Грамматика в раскрасках и сказках
занимательные факты (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Грамматика в играх (по лексическим темам)
Грамматика русского языка достаточно сложна и при её усвоении у детей бывает немало трудностей, особенно у детей с речевыми нарушениями. Они нередко путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки при согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родителям и педагогам необходимо исправлять такие ошибки, произнося правильные формы слов.
Предлагаемое вашему вниманию практическое пособие содержит дидактические и подвижные игры для закрепления изучаемого грамматического материала.
Игровые задания достаточно разнообразны: это и игры с мячом, и договаривание слов, и сюжетные игры и игры с пальчиками.
Важно не забывать, что усвоение грамматики для ребёнка достаточно сложно, поэтому заниматься её следует непродолжительное время, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
И самое главное – хвалите ребёнка как можно чаще, даже за его небольшие успехи в этом сложном мире грамматики!
Тема: «Овощи»
Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.
Игра: «Угостим зайца и зайчонка»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок, горох – горошек, репа – репка.
Рекомендую повторно провести игру, усложнив её употреблением существительного в Тв.п., например: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»
Игра: «Подскажи словечко».
Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово.
В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры).
Из земли выкопали крупную, серую…(картошку).
В винегрет мама порезала красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь).
Бабушка засолила целое ведро белокочанной…(капусты).
Тема: «Фрукты»
Цель: - Согласование существительных и прилагательных с числительным;
- Образование единственного и множественного числа существительных.
Игра: «Сколько фруктов в магазине»
Для этой игры вам понадобятся картинки с изображениями фруктов или муляжи. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Магазин» и сосчитать фрукты, называя их цвет или размер.
Например: Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблока… пять жёлтых яблок.
Игра: «Маловато будет!»
Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку (например, собачку). Ребёнку предлагают поиграть с этой собачкой и говорят о том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь груши, а она кричит – груши и т.д. Таким же образом взрослый называет слово в единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном числе:
Яблоко – яблоки Персик - персики
Груша – груши Абрикос - абрикосы
Апельсин – апельсины Банан - бананы
Мандарин – мандарины Ананас - ананасы
Пальчиковая игра: «Фрукты»
Мы купили в магазине (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)
Груши, персики и сливы (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)
И бананы, и хурмы
И домой всё отнесли. (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем)
Тема: «Грибы»
Цель: - Различать и употреблять предлоги;
- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.
Игра: «Удачливый грибник»
Взрослый называет гриб в единственном числе, а ребёнку предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов.
Образец: Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков».
Маслёнок – много маслят Лисичка – много лисичек
Моховик – много моховиков Подосиновик – много подосиновик
Боровик – много боровиков Сыроежка – много сыроежек
Опёнок – много опят
Игра: «Запасливая Белка»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Запасливых Белок» и для этого им понадобятся грибы. Вместе с ребёнком рисует на небольших листах бумаги грибы или делают аппликации, так чтобы на каждом был один гриб. Затем он предлагает спрятать запасы.
Образец: Взрослый: «Я спрячу гриб под стол». Ребёнок: «Я спрячу гриб в шкаф».
Когда все грибы спрятаны, взрослый предлагает их найти.
Например: «Я нашёл гриб за дверью».
Тема: «Осень»
Цель: - Образование относительных прилагательных;
- Согласование прилагательных с существительными
Игра: «Какого листочка нет?»
Во время прогулки соберите букет из осенних листочков и предложите поиграть с листочками. Взрослый называет сначала, какой у него листочек: «У меня красный кленовый листочек». А затем прячет его за спиной и спрашивает у ребёнка: «Какого листочка нет?»
Если дома их высушить с помощью утюга, то можно выполнить аппликации с листочками («Осенний ковёр», «Бабочка», «Птичка», «Цветочек» и т.д.) или просто поставить их в вазу.
Игра: «Подскажи Тузику»
Для этой игры Вам понадобится игрушечный щенок Тузик. Взрослый говорит, что Тузик на улице гулял и пришёл домой весь мокрый.
Взрослый:
- Тузик, почему ты весь мокрый?
Тузик:
- На улице дождливый погода!
Взрослый, обращается к ребёнку:
- Подскажи Тузику, погода какая? (дождливая погода)
Тузик:
- А ещё ветер сильная. (сильный ветер)
Взрослый предлагает исправлять неправильные фразы.
- День холодная. (холодный день)
- В небе чёрный тучи. (черные тучи)
- На дороге большой лужи. (большие лужи)
Тема: «Игрушки»
Цель: - Различение значений и употребление предлогов;
- Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.
Игра: «Волшебный платочек»
Для игры Вам понадобится платочек и различные игрушки ребёнка. Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина (накрывает платком), нет машины». Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.
