Развитие самостоятельности дошкольников в изобразительной деятельности
консультация

Щелканова Людмила Константиновна

Развитие самостоятельности дошкольников в изобразительной    деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samostoyatelnost.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Щелканова Л.К.           

Развитие самостоятельности дошкольников

 в изобразительной    деятельности

     Искусство играет важную роль в духовном общении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В тоже время искусство – это среда для развития эмоционального – нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и представить их смысл для себя и окружающих.

     Цель обучения изобразительной деятельности – развитие эмоционально мира ребенка. Изобразительная  деятельность выступает как эмоционально насыщенная, активирующая все психологические процессы (внимание, представление, воображение и т.д.) деятельность способствует развитию мира чувств ребенка. Самое главное – не обучать рисованию, а знакомить детей с искусством, вызвать к нему устойчивый интерес через  художественную деятельность.

     Первое, это надо учитывать возрастные особенности детей, их восприятие цвета, формы, объема. Обучение осуществляется последовательно: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. Особенно важно учитывать возможности и интерес каждого ребенка. Как он может себя реализовать.    

                              Младшая группа 3 – 4 года

      Малыш чутко воспринимает цвет, цветовое отношение и их воздействие на настроение. Важно не загубить и не упустить эту возрастную особенность к цветовому восприятию. Необходимо развивать чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, и не повторять за взрослыми их представление о цвете.

      Для этого нужно создать определенные условия. В этом возрасте самое большое стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, то есть малыша интересует не сам сюжет, а процесс изменения окружающего с помощью цвета. В этом возрасте они радуются смешению и размытости, восхищаются, новыми цветовыми пятнами.

       Реальный мир многоцветен. Три основных цвета (красный, синий, желтый).  Три составляющих (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Это лишь часть цветового многообразия. Дети узнают, что добавлять белую и черную краски к трем основным цветам, можно получить просветленно-нежные цвета и сумрачно-тревожные тоны. На занятиях можно наблюдать, как меняется их «характер», «настроение». Все это способствует развитию фантазии и особых переживаний. Для такой работы используют (гуашь, акварель), большие листы бумаги и широкие кисти. При этом важно спрашивать, как он выбирает цвет, и поддерживать, одобрять. Соотносить цвет к настроению ребенка, которое он хотел выразить в рисунке.

        Способы рисования нетрадиционные. Это рисование пальчиком, ладошкой, носиком, бумажкой, соломками, ваткой, кистями. Исходя из этой темы, для рисования даются необычные, сказочные: «Живые облака», «Волшебное яблоко», «Салют из ниток», «Дворец из пены» и т.д.

        Процесс рисования несет в себе и психотерапевтические элементы; на лист выплескиваются переживания, и малыш освобождается от них.

                              Средняя группа 4 – 5 лет

         В этом возрасте эмоции более устойчивые. Их состояние различают по внешним проявлениям – через жесты, мимику, пантомимику и т.д. Все это проявляется в рисовании. Линия уже более выразительная. Линия, черта, штрих могут быть длинными и короткими, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными. Карандаш, сангина, пастель, уголь, тушь – средства для выражения ребенка и окружающего мира. Рисование помогает снять напряжение у ребенка, который не всегда может выразить его. Это средство между замкнутым ребенком и педагогом.

         Например: игра-перевоплощение, где ребенок и взрослый становятся актерами, а то и зрителями. Это эффекты изотерапии, используются музыка, звуки, прикосновения, движения. Осуществляется эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

         Например: игра,- «Мимика в рисунках», «Волшебные зверюшки», «Озорной котенок» и т.д.

                    Старшая группа 5 – 6 лет

        В этом возрасте детей интересует предметное рисование. Ребенок создает свой образ, отношение к нему. Он выражает себя чрез настроение, слово, поступок. В рисовании это цвет, линии и другие выразительные средства. Одни рисунки у них получаются добрые, отзывчивые, другие грубые и резкие. Ребенок передает свои чувства, происходит «очищение души». Ребенок перевоплощается, он видит жизнь героя, растения, предмета, животного из нутрии.

        Тема рисунков фантастическая и сказочная: «Царство красок», «Акварельная радуга», «Волшебный транспорт», «Сказочная птица» и т.д.

                      Подготовительная группа 6 – 7 лет

Это ключевой возраст в развитии воображения. Это развитие понимания «души» образа, развитие приемов выразительности. У дошкольников уже формируются критическое отношение к своей деятельности. Надо закрепить уверенность в том, что он все умеет! Не обязательно точно передавать героя, предмет на бумаги. Главное, чтобы в этом была своя индивидуальность, которая передается через цвет, форму, свет, художественное средства. Тем самым он выражает свой замысел, поэтому рисунки всегда разные.

Например: «Подводное царство», «Каменный букет цветов», «Пещера подземного короля», «Мир планет» и т.д.

   Методы и приемы по развитию самостоятельности

  1. Художественное слово находит свое соприкосновение между словами и изобразительным искусством! Помогает осмыслить свои чувства.
  2. Эмоциональный настрой – через музыку,  которая успокаивает и мобилизует заторможенных, активизирует внимание.
  3. Пластика. Все свои мысли и переживания дети проявляют через движение: «Танец цветов», «Море» и т.д., все это дает
  4. Театр. Эмоциональное проявление ребенка. В младшей группе теневой театр, где ребенок выделяет только главное, характерное. Более старшие дети путем цвета и линии, подбором художественных средств.
  5. Педагогическая драматургия. Путешествия в реальный, сказочный или воображаемый мир. Занимательный сюжет, нетрадиционные способы – все это развивает эмоции и воображения. У старших дошкольников – это метод творческой визуализации. Дети закрывают глаза и расслабляются, слышат звуки леса, шум моря… Представляют картину природы.
  6. Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры – нравственные, эстетические.

Нами активно используются

-  художественно-развивающие игры: «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам» и др.

- дидактические игры: «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года» и т.д.

-        графические игры: «Рисование по точкам», «Симметрия» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие самостоятельности и творческого потенциала у детей на основе изобразительного творчества

Способность к творчеству, творческая самостоятельность и активность формируются у детей постепенно. Первый всплеск активности и первичной самостоятельности в сфере изобразительного и предметного творч...

Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников"

Статья рекомендуется музыкальным руководителям дошкольных учреждений.В ней ракрываются педагогические условия  возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей,орган...

Проект «Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей 7 года жизни»

Основной целью данной  работы является поиск эффективных средств для формирования способности детей дошкольного возраста действовать самостоятельно . В работе раскрываются различные методы р...

«Создание условий способствующих развитию самостоятельной двигательной активности и развития мышления»

1. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 16 в прямом и обратном направлении; Закрепить умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, при решении...

Развитие самостоятельности, инициативности и творческих способностей ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО

Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать мир. И если ...

Развитие речи дошкольниковв разных видах деятельности

Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....