Грамматика в раскрасках и сказках
занимательные факты (старшая группа)

Бойназарова Гульнора Саиджоновна

Граматика в играх

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammatika_v_igrakh.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматика в играх (по лексическим темам)

        Грамматика русского языка достаточно сложна и при её усвоении у детей бывает немало трудностей, особенно у детей с речевыми нарушениями.  Они нередко путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки при согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родителям и педагогам необходимо исправлять такие ошибки, произнося правильные формы слов.

       Предлагаемое вашему вниманию практическое пособие содержит  дидактические и подвижные игры для закрепления изучаемого грамматического материала.

         Игровые задания достаточно разнообразны: это и игры с мячом, и договаривание слов, и сюжетные игры и игры с пальчиками.

     Важно не забывать, что усвоение грамматики для ребёнка достаточно сложно, поэтому заниматься её следует непродолжительное время, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

     И самое главное – хвалите ребёнка как можно чаще, даже за его небольшие успехи в этом сложном мире грамматики!

         

Тема: «Овощи»

Цель: - Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Согласование прилагательных с существительными в числе и роде.

Игра: «Угостим зайца и зайчонка»

     Взрослый предлагает ребёнку поиграть в зайцев: «Я буду зайцем (зайчихой), а ты зайчонком. Я буду называть большой овощ, а ты маленький»: «морковь – морковочка, лук – лучок, помидор – помидорчик, огурец – огурчик, укроп – укропчик, картошка – картошечка, перец – перчик, чеснок – чесночок,   горох – горошек, репа – репка.

 Рекомендую повторно провести игру, усложнив её употреблением существительного в Тв.п., например: «Будем с зайцами играть – овощами угощать: зайца – морковью, зайчонка – морковкой, зайца – луком, зайчонка – лучком и т.д.»

Игра: «Подскажи словечко».

     Взрослый предлагает ребёнку подсказать нужное слово.

В теплице растут зелёные…(огурцы) и круглые, красные…(помидоры).

Из земли выкопали  крупную, серую…(картошку).

В винегрет мама порезала красную, круглую…(свеклу) и оранжевую…(морковь).

Бабушка засолила целое ведро белокочанной…(капусты).

Тема: «Фрукты»

Цель: - Согласование существительных и прилагательных с числительным;

- Образование единственного и множественного числа существительных.

Игра: «Сколько фруктов в магазине»

     Для этой игры вам понадобятся картинки с изображениями фруктов или муляжи. Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Магазин» и сосчитать фрукты, называя их цвет или размер.

Например:  Одно жёлтое яблоко, два жёлтых яблока… пять жёлтых яблок.

Игра: «Маловато будет!»

     Для этой игры можно взять любую мягкую игрушку (например, собачку). Ребёнку предлагают поиграть с этой собачкой и говорят о том, что ей всего мало: ей предлагаешь яблоко, а она требует яблоки, ей даёшь груши, а она кричит – груши и т.д. Таким же образом взрослый называет слово в единственном числе и предлагает ребёнку назвать это слово во множественном числе:

Яблоко – яблоки                                                   Персик - персики

Груша – груши                                                       Абрикос - абрикосы

Апельсин – апельсины                                        Банан - бананы

Мандарин – мандарины                                     Ананас - ананасы

 

Пальчиковая игра: «Фрукты»

Мы купили в магазине         (руки перед собой, сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук)

Груши, персики и сливы      (правой рукой загибаем поочерёдно пальцы левой руки)

И бананы, и хурмы

И домой всё отнесли.           (левая рука сжата в кулак, а правой её накрываем)

Тема: «Грибы»

Цель: - Различать и употреблять предлоги;

- Употреблять существительные в родительном падеже множественного числа.

  Игра: «Удачливый грибник»

     Взрослый называет гриб в единственном числе, а ребёнку  предлагает стать «Удачливым грибником» и найти много грибов.

Образец: Взрослый: «Я нашёл подберёзовик». Ребёнок: «Я нашёл много подберёзовиков».

Маслёнок – много маслят                          Лисичка – много лисичек

Моховик – много моховиков                     Подосиновик – много подосиновик

Боровик – много боровиков                      Сыроежка – много сыроежек

Опёнок – много опят

Игра: «Запасливая Белка»

     Взрослый предлагает ребёнку поиграть в «Запасливых Белок» и для этого им понадобятся грибы. Вместе с ребёнком  рисует на небольших листах бумаги грибы или делают аппликации, так чтобы на каждом был один гриб. Затем он предлагает спрятать запасы.

Образец: Взрослый: «Я спрячу гриб под стол». Ребёнок: «Я спрячу гриб в шкаф».

