Малыш и фольклор
рабочая программа (младшая группа)
Программа «Малыши и фольклор» позволит воспитателям познакомить детей с русским народным фольклором, расширить их интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитать художественный вкус. Особое внимание уделено такой форме работы с детьми, как организация и проведение театрализованной деятельности, и ознакомление детей с русским народным творчеством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyshi_i_folklor_novyy.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Составитель: Приманчук Т.М. воспитатель
Программа «Малыши и фольклор» позволит воспитателям познакомить детей с русским народным фольклором, расширить их интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитать художественный вкус. Особое внимание уделено такой форме работы с детьми, как организация и проведение театрализованной деятельности, и ознакомление детей с русским народным творчеством.
Предоставленный материал поможет воспитателям использовать его в своей работе при создании положительного эмоционального настроя детей в повседневной жизнедеятельности.
Содержание
Пояснительная записка ______________________________________________3
Учебно-тематический план___________________________________________5
Тематический план _________________________________________________6
План организации и реализации программы____________________________8
Содержание программы ______ ______________________________________9
Уровни сформированности развития речи детей раннего возраста _________16
Диагностика ______________________________________________________17
Перечень стимульного материала для диагностического обследования _____18
Описание стимульного материала для обследования ____________________20
Шкала оценки понимания речи ______________________________________23
Терминологический словарь ________________________________________24
Литература _______________________________________________________25
Пояснительная записка
Актуальность проблемы Влияние устного народного творчества на формирование у детей полноценного психического развития вызвано тем, что большее число детей в этом возрасте имеют разнообразные нарушения речи, и это в свою очередь затрудняет общение ребенка со своими сверстниками и с взрослыми.
Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, и многому учит.
Мир, в котором будет жить ребенок, зависит от нас и тех слов, которые мы с раннего детства говорим ему. А также зависит и от тех песен, которые поем ему, и от тех сказок, что рассказываем.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью легко устанавливается эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
Это и послужило основой для создания, данного методического пособия. Предложенный материал поможет решить цель программы «Малыши и фольклор»
Цель программы: Ознакомление детей с устным народным творчеством. Формирование эмоциональной отзывчивости, основ нравственности, оказание помощи для полноценного проживания детьми адаптационного периода в детском саду.
Задачи:
- Создать условия для знакомства детей с русским народным фольклором.
- Воспитывать желание у детей принимать участие в прослушивании и разыгрывании сказок и потешек.
- Развивать общую и тонкую моторику руки, соответствующую возрасту и возможностям детей раннего возраста.
Программа систематизирована по тематическим разделам:
Раздел № 1:
Включает в себя фольклорные произведения, потешки, песенки, сказки, прибаутки.
Раздел № 2:
Включают в себя разыгрывание сказок, потешек, инсценирование и развлечения
Раздел № 3:
Включает в себя прослушивание и проговаривание потешек с выполнением определенных движений. Выполнение комплексных упражнений и подвижных игр.
Ожидаемые результаты
- Дети могут слушать и договаривать за воспитателем знакомые потешки,
- прибаутки, сказки.
- Умеют употреблять в речи существительные, глаголы, прилагательные и вопросительные слова.
- Могут общаться с взрослыми, друг с другом, используют диалогическую форму речи.
- Умеют координировать движения кистей и пальцев рук
- Владеют правильным звукопроизношением.
- Улавливают специфику звучания русской речи, её выразительность, напевность, образность.
