Игралочка
проект (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по кружковой работе
«Игралочка»
для первой младшей группы
составитель: О.В. Шерсткина
Пояснительная записка:
Введение:
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Выдающиеся зарубежные ученые М. Монтессори, Ф.Фребель и наши известные ученые А.В. Запорожец, А.П. Усова справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение. т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Ребенок начинает различать предметы по форме, по цвету, назначению, осваиваются сенсорные эталоны.
Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Достаточно чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Предмет оценивается, как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким.
Чтобы привлечь ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовывать такие действия с предметами, где их можно сопоставить по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение.
Они накладывают предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывают их друг к другу, сравнивая цвета. От внешних предметов переходят сопоставления к сопоставлению на глаз.
Основная задача родителей и воспитателей поддержать и развивать потребность в игре, создать для этого условия.
Из опыта работы поняла, дети играют с удовольствием, как они обследуют каждый предмет, руки у них очень слабые и развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи, к обогащению словаря, развивают координацию движений.
В кружковой работе закрепляются и развиваются новые впечатления ребенка. Закрепляются первые математические представления, «Один» и Много», «короткий — длинный», «высокий — низкий».
Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги. Ребенок познает окружающий мир, выявляет свойства предметов — цвет, форму, размер, и вот тут на помощь ему логические блоки Дьенеша очень помогут ему в этом.
Дети с большой радостью работают с ярким материалом. В группе составлены по альбому отдельные карточки, где ребенок ищет, думает как составить и наложить ту, или иную форму на изображение — карточку. Это и машина, и космическая ракета, и паравоз.
Дети испытывают радость созидания, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.
Ребенок испытывает радость от достигнутого, становится более открытым, познают качества предметов.
И.М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличить один предмет от другого приобретается в раннем возрасте.
Цель программы:
Формировать обследовательские действия в первоначальном виде: учить выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов.
Задачи:
- Поддерживать интерес и активные действия с предметами, геометрическими телами и фигурами.
- Развивать представление о сенсорных свойствах и качествах окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
- Создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности, творческой инициательности в играх с блоками «Дьенеша», с палочками Кьюзнера, с крупной мазайкой.
- Развивать игравой опыт детей, помогая им открывать представление об окружающей действительности.
- Поддерживать положительные переживания детей в процессе игры, радость, удивление, любопытство.
- Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству ( такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
- Развивать умение освоению фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), развивать умение подбирать по образу.
- Познакомить с правилами безопасности с играми палочки «Кьюзнера».
- Побуждать детей налаживать игровое и речевое взаимодействие со со взрослыми и сверстниками.
- Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, зрительно-слуховые связи, координацию движений.
- Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия со сверстниками и доброжелательное отношение друг к другу.
- Развивать активный словарь детей, пополняя его художественным словом и новыми словами.
Концептуальные принципы работы:
- Принцип системности подачи материала
- взаимосвязь комплекса методов и приемов на протяжении всего периода по данной программе.
- Принцип цикличности построения занятия
- занятия составлены на основе предыдущего занятия.
- Принцип наглядности в обучении
- осуществляется на основе восприятия наглядного материала.
- Принцип доступности
- комплекс занятий составлен с учетом возрастных- особенностей по принципу дидактики (от простого к сложному).
- Принцип проблемности
- активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных игровых ситуаций.
- Принцип развивающего и воспитательного характера обучения
- направлен на развитие: познавательных процессов, моральных и эстетических чувств на умственное развитие.
Формы организации детей:
Все задачи по развитию самостоятельности и знаний и умений младшего дошкольного возраста решаются на играх — занятиях , кружках в совместной деятельности детей и педагога.
Все игры в «Игралочке» проводятся на личностно-деятельной основе: мотивация и целеполагание, планирование деятельности, совместная деятельность педагога с детьми и анализ деятельности (оценка результата).
Продолжительность игры — занятия:
Длительность игры — занятия зависит от возраста (Сан. Пин.) и степени увлеченности детей.
