Статья "Технологические аспекты по раннему возрасту детей"
статья

Кузьмина Надежда Игоревна

Для работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuzmina_ni_366_statya.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Н.И.Кузьмина, А.А.Куркина

МБДОУ "ДС №366 города Челябинска"

г.Челябинск

Технологические аспекты по раннему возрасту детей

В статье рассматриваются технологические аспекты по раннему возрасту детей от полутора до трех лет, как средства формирования  личностного развития воспитанников, через работу с родителями и педагогами.

Раннее детство от полутора до трех лет - это особенный период жизни ребёнка. Это время, когда организм растёт наиболее быстрым темпом, когда воздействие взрослых на детей наиболее долговременное и непосредственное. С развитием действий с предметами обогащается личный опыт ребенка новыми впечатлениями, совершенствуется зрительное, слуховое, тактильное восприятие.

Задачи воспитания детей раннего возраста:

  • Эмоциональное благополучие.
  • Овладение гигиеническими навыками.
  • Обучение правилам поведения в обществе.
  • Развитие самостоятельности и самообслуживания.
  • Установление контакта со сверстниками и взрослыми.

Организация жизнедеятельности детей от полутора до трех лет

Взрослый вводит ребенка в мир предметов, знакомит с их назначением, стимулирует деятельность, направленную на активное познание мира. Поэтому необходимо обеспечить среду развития, где каждый ребёнок имеет возможность двигаться по своему усмотрению в любое время дня.

Следует отдавать предпочтение игрушкам и пособиям, требующим активных действий, чаще менять их расположение и соблюдать режим санитарной обработки.

Работа с родителями

В нашем учреждении проводится психологические гостиные для родителей, в каждой группе оформлены уголки и стенды для родителей.

Важно познакомить родителей с особенностями адаптации ребенка к условиям детского коллектива, помочь родителям осмыслить полноценное психологическое удовлетворение от посещения их ребёнком дошкольной организации.

Проводить совместно с музыкальным руководителем мероприятия для родителей (кукольные театры, слушание музыкальных инструментов), чтобы они могли воспринять способности своих детей, сопереживать и радоваться, с физкультурным руководителем мероприятия для родителей ("Я спортивная семья", "Спортивный досуг"). В работе с детьми и родителями учитывать основные пожелания и социальные ожидания родителей детей от полутора до трех лет: воспитатель должен быть по отношению к его ребенку «более внимательным», «более добрым», «более отзывчивым», «терпеливым», «любил детей», «понимал детскую душу». Нужно уметь работать в команде для более эффективного результата. Определять формы влияния родителей на ребёнка (не угнетают ли авторитарностью, делая всё за ребенка, ущемляя его самостоятельность), с помощью демонстрации индивидуальных способностей показать природосообразные возможности детей.

Работу с семьями дошкольников можно организовать на основе принципов:

  • Параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  • Взаимодополнение воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей.
  • Организации совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и в семье.

 Характеристика возрастных возможностей детей по областям

1,5-2 года

Образовательная область «Познание»

Формируется умение выбирать предметы по размеру и соответственно различать их: большой, маленький, понимает слово поменьше. С помощью взрослого собирает пирамидки из нескольких колец. Проявляет активный интерес к окружающим взрослым, подражает взрослым, может узнавать по голосам животных. Использует разные предметы по их функциональному назначению. Воспроизводит элементарные приемы конструирования: в игре несложный сюжет, включающий обыгрывание постройки.

Образовательная область «Коммуникация»

Произносит отдельные слова для привлечения внимания взрослых. Выполняет поручения, сопровождает свои действия словами и фразами.

Понимает слова, обозначающие людей, животных, растения, предметы в комнате. Применяет в общении около 200 слов родного языка. Сопровождает речь мимикой, жестами, движениями, контактом глаз. Может называть одним словом предметы и вещи, которые видит в данный момент. Повторяет за взрослым потешки с интонацией. Проявляет интерес к иллюстрированным книгам.

