Игралочка
проект (младшая группа)

Шерсткина Ольга Васильевна

Рабочая программа по кружковой работе "Игралочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igralochka.docx31.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по кружковой работе

«Игралочка»

для первой младшей группы

составитель: О.В. Шерсткина

Пояснительная записка:

   Введение:

            Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представления о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

            Выдающиеся зарубежные ученые М. Монтессори, Ф.Фребель и наши известные ученые А.В. Запорожец, А.П. Усова справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

            Сенсорное воспитание, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение. т. к. полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду.

             С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания  - запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

             Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Ребенок начинает различать предметы по форме, по цвету, назначению, осваиваются сенсорные эталоны.

             Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними. Достаточно чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же».  Предмет оценивается, как «большой» по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким.

              Чтобы привлечь ребенка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно организовывать такие действия с предметами, где их можно сопоставить по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение.

              Они накладывают предметы друг на друга, чтобы сравнить по форме и величине, прикладывают их друг к другу, сравнивая цвета. От внешних предметов переходят сопоставления  к сопоставлению на глаз.

              Основная задача родителей и воспитателей поддержать и  развивать потребность в игре, создать для этого условия.

              Из опыта работы поняла, дети играют с удовольствием, как они обследуют  каждый предмет, руки у них очень слабые и развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, что ведет к развитию речи, к обогащению словаря, развивают координацию движений.

              В кружковой работе закрепляются и развиваются новые впечатления ребенка. Закрепляются первые математические представления, «Один» и Много», «короткий — длинный», «высокий — низкий».

              Малыши начинают знакомиться с геометрическими фигурами и формами, с цветами радуги. Ребенок познает окружающий мир, выявляет свойства предметов — цвет, форму, размер, и вот тут на помощь ему логические блоки Дьенеша очень помогут ему в этом.

              Дети с большой радостью работают с ярким материалом. В группе составлены по альбому отдельные карточки, где ребенок ищет, думает как составить и наложить ту, или иную форму на изображение — карточку. Это и машина, и космическая ракета, и паравоз.

              Дети испытывают радость созидания, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.

              Ребенок испытывает радость от достигнутого, становится более открытым, познают качества предметов.

              И.М. Сеченов в своих работах указывал, что способность отличить один предмет от другого приобретается в раннем возрасте.

Цель программы:

                 Формировать обследовательские действия в первоначальном виде:  учить выделять цвет, форму, величину, как особые признаки предметов.

Задачи:

  • Поддерживать интерес и активные действия с предметами, геометрическими телами и фигурами.
  • Развивать представление о сенсорных свойствах и качествах окружающего мира, развития разных видов детского восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного.
  • Создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста самостоятельности, творческой инициательности в играх с блоками «Дьенеша», с палочками Кьюзнера, с крупной мазайкой.
  • Развивать игравой опыт детей, помогая им открывать представление об окружающей действительности.
  • Поддерживать положительные переживания детей в процессе игры, радость, удивление, любопытство.
  • Содействовать запоминанию и самостоятельному употреблению детьми слов — названий свойств (цвет, форма, размер) и результатов сравнения по свойству ( такой же, не такой, разные, похожий, больше, меньше).
  • Развивать умение освоению фигур  (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, звезда, крест), развивать умение подбирать по образу.
  • Познакомить с правилами безопасности с играми палочки «Кьюзнера».
  • Побуждать детей налаживать игровое и речевое взаимодействие со со взрослыми и сверстниками.
  • Развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, зрительно-слуховые связи, координацию движений.
  • Воспитывать умение бесконфликтного взаимодействия  со сверстниками и доброжелательное отношение друг к другу.
  • Развивать активный словарь детей, пополняя его художественным словом и новыми словами.

Концептуальные принципы работы:

  • Принцип системности подачи материала

- взаимосвязь комплекса методов и приемов на протяжении всего периода по данной программе.

  • Принцип цикличности построения занятия

- занятия составлены на основе предыдущего занятия.

  • Принцип наглядности в обучении

- осуществляется на основе восприятия наглядного материала.

  • Принцип доступности

- комплекс занятий составлен с учетом возрастных- особенностей по принципу дидактики (от простого к сложному).

  • Принцип проблемности

- активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных игровых ситуаций.

  • Принцип развивающего и воспитательного характера обучения

- направлен на развитие: познавательных процессов, моральных и эстетических чувств на умственное развитие.

