Мой "цветок волшебства"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Данный конспект непосредственной образовательной деятельности будет интересен для специалистов и педагогов в области дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_tsvetok_volshebstva.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №72 г.п. Петров Вал Камышинского муниципального района Волгоградской области
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Мой «цветок волшебства»
Педагог-психолог
Высшая квалификационная категория
Эклер Елена Владимировна
Г.п. Петров Вал – 2019 г.
Конспект интегрированной образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе. Тема: «Мой «цветок волшебства».
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие.
Цель: создание атмосферы работоспособности группы и эмоционального комфорта ее членов; научиться относиться к своим возможностям конструктивно, осознавать их и осуществлять саморуководство.
Задачи:
Образовательные: дать четкое представление о скрытых возможностях развития чувств, ума, физического и психического здоровья личности;
Развивающие: развитие коммуникативных навыков, умения видеть хорошее в себе и окружающих;
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.
Методы и техники: групповая беседа; групповая игра; чтение художественной литературы.
Материал: «цветок волшебства»; «сердечко»; мячик; музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
Минута вхождения в занятие «Здравствуй, небо…» (Участники занятия становятся в круг.) Ритуал приветствия.
Здравствуй, небо! (руки вверх)
Здравствуй, земля! (руки вниз)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны, улыбаемся)
Всем-всем доброе утро! (Взявшись за руки в кругу, говорят хором.)
Педагог-психолог: Я вновь приветствую вас в комнате друзей и хочу вам предложить путешествие в мир своих возможностей. Туда, где находятся ваши способности, ум, чувства. Сегодня мы все лучше узнаем себя, что мы о себе думаем, как понимаем других.
Знакомство с «Цветком волшебства».
Представьте себе, что каждый из вас – чудесный цветок, а каждый из его лепестков – то, что очень важно для человека. Какие лепестки будут у этого цветка?
В середине написано: «Я». А на лепестках: «мое тело», «мои мысли», «мои чувства», «Я и другие», «мое отношение к себе».
В центре цветка написано: «Я». Остальные лепестки означают то, из чего мое «Я» состоит. И первый лепесток говорит о важности нашего тела. Почему? Без тела – нет человека, тело – это жизнь. Человеку нужны ноги, чтобы ходить. Руки, чтобы что-то делать; голова, чтобы думать; сердце, чтобы чувствовать.
О теле надо заботиться, правильно за ним ухаживать, чтобы быть здоровым, крепким, выносливым. А как вы ухаживаете за собой? Что вы делаете для того, чтобы ваше тело чувствовало себя хорошо?
Беседа об уме человека.
На втором лепестке написано «Мой ум». Что значит для человека ум? (Дети: Человек может думать, решать, читать, дать правильный совет, летать в космос, лечить людей…)
Недаром в пословице говорится: «Ум – всему голова». Как вы понимаете эту пословицу? О чем она? (Ответы детей). Ум, ребята также зависит от человека. Он развивает свой ум, учится, растет, становится мудрее. Это значит, что он может больше понять, лучше рассказать о том, что он знает, и передать другим часть своего ума. И об уме тоже нужно заботиться, сохранять его, развивать. Иногда от ума могут быть и неприятности.
Послушайте сказку про Братца Кролика.
Все существа, которые жили в лесу, думали о Братце Кролике как о ловком и умном. Но ему самому казалось, что лучше иметь больше ума. И тогда он отправился к своей тетушке Крольчихе, очень старой и мудрой, и попросил, чтобы она дала ему немного ума. Он сказал ей, что он самое слабое существо в лесу и у него много врагов, которые могут поймать его и убить. Тетушка подумала и сказала:
- Хорошо, я дам тебе еще ума, но сначала ты должен сделать кое-что для меня. Я хочу, чтобы ты принес мне белку вот с того дерева.
Братец Кролик ответил:
- У меня нет много ума, но я думаю, что смогу ее поймать.
Он взял два камня, натянул себе мешок на голову и сел под деревом. Затем он ударил камень о камень, раздался звук, и белка крикнула: «Привет!» Но Кролик продолжал постукивать камнями, и белка спустилась чуть ниже и вновь поздоровалась.
- Кто это? – спросила она.
- Дик Большой Мешок.
- Что ты здесь делаешь?
- Я колю орехи.
- А я могу тоже поколоть орехи?
- Конечно, спустись вниз и залезь в мешок.
Нужно ли рассказывать о том, что, когда белка залезла в мешок, Братец Кролик отнес ее к своей тетушке. Тетушка похвалила его, но ума не дала, а попросила выполнить следующее поручение. И так Кролик выполнил еще два задания, одно другого тяжелее и опаснее. И тогда тетушка сказала ему:
- Нет, Братец Кролик, я не дам тебе еще ума. Ты не нуждаешься в большем уме, ты и так имеешь его больше, чем нужно. Если тебе дать еще ума, ты станешь опасен для всех животных в лесах и полях. И еще добавила: «Жизнь даст тебе еще много уроков, и ты действительно получишь еще больше мудрости, если будешь изучать эти уроки хорошо».
