" Использование блоков Дьенеша в ФЭМП с детьми старшего возраста."
статья (старшая группа)
Познавательное развитие детей и формирование элементарных математических представлений одна из важных задач дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_doklad_word_7.docx | 20.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование логических блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений.
СП «Детский сад»
ГБОУ СОШ п.г.т.Балашейка
воспитатель Дорофеева Т.В
Познавательное развитие детей и формирование элементарных математических представлений одна из важных задач дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов: методик, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Эффективным пособием в настоящее время являются логические блоки Дьенеша. Этот дидактический материал, разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем, успешно используется для развития логического мышления у детей во многих странах мира. Последнее десятилетие он завоевывает все большее признание у педагогов нашей страны. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра.
Определены задачи использования логических блоков в работе с детьми:
- Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами. Формировать представления о математических понятиях;
- Развивать умение выявлять свойства в предметах, называть их, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия;
- Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной предметов;
- Развивать пространственные представления. Развивать самостоятельность;
- Воспитывать инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей;
- Развивать познавательные процессы, мыслительные операции;
- Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
Логический материал представляет собой набор из 48 цветных блоков, различающихся четырьмя свойствами:
- Формой – имеются круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;
- Цветом – используется только 3 цвета красные, желтые, синие;
- Размером – есть большие и маленькие;
- Толщиной – толстые и тонкие.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками.
Формы организации работы детей с логическими блоками Дьенеша.
- Занятия по математике, а также конструирование. На занятиях по математике логические блоки предлагаются как раздаточный материал, который очень привлекает внимание детей, интересен им, удобен в использовании, отвечает всем требованиям.
- Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). Вне занятий, в предметной среде.
Логические блоки Дьенеша на занятиях по математике широко используются.
В разделе «количество и счет», для совершенствования навыков счета и отсчета в пределах 10, по усвоению понятий поровну, не поровну, больше, меньше; в упражнениях на закрепление знаний о составе числа из единиц в пределах десяти и из двух меньших чисел. Также блоки помогут усвоить смысл арифметических действий сложения и вычитания, научить детей составлять арифметические задачи в одно действие.
В разделе «величина» - сравнение предметов по размеру (большие, маленькие), по толщине (толстые, тонкие) путем непосредственного соизмерения и сравнения на глаз.
В разделе «форма» блоки помогут углубить и расширить представления о геометрических фигурах и формах предметов. В этом разделе хорошо использовать в работе с детьми карточки-символы. В процессе организации упражнений с блоками у детей развивается наблюдательность, они учатся видеть особенности различных фигур, подмечать их сходство и различие.
«Ориентировка в пространстве», для закрепления пространственных представлений. Например, дать задание взять в левую руку квадратный красный блок, а в правую – круглый желтый; или слева положить пять тонких фигур, а справа – толстых на один больше.
Блоки Дьенеша хорошо дополняют предметно- развивающую среду, таким образом, в старшей группе организован центр конструирования, где находятся не только разнообразные конструкторы , но и наборы палочек Кюизенера.
С Блоками возможны разные игры. Начинать необходимо с младшего возраста, простые игры «Найди по цвету», «Найди домики». Игра «Цепочка, или бусы», где ребёнок выполняет задания по предложенному образцу. Собирает бусы, из геометрических фигур.
В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей предусматривается, чтобы дети начинали освоение материала с простого манипулирования фигурами. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. В процессе манипуляций с блоками дети установят самостоятельно, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину.
В комплекте с наборами предложены альбомы. Дети самостоятельно берут альбомы и выкладывают животных и различные предметы. Наборы и альбомы находятся в свободном доступе в уголке конструирования.
В дальнейшем используются игры с усложнением, по карточкам, где
цвет обозначается пятном;
форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,);
величина - силуэт домика (большой, маленький);
толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).
Используя блоки Дьенеша, формируется устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими в жизни, стремление самостоятельно их приобретать.
В работе с блоками на занятиях по фэмп предоставляется возможность по разному варьировать задания с ними, используя их на разных этапах обучения. Педагог может использовать логические фигуры в игровой форме и добиться того, чтобы обучение стало интересным, содержательным, ненавязчивым.
Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития, в том числе развития математических способностей дошкольников, поставленные в «Программе воспитания и обучения в детском саду» .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста
В статье "Возможность использования блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста" представлено описание пособия, варианты его использования для решения образовательных задач в процес...
перспективное планирование по теме "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшей группы "
Представлено перспективное планирование дидактических игр с использованием Блоков Дьенеша в старшей группе детского сада, а также перечислены материалы, используемые в играх . Даны...
Доклад на тему: «Использование блоков Дьенеша на занятиях с детьми дошкольного возраста».
Прилагается презентация...
Использование блоков Дьенеша в работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассказывается об основных умениях и навыках, которые формируются у детей в процессе игры с блоками Дьенеша, объясняется, как начинать играть с детьми, заинтересовать детей....
«Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Цель этой игры является развитие логики и математических навыков у дошкольников .Задачи:- научить анализировать формы предметов и постепенно совершенствовать это умение;- научить сравнению предметов п...
Чек - лист по самообразованию "Использование блоков Дьенеша в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Тема: «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЛОКОВ ДЬЕНЕША В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА"
Дьенеш придерживался мнения, что для детей лучший способ учиться – не сидеть чинно за партой, внимательно слушая педагогов, а свободно развиваться в игре...