Программа направлена на оказание помощи педагогам, студентам педагогического колледжа, как целостная система развития русского народного фольклора с детьми раннего возраста.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов. | Количество занятий. | |
п/п | теоретические | практические | |
1. | Раздел № 1. Художественная литература «Раз - словечко, два - словечко» | 17 | 28 |
2. | Раздел № 2. Театрализация | 14 | 29 |
3. | Раздел №3. «Здравствуй, пальчик» | 19 | 40 |
Итого | 50 | 97 |
Тематический план
№п/п | Теория | Практика | |
1. | Раздел №1. Художественная литература «Раз - словечко, два - словечко» | 17 | 28 |
1.1 Чтение потешки «Пошел котик во лесок» (рассматривание иллюстраций с изображением Животных). | 2 | 3 | |
1.2 Рассказывание сказки «Теремок» с показом настольного театра. | 2 | 3 | |
1.3 Рассматривание книжки «Весёлый поезд» с прочтением стихотворения А.Введенского. «Песня машиниста». | 1 | 3 | |
1.4 Дидактическая игра «На нашем дворе» с использованием фланелеграфа. | 1 | 2 | |
1.5 Разучивание потешки «Огуречик, огуречик», «Пошел котик на Торжок». | 2 | 3 | |
1.6 Игра-путешествие «У бабушки в деревне» знакомство с домашними животными, отгадывание загадок. | 1 | 3 | |
1.7 Игра - путешествие «В гости к хозяюшке» знакомство с потешками. | 2 | 2 | |
1.8 Дидактическая игра «Ладушки в гостях у бабушки» использование потешек, прибауток, загадок при знакомстве с домашними животными. | 2 | 2 | |
1.9 Рассказывание сказки «Маша и медведь» с использованием иллюстраций. | 2 | 2 | |
1.10 Чтение стихотворений А. Барто. из цикла «Игрушки» | 1 | 3 | |
2. | Раздел № 2. Театрализация. | 14 | 29 |
2.1 Показ сказки «Теремок» с использованием настольного театра. | 2 | 3 | |
2.2. Показ кукольного театра «Курочка ряба» | 1 | 3 | |
2.3. Инсценирование рассказа JI.Павловой «Зайка и солнышко» | 2 | 2 | |
2.4. Прослушивание сказки с внесением героев «Маша и медведь» | 1 | 3 | |
2.5. Игра драматизация по сказке «Теремок». | 2 | 2 | |
2.6. Прослушивание аудиозаписи с внесением героев сказки «Козлятки и волк». | 1 | 1 | |
2.7. Театр пяти пальчиков по потешке «Огуречик, огуречик!» | 1 | 3 | |
2.8. Показ настольного театра по стихотворению А.Введенского «Песня машиниста». | 1 | 2 | |
2.9. Рассматривание персонажей по сказкам: «Курочка ряба» «Теремок». «Маша и медведь». | 1 | 3 | |
2.10. Инсценирование А. и П. Барто «Девочка-ревушка». | 1 | 3 | |
2.11. Показ магнитного театра «Веселый поезд». | 1 | 2 | |
3. | Раздел № 3. «Здравствуй, пальчик» | 19 | 40 |
3.1. Игры, развивающие движения кисти - Пальчиковая гимнастика по потешкам. | 4 | 10 | |
3.2. Развитие мелкой моторики: Пристегивание, шнуровка, застегивание. | 5 | 10 | |
3.3. Выкладывание героев по потешкам из бросового материала: пуговиц, крышечек, прищепок, камушков. | 5 | 10 | |
3.4. «Утро пришло - детей собрало»: утренняя гимнастика с использованием русского народного фольклора. | 5 | 10 |
План организации и реализации программы
№ п/п | Разделы. | Сроки. | Исполнители. | |
1. | Художественная литература. «Раз словечко, два-словечко» | |||
Игры-упражнения на звукопроизношение по потешкам. | 3 раза в неделю. | Воспитатели, дети. | ||
Рассматривание иллюстраций. | 4 раза в месяц. | Воспитатели, дети. | ||
Дидактические игры по потешкам. | 5 раз в месяц. | Воспитатели, дети. | ||
Изготовление фланелеграфа по сказкам. | 1 раз в год. | Воспитатели. | ||
Изготовление настольного театра. | 1 раз в год. | Воспитатели. | ||
2. | Театрализация. | |||
Рассматривание иллюстраций. | 5 раз в месяц. | Воспитатели, дети. | ||
Изготовление театров: би-ба-бо, кукольный, магнитный, пальчиковый, ростовой. | 1 раз в год. | Воспитатели. | ||
Дидактические игры по потешкам. | 5 раз в месяц. | Воспитатели, дети. | ||
Подвижные игры по потешкам. | 2 раза в неделю. | Воспитатели, дети. | ||
Прослушивание аудиозаписи. | 1 раз в неделю. | Воспитатели, дети. | ||
Игры - упражнения на звукопроизношение по потешкам. | 2 раза в неделю. | Воспитатели, дети. | ||
3. | «Здравствуй, пальчик!» | |||
Изготовление пальчикого театра по сказкам. | 1 раз в год. | Воспитатели. | ||
Пальчиковая гимнастика по потешкам. | 2 раза в день. | Воспитатели, дети. | ||
Утренняя гимнастика с использованием русского народного фольклора. | 1 раз в день. | Воспитатели, дети. | ||
Изготовление дидактических модулей: «Веселый сапожок» «Божья коровка» «Умный ёжик» «Забавные дорожки». | 1 раз в год. | Воспитатели. |
Содержание программы
Раздел №1.Художественная литература
«Раз-словечко, два-словечко»
Тема: Чтение потешки «Пошел котик во лесок»
Задачи:
- закрепить знания детей о домашних животных;
- закреплять умение узнавать и показывать животных;
- побуждать детей к звукоподражанию голосам животных;
- активизировать речь детей, используя произведения фольклора.
