Загадки и потешки на тему " Тело человека"
картотека

Арзамасцева Светлана Васильевна

Детские загадки - это не просто развлечение. Это прекрасный способ для развития наблюдательности ребенка, его логического мышления, умения выделять главные свойства предметов, отбрасывая несущественные. Разгадывая загадки ребенок познает мир во всем его многообразии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Загадки на тему «Тело человека»

Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (человек)

 

Две ходули, два махала,

Два смотрела, одно кивало.  (человек)

 

Горшочек умен,

Семь дырочек в нем. (голова человека)

 «Руки»

Пятерка братьев неразлучна.

Им вместе никогда не скучно.

Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (пальцы рук)

 

Есть у меня работники,

Во всем помочь охотники.

Живут не за стеной –

День и ночь со мной:

Их десяток – верных ребяток! (пальцы рук)

 

Пять братьев –

Годами равные,

Ростом разные. (пальцы рук)

 

Твои помощники – взгляни –

Десяток дружных братцев,

Как славно жить, когда они

Работы не боятся.

И, как хороший мальчик,

Послушен каждый… (пальчик)

Э. Мошковская «Мои руки»

Когда Одна сказала:

«Ты – левая, Я – Правая.

Ты вечно виноватая,

Я – правая! Я – правая!»

Тогда,  Одна заметила:

«А на тебе царапина!» -

И рассмеялась весело.

И, возмущаясь пламенно,

Сказала ей,  другая,

Сказала ей, рыдая,

Рыдая горько-горько:

«А у тебя их сколько!»

К. Женэ «Руки человека»

Люди, вы только взгляните вокруг:

Вся наша жизнь –

Дело наших рук.

Села, мосты, города и дома –

Все наши руки!

Все наши руки!

Умные руки – основа успеха,

Руки – это лицо человека.

Руки! О многом они говорят,

Глаз только видит, а руки творят!

Потешки:

Ручки спляшите разок,

Будет завтра вам пирог!

Ах, вы мои мастерички,

Быстрые ручки – сестрички!

 

Вымоем ручонки

Маленькой Настенке,

Спинку и животик,

Личико и ротик –

Чистая какая

Доченька родная!

 

Рукавички новые,

Теплые, пуховые!

Мне их бабушка связала,

Подарила и сказала:

«Вот теперь у внучки

Не озябнут ручки!»

Н. Саконская  «Мой пальчик»

Маша варежку надела:

– Ой, куда я пальчик дела?

– Нету,  пальчика, пропал!

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла:

– Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь и найдешь!

Здравствуй, пальчик, как живешь?

 

Пять пальцев на руке твоей

Назвать по имени сумей.

Первый палец – боковой –

Называется БОЛЬШОЙ.

Палец второй – указчик старательный

Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ.

Третий твой палец – как раз посредине,

Поэтому СРЕДНИЙ,  дано ему имя.

Палец четвертый зовут БЕЗЫМЯННЫЙ,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем, как в семье, братец младший – любимец,

По счету он пятый, зовется МИЗИНЕЦ.

«Мои ножки»

Н. Кнушевицкая «Ноги»

Хоть мы с тобой не осьминожки,

Но нам необходимы ножки.

Всего лишь две, не надо много,

Нас заждалась уже дорога,

Тропинка узкая лесная,

Зимою горка ледяная,

Коньки – два серебристых братца

Нас приглашают покататься.

И лестница на наш чердак

Все не дождется нас никак.

И пусть устали мы немножко,

Но вновь зовут куда-то ножки!

С. Волков  «Для чего всем людям ножки?»

Для чего всем людям ножки?

Чтобы бегать по дорожкам,

Чтобы в парке погулять,

Через прыгалку скакать,

На коньках по льду скользить,

За покупками ходить.

 

«Говорить не могут ноги…»

Говорить не могут ноги:

Им положено молчать.

Ноги могут по дороге

За грибами в лес шагать.

Топать в валенках по снегу,

Мчать по пляжу босиком,

Могут прыгать, могут бегать,

А устав, идти пешком.

                                         «Ноги»

Всю жизнь ходят в обгонку,

А обогнать друг друга не могут. (ноги)

 

Стоят вместе, ходят – врозь. (ноги)

 

Оля весело бежит к речке по дорожке,

А для этого нужны нашей Оле… (ножки)

 

Мы на них стоим и пляшем,

Ну а если им прикажем,

Нас бегом они несут.

