Презентация "Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников"
презентация по теме
для педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_1._model_i_metod_modelirovaniya_kak_sredstvo_umstvennogo.pptx | 484.95 КБ |
kopiya_russkis_i.v._tehnologiya_modelirovaniya_vystuplenie.docx | 32.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модель - это мысленно представленная или материально реализуемая система; отражает объект исследования; способна замещать объект; изучение модели дает новую информацию об объекте Л.А.Венгер
Функции модели реализует принцип наглядности; преобразует сложные абстрактные понятия в доступные; способствует накоплению чувственного опыта; увеличивает объем самостоятельной познавательной деятельности детей; ведет к овладению способами действий; рационализирует, повышает интенсивность процесса обучения
«Спрячь снеговика» «Части суток» «Горка»
Взаимосвязь растений и животных от условий жизни
Календарь природы, модель «Времена года»
«Часть - целое» «Числовая ось »
«Логическое древо» «круги Эйлера »
«Кукольная комната » «План групповой комнаты» «План кукольной комнаты »
«Модели слов и предложений» «Логическое древо»
Модель сказки «Красная Шапочка» Модели сказок К.И.Чуковского
Требования к моделям содержание модели должны быть известным, понятным детям; необходимо разнообразить модель; модель должна быть динамичной и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям; при подготовке к занятию, воспитатель, тщательно продумывает, когда (в какой части занятия), в какой деятельности и как будет использована данная модель; необходимо правильно дозировать применение модели .; модель не должна использоваться только для активизации внимания
Познавательные способности дошкольников (Тихомирова Л.В.) Критерий Количество детей % Установление причинных связей 23 88 Перенос усвоенного на новый материал 22 85 Умение работать с информацией 25 98 Умение рассуждать 22 85 Любознательность 24 92 Расширение словарного запаса 25 98
«Важно давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний» Поддьяков Н.Н.
Предварительный просмотр:
1 слайд. Здравствуйте, я хочу рассказать вам о технологии моделирования и ее возможностях для развития познавательных способностей дошкольников.
Многими исследователями подтверждена важность умственного воспитания ребенка (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков, Л.Ф.Обухова, Н.И.Непомнящая, А.В.Запорожец, А.Н.Аверьянов и другие). Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Поддьяков Николай Николаевич, подчеркивает, что важно давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания.
2 слайд. В дошкольной педагогике одним из инструментов познания является модель. В основе использования моделей лежит принцип замещения - реальный предмет или явление могут быть замещены в деятельности детей другим предметом, знаком, изображением, или же моделью, которая в наглядной и доступной для мышления ребенка форме, воспроизводит скрытые свойства и связи того или иного объекта.
По мнению Л.А.Венгера, определение модели содержит в себе четыре признака (они представлены на слайде):
- модель – мысленно представленная или материально реализуемая система;
- модель отражает объект исследования;
- модель способна замещать объект;
- изучение модели дает новую информацию об объекте.
3 слайд. Одной из ведущих технологий реализации Основной общеобразовательной программы нашего детского сада является технология моделирования. Передо мной, как воспитателем стоит задача: ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени развивают их умственные способности. Эта задача решается за счет активного использования моделей во всех образовательных областях. Для детей дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержания. Ведь ни для кого, ни секрет, что наглядный материал усваивается лучше вербального.
4 слайд. Уже с младшего возраста начинается подготовка к освоению наглядного моделирования. Например: при формировании сенсорных эталонов использую прием соотнесения предмета с эталоном (домик с дверями узкими и широкими). Этот же прием очень эффективен при организации конструктивной деятельности. Он позволяет воспринимать не только форму и величину, но и пространственные отношения (забор, лестница, горка).
5 слайд. В старшем возрасте используем графические модели построек (контурные, расчлененные), а также графическое изображение их в трех проекциях (изображение в трех проекциях). Различные формы работы с графическими моделями позволяют формировать у дошкольников способность конструировать объекты в уме, развивают конструктивный замысел.
6 слайд. В процессе знакомства с окружающим миром решаю задачи развития способности к замещению:
- схематическое изображение тела человека, его пола;
- диких и домашних животных, их мест обитания;
- модели, отображающие взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в различных природных зонах;
7 слайд.
Природные явления дети отображают в «Календаре природы» условными обозначениями. (методика Николаевой Светланы Николаевны)
8 слайд. Развитие представлений о количественных отношениях, о числе, о числовом порядке, временных представлениях, обучение решению арифметических задач происходит с использованием наглядных моделей (числовая ось, круги Эйлера, состав числа, «часть-целое»).
9 слайд. Для освоения детьми родо-видовых отношений эффективно применяю модели в виде «древа» и кругов Эйлера. Они позволяют ребенку находить существенные признаки объектов и их классифицировать.
10 слайд. Использование модели «кукольная комната» в младшем дошкольном возрасте позволяет ребенку не только ориентироваться в пространстве, но и самостоятельно действовать по плану-схеме помещения, карте улицы, города, края и т.д. (игра «Найди клад»).
11 слайд. Для развития способности ориентироваться в звуковой действительности организую деятельность с условно-символическими моделями звуков, слов, предложений.
12 слайд. Развитию связной речи способствует использование мнемотаблиц. Их я применяю:
- для разучивания стихов, песен;
- для составления описательных рассказов, пересказов;
- для составления пространственно – временных моделей сказок.
13 слайд. Технология моделирования будет эффективна только в том случае, если модели будут соответствовать требованиям:
- содержание модели должно быть понятным детям,
- модель должна отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям;
- при подготовке к занятию необходимо тщательно продумывать когда и как будет использована данная модель;
- необходимо дозировать применение модели.
14 слайд. Результатом применения технологии наглядного моделирования стало формирование познавательных способностей и умений у моих воспитанников:
- Перенос усвоенного на новый материал – 22 чел./85%
- Установление причинных связей – 23 чел./88%
- Умение работать с информацией - 26чел/100%
- Умение рассуждать - 22 чел./85%
- Умение задавать вопросы – 24 чел./92%
- Расширение словарного запаса – 26чел/100%
15 слайд. Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделей и сам процесс моделирования играет важную роль в развитии детей. Использование моделей в образовательном процессе, способствует обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, уточнению их конкретных представлений об окружающем мире, развитию познавательных способностей дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в воспитательно-образовательном пространстве, как средство развития познавательных способностей дошкольников.
В условиях модернизации отечественного образования. российские дошкольные образовательные учреждения активно перестраивают собственную работу в соответствии с новым регламентирующим документом....
Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников.
Детское экспериментирование как средство развития познавательных способностей дошкольников....
Проект «Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников».
В проекте представлен материал по работе кружка " Умелые ручки".Цель проекта:Создание условий для развития творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности, с использованием метод...
Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников
Моделирование как средство развития творческих способностей дошкольников СодержаниеВведениеЧто такое модель?Виды моделирования.Приёмы наглядного моделирования.Моделирование творческих способносте...
Конструирование и моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников
Развитие познавательных способностей дошкольника путем моделирования и конструирования...
Тико-моделирование как средство развития познавательной активности дошкольников
laquo;Конструируя, ребёнок действует как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта»Жан Жак Пиаже (Швейцарский психолог и философ) Большинство детей просто обожают констру...