Практическая деятельность:
Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных.
Подвижная игра «Догони котика».
Тема: Рассматривание книжки - малышки «Весёлый поезд»
Чтение стихотворения А. Введенского «Песня машиниста».
Задачи:
- формировать у детей представление о машинисте;
- развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук;
- стимулировать использование детьми в активной речи слов: «ведёт», «Машинист», «дым»;
- побуждать к высказыванию полных предложений;
- воспитывать отзывчивость и познавательный интерес.
Практическая деятельность:
Дидактическая игра «Собери поезд»
Тема: Рассказывание сказки «Теремок» с показом настольного театра
Задачи:
- учить детей слушать сказку в обычном рассказывании и в инсценированном варианте;
- стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;
- пополнять детский словарь лексикой, отражающей настроение человека;
- развивать внимание, восприятие, воображение, активную разговорную речь детей.
Практическая деятельность:
Дидактическая игра «игрушки»
Развивать имитационные навыки, вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомой сказки.
Тема: Дидактическая игра «На нашем дворе» с использованием фланелеграфа Задачи:
- учить детей четко проговаривать каждое слово;
- произносить звукоподражание с различной интонацией;
- развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание;
- расширять активный словарь ребёнка за счёт слов, обозначающих домашних животных.
Практическая деятельность:
Подвижная игра «Весёлые котята»
Тема: разучивание потешки «Огуречик, огуречик», «Пошёл котик на Торжок».
Задачи:
- помочь детям понять содержание потешки;
- учить четко произносить слова, проговаривая их;
- формировать слуховое и зрительное восприятие художественного текста;
- воспитывать желание повторять отдельные слова и фразы;
- способствовать развитию воображения, формировать способность к обобщению.
Практическая деятельность:
Подвижная игра «По тропинке»
Тема: Игра-путешествие «У бабушки в деревне»
Задачи:
- учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;
- закреплять знание детей о домашних животных и птицах;
- продолжать развивать сравнение и обобщение, умение группировать домашних животных;
- развивать воображение, фантазию при отгадывании загадок;
- использовать русский народный фольклор при знакомстве с домашними животными;
- развивать речь детей, вступая в разговор, рассказывая о животных которые живут у них дома.
Практическая деятельность:
Подвижная игра «Мыши водят хоровод»
Тема: Дидактическая игра «Ладушки в гостях у бабушки»
Задачи:
- учить детей различать домашних животных и птиц, о которых упоминается в потешках и загадках;
- совершенствовать умения детей понимать вопросы, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание;
- использовать прибаутки, потешки при знакомстве с животными.
Практическая деятельность
Дидактическое задание «Помоги петушку подобрать пёрышко»
Тема: Рассказывание сказки «Маша и медведь» с использованием иллюстраций.
Задачи:
- продолжать объяснять детям, как интересно рассматривать рисунки в книжках;
- учить детей слушать рассказ, сопровождая его иллюстрациями;
- вызвать желание ещё раз послушать сказку в сопровождении интонационной выразительной речи.