Подскажи, как их зовут? (ноги)

«Глаза»

Н. Кнушевицкая «Глаза»

Умеют они,  и грустить, и смеяться,

Умеют они чудесам удивляться:

Цветущий ромашке и мотылькам,

Белым корабликам-облакам,

Радуге, будто пришедшей из сказки, -

Все замечают зоркие глазки.

Но чтобы увидеть волшебные сны,

Мы крепче скорее закрыть их должны!

Э. Мошковская «Глаза и ноги»

Ах!

Забывают глаза о ногах.

Забывают, вперёд забегают!

Ноги в поле шагают,–

глаза уже поле пересекли,

в рощу вбежали,

в речку вошли...

речку

переплывают!

Ноги не поспевают!

М. Дружинина «Сел медведь на бревнышко…»

Сел медведь на брёвнышко,

Стал глядеть на солнышко. 

— Не гляди на свет, медведь!

Глазки могут заболеть!

Н. Орлова «Ребятишкам про глаза»

Разберемся вместе, дети,

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой,

Посиди совсем немножко:

Сразу сделалось темно,

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно

- Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом

- Править быстрым самолетом:

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя,

Будет Николай танкистом,

А Сергей парашютистом,

Станет снайпером Илья…

Но для этого, друзья,

Кроме знанья и уменья

- Всем необходимо зренье!

Н. Орлова «Телевизор»

Ребятишки снова рано

Сели около экрана.

Смотрят сводку новостей,

Передачу для детей.

Выступление артистов, встречу тележурналистов,

Длинный фильм документальный,

И хоккейный матч финальный…

Скоро ночь, друзья не спят –

Смотрят, смотрят все подряд!

А после удивляются:

«Как это получается –

У самого экрана

Уселись мы удобно…

Все видели прекрасно,

Все видели подробно…

Теперь в глазах мерцанье,

Теперь в глазах рябит,

Все кружится, качается,

И голова болит!»

Помни: вреден телевизор,

Если глаз к экрану близок,

И, конечно, вредно глазу,

Если смотришь много сразу!

Н. Орлова «Про очки»

С плохим, ребята, зрением

Жить без очков – мучение,

Врач очки назначил Майе

И при этом ей сказал:

- Ты носи их, не снимая,

Чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить:

- Я не буду их носить,

Но когда очки надела,

Стало жалко их снимать,

Сквозь очки на свете белом

Можно много увидать…

Она по улице идет –

Всех знакомых узнает.

Видишь бабочку и птицу,

Воробьишку и синицу,

Видишь каждый лист и шишку,

Червяка и муравьишку,

И грибы искать легко,

Если видишь далеко…

В очках ходить не стыдно!

Все надо для того,

Чтоб лучше было видно.

Хоть вы не старички,

Но коль плохое зрение,

Носите без стеснения

Хорошие очки.

С. Погореловский «Про глаза – глазенки, про глаза – глазища»

Ай, глаза-глазенки,

Ай, глаза-глазища –

Все на свете разглядят,

Разглядят – разыщут:

В поднебесье – месяц,

Под скамейкой – мяч,

А в шкафу – конфету,

Как ее не прячь!

Ай, глаза-глазенки,

Ай, глаза-глазища –

Могут фокус показать

Девчонке и мальчишке:

Вот мы их закрыли –

Сразу стала ночь.

Вот мы их открыли –

Ночь умчалась прочь!

Ай, глаза-глазенки,

Ай, глаза-глазища –

Кто там прячется-живет,

Поглядим-поищем.

- Мама, знаешь, кто в твоих?

Это я, родная, в них!

- А в твоих, сыночек, я…

Вот какие мы друзья.

Саша Черный «Мамина песня»

Синий-синий василек,

Ты любимый мой цветок!

У шумящей желтой ржи

Ты смеешься у межи,

И букашки над тобой

Пляшут радостной гурьбой.

 

Кто синее василька?

Задремавшая река?

Глубь небесной бирюзы?

Или спинка стрекозы?

Нет, о нет же... Всех синей

Глазки девочки моей.

Смотрит в небо по часам,

Убегает к василькам,

Пропадает у реки,

Где стрекозы так легки –

И глаза ее, ей-ей,

С каждым утром все синей.