Обсуждение сказки.
О чем эта сказка? Как можно сказать о Кролике, какой он? Почему тетушка Крольчиха не дала Кролику больше ума? Кто умнее – тетушка Крольчиха или Кролик? Почему?
Беседа о чувствах.
Что вы знаете о чувствах? Что такое чувства? Чувства – это настроение, когда что-то ощущаешь, когда радостно или плохо, нет настроения…
А где живут чувства? Найдите у себя то место в теле, в котором, как вам кажется, находятся чувства. (Дети: в груди, в сердце). Да, получается так, что тело – наш дом, а в нем живут наши способности. Ум, наверно, живет в голове, а чувства в сердце. Поэтому о чувствах так и говорят: «Сердцем чувствую».
Упражнение «Добрые слова».
Предлагаю вам, передавая наше сердечко доброты, высказать для всех участников нашей встречи добрые слова и пожелания. Ведь, чтобы заботиться о своих чувствах, своем здоровье, нужно научиться быть добрым.
Релаксационная пауза.
Теперь сложите обе руки возле груди, раскройте ладошки. Представьте себе, что на них лежит столько добрых чувств, сколько может поместиться. Вам очень приятно ощущать тепло, оно проникает в вас и входит в вашу грудь, душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра. Вы почувствовали тепло своей души? Тепло сердец всех, кто сейчас рядом с вами? Вам хорошо?
Разговор о чувствах.
Почему, чем больше доброты у человека, тем лучше? Как вы понимаете такую смешную историю? Приходит мальчик в аптеку и говорит: «Дайте мне, пожалуйста, лекарство от жадности. Да побольше, побольше, побольше!»
Доброты может быть очень много, а когда жадности много, для доброты нет места. Вспомните «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина. Однажды в сети старика попадается необычная золотая рыбка. Она обещает любой выкуп, по его желанию, и просит отпустить её в море, но старик отпускает рыбку, не прося награды. Вернувшись домой, в ветхую землянку, он рассказывает жене о произошедшем. Жадная старуха заставляет его вернуться к морю, позвать рыбку и попросить хотя бы новое корыто, вместо разбитого. У моря старик зовёт рыбку, которая появляется и обещает исполнить его желание, говоря: «Не печалься, ступай себе с Богом». После возвращения домой он видит у жены новое корыто. Однако желания старухи всё возрастают — она заставляет мужа возвращаться к рыбке снова и снова, требуя всё больше и больше: новую избу, быть столбовой дворянкой, быть «вольною царицей», «владычицей морскою», причём сама рыбка должна стать у неё в услужении. Рыбка не отвечает на очередную просьбу старика, а когда он возвращается домой, то видит старуху, сидящую перед старой землянкой у старого разбитого корыта. В русскую культуру вошла поговорка «остаться у разбитого корыта» — то есть погнаться за бо́льшим, а остаться ни с чем.
Что еще хочет нам сказать «Цветок волшебства»? «Я и другие».
Беседа об отношениях с другими людьми.
Отношения с другими людьми значат для нас много. Как надо относиться к другим людям, чтобы и они относились хорошо к вам? (Дети: надо дружить, помогать другим, нельзя обижать, нужно уметь договариваться, любить людей). Послушайте одно стихотворение.
Братик плачет
Братик плачет в колыбели…
- Ну, уймись ты, в самом деле!
Я качаю-убаюкиваю,
Погремушкою постукиваю:
- Ты не плачь, дорогой,
Разговаривай со мной.
Бесполезны речи эти, -
Мама усмехается. –
В люльке не словами дети –
Плачем объясняются.
Если братик плачет,
Что-то хочет, значит.
- Соску, что ли, дать тебе?
Уложить иначе?
Стал я думать-сочинять
И придумал все же:
Чтоб друг друга нам понять,
Я… заплакал тоже.
(Ш.Галиев)
- Как вы думаете, как относится мальчик к своему младшему брату? (Ответы детей: любит, заботится, сочувствует, понимает…)
Но так относиться надо не только к родным и близким людям, но и ко всем окружающим и тогда наш мир станет добрее.
Игра «Добрые мысли – добрые чувства».
Давайте поиграем в игру «Добрые мысли – добрые чувства»: нужно молча, только глазами выразить своему соседу или соседке свои добрые пожелания. (Дети выполняют упражнение). Что вы мысленно пожелали друг другу? (Ответы детей: здоровья, счастья, радости…) Я хочу попросить вас рассказать о том, что вы чувствовали, когда посылали друг другу добрые слова и добрые чувства? (Дети: было весело, стало хорошо, я почувствовал добро, тепло…) Недаром в народе говорят: «Глаза – зеркало души». Глазами, без слов, можно многое сказать.