Практическая деятельность:
Подвижная игра «Догони медведя»
Тема: Чтение стихотворений А.Барто. из серии «Игрушки»
Задачи:
- помочь детям осмыслить проблемные ситуации и попытаться выразить своё впечатление речью;
- вызвать у детей желание повторять знакомые стихи А.Барто;
- развивать наблюдательность, способствовать формированию интонационной выразительности речи.
Практическая деятельность:
Дидактическая игра «Поможем Зайке найти маму»
Тема: Повторение потешек с обыгрыванием через фланелеграф
Задачи:
- учить детей проговаривать знакомые потешки;
- закреплять знания о цветах, привлекать детей к игровым действиям;
- развивать речь детей используя произведения фольклора;
- побуждать детей к звукоподражанию голосам животных.
Раздел № 2. Театрализация
Тема: Показ сказки «Теремок» с использованием настольного театра
Цель:
- продолжать знакомство со сказками;
- расширять содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя методические приёмы «обыгрывание» действий;
- содействовать эмоциональному климату;
- развивать умение следить за действием игрушек.
Практическая деятельность:
Дидактическое упражнение «Что я сделала?»
Тема: Показ кукольного театра «Курочка ряба»
Цель:
- напомнить детям содержание сказки;
- ввести в активный словарь детей слова, встречающиеся в сказке;
- формировать навыки перевоплощения в образы сказочных героев;
- привлекать детей к посильному участию, а театрализованных представлений.
Практическая деятельность:
Подвижная игра «Курочка - хохлатка»
Тема: Инсценирование рассказа Л.Н.Павловой «Зайка и Солнышко»
Цель:
- учить детей слушать рассказ в инсценированном варианте;
- самостоятельно высказываться об услышанном, используя в своей речи потешки, прибаутки, песенки;
- закреплять точные явления природы летом;
- использовать слова, обозначающие качества и действия.
Практическая деятельность:
Дидактическая игра «Помоги выложить дорожку к солнышку»
Тема: Игра-драматизация по сказке «Теремок»
Цель:
- побуждать детей участвовать в драматизации сказки;
- способствовать перевоплощению в образы сказочных героев;
- развивать диалогическую речь детей.
Тема: Прослушивание аудиозаписи с внесением героев сказки «Козлятки и волк»
Цель:
- продолжать учить детей прослушивать аудиозапись;
- развивать умения следить за действиями сказочных героев;
- учить детей осмысливать проблемную ситуацию и попытаться выразить свои впечатления в речи.
Тема: Театр пяти пальчиков по потешке «Огуречик, огуречик»
Цель:
- доставить детям радость от прослушивания потешки;
- помогать драматизировать отрывки из произведений;
- формировать навык перевоплощения в героев.
Практическая деятельность:
Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
Тема: Показ настольного театра по стихотворению А.Введенского «Песня машиниста»
Цель:
- продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами;
- раскрыть детям содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя настольный театр.
Практическая деятельность;
Дидактическая игра «Поезд»
Тема: Рассматривание персонажей по сказкам
Цель:
- учить детей рассматривать сказочные персонажи и вспоминать героев сказки;
- развивать у детей мышление и зрительную память.
Практическая деятельность:
Подвижная игра «Догони колобка», «Лиса и зайцы»
Тема: Инсценирование А. и П. Барто «Девочка-ревушка»
Цель:
- помочь детям понять, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится;
- учить детей сочувствовать, переживать, сострадать, если кому-то плохо, одиноко, если он капризен;
- показать, как надо себя вести, чтобы не капризничать, как можно подбодрить капризулю.
Тема: Показ магнитного театра «Веселый поезд»
Цель:
- побуждать детей слушать рассказ воспитателя в инсценированном варианте;
- помочь детям запомнить и научить употреблять а речи название предметов, действий, качеств: поезд, едет, везет, длинный, удобно, красиво, дети, звери, машинист, рельсы;
- показать детям, как интересно можно наблюдать за движущимся составом;
- создать радостное, эмоциональное настроение у детей от движущихся предметов.