«Глаза»

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (глаза)

 

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (глаза)

 

Есть у каждого лица, два красивых озерца,

Между ними есть гора.

Назови их, детвора. (глаза)

 

Оля смотрит на кота.

На картинки – сказки,

А для этого нужны

Нашей Оле…    (глазки)

Н. Орлова «Береги свои глаза»

Чтобы глаза твои, дружок,

Могли надолго сохраниться,

Запомни два десятка строк, что прочтешь ты на этой странице:

Глаз поранить очень просто – не играй с предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лежа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану,

И смотри не все подряд,

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра –

От стола до ваших глаз

Должно быть 40 сантиметров.

Я хочу предостеречь:

Нужно всем глаза беречь!

«Уши»

Н. Кнушевицкая «Уши»

Нам без них нельзя никак

Слышать ход часов: «Тик-так!»,

Соловья в саду весеннем,

На лугу шмеля гуденье,

Звонкую в лесу кукушку,

Новогоднюю хлопушку,

И, помимо звуков прочих,

Мамино: «Спокойной ночи!»

С.Волков «Шелестит  листвой березка…»

Шелестит листвой березка.

Фыр-фыр-фыр! – летит стрекозка.

Фьють-фьють-фьють! –  поет пичужка.

Ж-ж-ж! – жужжит над ухом мушка.

Чтоб слышать звуки эти

(Знают взрослые и дети),

У людей и у зверушек

Есть по паре чутких ушек!

Ушки звуки различают,

Они слышать помогают!

С. Шукшина «Не кричите слишком громко…»

Не кричите слишком громко,

Вас и так прекрасно слышно,

Когда вполголоса, спокойно,

Вы ведете свой рассказ.

Не включайте до предела

Магнитофон и телевизор,

Чтоб все соседи в доме

Затыкали нервно уши

И стучали вам по трубам,

Чтобы стало чуть потише,

Громкий звук – беда для слуха.

Вы не сможете услышать

Громкий рокот самолета,

Дивной трели соловья.

И, о ужас, голос мамы

Вы совсем не разберете.

Оттого, что так бездумно

Относились долго к слуху,

Можете вы очень скоро

Стать глухими навсегда.

С. Шукшина «Я вчера гулял без шапки…»

Я вчера гулял без шапки

Холод был, но я терпел.

А сегодня я в кроватке,

Ну, конечно, заболел.

У меня «стреляют» уши,

Просто как из пушки бьют.

Боль терпеть уж нету силы,

Помогите чем-нибудь.

Доктор выписал лекарство,

Капли в уши и тепло.

Я на все уже согласен,

Лишь бы только помогло.

С честью выдержал леченье.

Я теперь почти здоров.

В прошлом все мои мученья,

Снова я гулять готов!

Уж теперь без теплой шапки

На мороз я не пойду.

Уши будут пусть в порядке,

Их, ребята, берегу.

Э.Мошковская «Уши»

– Доктор, доктор,

Как нам быть:

Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:

Часто мыть

Или пореже?

Отвечает доктор:

– ЕЖЕ…-

Отвечает доктор гневно:

– ЕЖЕ-

ЕЖЕ-

ЕЖЕДНЕВНО!

Р. Сеф «Тишина»

Слушай, что это звенит?

Может быть, ползет в зенит

Реактивный самолет?

Сам летит и сам поет?

Может быть, мохнатый жук

Только что покинул сук?

Жук ничем не знаменит,

Скучно – вот он и звенит?

Нет ни мухи, ни гудка.

Вслушайся: звенит одна

В целом мире тишина.

 

Если заболело ухо,

Если в горле стало сухо,

Не волнуйся и не плачь –

Ведь тебе поможет врач!

 

Лисенок в больницу однажды пришел:

Было Лисенку нехорошо.

Без шапки ходил он, советов не слушал,

И вот простудил свои рыжие уши.

Как называется доктор, ребята,

Тот, кто лечил ваши ушки когда-то?

Плачет Лисенок, не знает, к кому

Нужно теперь обратиться ему?

Попал на прием и запомнил с тех пор,

Что уши больные лечил доктор ЛОР.

