Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников
учебно-методический материал (младшая группа)

Леонова Татьяна Николаевна

Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников

 

Содержание

Введение

  1. Что такое модель?
  2. Виды моделирования.
  3. Приёмы наглядного моделирования.
  4. Моделирование творческих способностей.
  5. Кружковая работа в ДОУ «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)
  6. Вывод.
  7. Приложение

Введение

 

Сегодня перед нашим государством, школой, воспитателями, родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый из тех, кто ходит сегодня в детский сад, вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно инициативным, думающим, познающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы не взялся. Но, как известно сами по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются. Таким образом, перед дошкольным учреждением встает вопрос о создании таких условий, при которых ребенок будет развиваться и сможет подняться до самых больших высот творческой деятельности.

И одним из инструментов познания и развития может стать моделирование. Оно развивает у детей такие качества как креативность, инициативность и самостоятельность, пространственное нестандартное мышление, а так же видение результата своей деятельности через небольшой промежуток времени.

 

1.      Что такое модель?

 

Модель – система объектов или знаков, которая воспроизводит некоторые существенные свойства системы-оригинала (исходного образца). Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, сводя к минимуму несущественные моменты. Она служит обобщённым отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, графическими, действенными, информационными (наглядно-образные, логико-символические), а процесс создания и использования этих моделей и есть моделирующая деятельность (или моделирование). 

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.  

   Метод наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), быстрее запомнить новый материал, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

 

2.      Виды моделирования.

 

Для использования метода моделирования в работе с дошкольниками необходимы три вида моделей:

  1. Предметная модель в виде физической конструкции предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизводит его главнейшие части, конструктивные особенности, пропорции и соотношения. В них воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. Например, глобус земли или аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.

В младшем дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему; использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

 

  1. Предметно-схематическая модель. Здесь выделенные в объекте познания существенные компоненты и связи между ними обозначаются при помощи предметов-заместителей и графических знаков. Структура такой модели должна быть подобна главнейшим компонентам изучаемого объекта и тем связям, отношениям, которые становятся предметом познания. Предметно - схематическая модель должна обнаружить эти связи, отчётливо представить их в изолированном, обобщённом виде.
  2. Графические модели - обобщённо передающие разные виды отношений (графики, формулы, схемы). Например, у нас в группе есть календарь погоды, который воспитатели ведут совместно с детьми, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Например: при формировании понятия «птицы» в группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, своеобразное строение конечностей (крылья, лапы), форма тела, покров тела, особенности питания, в которых проявляется приспособление птиц к их среде обитания.

 

  1. ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ:

Заместители.

Замещение – это вид моделирования, при котором одни объекты замещаются другими, реально-условными.

Условными заместителями могут выступать символы разнообразного характера:

1) геометрические фигуры или полоски;

2) символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

3) планы и условные обозначения, используемые в них;

4) контрастная рамка – приём фрагментарного рассказывания и многие другие.

Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). На первых занятиях число заместителей должно совпадать с числом персонажей, потом можно ввести лишние кружки или квадраты, чтобы ребенок мог выбрать нужные.

Разыгрывание с помощью заместителей лучше начинать с русских народных сказок, т. к. устойчивые стереотипы знакомых героев (лиса оранжевая, медведь большой и коричневый и т. д.) легко переносятся на модели.

На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Мнемотаблицы.

Мнемотаблицы — это схемы, в которые заложена определенная информация.

Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение): таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Всё нарисованное должно быть понятно детям. Можно сказать, что мнемосхемы – это средство для запоминания.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи:

– заучивание стихов, загадок, пословиц, чистоговорок;

– пересказывание текстов;

– составление описательных рассказов.

Психологи рекомендуют для детей младшего и среднего дошкольного возраста использовать цветные мнемотаблицы, т. к. ещё идет формирование сенсорных эталонов.

 

  1. Моделирование творческих способностей.

 

Основной вид совместной деятельности в детском саду является игра, так как именно игровая деятельность оказывает сильное влияние на формирование и развитие умственных, физических, эмоциональных и волевых сторон и качеств личности ребёнка. Игра неразрывно связана с развитием активности, самостоятельности, познавательной деятельности и творческих возможностей детей. Введение элементов игры в процессе подготовки детей к моделированию содействует тому, что дети сами стали стремиться преодолевать такие задачи, которые без игры решаются значительно труднее.

Поэтому нужно с детства готовить ребенка к принятию самостоятельных, творческих решений, умению ориентироваться  в современном мире. Для того чтобы он творчески развивался сам, взрослым необходимо создать такие условия его жизнедеятельности, которые вызывали бы у детей потребность к творчеству, преобразованию себя и окружающей среды.

Развитию у дошкольников способности к творческому поиску и преобразованию действительности помогают занятия творческим моделированием, которые воспринимаются детьми с удовольствием как увлекательная игра, а не учеба.