Раздел № 3. «Здравствуй, пальчик»
Тема: Игры, развивающие движения кисти - пальчиковая гимнастика по потешкам
Цель:
- развивать мелкие движения кисти, зрительно-слуховую ориентировку;
- развивать активное подражание действиям взрослого;
- закреплять умения двигаться в соответствии со словами.
Тема: Развитие мелкой моторики; (пристегивание, шнуровка, застегивание)
Цель:
- способствовать развитию мелкой моторики рук;
- упражнять детей в пристегивании, застегивании, шнуровки отдельных сказочных героев;
- расширять запас понимаемых слов, знание об окружающих предметах, игрушках.
- закреплять с детьми величину, форму предметов, учить обозначать словом отличительные качества;
- развивать более тонкие зрительные ориентировки, умение не только подбирать предметы по величине, но и совмещать детали по рисунку.
Тема: « Выкладывание героев по потешкам из бросового материала» (пуговиц, прищепок, камушков, крышечек, цветных палочек)
Цель:
- продолжать знакомство детей с русским народным фольклором;
- развивать речевую активность детей;
- продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, выполняя тонкие движения кончиками пальцев;
- закреплять практические умения действовать с предметами всевозможных форм;
- накапливать сенсорный опыт при действии с фигурами, познавать их физические свойства;
- развивать воображение и творческие способности детей.
Тема: «Утро пришло - детей позвало» (утренняя гимнастика с использованием русского народного фольклора)
Цель:
- формировать у детей умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;
- учить выразительности движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей;
- приучать детей действовать сообща, менять направление и характер движений.
Уровни сформированиости развития речи детей раннего возраста
Высокий уровень:
- Произносит сложные предложения при общении.
- Свои действия часто сопровождает речью.
- Слова изменяет по числам и падежам.
- Переходит от названия себя в третьем лице к местоимению «Я».
- Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.
Средний уровень:
- Использует предложения из нескольких слов.
- Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.
- Называет себя именем полюбившегося персонажа.
Низкий уровень:
- Использует предложения из двух - трех слов при общении со взрослыми.
- Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги и наречия.
- Облегченные слова заменяет правильными.
Диагностика
Диагностические задания, направленные на выявление уровня речевой активности:
- говорить простыми, грамматически оформленными фразами;
- отвечать на понятный вопрос взрослого;
- делиться информацией;
- сопровождать речью игровые и бытовые действия;
- активно участвовать в образовании групп отдельных предметов;
- различать величину, цвет, форму.
Содержанием этой программы является:
Теоретических занятий 50, на практическую деятельность отводится ещё 97 занятий, потому что большое значение предается продолжение этой работы и в свободное время.
Развитие речи является одной из актуальных проблем, поэтому своевременная работа и диагностика необходима с детьми раннего возраста.
Ожидаемый результат:
- Дети понимают не сложный сюжет по картинке.
- Отвечают на вопросы: Где? Кто это? Что делает? Куда? Кому? Когда?
- Изменяет слова по числам и падежам.
- Знает небольшие по содержанию стихи, потешки, песенки, отрывки из сказок.
- Пользуется речью, как средством общения
- Длительно слушает сказки, рассказываемые взрослым.