«Уши»

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны,

Нашей Оле… (ушки)

 

Два паруса на всю жизнь

Рядком плывут,

А друг друга не видят. (уши)

 

Два слухача на голове торчат. (уши)

 

У зверюшки – не макушке,

А у нас – ниже глаз.  (уши)

 

Шум дождя оно поймало,

Утра тихое начало,

Мамин голос, папин шаг,

Слышит, если что не так!  (ухо) 

«Нос»

Э. Мошковская «Мой замечательный нос»

Я ничего не знаю.

И вдруг

Мой нос

Говорит,

Что где-то

И у кого-то

Что-то

Сейчас

Подгорит!

Я ничего не знаю,

Я в духоте сижу,

Нос говорит:

– Погуляем!

Очень тебя прошу!

Ходишь с ним,

И гуляешь.

Он говорит со мной.

Он говорит:

– А знаешь,

Пахнет уже весной!

С. Шукшина «Долго я по лужам бегал…»

Долго я по лужам бегал,

Сильно ноги промочил

И, как водится, ребята,

Сильный насморк подхватил.

Носик мой совсем не дышит.

Он «заложен», он «забит».

И от этого мученья

Очень голова болит.

Плачу я, и нос мой плачет,

Сморкаюсь – не сморкается,

Пора леченье начинать

Так, как полагается.

Ноги парю я с горчицей,

Прячу в теплые носки,

В носик капаю лекарство

И шепчу: «Ну, помоги!»

Смело я дышу над паром

С эвкалиптовым отваром,

Морской водичкою соленой

Промываю нос больной.

Регулярное леченье

Приносит вскоре облегченье.

Неужели нос мой дышит?

Неужели я здоров?!

Помня с насморком мученья,

Обещаю без сомненья

Нос беречь и очищать,

От микробов, от простуды

Хорошенько защищать.

Н. Кнушевицкая «Нос»

Нос «картошкой» или длинный,

Даже как у Буратино,

Нос любой нам помогает,

Воздух он подогревает.

И коварные микробы,

Внутрь не проникли чтобы,

Он в момент обезоружит.

Нос всю жизнь нам верно служит.

С ним и аромат цветка

Слышим мы издалека,

И, что пирожки готовы,

Нос нам сообщает снова!

Ю. Прокопович  «Зачем носик малышам?»

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок, в бутылке сладкий.

Апельсины кто принес?

Все пронюхает наш нос.

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

«Нос»

Меж двух светил

Я в середине один. (нос)

 

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит. (нос)

 

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различить поможет…   (нос)

 

Он бывает самым разным:

Маленьким, большим и  важным,

Длинным, тонким и горбатым,

Толстым или конопатым.   (нос)

«Язык»

Е. Пермяк «Язык и нос»

У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язычок один, и нос тоже один.

- Скажи, бабушка, - просит Катя, - почему это у меня всего по два, а язычок один и нос один?

- А потому, милая внучка, - отвечает бабушка, - чтобы ты побольше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала, и нос свой курносый куда не надо не совала.

Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному. Ясно?

С. Волков

Ротик нужен людям всем?

Чтоб друг с другом говорить,

Чтоб слова произносить,

Чтоб кричать или шептать,

Песни петь, стихи читать.

Еще ротик людям нужен,

Чтобы есть обед и ужин:

Кашку, суп, бананы, груши…

Ротик нужен, чтобы кушать!

Если очень расшалиться,

Можно язычком дразниться!

«Рот, язык»

Всегда во рту, а не проглотишь? (язык)

 

Если б не было его, не сказал бы ничего. (язык)

 

Всегда он в работе, когда говорим,

А  отдыхает, когда мы молчим. (язык)

 

В одной комнатушке соседи живут.

Одни все кусают, другие – жуют. (зубы)

 

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле… (зубки)

 

Белые силачи рубят калачи,

а красный говорун

подкладывает. (Зубы и язык)

 

Алые двери

В пещере моей,

Белые звери

Сидят у дверей.

И мясо и хлеб — всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю!  (Рот и зубы)

«Кожа»

Н. Кнушевицкая «Кожа»

Она бывает черной,

Она бывает белой,

Она бывает бледной

Или загорелой.

Или вдруг покроется –

Замерзнет если сильно –

Тысячей пупырышков

И тут же станет синей.

Наша кожа дышит,

Она нас защищает,

Но, как у бегемота,

Толстой не бывает.