Формы организации детей:

                Все задачи по развитию самостоятельности и знаний и умений младшего дошкольного возраста решаются на играх — занятиях , кружках в совместной деятельности детей и педагога.

               Все игры в «Игралочке»  проводятся на личностно-деятельной основе: мотивация и целеполагание, планирование деятельности, совместная деятельность педагога с детьми и анализ деятельности (оценка результата).

Продолжительность игры — занятия:

               Длительность игры — занятия зависит от возраста  (Сан. Пин.) и степени увлеченности детей.

               Рекомендуемая продолжительность занятия в первой младшей группе (2-3 года) — 10 минут.

               Игра-занятие состоит из 3 частей:

Часть 1 вводная

Целью вводной части игры-занятия — вхождение детей в игровую ситуацию (ведущая роль педагога).

Методы и приемы:

  • игровой (пальчиковые игры);
  • наглядность (введение персонажа, пособий);
  • словесный (художественное слово).

             Часть вторая продуктивная

           на эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия.

Методы и приемы:

- практический (игры с блоками Дьенеша, цветными кубиками, с использованием альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких»;

- наглядный (показ воспитателя, участие воспитателя в игре, как партнера);

- словесный — художественное слово, объяснения, советы.

Знакомство с игрой, с новой картинкой из альбома подразумевает непосредственное участие в игре взрослого, помогающего детям.

- Рассказ детям

- Постройка  караблей, машин, дорожек узких и широких, длинных и коротких.

- Знакомство с различными персонажами сказок, домашними животными и дикими животными.

- Выбор помощи. Обращение к ребенку за помощью: - Можем мы помочь зайке или мишутке? - как быть?

Часть третья завершающая

Цель этой части игры-занятия закрепление положительных эмоций от работы. В конце игры-занятия проводится позитивный анализ деятельности (что получилось?).

              Рефлексия:

Выведение из игровой среды. Поощрение участников игры и рассказ о возможности последующих играх, приключениях.

             Перед началом игры-занятия проводится «ритуал» входа в «Игралочку» - особое приветствие.

             

           «Направо и налево

             Везде лежит она,

             Игралочка, игралочка

             Чудесная страна.

 

             Здесь всем ребятам рады

             Ни бойся, заходи,

             И за руку друзей своих

             Сюда ты приводи!

             Возьмешь игрушку в руки

             Откроется она,

             Игралочка, игралочка -

             Чудесная страна!»

 

             В конце игры-занятия проводится ритуал прощания с «Игралочкой» - до свидания! Складываем дидактический материал.

             В конце года проводится итоговое занятие вместе с родителями.

Связи с другими видами деятельности.

  • Познавательная деятельность:

- знакомство с предметами;

- знакомство с понятиями «один» и «много»;

- знакомство с простейшими геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб;

- развитие внимания, памяти, приемов умственных действий.

  • Развитие речи и художественной литературы:

- развитие и обогащение активного словаря;

- овладение связной речи потешками, загадками, прибаутками (русским народным фольклером);

  • Музыкальная деятельность:

- пение песенок;

- прослушивание музыкальных произведений.

Учебный план:

I младшая группа

количество занятий в неделю:

1 занятие:

В месяц: 4 занятия

количество часов: 6 часов

Индивидуальная работа.

                 Включает в себя исходную (в начале года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательного развития. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном порядке к ребенку на занятиях.

Методические рекомендации:

       

                  В первой младшей группе уделяется особое внимание действию с предметами, . Во время игр — занятий перед детьми ставится проблемная ситуация, для решения которой они используют раннее полученные навыки. Продолжаем развивать умение выделять и находить признаки сходства двух предметов (цвет, размер, форма), развиваем исследовательские, конструктивные способности, первые математические представления. Для 3-го года жизни предусмотрены две темы «Свойства» и «Отношения».

                Для занятий в группе должна быть хорошая развивающая среда, занятия лучше проводить с новыми героями. Стараться поощрять фантазию и достижения каждого ребенка.                      

               Стимулирование самостоятельной игровой деятельности осуществляется за счет смены игрушек и материалов.

                Посредством игр «Игралочка» решаются такие общие задачи, как:

  • Сенсорное развитие
  • Развитие моторики рук  
  • Развитие коммуникативных навыков
  • Развитие внимания, памяти
  • Развитие творчества, фантазии занятия — игры «Игралочки» должны быть построены на индивидуальном   подходе, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

 

   Младший дошкольный возраст - это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.  Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом!