Перечень стимульного материала для диагностического развития
Возраст | ||
1,5 до 2 лет | С 2 до 3 лет | |
Понимание речи | Дидактические картинки, сюжетные картинки, картинки с изображением контрастных по величине предметов. | Сюжетные картинки, картинки «один-много». Картинки с изображением контрастных по величине предметов. Картинки с изображением времени года. Разрезные предметные картинки |
Цвет | Полянки с бабочками, «Аквариум для рыбок». | Полянка с липучками. Игра «Подбери пару». Шнуровка «Помоги солнышку», цветная мозаика. |
Форма | Набор геометрических фигур, рамки по сенсорике с геометрическими фигурами. | Игра « Подбери форму», геометрическая мозаика, рамки Монтессори. |
Величина | Соборно разборные игрушки, картинки с изображением контрастных по величине предметов. | Пирамидки, матрешки, бочата, полые кубы. Игра по сортировке на три размера. Картинки с изображением контрастных по величине предметов. |
Части тела | Дидактическая кукла. | Пазлы, разрезные картинки, состоящие из трех частей. |
Развитие мелкой моторики | Матрешки, кубы, бочата, яйца. | Мозаика, конструктор «Лего», игра планшет «Собери паровоз», «Помоги жучкам». |
Развитие крупной моторики | Наблюдение за ребенком во время игры. | Спуск и подъем по наклонной лесенке. Пособия для игры в доктора, машиниста, бытовые игры. Наблюдения во время игры. |
Внимание | Лото «Парные картинки», дидактическая игра «Кого не стало?». | Цветное лото. Набор геометрических фигур. Лото «Парные картинки», разрезные картинки. |
Память | Парные картинки. | Лото «Парные картинки», дидактическая игра «Чего не стало?». |
Развитие элементарных математических представлений | Парные картинки, картинки «Один - много». | Набор геометрических фигур, дидактическая игра «Всё такое разное» (на закрепление цвета и количества). Картинки «Один, много». Матрешки, бочата, разборные яйца. Дидактическая игра «Веселые домики». |
Логические операции | Сборно-разборные игрушки. | Сборно-разборные матрешки, бочата, яйца. |
Характер игры | Большая машинка. Наблюдение за самостоятельной игрой. | Наблюдение за самостоятельной игрой - большая машина, напольный крупный строитель. |
Описание стимульного материала
для диагностического обследования
Игра «Спрячь шарики»
Цель: задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличие соотносящих действий.
Материал: две разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета, шарики разные по величине, но одинаковые по цвету.
Ребёнку предлагается положить большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку, спрятать шарики.
Игра «Сложи разрезные картинки»
Цель: задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки и понимание слов: «целое» - «часть», «верх» - «низ».
Материал: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две, три части (мячик, чайник, машина, цветок и т.д.).
Знакомые ребенку предметы разрезаны на две или три части. Ему предлагается составить картинку. В качестве помощи можно показать целую картинку.
Рассматривание предметных картинок
Цель: задание направлено на выявление
представления о домашних животных и птицах, умению узнавать и называть их на картинке.
Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и птиц. При рассматривании картинок с изображением домашних животных дети называют, кто изображен на картинке и характер действий.
Игра «Веселые бабочки»
Цель: задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.
Материал: планшет с нарисованными цветами по цвету (кранные, желтые, синие), и бабочки в тон цвета цветов.
Ребенку предлагается посадить на красный цветок красную бабочку. а на желтый цветок желтую.
Игра «Подбери пару»
Цель: задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.
Материал: две или четыре пары предметных картинок (грибок, яблоко, бабочка, мишка, мячик).
Ребенок по указанию воспитателя показывает картинку такую, какая у воспитателя, называя ее. Ребенок уверенно сличает парные картинки.
Шнуровка «Помоги солнышку»
Цель: задание направлено на выявление умений ребенка называть цвет как признак, различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Материал: планшет с изображением солнышка определенного цвета (красного, желтого) и прорезами для шнурования (шнурки такого же цвета, как и солнышко). Ребенку предлагают проложить дорогу к солнышку, используя шнурки определенного цвета.
Игра «Разбери и сложи пирамидки».
Цель: задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действия ведущей руки, согласованность обеих рук, целенаправленности действий.
Материал: пирамидка из трех (четырех) колечек.
Ребенок разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек, четко согласовывает действия обеих рук, заинтересован данной работой. Сам проговаривает слова: колечко, большое, маленькое.
Игра «Веселые домики»
Цель: задание направлено на умение детей группировать однородные предметы по величине соотносить разнородные предметы, осуществляя одновременно выбор из двух заданных величин одинаковой формы.
Материал: доска «домик» с вкладышами, имеющие круглые отверстия двух величин.
Ребенок размещает большие и маленькие круги в соответствующие отверстия. Сам проговаривает слова: большое круглое окно, маленькое круглое окно.
Игра «Все такое разное»
Цель: задание направлено на формирование у детей простейшего установления тождества. Умение сопоставлять форму по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.