Рекомендуемая продолжительность занятия в первой младшей группе (2-3 года) — 10 минут.
Игра-занятие состоит из 3 частей:
Часть 1 вводная
Целью вводной части игры-занятия — вхождение детей в игровую ситуацию (ведущая роль педагога).
Методы и приемы:
- игровой (пальчиковые игры);
- наглядность (введение персонажа, пособий);
- словесный (художественное слово).
Часть вторая продуктивная
на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.
Методы и приемы:
- практический (игры с блоками Дьенеша, цветными кубиками, с использованием альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких»;
- наглядный (показ воспитателя, участие воспитателя в игре, как партнера);
- словесный — художественное слово, объяснения, советы.
Знакомство с игрой, с новой картинкой из альбома подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям.
- Рассказ детям
- Постройка караблей, машин, дорожек узких и широких, длинных и коротких.
- Знакомство с различными персонажами сказок, домашними животными и дикими животными.
- Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: - Можем мы помочь зайке или мишутке? - как быть?
Часть третья завершающая
Цель этой части игры-занятия закрепление положительных эмоций от работы. В конце игры-занятия проводится позитивный анализ деятельности (что получилось?).
Рефлексия:
Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможности последующих играх, приключениях.
Перед началом игры-занятия проводится «ритуал» входа в «Игралочку» - особое приветствие.
«Направо и налево
Везде лежит она,
Игралочка, игралочка
Чудесная страна.
Здесь всем ребятам рады
Ни бойся, заходи,
И за руку друзей своих
Сюда ты приводи!
Возьмешь игрушку в руки
Откроется она,
Игралочка, игралочка -
Чудесная страна!»
В конце игры-занятия проводится ритуал прощания с «Игралочкой» - до свидания! Складываем дидактический материал.
В конце года проводится итоговое занятие вместе с родителями.
Связи с другими видами деятельности.
- Познавательная деятельность:
- знакомство с предметами;
- знакомство с понятиями «один» и «много»;
- знакомство с простейшими геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб;
- развитие внимания, памяти, приемов умственных действий.
- Развитие речи и художественной литературы:
- развитие и обогащение активного словаря;
- овладение связной речи потешками, загадками, прибаутками (русским народным фольклером);
- Музыкальная деятельность:
- пение песенок;
- прослушивание музыкальных произведений.
Учебный план:
I младшая группа
количество занятий в неделю:
1 занятие:
В месяц: 4 занятия
количество часов: 6 часов
Индивидуальная работа.
Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном порядке к ребенку на занятиях.
Методические рекомендации:
В первой младшей группе уделяется особое внимание действию с предметами, . Во время игр — занятий перед детьми ставится проблемная ситуация, для решения которой они используют раннее полученные навыки. Продолжаем развивать умение выделять и находить признаки сходства двух предметов (цвет, размер, форма), развиваем исследовательские, конструктивные способности, первые математические представления. Для 3-го года жизни предусмотрены две темы «Свойства» и «Отношения».
Для занятий в группе должна быть хорошая развивающая среда, занятия лучше проводить с новыми героями. Стараться поощрять фантазию и достижения каждого ребенка.
Стимулирование самостоятельной игровой деятельности осуществляется за счет смены игрушек и материалов.
Посредством игр «Игралочка» решаются такие общие задачи, как:
- Сенсорное развитие
- Развитие моторики рук
- Развитие коммуникативных навыков
- Развитие внимания, памяти
- Развитие творчества, фантазии занятия — игры «Игралочки» должны быть построены на индивидуальном подходе, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Младший дошкольный возраст - это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!
Максимальное внимание нужно уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать , а не догонять).
Организация уголка для игр «Игралочка»:
1. Сенсорный уголок:
- с коробками блоков «Дьенеша» палочки Кьюзнера, альбом для них.
- набор деревянных кирпичиков и кубиков для конструирования.
-рамки-вкладыши М. Монтессори.
- Д/игра: «Закрой окошко»
- цветные ленточки разных размеров.