     Максимальное внимание нужно уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой (опережать , а не догонять).

Организация уголка для игр «Игралочка»:

1. Сенсорный уголок:

- с коробками блоков «Дьенеша» палочки Кьюзнера, альбом для них.

-  набор деревянных кирпичиков и кубиков для конструирования.

-рамки-вкладыши М. Монтессори.

- Д/игра: «Закрой окошко»

- цветные ленточки разных размеров.

-Д/игра: «Собери столбики» из геометрических фигур.

- шары и кубы различных размеров.

- крупный и мелкий строитель.

- разноцветные кубики семьи Никитиных.

- крупная и мелкая мазайка.

        Наборы для игр могут состоять из деревянных фигурок:

  • кукол-матрешек;
  • фигурок разных животных;
  • машинок, водных и других;
  • различных геометрических фигурок, фигурок из «Киндер-сюрприза»;
  • тихая спокойная музыка для релаксации.

Работа с родителями:

  • Привлечь родителей к пополнению уголка в группе;
  • просветительская работа с родителями о способах развития самостоятельности и творческой инициативности детей в кружковой работе, наглядной информации — буклеты, памятки, презентации.

Перспективный план по организации

 игр кружковой работы «Игралочка»

I младшая группа

Сентябрь:

 Ориентировка в помещении группы.

  • Тема: Развивающая образовательная ситуация «Грибы на поляне»

Цель: учить детей группировать грибы по размеру (большой-маленький), обследовать предмет, обвести пальчиком, различать грибы по цвету и размеру.

  • Тема: Развивающая образовательная ситуация «разноцветные листочки»

Цель: учить сравнивать листочки с использованием слов « одинаковые», «разные», чередовать элементы по цвету.

      3. Тема: «Наши верные друзья»

Цель: учить группировать животных по размеру. Игровое упражнение: «Собака» (большой, поменьше, маленький).

     4. Тема: Дидактическая игра «Закрывай скорей окошки — ты спасешь мышей от кошки».

Цель: закрепить зрительное соотнесение цветов — выбор цвета по образу.

Октябрь:

Цель: формировать представление детей о предметах мебели, учить находить предмет «такой же, как...».

      1. Тема: «Устроим нашему медвежонку комнату, такую же, как у Мишки».

Цель: учить находить такой же предмет «такой же, как...» фигуру ориентируясь   на два свойства (цвет и форма, цвет и размер).

      2. Тема: Развивающая ситуация «Комната для куклы Кати»

Цель: закрепить умения группировать мебель по форме и размеру, с использованием слов «одинаковые», «разные», различать по цвету, стол синий, стул красный.

     3. Тема: Развивающая ситуация на игровой основе «Цветные автомобили»

Цель: учить создавать и изменять группы предметов путем увеличения или уменьшения с использованием слов « много», «один», сравнивать транспорт по цвету, размеру.

  • Тема: Развивающая ситуация: «Ленточки в подарок для куклы Маши»

Цель: освоение эталонов цвета: длинная, короткая.

Ноябрь:

  • Тема: Развивающая ситуация игра «Сложи квадрат»

Цель: развивать умение составлять квадрат на основе подбора одинакового цвета.

Пособие: альбом «Цветные кубики»

      2. Тема: Развивающая ситуация «Длинная дорожка к зайчику, короткая к ежику»

Пособие: Палочки Кьюзнера, альбомы.

     3. Тема: «Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы»

Цель: закреплять умение группировать однородные объекты по цвету.

Материал: коробка с шариками.

  • Тема: Игровая ситуация « В гости к кукле Кате»

Цель: учить различать, выбирать и соотносить большие и маленькие, длинные и короткие предметы, называть их, определять направления движения по следам.

Декабрь:

  • Тема: Игровая ситуация «Выбор пути в лабиринте, восприятие условных изображений. Игровой сюжет «Приключения котенка».

Цель: учить накладывать кубики, на условные изображения.

Пособие: альбом «Разноцветные кубики».

     2.Тема: Развивающая ситуация: «Солнышко для зверей»

Цель: сложить солнышко из двух частей, чтобы получился круг, обвести его пальчиком, закреплять цвет и форму.

  • Игровая ситуация . Тема: «Катя угощает друзей»

Цель: развивать у детей умение отличать форму предметов.

Пособие: Блоки Дьенеша.