Ее легко поранить,

Возись тогда с бинтами!

Не будем хулиганить,

Доставим радость маме!

А.и П. Барто «Девочка чумазая»

― Ах ты, девочка

Чумазая,

Где ты руки

Так измазала?

 

Черные

Ладошки,

На локтях

Дорожки!

 

― Я на солнышке

Лежала,

Руки кверху

Держала,

Вот они и загорели.

 

― Ах ты, девочка

Чумазая,

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа

Черный,

Будто

Закопченный.

― Я на солнышке

Лежала,

Нос кверху

Держала,

Вот он и загорел.

 

― Ах ты, девочка

Чумазая,

Где ты пятки

Так измазала?

― Я на солнышке

Лежала,

Пятки кверху

Держала,

Вот они и загорели.

 

― Ой ли, так ли?

Так ли дело было?

Отмоем все до капли,

Ну-ка, дайте мыло!

Мы ее ототрем.

 

Громко девочка

Кричала,

Как увидела

Мочалу.

Царапалась, как кошка:

― Не трогайте

Ладошки!

Они не будут

Белые:

Они же загорелые! ―

А ладошки-то отмылись.

Оттирали

Губкой нос ―

Разобиделась

До слез:

 

― Ой, мой бедный носик

Мыла не выносит!

Он не будет белый:

Он же загорелый! ―

А нос тоже отмылся.

 

― Ой, боюсь щекотки!

Уберите щетки.

Не будут пятки белые:

Они же загорелые! ―

А пятки тоже отмылись.

Вот теперь ты белая,

Совсем не загорелая.

Это была грязь.

«Предметы гигиены»

Пластмассовая спинка,

На спинке – щетинка,

По забору прыгала,

Всю грязь выгнала. (зубная щетка)

 

Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.  (мыло)

 

Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам.

И зубы у меня длинней,

Чем у волков, у медведей. (расческа)

 

И сияет, и блестит,

Никому оно не льстит,

А любому правду скажет –

Все как есть ему покажет. (зеркало)

 

Вытираю я, стараюсь,

После ванной паренька.

Все намокло, все измялось –

Нет сухого уголка.  (полотенце)

 

В этой одежде я родился,

В этой одежде я в бане помылся,

Эту одежду снять невозможно,

Эта одежда называется … (кожа)    

Г. Юдин «Микробы»

В глубоком черном подземелье

Микробы страшные живут,

И терпеливо, днем и ночью,

Они детей немытых ждут.

С немытых рук полезет в рот

Противный маленький микроб.

Полезет тихо, как шпион,

И натворит такого он!

Микробов не надо бояться!

Надо сопротивляться!

Ведь эта страшная сила

Боится простого мыла.

Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем –

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Все равно какой водою:

Кипяченой, ключевой,

Из реки иль из колодца,

Или просто дождевой.

Дорогие мои дети!

Очень, очень вас прошу:

Мойтесь чище, мойтесь чаще!

Я грязнуль не выношу.

Э. Мошковская

Кран, откройся!

Нос, умойся!

Мойтесь сразу,

Оба глаза!

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся,

Обливайся!

Грязь, смывайся!

Грязь, смывайся!

 

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии, тема "Тело человека - настоящее чудо"

Четвёртый год веду кружок "Урок здоровья", для работы кружка составляю конспекты используя разную литературу....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по теме "Тело человека"

предлагаю вашему вниманию конспект занятия по теме "Тело человека"...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМА: «Тело человека» (для детей второй младшей группы)

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИТЕМА: «Тело человека»(для детей второй младшей группы)       Подготовила: воспитательМаркова Л. В....

Методическая разработка.Презентация на тему"Тело человека,строение,органы чувств".

Методическая разработка. Презентация по теме “Тело человека” в старшей группе.Оборудование: плакаты с изображением  строения человека, проектор, презентация, наглядные пособия.Цель: дать детям пр...

Познавательное занятие в старшей группе на тему «Тело человека»

Занятие для детей 5-6 лет о о строении и деятельности тела человека, о значении и функциях органов чувств....

Непрерывная образовательная деятельность №15 По художественному эстетическому развитию (рисование восковыми мелками) Тема: «тело человека, строение человека »

Департамент образования Администрации города ЕкатеринбургаМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 47    Непрерывная образовательная деятельност...