Кружок "Игралочка"
план-конспект занятия (младшая группа) по теме

Хлыстова Серафима Валентиновна

 

«Игралочка»

 

 

Своевременное овладение правильной, чистой речью способ­ствует формированию у ребенка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь — не врож­денная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда при­чин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не-сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благо­приятных условиях обучения дети способны к самокоррекции. Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализи­рованное дошкольное учреждение или логопедическую груп­пу. Данный кружок составлен для каждой возрастной группы детей (от 3 до 7 лет), проводится 1 раз в неделю и представляет собой систему логоритмиче­ских занятий, которые помогут исправить речевые нарушения дошкольников.

Основополагающий принцип проведения занятий — взаи­мосвязь речи, музыки и движения. Музыка используется для упорядоче­ния темпа и характера движения ребенка, развития мелодико-интонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение.

Логоритмические занятия составлены с опорой на лекси­ческие темы. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Содержание занятий изменяется по мере поэтапного усложнения речевого материала. Построение их в форме спектаклей, сказок, игр создает доброжелательную, эмо­ционально-насыщенную атмосферу совместного творчества детей и взрослых, побуждает каждого ребенка принять активное участие в игровой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное состояние детей. Познавательный интерес и внимание, активизирует речь, сюжетно – тематическая организация наиболее соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются возможности детей координировать свои движения. В результате знания лучше усваиваются.

 Логоритмические занятия направлены на развитие всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы. Ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. Воспитывают нравственно – эстетические и этические чувства.

    Наступает зима, приближается долгожданный и всеми  нами любимый  праздник - Новый Год.  И в преддверии долгожданного  праздника, предлагаю вашему вниманию один из  немногих вариантов проведения с детьми  игровой  деятельности, которую можно провести с детьми как досуг.

Предлагаемый вариант игры, предназначен для детей 3 – 4 лет, но все игры, предлагаемые в данном конспекте, могут быть использованы воспитателями на прогулке, как орг. момент, или физминутка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serebryannyy_klyuchik.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Серебряный ключик»

Пособия: игрушки или плоскостные изображения,  зайчик, снегирь, лось, хомяк, собачка,  Дед мороз, тройка лошадей с санями;  сундук, в котором лежат подарки: брусника, рябина, зернышки,  морковка; серебряный ключик; елка;  «снежинки» для каждого ребенка.

***

Воспитатель предлагает детям отправиться в зимний лес и посмотреть. Что же происходит зимой в зимнем лесу.

Песня с движениями «Зимние забавы»

Лыжи надеваем мы

И идем кататься.

Посмотри – кА, как на них

Можно быстро мчаться.

Дети идут друг за другом,

Подражая движениям лыжников.

Санки с горки ледяной

Быстро мчаться сами.

Впереди большой сугроб -

Разбиваются на пары. Один ребенок встает впереди, другой сзади. Дети берутся за руки и бегут друг за другом.

Бах! – застряли сани.

Останавливаются и приседают.

Воспитатель: приехали мы с вами в лес.

 Заметает пурга белый путь.

        Хочет в мягких снегах потонуть.

Ветер резвый уснул на пути.

Ни проехать в лесу,  ни пройти.

        С.Есенин.

Стихотворение с движениями «Снежинки»

Вот пришла к нам зима,

Кружатся пушинки,

На кусты, на дома

Падают снежинки.

Поднимают руки вверх и делают «фонарики».

Плавно опускают руки, делая мягкие движения кистями.

Землю побелили,

Замели тропинки,

Плавно качают руками перед собой из стороны в сторону.

Все поля укрыли

Белые снежинки.

Кружатся и приседают на последний такт.

Песня о зиме

(разучиваемая детьми,  к Новогоднему празднику).

Дальше действие сопровождается показом игрушек.

Воспитатель. Перед самым Новым годом захотелось Зайцу  моркови.

А где ее взять зимой? Зима не лето. Увидел Заяц  Снегиря на дереве.

—Ты откуда? Ты откуда

                     Прилетел к нам, красногрудый?

—  Облетел я всю Сибирь.

                                                         -  Как зовут тебя?

                                                          - Снегирь.

                             М. Лапыгин

Ритмическая игра «Снегирь»

Красногрудый снегирек,

Ты подай свой голосок!

Отвечает нам снегирь:

Отстукивают ритм хлопками по коленям.

Отстукивают ритм в ладоши.

- Свирь – свирь!

Свирь – свирь!

Взмахивают кистями рук.

Воспитатель:«Снегирек, — спрашивает Заяц, — нет ли у  тебя морковки»? «Что ты, — отвечает Снегирь, — морковка бывает только летом или осенью».

Снегирь улетел. Спустился Заяц в овраг, а там, под сосной, лесной родник бьет. Наклонился Заяц к роднику, стал воду пить.

Артикуляционная гимнастика

«Трубочка». Вытягивают губы вперед длинной трубочкой.

Упражнение вырабатывает умение вытягивать губы вперед, укрепляет мышцы языка.

