Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Ерина Светлана Сергеевна

Для чего нужна дыхательная гимнастика?

 

  1. Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают

специальные дыхатель­ные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов,

 очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние восточные

мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям.

Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энерге­тическая подпитка

 организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.

  1. От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физи­ческая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
  2. Тренированность дыхательной мускулатуры определяет фи­зическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.

 

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой.

Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы,

избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Кроме того, дыхательные упражнения просто необходимы детям, довольно часто болеющим простудными  заболеваниями, бронхитами, а также выздоравливающим после воспаления лёгких или страдающим бронхиальной астмой.

Дыхательная гимнастика способствует повышению общего жизненного тонуса ребёнка, сопротивляемости,

закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы.

Развивает дыхательную мускулатуру, увеличивает подвижность грудной клетки и диафрагмы, улучшает  лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшает деятельность сердечно –сосудистой системы.

 

 

 

 

 

 

 

Известно немало методик дыхательной гимнастики (по К. П. Бутейко, А. Н. Стрельниковой, по системе йоги и др.), но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.

  • нижнее или «брюшное», «диафрагмальное» (в дыхатель­ных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя);
  • среднее или «реберное» (в дыхательных движениях участ­вуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и не­сколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднима­ется);
  • верхнее или «ключичное» (дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и плечей при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном венти­лируются верхушки легких и немного - средняя часть);
  • смешанное или «полное дыхание йогов» (объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентили­руются все части легких).

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать следующие основные правила

  • воздух набирать через нос;
    - плечи не поднимать;
    - выдох должен быть длительным и плавным;
    - необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • дышать надо с удовольствием, так как положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект;
  • -необходимо концентрировать внимание на дыхательном  упражнении, что увеличивает его положительное действие.

 

С целью систематического использования дыхательных уп­ражнений они должны включаться в комплексы утреней гимнастики, оздоровитель­ной гимнастики после сна, на НОД по физическому развитию и физкульт минутках во время проведения непосредственно образовательной деятельности.

 

 

 

 

 

  • 1. «ТРУБАЧ»
  • Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить

 «д-у-у-у».

 Повторить 4—5 раз.

 

  • 2. «ЧАСИКИ»
  • И.п--Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить
  • 1-взмах руками вперёд-тик(вдох)
  • 2-взмах руками назад-так(медленный выдох)
  •  Повторить 5-6 раз.
  •  
  • 3. «ПЕТУХ»
  • Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны сделать «вдох», а затем медленно
  •  опуская руки,  выдыхая, произносить «ку-ка-ре-ку».
  • Повторить 5—6 раз.
  •  
  • 4. «КАША КИПИТ»
  • Сидя, одна рука лежит на животе, другая—на груди. Втягивая живот — вдох, выпячивая живот — выдох.
  • Выдыхая, громко произносить
  • «ф-ф-ф-ф-ф».
  • Повторить 3—4 раза.
  •  
  • 5. «ПАРОВОЗИК»
  • Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая

 «чух-чух-чух».

  •  Повторять в течение 20—30 секунд.
  •  
  • 8. «НАСОС»
  • Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону—выдох, руки
  • скользят вдоль туловища, при этом громко произносить

 «с-с-с-с-с», «с-с-с-с».

  •  Повторить 6—8 наклонов в каждую сторону.

 

  • 9. «РЕГУЛИРОВЩИК» Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая
  • отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха
  •  произносить «р-р-р-р-р».
  • Повторить 5—6 раз.
  •  
  • 10. «ЛЕТЯТ МЯЧИ»
  • Стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая,
  • длительное «у-х-х-х-х».
  • Повторить 5—6 раз.
  •  
  • 11. «ВЫРАСТИ БОЛЬШОЙ»
  • Встать прямо, ноги вместе, поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки—вдох,
  • опустить руки вниз, опуститься на всю ступню — выдох. Выдыхая, произносить «у-х-х-х-х».
  • Повторить 4—5 раз.
  •  
  • 13. «МАЯТНИК»
  • Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, руки открыты  встороны. Наклонять туловище в право и влево.
  • При наклоне—выдох, произносить

«т-у-у-у-х-х».

  • Повторить 3—4 наклона в каждую сторону.
  •  
  • 14. «ГУСИ ЛЕТЯТ»
  • Медленная ходьба в течение 1—2 минут. Поднимать руки в стороны — вдох, руки вниз—выдох,
  • произносить«г-у-у у-у».
  •  

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения

должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь

Гиппократа «Не навреди!».

 Педагог должен обеспечить эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку.

Надо помнить, что положительные результаты возможны только при совместной работе всего

коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости дыхательной гимнастики

 в работе с детьми.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) детей по организации ознакомления детей дошкольного возраста со стихотворением детей дошкольного возраста.

В презентации представлены методические рекомендации для педагогов и родителей (законных представителей) по организации ознакомления детей  дошкольного возраста  со стихотворением в условиях...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Данные методические рекомендации адресованы руководителям и педагогам дошкольных образовательных организаций, а также родителям детей дошкольного возраста.В сборник включены: актуальность, цели, подхо...