-Д/игра: «Собери столбики» из геометрических фигур.
- шары и кубы различных размеров.
- крупный и мелкий строитель.
- разноцветные кубики семьи Никитиных.
- крупная и мелкая мазайка.
Наборы для игр могут состоять из деревянных фигурок:
- кукол-матрешек;
- фигурок разных животных;
- машинок, водных и других;
- различных геометрических фигурок, фигурок из «Киндер-сюрприза»;
- тихая спокойная музыка для релаксации.
Работа с родителями:
- Привлечь родителей к пополнению уголка в группе;
- просветительская работа с родителями о способах развития самостоятельности и творческой инициативности детей в кружковой работе, наглядной информации — буклеты, памятки, презентации.
Перспективный план по организации
игр кружковой работы «Игралочка»
I младшая группа
Сентябрь:
Ориентировка в помещении группы.
- Тема: Развивающая образовательная ситуация «Грибы на поляне»
Цель: учить детей группировать грибы по размеру (большой-маленький), обследовать предмет, обвести пальчиком, различать грибы по цвету и размеру.
- Тема: Развивающая образовательная ситуация «разноцветные листочки»
Цель: учить сравнивать листочки с использованием слов « одинаковые», «разные», чередовать элементы по цвету.
3. Тема: «Наши верные друзья»
Цель: учить группировать животных по размеру. Игровое упражнение: «Собака» (большой, поменьше, маленький).
4. Тема: Дидактическая игра «Закрывай скорей окошки — ты спасешь мышей от кошки».
Цель: закрепить зрительное соотнесение цветов — выбор цвета по образу.
Октябрь:
Цель: формировать представление детей о предметах мебели, учить находить предмет «такой же, как...».
1. Тема: «Устроим нашему медвежонку комнату, такую же, как у Мишки».
Цель: учить находить такой же предмет «такой же, как...» фигуру ориентируясь на два свойства (цвет и форма, цвет и размер).
2. Тема: Развивающая ситуация «Комната для куклы Кати»
Цель: закрепить умения группировать мебель по форме и размеру, с использованием слов «одинаковые», «разные», различать по цвету, стол синий, стул красный.
3. Тема: Развивающая ситуация на игровой основе «Цветные автомобили»
Цель: учить создавать и изменять группы предметов путем увеличения или уменьшения с использованием слов « много», «один», сравнивать транспорт по цвету, размеру.
- Тема: Развивающая ситуация: «Ленточки в подарок для куклы Маши»
Цель: освоение эталонов цвета: длинная, короткая.
Ноябрь:
- Тема: Развивающая ситуация игра «Сложи квадрат»
Цель: развивать умение составлять квадрат на основе подбора одинакового цвета.
Пособие: альбом «Цветные кубики»
2. Тема: Развивающая ситуация «Длинная дорожка к зайчику, короткая к ежику»
Пособие: Палочки Кьюзнера, альбомы.
3. Тема: «Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы»
Цель: закреплять умение группировать однородные объекты по цвету.
Материал: коробка с шариками.
- Тема: Игровая ситуация « В гости к кукле Кате»
Цель: учить различать, выбирать и соотносить большие и маленькие, длинные и короткие предметы, называть их, определять направления движения по следам.
Декабрь:
- Тема: Игровая ситуация «Выбор пути в лабиринте, восприятие условных изображений. Игровой сюжет «Приключения котенка».
Цель: учить накладывать кубики, на условные изображения.
Пособие: альбом «Разноцветные кубики».
2.Тема: Развивающая ситуация: «Солнышко для зверей»
Цель: сложить солнышко из двух частей, чтобы получился круг, обвести его пальчиком, закреплять цвет и форму.
- Игровая ситуация . Тема: «Катя угощает друзей»
Цель: развивать у детей умение отличать форму предметов.
Пособие: Блоки Дьенеша.
4. Тема: «Сложи квадрат»
Цель: выбирать элементы по цвету и составлению квадратов. Игравое упражнение — составление ковриков.