     4. Тема: «Сложи квадрат»

Цель: выбирать элементы по цвету и составлению квадратов. Игравое упражнение — составление ковриков.

Январь:

Тема: Развивающая ситуация ис (усложнением)

  • Тема: «Длинные и короткие ленточки для кукол»

Цель: находить длинные и короткие ленточки, ориентировка в пространстве.

      2. Тема: «Лесенка для козлят»

Цель: формировать умение выкладывать лесенку, знать о высоте предмета, лесенка высокая и низкая.

     3. Тема: Игровое упражнение «Коврик для кошки»

Цель: различение полосок по цвету и длине (с повторением).

Составление силуэтов из блоков Дьенеша

Цель: различение их по цвету и форме.

     4. Тема: «Домики для котят»

Цель: формировать представление о количестве «один-много», закреплять цвет, форму.

Февраль:

  • Тема: «Сабери кораблик»

Цель: учить накладывать и подбирать геометрические фигуры, называть их.

  • Тема: Развивающая ситуация «Составь!» Составление силуэтов из произвольного набора фигур.

Цель: учить прикладывать, накладывать, выкладывать рисунок.

Пособие: Блоки Дьенеша и альбомы к ним.

  • Тема: Развивающая ситуация «Коврик для собачки»

Цель: развивать умение составлять коврик из прямоугольников.

  • Тема: Развивающая стуация «Радужное лукошко»

Цель: различение группы предметов по количеству.

Март:

        1. Тема: «Собери цветок для мамы»

Цель: учить собирать цветы из крупной мозаики

Материал: крупная и мелкая мозаика

  • Тема: Игровое упражнение «Составляем рамочки для картинок»

Цель: Составление силуэтов из произвольного набора фигур.

      3.Тема: Игровая ситуация «Лесенка для жирафа и для кенгуру»

Цель: закрепить понятие: высокая, низкая.

      4. Тема: Игровая ситуация «Неправильное окно»

Цель: восприятие цвета в разных условиях.

     

Апрель:

  • Тема: «Сложи квадрат»

Цель: различение цвета, формы, получение результата, конструирование на полоски.

Материал: Блоки Дьенеша.

      2. Тема: Игровая ситуация «Строим дом»

Цель: установить соответствия по цвету и количеству.

      3. Тема: «Какие лесенки умеет строить зайка»

Цель: освоение числового значения цветных полосок с повторением.

      4. Тема: Размещение грибков двух цветов в отверстиях соответствующего цвета.

Цель: закреплять умение группировать однородные предметы по цвету.

Май:

  • Тема: «Катя угощает гостей»

Цель: совместно со взрослым определять форму предметов на основе сравнения с эталонами цвета, устанавливать соответствия между гостями и угащеным.

      2. Тема: «В гости к нам пришел зайчишка»

Цель: группировать предметы по цвету, правильно называть плоскостные геометрические фигуры.

      3. Тема: «Найди палочку для зайчика»

Цель: научить выбирать предметы заданных 2 цветов из 4 возможных.

      4. Тема: «Самое — самое вкусное»

Цель: учить делить предмет на 2 равные части и составлять целое из частей.

«Сложи узор из 4 кубиков» - игровое упражнение.

Учебное методическое пособие «Младший дошкольник в детском саду»

Как работать по программе «Детство» автор Т.И. Бабаева и др. СПБ «Детство — Пресс 2008г.»

Пособие по программе «Детство» последнее издание 2011г., автор М.В. Корепанов, Т.Г. Кобзева и др.  г. Волгоград.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Игралочка"

Выступление на Августовской конференции по реализации проекта "Игралочка"...

Перспективный план работы творческой группы "Игралочка" 2011-2012 уч г

С 2009года  являюсь руководителем творческой группы "Игралочка" . В моей группе работают замечательные педагоги. Творческие, активные, целеустремленные личности,  у которых есть огромное жел...

Кружок "Игралочка"

«Игралочка»  Своевременное овладение правильной, чистой речью способ­ствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врож­де...

игралочка

http://ru.calameo.com/read/0024821394a3d1d7374b9...

"Игралочка для малышей"

Главная  и  актуальная   задача этого  пособия: применение  и  использование  информационно-коммуникационных технологий в  работе  с  дошкольниками,чт...

"Игралочка для малышей"

Главная  и  актуальная   задача этого  пособия: применение  и  использование  информационно-коммуникационных технологий в  работе  с  дошкольниками,чт...