Когда все грибы спрятаны, взрослый предлагает их найти.

Например: «Я нашёл гриб за дверью».

Тема: «Осень»

Цель: - Образование относительных прилагательных;

- Согласование прилагательных с существительными

   

Игра: «Какого листочка нет?»

     Во время прогулки соберите букет из осенних листочков и предложите поиграть с листочками. Взрослый называет сначала, какой у него листочек: «У меня красный кленовый листочек». А затем прячет его за спиной и спрашивает у ребёнка: «Какого листочка нет?»

     Если дома их высушить с помощью утюга, то можно выполнить аппликации с листочками («Осенний ковёр», «Бабочка», «Птичка», «Цветочек» и т.д.) или просто поставить их в вазу.

   

Игра: «Подскажи Тузику»

     Для этой игры Вам понадобится игрушечный щенок Тузик. Взрослый говорит, что Тузик на улице гулял и пришёл домой весь мокрый.

Взрослый:

- Тузик, почему ты весь мокрый?

Тузик:

- На улице дождливый погода!

Взрослый, обращается к ребёнку:

- Подскажи Тузику, погода какая? (дождливая погода)

Тузик:

- А ещё ветер сильная. (сильный ветер)

Взрослый предлагает исправлять неправильные фразы.

- День холодная. (холодный день)

- В небе чёрный тучи. (черные тучи)

- На дороге большой лужи. (большие лужи)

Тема: «Игрушки»

Цель: - Различение значений и употребление предлогов;

- Употребление существительных в родительном падеже в единственном и множественном числе.

 

Игра: «Волшебный платочек»

     Для игры Вам понадобится платочек и различные игрушки ребёнка. Взрослый сначала называет игрушку, затем накрывает её (или их) платком. Например: «Вот машина  (накрывает платком), нет машины».  Далее предлагает ребёнку стать волшебником и прятать игрушки. Взрослому необходимо следить за правильностью речевого высказывания ребёнка.

Игра: «Уберём игрушки вместе»

     Взрослый предлагает ребёнку убрать игрушки на свои места и проговаривать выполняемое действие. Например: «Машину я поставлю в гараж. Куклу посажу за стол и т.д.»

Можно соревноваться, кто больше уберёт игрушек.

Тема: «Посуда»

Цель: - Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Образование относительных прилагательных.

 

Игра: «Резиночки»

     Для этой игры Вам понадобится две резиночки, длинной 15-20 см. Взрослый предлагает поиграть с этой резиночкой. Он называет маленький предмет ( с уменьшительно – ласкательным суффиксом), а когда растягивает резиночку называет большой. Например: «Маленькая чашечка (растягивает резиночку) – большая чашка. Так же он предлагает ребёнку называть большую и маленькую посуду.

Маленькая тарелочка – большая тарелка.

Маленькая кастрюлька – большая кастрюля.

Маленькая сковородка  - большая сковорода.

Маленький чайничек – большой чайник.

Игра: «Какая у нас есть посуда?»

     Предложите ребёнку посмотреть, какая есть у Вас посуда. Например: Взрослый: «У нас есть стакан из стекла. Какой он?» Ребёнок: «Стеклянный».

Кастрюля из алюминия – алюминиевая

Сковорода из чугуна – чугунная

Чашка из фарфора – фарфоровая и т.д.

 Также можно поиграть в эту игру, когда вы будете вместе мыть посуду.

Тема: «Одежда и обувь»

Цель: - Согласование существительных с притяжательными местоимениями;

- Употребление существительных в родительном, дательном, винительном и предложном падежах.

Игра: «Жадная Принцесса»

     Взрослый берёт куклу и говорит, что это «Жадная Принцесса» и все до чего она коснётся – это её, особенно, она, любит наряды.  Например: Взрослый касается куклой до кофты: «Моя кофта», до платья: «Моё платье». Взрослый передаёт куклу ребёнку и предлагает ему поиграть с ней.

Речь с движением: «Одеваем куклу на прогулку»

С куклой мы пойдём гулять            (шагаем на месте)

Будем куклу одевать:                       (правой рукой погладили левую руку, а затем левой – правую)

Кофту тёплую, штаны,                      (двумя руками погладили сначала грудь, затем ноги)

А на ноги – сапоги,                            (потопали ногами)

Шапку, шарфик и пальто –              (погладили голову, шею и скрестили руки на груди)

Будет куколке тепло!                       (руки скрещены на груди, повороты корпуса влево – вправо)

Тема: «Зима»

Цель: - Изменение существительных по падежам;

- Употребление предлогов.