Следующий лепесток: «Мое отношение к себе».
Беседа о том, что я знаю о себе.
Каждый стремится узнать себя лучше. Это не так уж просто. Вот мы сейчас попробуем поиграть в игру «Кто я?» Взгляните в волшебное зеркальце и постарайтесь посмотреть на себя «чужими» глазами так, как будто вы «художники» и собираетесь нарисовать того, кого видите в зеркале. Чтобы было «художнику» понятнее, как этот человек выглядит, измените выражение лица. Пусть оно будет у вас и веселым, и грустным, и смешным. Нравится ли вам ваше отражение? Что именно вам в нем нравится? Найдите свои привлекательные качества. Похвалите себя. Скажите сами себе, глядя в зеркало: «Ох, какой же я красивый!»
Игра «Как меня видят другие».
Каждый ребенок по очереди выходит в центр круга, а все остальные дети, передавая мяч по кругу, говорят о нем что-то хорошее.
Релаксационная пауза.
Направленное воображение.
Представьте себе, что у вас в руках волшебный цветок добра. Протяните две руки вперед так, как будто бы вы держите его в руках. Ваши руки чувствуют удивительную теплоту, он согревает вас, ваше тело, душу. Вы можете мысленно рассмотреть цветок добра, какой он? Какого цвета, большой или маленький, на что похож? Может быть, он имеет запах? Тогда вы можете его понюхать. А может, от него исходит какая-то приятная музыка? И вам хочется ее послушать…
Мысленно поместите все добро этого цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, как оно согревает душу, доставляет радость. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости…
Закрепление результатов занятия, психогимнастика.
Сейчас мы с вами будем двигаться по комнате под музыку, свободно, как захочется, танцуя или плавно передвигаясь. (Включается релаксационная музыка).
Двигаясь, вы ощущаете все свои возможности, свои чувства, ум, послушное тело и то, как вам хорошо среди друзей, вам нравится быть вместе с нами, двигаться под музыку и ощущать свое присутствие здесь.
Мысленно обратитесь к своему уму и поблагодарите его, он ведь так нужен человеку. Скажите ему, что вы будете помогать ему развиваться, и тогда он станет для вас опорой в жизни.
Теперь мысленно ощутите свое тело, оно такое послушное и ему так нравится сейчас двигаться. Вы чувствуете, как оно благодарит вас, как ему важно, чтобы вы о нем заботились, были к нему внимательны. Вы ощущаете разные части тела, и они послушны вам. Вы можете руководить своим телом, и это ему нравится.
Обратитесь к своим чувствам. Какие они сейчас? Добрые? Радостные? Приятные? Вы ими руководите, а не они вами. И вы всегда можете выбрать те, которые принесут вам хорошее настроение. Уверенность в себе, помогут быть добрыми, счастливыми, веселыми.
Посмотрите вокруг, рассмотрите тех, кто находится рядом с вами. Вы можете увидеть, как вам всем приятно, хорошо, радостно. Мысленно пожелайте всем добра, пошлите им добрые мысли, чувства, пожелания.
Я хочу, чтобы сегодня вы целый день чувствовали, как помог вам волшебный цветок добра, как хорошо, когда можно подержать его в руках и мысленно поместить в свое сердце. И в тех случаях, когда душа болит, ей можно помочь, представив то, что вы представляли сейчас все вместе.
Рефлексия занятия.
Ритуал прощания: Все встают в круг, берутся за руки, говорят хором: «Всем, всем, до свидания!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научите руки волшебству
Консультация-практикум...
Консультация - практикум "Научите руки волшебству"
Нетрадиционное рисование....
Сценарий развлечения "Зимние волшебства"
Сценарий новогоднего праздника подготовлен на основе болгарской сказки Ц. Петрова "Подарок Деду Морозу". Сказка переработана и адаптирована Г.Т. Холоповой для дошкольников средней и старшей групп. Зан...
Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии
Консультация для родителей Исцеление искусством, или волшебство арт-терапии Старший воспитатель Орлова Светлана Васильевна...
"Волшебство снежинки и льдинки".
Конспект интегрированной НОД по формированию целостной картины мира и рисованию. Форма проведения: опытно-экспериментальная....
Волшебство для Золушки
Согласование числительных «два», «две» с существительными. Закрепление образования существительных в родительном падеже единственного числа. Обогащение словаря по теме «Одежда». Развитие зрительного в...
Конспект занятия с элементами эксперементирования "Школа волшебства!"
Развивать у детей мыслительные операции....