«Улыбка». Удерживают губы в улыбке, не показывая  зубов. Упражнение вырабатывает умение удерживать губы в улыбке.

«Улыбка» — «Трубочка». Чередуют положение губ.

Упражнение развивает  подвижность  губ.

Воспитатель. Нашел Заяц на дне родника серебряный ключик.

Поскакал Заяц к Лосенку. Лосенок стоял рядом с маленькой елочкой и любовался снегом, сверкающим на мохнатых веточках.

Стихотворение с движениями «Елка»

Посмотри, на елке -

Поднимают руки вверх и соединяют руки над головой,

Показывая макушку елки.

Острые иголки!

Ритмично взмахивают перед собой указательными пальчиками.

И зимой и летом

Елка так одета!

Ставят руки на пояс и поворачиваются вправо – влево.

Воспитатель. «Лосенок, давай меняться, — говорит  Заяц.

 — Я тебе дам серебряный ключик, а ты мне морковку».

«Да я бы с удовольствием, — отвечает Лосенок, — только у меня кроме брусничных ягод ничего нет, да и те кончаются. Ступай лучше к Хомячку».

    Пошел Заяц к Хомяку.

Ест и спит зверек хомяк,

                                                         Потому такой толстяк.

Хорошо быть хомяком!

       Только плохо — толстяком.

                                                                                          Е. Адарич

Предложил Заяц Хомяку поменяться. «Хороший у тебя ключик, — похвалил Зайца Хомячок. — Как раз для моей кладовки. Только у меня кроме пшеничных зерен ничего нет. Я их мелю и ватрушки пеку».

Пальчиковая игра «Ватрушки»

Тюшки – тютюшки!

Будем печь ватрушки!

Хлопают в ладоши.

Тесто замесили мы,

Сахар положили мы,

Пощипывают себя по бедрам.

«Посыпают сахарный песок» пальчиками обеих рук.

Ягоды, творог –

Лепим пирожок.

«Лепят пирожки» (то одна рука сверху, то другая)

Тюшки – тютюшки!

Хлопают в ладоши.

Кушайте ватрушки!

Вытягивают руки вперед,

Развернув ладони вверх.

Воспитатель. Угостил Хомяк Зайца ватрушкой и  по советовал сбегать в деревню, к людям. Поскакал Заяц  через поле, через речку, через мосток. Вот и деревня. Остановился Заяц у крайней избы, постучал. Откуда ни возьмись, выскочила хозяйская собака Жучка, залаяла, зарычала.

Вот собачка Жучка,

 Хвостик закорючкой,

                                                            Зубы острые,

                                                            Шерстка пестрая.

                                                            Гав! Гав!

Воспитатель. Испугался Заяц, пустился наутек. Детишки вслед ему снежки бросать стали.

Игра «Снежки»

На полу рассыпаны «снежки» из поролона или ваты.

Много снега намело

Белою зимо,

Дети врассыпную ходят по залу.

Будем мы в снежки играть

Во дворе с тобою.

Лепим, лепим мы снежки,

В ручках их катаем,

Поднимают «снежок» и «лепят» его, перекладывая из руки в руку.

А потом прицелимся –

Метко их бросаем.

Поднимают снежок вверх.

На последнем слове бросают.

Дети поднимают с пола «снежки» и бросают друг в друга.

Воспитатель. Прибежал Заяц в лес, отдышался.  Слышит : скрип-скрип — кто-то по лесу идет.

Кто пришел? Что принес?

Знаем мы: Дед Мороз —

                                                   Дед седой, с бородой,

                                                   Он наш гость дорогой.

                                                    Он нам елку зажжет,

                                                    С нами песни споет.

                                                                          Е. Благинина

Песня о Деде Морозе

(Ранее разученная к новогоднему празднику)

Увидел Дед Мороз серебряный ключик, обрадовался. Это он его потерял. «Проси, Заяц, чего пожелаешь. «Мне, дедушка, кроме морковки ничего не надо. Только  где же ее взять зимой? Зима не лето». «А серебряный ключик на что»? — улыбнулся Дед Мороз,

Хлопнул он в ладоши — появилась тройка лошадей, запряженных в сани.

Стихотворение с движениями «Едем на лошадке»

Едем, едем на лошадке

По дороге зимней, гладкой.

Все прямо и прямо,

А потом вдруг в яму -

Двигаются по кругу прямым галопом.

Бух!

Приседают.

Воспитатель: В санях стоит сундук. Открыл Дед Мороз его серебряным ключиком и стал доставать из сундука  подарки:  бруснику для Лосенка, зернышки для Хомячка, рябину для снегиря, морковку для Зайца, а для ребят новогоднее угощение. Обрадовались звери и ребятишки подаркам, поблагодарили Деда Мороза, взялись за руки и встали в хоровод.

Встанем под елочкой

В дружный хоровод.

                                                            Весело, весело

Встретим Новый год.

                         3. Александрова

Новогодний хоровод

(по выбору)

Вот и сказочке конец,  а кто слушал -  молодец!