Игра: «Доскажи словечко»

   Взрослый произносит незаконченное предложение и предлагает ребёнку подобрать нужное слово.

Лепить из снега… (снеговика)

Кататься с горки на… (на санках)

На катке катаются на… (на коньках)

Съехать на санках с … (с горки)

По лыжне кататься на… (на лыжах)

Зимой строить крепость из … (из снега)

Мороз рисует узор на … (на окне)

Положить птица зёрна в … (в кормушку)

Снежинки летят по … (по воздуху)

В Новый год Дед Мороз придёт в гости к … (к детям)

Игра: «Куда снежинка полетела?»

     Для игры Вам потребуются снежинки для взрослого и ребёнка из бумаги или из ваты. Взрослый говорит, что начинается снегопад и их снежинки полетели.

Например: «Снежинка летала, летала и на стол упала, ветер подул, и она дальше полетела - под стол улетела…».

Тема: «Дикие звери»

Цель: - Образование притяжательных прилагательных;

- Употребление сложных предлогов –из –за, -из - под.

Игра: «Я зверь лесной»

Взрослый предлагает ребёнку вместе с ним превратиться в лесных зверей: «Давай превратимся в лесных зверей, я буду медведем, а кем будешь ты? (например лисой) У меня медвежий лапы, а у тебя? (лисьи лапы). У меня медвежьи уши, а у тебя? (лисьи уши). У меня медвежьи глаза, а у тебя? (лисьи глаза) и т.д.»

Пальчиковая игра: «В лесу»

Вылез ёжик из – под ёлки       (руки поднять над головой и соединить «домиком»)

На спине держа иголки.          (переплести пальцы перед собой)

Из – за кустика глядят              (выглядываем из – за раскрытых ладоней)

Пара маленьких зайчат.          (сложить «ушки» из указательных и средних пальцев на обеих руках )

На опушке, посмотри,              (положить одну ладонь на другую, затем нижнюю ладонь складываем в

Вылез крот из – под земли.     кулак и переворачиваем так что бы кулак был на верху, а ладонь внизу

   

Тема: «Домашние животные»

Цель: - Образование существительных субъективной оценки с помощью суффикса – ищ;

-Употребление существительных единственного и множественного числа в предложном падеже.

Игра: «Хвастливые животные»

     Для этой игры Вам потребуются два игрушечных животных, например кот и собака. Взрослый предлагает ребёнку поиграть с хвастливыми животными, как бы соревнуясь, кто из них самый лучший.

Образец: «У меня не кот, а котище, у него не усы, а усищи и т.д.»

Игра: «Кто о ком думает?»

Думает кошка о малых … (котятах)

Мама собака о детках … (щенятах)

Корова вздыхает о сыне … (телёнке)

А лошадь о  быстром своём … (жеребёнке)

Мама овечка о детях … (ягнятах)

И мама свинья о своих … (поросятах)

Тема: «Транспорт»

Цель: - Употребление приставочных глаголов;

- Согласование числительных с существительными.

Игра: «Машины»

     Для этой игры Вам потребуются две машинки. Взрослый предлагает отправиться в путешествия на машинах, при этом комментирует свои действия и побуждает ребёнка проговаривать выполняемые действия. В этой игре важно использовать приставочные глаголы: ехать, выехать, переехать, заехать, подъехать, уехать, доехать.

Игра: «Посчитаем машины»

    Если у Вашего ребёнка есть игрушечные машины, то предложите ему их посчитать: «Одна машина, две машины … пять машин». Можно усложнить задачу и считать машины с учётом  признака цвета или величины: «Одна маленькая машина, две маленьких машины … пять маленьких машин».

Если у Вас нет машин, то можно их посчитать на прогулке.

Тема: «Весна»

Цель: - Употребление сравнительной степени наречий;

- Употребление падежных форм существительных во множественном числе.

Игра с мячом: Скажи наоборот»

     Взрослый бросает мяч ребёнку и называет слово, а ребёнок изменяет слово по образцу.

Теплее – холоднее

Быстрее - медленнее

Темнее – светлее

Длиннее – короче

Грязнее – чище

Игра: «Нарисуем подснежники»

    Взрослый предлагает ребёнку нарисовать подснежники и побуждает ребёнка комментировать его действия: «Что я рисую? (подснежники)  На чём я рисую? (на бумаге)  Чем я их рисую? (карандашами)  У подснежников нет зелёных …(листочков)  Что ты видишь? (подснежники)»  и т.д.

Тема: «Семья»

Цель: - Образование притяжательных прилагательных с помощью суффикса –ин-;

- Образование и употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Игра: «Чья это вещь?»

     Для этой игры Вам потребуется по одной вещи каждого членов семьи. Сложите их в мешок и когда будете доставать, спрашивайте: «Чья это вещь?»

Аналогично  можно предложить ребёнку разобрать вещи, например, после стирки.

Игра с мячом: «Назови ласково»

    Взрослый бросает ребёнку мяч и предлагает назвать ласково все членов семьи.

Мама – мамочка

Папа – папочка

Бабушка – бабулечка

Дедушка – дедулечка

Брат – братишка

Сестра - сестричка

Можно рассмотреть семейный альбом, называя ласково членов семьи.

Тема: «Мебель»

Цель: - Согласование числительных с существительными и прилагательными;

- Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- Употребление предлогов.

Игра: «Озорные игрушки»

  Для этой игры Вам потребуются две игрушки. Взрослый говорит ребёнку, что игрушки непростые, а игрушки озорные. Они на месте не сидят, а по мебели прыгать хотят! И предлагает ребёнку взять одну игрушку, а другую берёт сам и показывает, как они прыгают по мебели, называя свои действия (например: «Моя кошка прыгнула под стол; залезла в шкаф; вылезла из – под стола и т.д)

Игра: «Посчитай мебель в квартире»

    Взрослый предлагает ребёнку посчитать мебель в квартире.

Например: «Один обеденный стол, три больших стула, один маленький стульчик, одна детская кроватка и т.д.»

     

Тема: «Профессии»

Цель: - Употребление существительных в творительном падеже;

- Употребление глаголов в настоящем и будущем времени.

   

Игра: «Кто чем работает?»

Землекоп копает… (лопатой)

Врач укол делает … (шприцом)

Портной шьет платье … (иглой)

Маляр красит … (кистью)

Лесоруб рубит деревья … (топором)

Игра с мячом: «Вчера - завтра»

    Взрослый с ребёнком садятся на пол напротив друг друга, раздвигают ноги и перекатывают друг другу мяч.

Вчера я работал, а завтра - … (буду работать)

Вчера я строил, а завтра - … (буду строить)

Вчера я шил, а завтра -…(буду шить)

Вчера я стирал, а завтра - … (буду стирать)

Вчера я продавал, а завтра - …(буду продавать)

Вчера я красил, а завтра - … (буду красить)

Тема: «Цветы»

Цель: - Согласование числительных в именительном и косвенных падежах с прилагательными и существительными;

- Образование уменьшительно – ласкательных форм существительных и прилагательных.

Игра с мячом: «Посчитай цветы»

Взрослый предлагает ребёнку посчитать цветы по очереди, кидая в руки друг другу мяч.

Количество посчитанных цветов зависит от уровня знаний ребёнка.

Образец: Растёт одна белая ромашка – растут две белых ромашки …

Радуемся одной белой ромашки – двум белым ромашкам …

Сорвали одну белую ромашку – сорвали две белых ромашки …

Нет одной белой ромашки – нет двух белых ромашек …

Вспомню об одной белой ромашке – вспомню о двух белых ромашках …

Таким же образом можно посчитать и другие цветы.

Игра: «Цветок и цветочек»

Взрослый предлагает ребёнку поиграть в цветок и цветочек: «Я буду называть большой цветок, а ты маленький цветочек».

Образец: Большая белая ромашка – маленькая беленькая ромашечка.

Большая красная гвоздика – маленькая красненькая гвоздичка.

Большая розовая роза – маленькая розовенькая розочка.

Большой синий василёк – маленький синенький василёчек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам)

Материал предназначен для развития грамматического строя речи дошкольников. В нём содержатся небольшие рассказы и сказки по различным лексическим темам. Прочитав ребёнку рассказ или сказку задайте воп...

Консультация для родителей «Грамматика в стихах и сказках»

Консультация предназначена для родителей дошкольников. Словесные игры, сказки, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки произвольного использования существительных, прила...

Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам).

     Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы ...

Грамматика в рассказах и сказках

Формирование лексико-грамматических представлений через использование логосказок....

Грамматика в рассказах и сказках.

Материал содержит грамматические задания для детей дошкольного возраста в игровой форме....

Грамматика в рассказах и сказках (по лексическим темам).

Рассказы и сказки дети всегда с удовольствием слушают, и при этом они будут знакомиться с грамматическими формами слов. Прочитав рассказ или сказку, задайте ребёнку вопросы по сюжету.Также можно предл...

Грамматика в рассказах и сказках.

Грамматический строй речи – это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологическую и синтаксическую системы грамматического строя. Морфологическая систем...