Игра: «Уберём игрушки вместе»
Взрослый предлагает ребёнку убрать игрушки на свои места и проговаривать выполняемое действие. Например: «Машину я поставлю в гараж. Куклу посажу за стол и т.д.»
Можно соревноваться, кто больше уберёт игрушек.
Тема: «Посуда»
Цель: - Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Образование относительных прилагательных.
Игра: «Резиночки»
Для этой игры Вам понадобится две резиночки, длинной 15-20 см. Взрослый предлагает поиграть с этой резиночкой. Он называет маленький предмет ( с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягивает резиночку называет большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. Так же он предлагает ребёнку называть большую и маленькую посуду.
Маленькая тарелочка – большая тарелка.
Маленькая кастрюлька – большая кастрюля.
Маленькая сковородка - большая сковорода.
Маленький чайничек – большой чайник.
Игра: «Какая у нас есть посуда?»
Предложите ребёнку посмотреть, какая есть у Вас посуда. Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный».
Кастрюля из алюминия – алюминиевая
Сковорода из чугуна – чугунная
Чашка из фарфора – фарфоровая и т.д.
Также можно поиграть в эту игру, когда вы будете вместе мыть посуду.
Тема: «Одежда и обувь»
Цель: - Согласование существительных с притяжательными местоимениями;
- Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.
Игра: «Жадная Принцесса»
Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит наряды. Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть с ней.
Речь с движением: «Одеваем куклу на прогулку»
С куклой мы пойдём гулять (шагаем на месте)
Будем куклу одевать: (правой рукой погладили левую руку, а затем левой – правую)
Кофту тёплую, штаны, (двумя руками погладили сначала грудь, затем ноги)
А на ноги – сапоги, (потопали ногами)
Шапку, шарфик и пальто – (погладили голову, шею и скрестили руки на груди)
Будет куколке тепло! (руки скрещены на груди, повороты корпуса влево – вправо)
Тема: «Зима»
Цель: - Изменение существительных по падежам;
- Употребление предлогов.
Игра: «Доскажи словечко»
Взрослый произносит незаконченное предложение и предлагает ребёнку подобрать нужное слово.
Лепить из снега… (снеговика)
Кататься с горки на… (на санках)
На катке катаются на… (на коньках)
Съехать на санках с … (с горки)
По лыжне кататься на… (на лыжах)
Зимой строить крепость из … (из снега)
Мороз рисует узор на … (на окне)
Положить птица зёрна в … (в кормушку)
Снежинки летят по … (по воздуху)
В Новый год Дед Мороз придёт в гости к … (к детям)
Игра: «Куда снежинка полетела?»
Для игры Вам потребуются снежинки для взрослого и ребёнка из бумаги или из ваты. Взрослый говорит, что начинается снегопад и их снежинки полетели.
Например: «Снежинка летала, летала и на стол упала, ветер подул, и она дальше полетела - под стол улетела…».
Тема: «Дикие звери»
Цель: - Образование притяжательных прилагательных;
- Употребление сложных предлогов –из –за, -из - под.
Игра: «Я зверь лесной»
Взрослый предлагает ребёнку вместе с ним превратиться в лесных зверей: «Давай превратимся в лесных зверей, я буду медведем, а кем будешь ты? (например лисой) У меня медвежий лапы, а у тебя? (лисьи лапы). У меня медвежьи уши, а у тебя? (лисьи уши). У меня медвежьи глаза, а у тебя? (лисьи глаза) и т.д.»
Пальчиковая игра: «В лесу»
Вылез ёжик из – под ёлки (руки поднять над головой и соединить «домиком»)
На спине держа иголки. (переплести пальцы перед собой)
Из – за кустика глядят (выглядываем из – за раскрытых ладоней)
Пара маленьких зайчат. (сложить «ушки» из указательных и средних пальцев на обеих руках )
На опушке, посмотри, (положить одну ладонь на другую, затем нижнюю ладонь складываем в
Вылез крот из – под земли. кулак и переворачиваем так что бы кулак был на верху, а ладонь внизу
Тема: «Домашние животные»
Цель: - Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ;
-Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.
Игра: «Хвастливые животные»
Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший.
Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»
Игра: «Кто о ком думает?»
Думает кошка о малых … (котятах)
Мама собака о детках … (щенятах)
Корова вздыхает о сыне … (телёнке)
А лошадь о быстром своём … (жеребёнке)
Мама овечка о детях … (ягнятах)
И мама свинья о своих … (поросятах)
Тема: «Транспорт»
Цель: - Употребление приставочных глаголов;
- Согласование числительных с существительными.
Игра: «Машины»
Для этой игры Вам потребуются две машинки. Взрослый предлагает отправиться в путешествия на машинах, при этом комментирует свои действия и побуждает ребёнка проговаривать выполняемые действия. В этой игре важно использовать приставочные глаголы: ехать, выехать, переехать, заехать, подъехать, уехать, доехать.
