Развитие самостоятельности дошкольников в изобразительной деятельности
консультация
Развитие самостоятельности дошкольников в изобразительной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samostoyatelnost.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Щелканова Л.К.
Развитие самостоятельности дошкольников
в изобразительной деятельности
Искусство играет важную роль в духовном общении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В тоже время искусство – это среда для развития эмоционального – нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и представить их смысл для себя и окружающих.
Цель обучения изобразительной деятельности – развитие эмоционально мира ребенка. Изобразительная деятельность выступает как эмоционально насыщенная, активирующая все психологические процессы (внимание, представление, воображение и т.д.) деятельность способствует развитию мира чувств ребенка. Самое главное – не обучать рисованию, а знакомить детей с искусством, вызвать к нему устойчивый интерес через художественную деятельность.
Первое, это надо учитывать возрастные особенности детей, их восприятие цвета, формы, объема. Обучение осуществляется последовательно: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. Особенно важно учитывать возможности и интерес каждого ребенка. Как он может себя реализовать.
Младшая группа 3 – 4 года
Малыш чутко воспринимает цвет, цветовое отношение и их воздействие на настроение. Важно не загубить и не упустить эту возрастную особенность к цветовому восприятию. Необходимо развивать чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, и не повторять за взрослыми их представление о цвете.
Для этого нужно создать определенные условия. В этом возрасте самое большое стремление к свободному рисованию, манипулированию с красками, то есть малыша интересует не сам сюжет, а процесс изменения окружающего с помощью цвета. В этом возрасте они радуются смешению и размытости, восхищаются, новыми цветовыми пятнами.
Реальный мир многоцветен. Три основных цвета (красный, синий, желтый). Три составляющих (зеленый, оранжевый, фиолетовый). Это лишь часть цветового многообразия. Дети узнают, что добавлять белую и черную краски к трем основным цветам, можно получить просветленно-нежные цвета и сумрачно-тревожные тоны. На занятиях можно наблюдать, как меняется их «характер», «настроение». Все это способствует развитию фантазии и особых переживаний. Для такой работы используют (гуашь, акварель), большие листы бумаги и широкие кисти. При этом важно спрашивать, как он выбирает цвет, и поддерживать, одобрять. Соотносить цвет к настроению ребенка, которое он хотел выразить в рисунке.
Способы рисования нетрадиционные. Это рисование пальчиком, ладошкой, носиком, бумажкой, соломками, ваткой, кистями. Исходя из этой темы, для рисования даются необычные, сказочные: «Живые облака», «Волшебное яблоко», «Салют из ниток», «Дворец из пены» и т.д.
Процесс рисования несет в себе и психотерапевтические элементы; на лист выплескиваются переживания, и малыш освобождается от них.
Средняя группа 4 – 5 лет
В этом возрасте эмоции более устойчивые. Их состояние различают по внешним проявлениям – через жесты, мимику, пантомимику и т.д. Все это проявляется в рисовании. Линия уже более выразительная. Линия, черта, штрих могут быть длинными и короткими, наклонными и ровными, чуть заметными и яркими, волнообразными. Карандаш, сангина, пастель, уголь, тушь – средства для выражения ребенка и окружающего мира. Рисование помогает снять напряжение у ребенка, который не всегда может выразить его. Это средство между замкнутым ребенком и педагогом.
Например: игра-перевоплощение, где ребенок и взрослый становятся актерами, а то и зрителями. Это эффекты изотерапии, используются музыка, звуки, прикосновения, движения. Осуществляется эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.
Например: игра,- «Мимика в рисунках», «Волшебные зверюшки», «Озорной котенок» и т.д.
Старшая группа 5 – 6 лет
В этом возрасте детей интересует предметное рисование. Ребенок создает свой образ, отношение к нему. Он выражает себя чрез настроение, слово, поступок. В рисовании это цвет, линии и другие выразительные средства. Одни рисунки у них получаются добрые, отзывчивые, другие грубые и резкие. Ребенок передает свои чувства, происходит «очищение души». Ребенок перевоплощается, он видит жизнь героя, растения, предмета, животного из нутрии.
Тема рисунков фантастическая и сказочная: «Царство красок», «Акварельная радуга», «Волшебный транспорт», «Сказочная птица» и т.д.
Подготовительная группа 6 – 7 лет
Это ключевой возраст в развитии воображения. Это развитие понимания «души» образа, развитие приемов выразительности. У дошкольников уже формируются критическое отношение к своей деятельности. Надо закрепить уверенность в том, что он все умеет! Не обязательно точно передавать героя, предмет на бумаги. Главное, чтобы в этом была своя индивидуальность, которая передается через цвет, форму, свет, художественное средства. Тем самым он выражает свой замысел, поэтому рисунки всегда разные.
Например: «Подводное царство», «Каменный букет цветов», «Пещера подземного короля», «Мир планет» и т.д.
Методы и приемы по развитию самостоятельности
- Художественное слово находит свое соприкосновение между словами и изобразительным искусством! Помогает осмыслить свои чувства.
- Эмоциональный настрой – через музыку, которая успокаивает и мобилизует заторможенных, активизирует внимание.
- Пластика. Все свои мысли и переживания дети проявляют через движение: «Танец цветов», «Море» и т.д., все это дает
- Театр. Эмоциональное проявление ребенка. В младшей группе теневой театр, где ребенок выделяет только главное, характерное. Более старшие дети путем цвета и линии, подбором художественных средств.
- Педагогическая драматургия. Путешествия в реальный, сказочный или воображаемый мир. Занимательный сюжет, нетрадиционные способы – все это развивает эмоции и воображения. У старших дошкольников – это метод творческой визуализации. Дети закрывают глаза и расслабляются, слышат звуки леса, шум моря… Представляют картину природы.
- Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры – нравственные, эстетические.
Нами активно используются
- художественно-развивающие игры: «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам» и др.
- дидактические игры: «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года» и т.д.
- графические игры: «Рисование по точкам», «Симметрия» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие самостоятельности и творческого потенциала у детей на основе изобразительного творчества
Способность к творчеству, творческая самостоятельность и активность формируются у детей постепенно. Первый всплеск активности и первичной самостоятельности в сфере изобразительного и предметного творч...
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
План по самообразованию...
Условия развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности дошкольников"
Статья рекомендуется музыкальным руководителям дошкольных учреждений.В ней ракрываются педагогические условия возникновения и развития самостоятельной музыкально-игровой деятельности детей,орган...
Проект «Развитие самостоятельности в двигательной деятельности детей 7 года жизни»
Основной целью данной работы является поиск эффективных средств для формирования способности детей дошкольного возраста действовать самостоятельно . В работе раскрываются различные методы р...
«Создание условий способствующих развитию самостоятельной двигательной активности и развития мышления»
1. Совершенствовать навыки порядкового счета в пределах 16 в прямом и обратном направлении; Закрепить умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи, при решении...
Развитие самостоятельности, инициативности и творческих способностей ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе по художественно-эстетическому развитию в соответствии с ФГОС ДО
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих музыкальных способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны и у них есть огромное желание познавать мир. И если ...
Развитие речи дошкольниковв разных видах деятельности
Хорошая речь-важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей....