Консультация для родителей «Грамматика в стихах и сказках»
консультация (подготовительная группа) на тему

Криворучко Людмила Юрьевна

Консультация предназначена для родителей дошкольников. Словесные игры, сказки, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки произвольного использования существительных, прилагательных, наречий как устной, так и в письменной речи и обогащению словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konspekt.zip17.76 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №1

СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛЕНИНГРАДСКОГО РАЙОНА

 

Консультация для родителей

«Грамматика в стихах и сказках»

                                                                         

                                                                                   ВОСПИТАТЕЛЬ: КРИВОРУЧКО Л.Ю.

2014г

   Как приятно рассказать сказку! С каким интересом ребенок  слушает!  А, что если эта  сказка  еще и обогатит его словарный запас, научит грамотно и логично  высказывать свои мысли, поможет освоить грамматические правила русского языка?

   Лучшие учителя родного языка –это родители. Дедушки и бабушки, эмоционально близкие люди. В последнее время возросло число детей, испытывающих трудности с усвоением  чтения и письма. Причиной этого являются, в частности, стойкие аграмматизмы (грамматические ошибки) в речи 5-6 летних детей. Ребенок, имеющий скудный словарный запас, в школе испытывает  большие трудности при подборе родственных слов, не может усваивать грамматические правила, у него возникают проблемы с монологической речью. Например, недостаток в речи ребенка приставочных глаголов не только лишает его возможности в полном объеме пользоваться самым выразительным способом словообразования, но и приводит к затруднениям, когда надо отличить приставку от предлога. Эти проблемы заставляют искать более эффективные пути формирования грамматического строя речи, опираясь на интерес ребенка к словообразованию.

   Дети легко запоминают необычное, фантастическое, забавное.

  Словесные игры, упражнения помогут приобрести не только умения, но и устойчивые навыки произвольного использования существительных, прилагательных,  наречий  как устной, так и в письменной речи и обогащению словарного запаса.

       Прочитав сказку, поговорите с ребенком о ней. Задайте вопросы по сюжету, объясните непонятные слова. Выполните вместе с малышом упражнения, используя игровую ситуацию: перекидывания мяча или соревнование «Кто придумает больше слов». Наконец попросите ребенка самостоятельно рассказать сказку. Следите за правильным использованием грамматических форм. Многократное повторение игр-упражнений, повторный пересказ сказки или рассказа поможет ребенку почувствовать и понять закономерность словообразования.

        Чтение некоторых стихов нужно сопровождать выполнением гимнастики для развития мелкой моторики: поочередно загнуть и разогнуть пальчики на обеих руках. Подобные упражнения способствуют развитию внимания, памяти, благотворно влияют на речь, пальчики становятся более гибкими. Это поможет малышу овладеть навыками письма в школе.  

Сказка «Жираф и жеребенок»

Встретил жираф жеребенка и стал хвастать: «Мои ноги стройнее твоих, моя шея длиннее твоей, я могу листья с деревьев объедать и в школе у соседа списывать».

Жеребенок отвечает: «Зато мои ноги сильнее и выносливее твоих. Я могу дольше скакать и не устать. Моя шея короче твоей, но для меня она удобнее, ведь я щиплю траву. Трава вкуснее листьев. В школе я буду лучше учить уроки чем ты. Учительница скажет: «Жеребенок умнее жирафа, он чужие ошибки не списывает». Жираф задумался. Не хочется ему быть глупее жеребенка.

  1. Спросите у ребенка:

У кого шея  длиннее?

У кого ноги стройнее?

У кого шея короче?

У кого ноги сильнее?

Кто умнее жираф или жеребенок?

  1. Поиграйте «в слова» с перекидыванием мячика. Ребенок должен правильно образовать сравнительную степень прилагательного:

Сильный-сильнее

Длинный-длиннее

Вкусный-вкуснее

Глупый-глупее

  1. Трудно дается детям спряжение глаголов «хотеть». Поупражняйте ребенка, задайте такие вопросы:

Жеребенок хочет быть умнее? (да, он хочет)

Ты хочешь быть умнее? (да хочу)

Вы хотите быть умнее? (мы хотим)

Они хотят быть умнее? (они хотят)

  1. Прочитав сказку еще раз, предложите ребенку пересказать ее, используя прилагательные в сравнительной степени.

Сказка «О торопливой белочке и терпеливой курочке»

Решила торопливая белочка платье сшить. Взяла красивую ткань, один кусок отрезала, другой кусок отрезала, всю ткань изрезала.

Решила терпеливая курочка сарафан сшить. Семь раз измерила, семь раз примерила, один раз отрезала. Нарядный сарафан получился. Правильно говорят люди: «Семь раз отмерь, один раз отрежь»

  1. Спросите у ребенка: почему белочку назвали торопливой, а курочку терпеливой?
  2. Уточните с ребенком значение глаголов:

Что можно отрезать? (кусочек ткани, бумаги, хлеба)

Что можно изрезать? (на мелкие кусочки бумагу, ткань)

Что можно вырезать? (узор, картину)

Что можно срезать ? (шляпку гриба)

Что означает надрезать? (разрезать не до конца)

Что можно примерить? (платье, пальто)

Что можно отмерить? (ткань)

  1. Какую пословицу часто вспоминают, предупреждая людей не торопиться? (Семь раз отмерь, один раз отрежь)
  2. Повторите сказку. Ребенок должен рассказать ее.

Используемая литература

  1. Грамматика в сказках и историях Автор: Е.А. Левчук Издательство: Детство-пресс Год издания: 2003

     2.Грамматика в стихах Автор: Менакер А. Издательство: Олма-пресс Год   издания: 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как учить стихи"

Консультация для родителей.«Как учить стихи»Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собес...

Консультация для родителей "Как заучивать стихи с ребенком".

Данная консультация поможет  родителям правильно  заучивать стихи с ребенком....

Консультация для родителей "Как учить стихи"

Помощь родителям -как учить стихи с детьми....

Консультация для родителей "Как заучивать стихи с детьми"

Советы родителям по заучиванию наизусть стихов с детьми....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. "Как выучить стихи: просто и интересно!"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Как выучить стихи: просто и интересно!"...

Консультация для родителей: «Читаем летом стихи и сказки детям»

Рассказывание сказок известно еще с древних времен. Их любили и дети, и взрослые. В одних сказках присутствуют чудеса и волшебство, в других главные герои - животные, а в-третьих – истории из реальной...