Январь:
Тема: Развивающая ситуация ис (усложнением)
- Тема: «Длинные и короткие ленточки для кукол»
Цель: находить длинные и короткие ленточки, ориентировка в пространстве.
2. Тема: «Лесенка для козлят»
Цель: формировать умение выкладывать лесенку, знать о высоте предмета, лесенка высокая и низкая.
3. Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки»
Цель: различение полосок по цвету и длине (с повторением).
Составление силуэтов из блоков Дьенеша
Цель: различение их по цвету и форме.
4. Тема: «Домики для котят»
Цель: формировать представление о количестве «один-много», закреплять цвет, форму.
Февраль:
- Тема: «Сабери кораблик»
Цель: учить накладывать и подбирать геометрические фигуры, называть их.
- Тема: Развивающая ситуация «Составь!» Составление силуэтов из произвольного набора фигур.
Цель: учить прикладывать, накладывать, выкладывать рисунок.
Пособие: Блоки Дьенеша и альбомы к ним.
- Тема: Развивающая ситуация «Коврик для собачки»
Цель: развивать умение составлять коврик из прямоугольников.
- Тема: Развивающая стуация «Радужное лукошко»
Цель: различение группы предметов по количеству.
Март:
1. Тема: «Собери цветок для мамы»
Цель: учить собирать цветы из крупной мозаики
Материал: крупная и мелкая мозаика
- Тема: Игровое упражнение «Составляем рамочки для картинок»
Цель: Составление силуэтов из произвольного набора фигур.
3.Тема: Игровая ситуация «Лесенка для жирафа и для кенгуру»
Цель: закрепить понятие: высокая, низкая.
4. Тема: Игровая ситуация «Неправильное окно»
Цель: восприятие цвета в разных условиях.
Апрель:
- Тема: «Сложи квадрат»
Цель: различение цвета, формы, получение результата, конструирование на полоски.
Материал: Блоки Дьенеша.
2. Тема: Игровая ситуация «Строим дом»
Цель: установить соответствия по цвету и количеству.
3. Тема: «Какие лесенки умеет строить зайка»
Цель: освоение числового значения цветных полосок с повторением.
4. Тема: Размещение грибков двух цветов в отверстиях соответствующего цвета.
Цель: закреплять умение группировать однородные предметы по цвету.
Май:
- Тема: «Катя угощает гостей»
Цель: совместно со взрослым определять форму предметов на основе сравнения с эталонами цвета, устанавливать соответствия между гостями и угащеным.
2. Тема: «В гости к нам пришел зайчишка»
Цель: группировать предметы по цвету, правильно называть плоскостные геометрические фигуры.
3. Тема: «Найди палочку для зайчика»
Цель: научить выбирать предметы заданных 2 цветов из 4 возможных.
4. Тема: «Самое — самое вкусное»
Цель: учить делить предмет на 2 равные части и составлять целое из частей.
«Сложи узор из 4 кубиков» - игровое упражнение.
Учебное методическое пособие «Младший дошкольник в детском саду»
Как работать по программе «Детство» автор Т.И. Бабаева и др. СПБ «Детство — Пресс 2008г.»
Пособие по программе «Детство» последнее издание 2011г., автор М.В. Корепанов, Т.Г. Кобзева и др. г. Волгоград.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация проекта "Игралочка"
Выступление на Августовской конференции по реализации проекта "Игралочка"...
Перспективный план работы творческой группы "Игралочка" 2011-2012 уч г
С 2009года являюсь руководителем творческой группы "Игралочка" . В моей группе работают замечательные педагоги. Творческие, активные, целеустремленные личности, у которых есть огромное жел...
Кружок "Игралочка"
«Игралочка» Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врожде...
игралочка
http://ru.calameo.com/read/0024821394a3d1d7374b9...
"Игралочка для малышей"
Главная и актуальная задача этого пособия: применение и использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками,чт...
"Игралочка для малышей"
Главная и актуальная задача этого пособия: применение и использование информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками,чт...