Материал: деревянные круги, квадраты, треугольники, по 5 штук на каждого ребенка.
Ребенок работает предметами резко различной формы. Ему необходимо рассортировать круги и квадраты, а затем круги и треугольники.
Игровое упражнение «По дорожке»
Цель: задание направлено на формирование у детей величины предметов.
Материал: дорожки узкие и широкие.
Ребенку дается задание пройти по узкой дорожке, а затем по широкой. Можно количество дорожек увеличивать, добавляя короткие и длинные дорожки.
Шкала оценки понимания речи
Уровни | Возраст | Основные показатели понимания речи |
1. | 2 года - 2 года 6 месяцев | Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»). двухступенчатую инструкцию («Пойди и принеси чашку»); значение предлогов в обычной ситуации («На чем ты сидишь?»). Запоминает отдельные строчки и слова стихов, песенок, охотно их повторяет. |
2. | 2 года 6 месяцев – 3 года | Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без неё. Понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, правильно их оформляет. Активен в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в речевых контактах. Знает содержание прослушанных произведений, узнает на иллюстрациях эпизоды и героев знакомых книг. Ярко выражает эмоциональное отношение к прочитанному: смеётся, радуется, активно участвует в разыгрывании песенок, потешек, в хороводных играх. |
Терминологический словарь
Театр - искусство изображение спектаклей, произведений.
Играть - развлекаться, резвиться.
Речевая активность - обогащение словаря детей.
Эмоции - душевное переживание детей.
Активизировать - побудить к активности.
Воспитывать - влиять на психический, моральный облик ребенка.
Проблема - сложный теоретический вопрос, требующий изучения, разрешения.
Литература
- Бахметьева Т.И. Соколова Г.Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. - Ярославль. «Академия развития», 1997.
- Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ACT. Астрель. Москва, 2003.
- Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - ТЦ «Учитель» Воронеж, 2004.
- Ветрова В. «Ладушки, ладушки». Москва Издательство «Знание», 1995.
- Гербова В.В. Ильчук Н.П., Книга для чтения малышам. Москва ОНИКС, 2006.
- Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Творческий центр СФЕРА - М., 2006.
- Елецкая О.В, Вареница. «День за днем говорим и растем». Творческий центр Сфера. Москва, 2007.
- Кострыкина Л.Ю., Рыкова О.Г, Корнилова Т.Г. «Малыши» Физкуль-Привет!», Москва, 2006.
- Крупенчук О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. - СПб. Издательский дом «Литера», 2005.
- Панова Е.Н. «Дидактические игры - занятия в ДОУ». Воронеж. 2007. Т. Ц. «Учитель».
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Москва. «Просвещение», 1998.
- Потягушечки, порастушечки для маленьких.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М., 2004.
- Сотникова М.Н. Самые маленькие в детском саду. «Линка - Пресс», 2005.
- Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Москва. «Просвещение», 1986.
- Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор в жизни малышей.
Моё портфолио Очень много песенок, потешек, прибауток я помню с детства, благодаря своей мамочки. Ее колыбельные невожможно не запомнить они несли столько много добра, ласки. заботы. Может бы...
Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>
Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора “Малыши столицы” ...
Формы работы музыкального образования малышей средствами фольклора
Представлены несколько видов работы с малышами на основе русской народной музыкальной культуры. Практическую интерпретацию можно увидеть на канале ю туб "Маленькие дети поют народные песни" (получил о...
"Знакомим малышей с фольклором" презентация
Презентация по теме самообразования в первой младшей группе....
«Малыши и фольклор»
Припевки, потешки, прибаутки, байки дети должны слышать с самого раннего возраста. Воспитатель, работающий с детьми ясельного возраста, обязательно должен их использовать, чтобы успокоить малыша,...
Консультация для родителей "Знакомим малышей с фольклором"
Консультация о знакомстве малышей с фольклором для всестороннего развития с младшего дошкольного возраста....
Консультация для родителей " Знакомим малышей с фольклором"
Детство - начало жизни и его можно сравнить с утренней зарей розовеющей нежным румянцем восходящего солнца. В первых лучах уже видится наступающий день и мы говорим "Доброе утро!" И это утро...