Выполнение заданий творческого моделирования нацелено на развитие задатков и способностей в сфере формообразования, а также на развитие воображения, объемного восприятия и образного мышления.

Занятия моделированием являются важной областью развития творческих способностей детей, дают свободу творческому самовыражению. Важным является, чтобы элементы творчества присутствовали во всех видах деятельности детей: на занятиях, в игре, в общении - это активизирует их творческие способности. Если результаты творческого моделирования детей - их макеты, игрушки, малые формы и др. – бережно хранятся и наполняют, формируют эстетическую среду жизнедеятельности, то происходит создание условий, располагающих детей к творчеству.

Большое значение на творческих занятиях имеет создание атмосферы духовной свободы, ситуаций успеха, условий, способствующих максимальной реализации возможностей ребенка, а также его становлению

 как неповторимой целостной гармоничной личности. Свобода в художественном творчестве обусловлена потребностями, интересом и творческими возможностями художника. Необходимо предоставить ребятам право на свободный выбор, выполнение заданий разными средствами (рисунок, аппликация, лепка, нетрадиционные художественные техники), право на творческий поиск и на ошибку.

С моей точки зрения, наиболее значимым условием эффективности процесса творческого моделирования является  психолого-педагогическая поддержка ребенка. Она должна опираться на понимание природы ребенка, учитывать разноуровневость и динамику его психологических, социальных, культурных изменений. Психологическая поддержка определяется как понимание, признание, доверие, похвала.

Продуктивность творческого моделирования заключается в том, что оно стимулирует свободное проявление природных возможностей ребенка, пробуждает устойчивый интерес к творчеству, познанию себя и своих возможностей, ведет к саморазвитию.

        Творческое моделирование развивает образное, комбинирующее мышление, многоплановое восприятие мира, вырабатывает вариативный подход к решению проблемы, развивает эстетический вкус.

 Главным результатом занятий творческим моделированием, по-моему

мнению, являются не столько готовые изделия и даже созданная с их помощью среда, сколько изменения, происходящие в самих детях.

         Ребята начинают активно воспринимать и понимать предметно-пространственное окружение и самостоятельно, художественно организовывать, эстетизировать среду своей жизнедеятельности. Дети учатся создавать собственные проекты нестандартной формы, комбинировать детали и варианты композиций, чувствовать особенности материала, у них возникает потребность в творческом труде.

 

5.      Кружковая работа в ДОУ «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование)

 

Известно, что моделирование является довольно сложным видом деятельности для детей. И его сложно уместить в рамки образовательной деятельности с детьми. И сегодня стандарт дошкольного образования дает широкую возможность самостоятельного выбора воспитателем разнообразных форм организации детской деятельности. И одной из таких форм является организация дополнительного образования детей.

Поэтому в нашем саду для детей второй младшей группы был организован кружок «Мир открытий» (конструирование и техническое моделирование).

Основной целью работы кружка стало формирование мышления, интеллектуальных и творческих способностей, трудовых умений и навыков наших воспитанников.

Как я уже раннее говорила, существуют различные виды моделирования - предметное, графическое, практическое. В плане нашего кружка основной акцент делается на предметное моделирование, так как построение и использование наглядных моделей, образов дает более реальное представление воспитанникам об окружающем мире. Так, например, изготавливая модель самолета, дети впоследствии смотрят, как он летит, маневрирует, и становится сразу понятно, почему самолет имеет именно такую форму, и зачем ему нужны крылья.

В перспективном плане работы кружка предусмотрена работа с разнообразными видами материала – деревянный конструктор, работа  с готовым конструктором и конструктор ЛЕГО.

 

  1. Вывод

 

Модели являются, весьма общим средством познания окружающей детей действительности. Овладевая умением работать с различными видами моделей, перед детьми раскрываются новые представления о предметах. В разных видах деятельности работа с моделями может ставить ребенка в активную позицию и стимулировать познавательную и творческую деятельность. Применение моделей на занятиях в готовом виде являются средством обучения, при котором повышается уровень умственных способностей детей. В настоящее время положено лишь начало этого приема обучения, но результаты, которые мы видим, дают нам уверенность в том, что моделирование актуально на сегодняшний день.

         7. Приложение

 

Презентация на тему: «Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya.pptx1.36 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 24 «Русалочка» Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников Воспитатель: Леонова Т.Н.

Слайд 2

Моделирование - наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.)

Слайд 6

ПРИЁМЫ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников».

В проекте представлен материал по работе  кружка " Умелые ручки".Цель проекта:Создание условий для развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности, с использованием метод...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

Мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"

Выступление+мастер-класс для педагогов: "Плоскостное моделирование-как средство развития творческого мышления дошкольников"...

«Конструирование и моделирование как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Конструктивная деятельность занимает значимое место в дошкольном воспитании и является сложным познавательном процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок овлад...

Конструирование и моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников

Развитие познавательных способностей дошкольника путем моделирования и конструирования...