Образовательная область «Творчество»

Выполняет движения под ритмичную музыку: приседает, качает головой, переступает с ноги на ногу, кланяется. Проявляет интерес к предметам разной формы и краски. Замечает особенности игрушек и интерьера помещений. Экспериментирует с карандашами и фломастерами, готовыми аппликационными формами.

Образовательная область «Социум»

Понимает мимику и тон голоса окружающих, интонацию, жесты. Старается войти в контакт с детьми. Выражает свои позитивные и негативные желания. Понимает, что указания взрослого надо выполнять.

2-3 года

Образовательная область «Познание»

Гримасничать, чтобы поддерживать интерес ребёнка к объекту, предмету, книге. Показывать на предметы, людей, животных, называя их отдельными словами.

Образовательная область «Коммуникация»

Читать потешки, варьируя голосом. Организовывать дидактические игры: «Покажи и назови, что есть на лице», «Кто как кричит», «Узнай по голосу».

Образовательная область «Творчество»

Учить класть игрушки в баночки, коробочки, затем вынимать их оттуда. Вдевать на верёвочку кольца разных размеров и форм. Строить пирамиду из кубиков. На фланелеграфе выкладывать недостающие части объектов и предметов (положи на тарелку яблоки, на тележку морковь, собери возле курочки цыплят). Строить из кубиков скамейку. На трафаретах одежды (кофта, куртка, пальто) пристёгивать пуговицы. Брать глину в ладони, скатывать между ладонями «шарики». Лепить плоские, круглые формы: «тарелки», «колбасу большую и толстую», «сосиску».

Также для реализации данной цели необходимо решать следующие задачи:

  • разработать положения о содержании общения родителей с детьми, носящего эмоционально – положительный настрой;
  • определить содержание развивающей среды;
  • разработать серию консультаций для родителей;
  • разработать методическое обеспечение (перспективный план, примерные конспекты занятий, игры).

Таким образом, организация разного рода совместных дел родителей и педагогов приближает семью к детскому саду. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию детей раннего возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература:

  1. Баранова М.Л. Справочник руководителя дошкольного образовательного учреждения. Организация психолого-педагогической помощи детям раннего возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2005.
  2. Куликов Л. В. Руководство к методикам диагностики психических состояний,чувств и психологической устойчивости личности. Описание методик, инструкции по применению. СПб., 2003
  3. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред.Л.Н. Павловой. - М.: Просвещение, 2006. - 176 с.
  4. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Владос, 2002.
  5. Рузская А.Г., Мещерякова С.Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2007. - 64 с.
  6.  Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. / Под ред. Н.В. Серебряковой. - СПб.: Каро, 2005.
  7. Галигузова Л.Н. Смирнова Е.О. Ступеньки общения: от года до семи лет. - М.: Просвещение, 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей раннего возраста. «Дети любят потешки!»

Койносова Елена Станиславовна Воспитатель МАДОУ ЦРР Д/С№14 Консультация для родителей раннего возраста "Дети любят потешки!"...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки!».

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают нормы правильного...

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет).

Картотека утренней гимнастики для детей раннего возраста (дети 2-3 лет)....

Консультация для родителей детей раннего возраста " Дети любят- потешки! "

Консультация для родителей " Дети любят - Лети любят потешки! "...

Консультация для родителей детей раннего возраста «Дети любят потешки»

В раннем возрасте, основные сферы взаимодействия взрослого с ребёнком – речевое развитие и эмоциональный отклик. Дети начинают познавать мир, учатся полноценно общаться, познают н...

Мастер класс по экспериментированию в группе раннего возраста «Экспериментирование в раннем возрасте детей, как средство развития исследовательской активности детей».

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.В этот период познавательная активность детей – это исследовательска...

ПРОГРАММЫ по развитию речи для детей раннего возраста, детей дошкольного возраста с ОНР и ТНР "МАЛЕНЬКИЕ ГОВОРУНЫ"

Создать условия для развития речи и коммуникативных навыков детей раннего возраста посредством дидактической игры....