Игра: «Посчитаем машины»
Если у Вашего ребёнка есть игрушечные машины, то предложите ему их посчитать: «Одна машина, две машины … пять машин». Можно усложнить задачу и считать машины с учётом признака цвета или величины: «Одна маленькая машина, две маленьких машины … пять маленьких машин».
Если у Вас нет машин, то можно их посчитать на прогулке.
Тема: «Весна»
Цель: - Употребление сравнительной степени наречий;
- Употребление падежных форм существительных во множественном числе.
Игра с мячом: Скажи наоборот»
Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок изменяет слово по образцу.
Теплее – холоднее
Быстрее - медленнее
Темнее – светлее
Длиннее – короче
Грязнее – чище
Игра: «Нарисуем подснежники»
Взрослый предлагает ребёнку нарисовать подснежники и побуждает ребёнка комментировать его действия: «Что я рисую? (подснежники) На чём я рисую? (на бумаге) Чем я их рисую? (карандашами) У подснежников нет зелёных …(листочков) Что ты видишь? (подснежники)» и т.д.
Тема: «Семья»
Цель: - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-;
- Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Игра: «Чья это вещь?»
Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»
Аналогично можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.
Игра с мячом: «Назови ласково»
Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи.
Мама – мамочка
Папа – папочка
Бабушка – бабулечка
Дедушка – дедулечка
Брат – братишка
Сестра - сестричка
Можно рассмотреть семейный альбом, называя ласково членов семьи.
Тема: «Мебель»
Цель: - Согласование числительных с существительными и прилагательными;
- Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- Употребление предлогов.
Игра: «Озорные игрушки»
Для этой игры Вам потребуются две игрушки. Взрослый говорит ребёнку, что игрушки непростые, а игрушки озорные. Они на месте не сидят, а по мебели прыгать хотят! И предлагает ребёнку взять одну игрушку, а другую берёт сам и показывает, как они прыгают по мебели, называя свои действия (например: «Моя кошка прыгнула под стол; залезла в шкаф; вылезла из – под стола и т.д)
Игра: «Посчитай мебель в квартире»
Взрослый предлагает ребёнку посчитать мебель в квартире.
Например: «Один обеденный стол, три больших стула, один маленький стульчик, одна детская кроватка и т.д.»
Тема: «Профессии»
Цель: - Употребление существительных в творительном падеже;
- Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.
Игра: «Кто чем работает?»
Землекоп копает… (лопатой)
Врач укол делает … (шприцом)
Портной шьет платье … (иглой)
Маляр красит … (кистью)
Лесоруб рубит деревья … (топором)
Игра с мячом: «Вчера - завтра»
Взрослый с ребёнком садятся на пол напротив друг друга, раздвигают ноги и перекатывают друг другу мяч.
Вчера я работал, а завтра - … (буду работать)
Вчера я строил, а завтра - … (буду строить)
Вчера я шил, а завтра -…(буду шить)
Вчера я стирал, а завтра - … (буду стирать)
Вчера я продавал, а завтра - …(буду продавать)
Вчера я красил, а завтра - … (буду красить)
Тема: «Цветы»
Цель: - Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;
- Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.
Игра с мячом: «Посчитай цветы»
Взрослый предлагает ребёнку посчитать цветы по очереди, кидая в руки друг другу мяч.
Количество посчитанных цветов зависит от уровня знаний ребёнка.
Образец: Растёт одна белая ромашка – растут две белых ромашки …
Радуемся одной белой ромашки – двум белым ромашкам …
Сорвали одну белую ромашку – сорвали две белых ромашки …
Нет одной белой ромашки – нет двух белых ромашек …
Вспомню об одной белой ромашке – вспомню о двух белых ромашках …
Таким же образом можно посчитать и другие цветы.
Игра: «Цветок и цветочек»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть в цветок и цветочек: «Я буду называть большой цветок, а ты маленький цветочек».
Образец: Большая белая ромашка – маленькая беленькая ромашечка.
Большая красная гвоздика – маленькая красненькая гвоздичка.
Большая розовая роза – маленькая розовенькая розочка.
Большой синий василёк – маленький синенький василёчек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам)
Материал предназначен для развития грамматического строя речи дошкольников. В нём содержатся небольшие рассказы и сказки по различным лексическим темам. Прочитав ребёнку рассказ или сказку задайте воп...
Консультация для родителей «Грамматика в стихах и сказках»
Консультация предназначена для родителей дошкольников. Словесные игры, сказки, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки произвольного использования существительных, прила...
Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам).
Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы ...
Грамматика в рассказах и сказках
Формирование лексико-грамматических представлений через использование логосказок....
Грамматика в рассказах и сказках.
Материал содержит грамматические задания для детей дошкольного возраста в игровой форме....
Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам).
Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.Также можно предл...
Грамматика в рассказах и сказках.
Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая систем...