесные игры, требующие большого умственного напряжения. У детей данного возраста в дидактических играх больше проявляется произвольное внимание, самостоятельность в решении поставленной задачи, в выполнении правил. Руководство должно быть таким, чтобы игра содействовала умственному и нравственному воспитанию и в то же время оставалась игрой. Необходимо и в этом возрасте сохранить эмоциональный настрой детей, переживание радости от хода игры и удовлетворения от результата, т. е. решения задачи. Руководя настолько-печатными играми, воспитатель развивает у детей способность различать, узнавать, припоминать. Опираясь на возбуждение и торможение нервной системы, упражняет внимание детей, так как картинки неожиданно быстро сменяют друг друга и новые зрительные образы вызывают у детей слуховые и словесные образы. Дети упражняются в быстроте, точности и прочности запоминания, в сохранности воспроизведения этих образов.
В этом возрасте объяснение правил осуществляется перед игрой, как правило, без показа их выполнения. Чаще всего это словесное объяснение, но если игра сложная или новая, то можно предложить ребятам «пробный ход».
Воспитатель не принимает участие в играх, но следит за выполнением правил игры, за ходом игры,
В дидактических играх воспитатели ставят ребенка в такие условия (игровые, когда он вынужден вспомнить, что ему говорили на практике, во время экскурсий, а это очень важно при подготовке ребенка к школе.
Зная индивидуальные особенности детей, воспитатель советует им распределять между собой роли в игре так, чтобы поставить ребенка, у которого не сформировались моральные нормы поведения, в такие игровые условия, когда он, выполняя роль, должен будет проявить внимание, доброжелательность, заботу о товарище, перенося затем эти качества в повседневную жизнь. Педагог широко использует пример сверстника, направляет игру, используя советы, напоминания. В игре дети должны проявить упорство при выполнении правил, вспомнить определенные события из окружающей жизни.
Заканчивая игру, воспитатель должен напоминать детям название игры, отдельные игровые правила, поддержать интерес детей к дальнейшему продолжению игры. Дает оценку действиям детей, но следует помнить о том, что не каждая игра требует оценки, так как оценка может быть заключена в результате игры или нарушить хорошее настроение детей.
При повторном проведении игры ребята усваивают полный порядок, игровые правила и способы действий. Необходимость повторности игры определяется и тем, что не все ее участники одинаково успешно овладевают всеми элементами дидактических игр до такой степени, чтобы они переходили в их самостоятельную деятельность. Как правило, чтобы повысить активность детей в игре и сохранить к ней продолжительный интерес, при ее повторности дидактические и игровые задачи усложняются. Для этого педагогом используется внесение нового игрового материала, введение дополнительных ролей, замена наглядного дидактического материала на словесный и т. д.
Таким образом, можно сказать, что руководство дидактическими играми требует от педагога больших знаний, высокого уровня педагогического мастерства и такта.
Литература:
1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1999
2. Гербова В. В. Конспекты занятий по развитию речи. – М., 2002
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М., 2008
4. Комарова Н. Ф. Комплексное руководство дидактическими играми в детском саду-М. ,2012
5. Тихеева Е. И. развитие речи детей. – М., 1990
6. Ушакова М. А. Развитие речи детей. - М. ,2000
7. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет / Под ред. О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. – М., 1991
8. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М. ,1988г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ОБУЧЕНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Второй год обучения
Рабочие программы составлены по программе для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «по развитию речи » для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).Образовательная область «Речевое развитие». Средняя группа 4-5 лет
Данная рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. В содержание программы входит: темы занятий по месяцам с датами проведения каждого занятия, программное содержание ка...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по развитию речи детей с задержкой психического развития 5-7 лет (общим недоразвитием речи второго, третьего уровня)
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста с ЗПР 5-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 2 года....
Рабочая программа по Развитию речи. Образовательная область «Речевое развитие» Составлена на основе основной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" (дети 3-4 года)
Настоящая рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса по виду образовательной деятельности «Развитие речи»...
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".
Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....