Консультация: Организация и оформление развивающей предметно - пространственной среды для театральной деятельности.
консультация
Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_2.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и оформление развивающей предметно - пространственной среды для театральной деятельности.
Детский сад – это особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников. Дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие. Руками воспитателей и родителей созданы уникальные варианты развивающей среды. Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства театрального помещения.
Известно, что ребенок знакомится с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора), слуха (слухового анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать это органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.
При организации и оформлении развивающей предметно-пространственной
среды театральной деятельности мы опирались на следующие принципы:
• принцип комплексирования и гибкого зонирования, указывающий на то, что жизненное пространство дошкольного учреждения должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности, что позволит детям в соответствии с их желаниями и интересами свободно заниматься деятельностью, не мешая друг другу;
• принцип активности, стимулирующий активность и познавательную деятельность ребенка; стимулирующим фактором является ситуация свободного выбора, цели и действия;
• принцип свободы и самостоятельности, позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к среде: воспринимать, подражать, создавать; самостоятельно выбирать то, что ему по душе;
• принцип новизны, позволяющий преодолевать стереотипность и однообразие среды;
• принцип иллюзии жизненной правды, позволяющий поставить детей в такие условия, при которых они могли бы получить психическую и фактическую возможность поддаться созданному обману и поверить, что они имеют дело не с бутафорией, а с настоящими, подлинными, предметами.
Приемы, методы и формы организации учебно – воспитательного процесса:
В организации театральных занятий широко используются практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа, инсценировки и драматизация.
Из словесных методов применяются рассказ, чтение педагога, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя педагогу дать детям знания, помочь освоить умения и навыки, развивать внимание память, воображение.
На этапе формирования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста особую роль приобретают следующие методы:
- метод убеждения, направленный на развитие первоначальных проявлений вкуса;
- метод проблемных ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям;
- метод побуждения к сопереживанию, эмоционально положительной отзывчивости на прекрасное и отрицательное.
Формы работы:
- основная образовательная деятельность
- дополнительная образовательная деятельность
Для театральной деятельности с детьми дошкольного возраста мы изготовили различные виды театров, дидактические игры.
Оборудовали совместно с воспитателями в группе уголок театрализованной деятельности: оформили театрализованный уголок, где сосредоточен весь наработанный материал, а также ширмы для показа кукольного, теневого театров, кроме этого имеются мини-костюмерная.
Дети 4−6 лет вполне готовы к волевой регуляции своего поведения, поэтому работа по театрализованной деятельности с ними строим в два этапа.
Первый этап предполагает подготовку к спектаклю и включает знакомство детей с его содержанием, изготовление костюмов и атрибутов, работу над ролью. По времени проведения этого этапа рассчитано на целую неделю. В это время работа ведется над формированием заинтересованности детей содержанием произведения, которое будет использоваться для инсценировки.
Важную роль на данном этапе имеют выразительное чтение произведения воспитателем (чем полнее и эмоциональнее воспримут произведение дети, тем легче им будет потом играть прочитанное); грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию произведения и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ). Далее важен интерес у дошкольников, понравилось ли детям произведение и, получив положительную оценку, предлагаем разыграть его в театрализованной деятельности.
Второй этап целиком посвящен непосредственной подготовки к проведению самого спектакля и выступлению на сцене. Большое внимание на этом этапе уделяется работе над ролью и предлагается проводить ее следующим образом:
• кратко, но достаточно убедительно дать художественное описание того места, где будет происходить действие инсценировки (лес, дом, дорога и т.п.), и вновь выразительно читать литературное произведение;
• проанализировать события, которые описаны в произведении.
• Формировать у детей интерес к ним, веру в реальность происходящего и желание участвовать в этом, приняв на себя определенную роль;
• после распределения и принятия ролей побуждать детей к фантазированию по поводу внешнего вида действующих лиц, их поведения, отношения к другим персонажам и т.п. При этом характеристики могут быть представлены значительно шире тех событий, которые входят в инсценировку. Обсуждение заканчивать выразительным чтением инсценировки педагогом с участием детей; подвести детей к тому, что каждый образ, в котором им предстоит действовать, должен быть неповторимым («Какой твой медвежонок –веселый или грустный, как он выглядит? А как ты сумеешь показать зрителям, что у него хорошее или плохое настроение?» и т.п.).
Очевидно, что вопрос о глубине сценического перевоплощения в широком плане этого понятия не может стоять перед детьми четвертого и даже шестого года жизни. Но жизненный опыт ребенка, его знания и представления об окружающей действительности позволяют ему создать в своем воображении образ того персонажа, роль которого ему предстоит исполнить. Поэтому при проведении работы с детьми мы используем следующие приемы.
• Вначале уделять внимание подготовке атрибутов для инсценировки, костюмов.
• Затем выяснить у каждого ребенка, каков характер его героя.
• На основании общих характеристик делим героев на две, три и более подгруппы.
Так, например, смелые и решительные составляют первую группу, добрые, важные – вторую, трусливые – третью.
И только потом детям каждой подгруппы предлагаем продемонстрировать движение своих персонажей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности младших дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
В докладе представлены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при организации развивающей предметно-пространственной среды в группе...
Театральная азбука или организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности в ДОУ
Выступление в рамках семинара - практикума № 3 от 18.02.2015 года...
Организация развивающей предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности детей среднего дошкольного возраста
В данной презентации показано, как можно организовать развивающую предметно-пространственную среду для самостоятельной деятельности среднего дошкольного возраста на примере средней группы МБДОУ "Детск...
Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности.
Организация и оформление развивающей предметно-пространственной среды для театральной деятельности.консультация предназначена для педагогов ДОУ....
Организация развивающей предметно-пространственной среды по театрализованной деятельности в соответствии ФГОС ДО
Участвуя в театрализованных играх, дети и родители становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир....
Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"
Представление опыта работы на тему "Организация развивающей предметно-пространственной среды через проектную деятельность"...
Презентация "Создание развивающей предметно пространственной среды по театральной деятельности в ДОУ"
Презентация поможет воспитателям оформить уголки в групповых комнатах, используя разновидности театров....