Понятие «Речевое развитие» в психолого-педагогической литературе.
статья по развитию речи

Власова Галина Алексеевна

 

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речевого развития дошкольник познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Понятие «Речевое развитие» в психолого-педагогической литературе.

Речевое развитие – одна из основных линий развития дошкольника. Речевое развитие помогает дошкольнику войти в современный мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речевого развития дошкольник познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) речевое развитие выделено в отдельную образовательную область.

Стандарт определяет речевое развитие следующим образом: «не только овладение языковыми нормами (фонетическими, грамматическими и лексическими), но и совершенствование выразительных средств языка в живом речевом общении, развитие коммуникативных способностей детей» [1].

Рассмотрим понятие «речевое развитие» в психолого-педагогической литературе.

По В. Штерну, речевое развитие – это открытие символической функции слов, которое является результатом мыслительной деятельности ребенка как таковой, в действительности - сложный генетический процесс [41].

«Речевое развитие рассматривается как возрастной процесс качественных изменений в овладении ребенком речью и как результат этого процесса - уровень овладения речью на данный момент», – полагает Л.В. Щерба [38]. «Речевое развитие – это формирование речевых навыков и умений», – считает Е.А. Флерина [34].

В данном исследовании мы будем придерживаться мнения О.С. Ушаковой, которая считает, что речевое развитие - это закономерный процесс развития, совершенствования речи творческой системы организма отдельного человека [32].

Физиологическую основу речевого развития составляет деятельность второй сигнальной системы. К периферическим системам обеспечения речевого развития относятся: энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука; легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма; генераторная система, т.е. звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны; резонаторная система, т.е. носоглотка, череп, гортань и грудная клетка. Учение о второй сигнальной системе представляет собой учение о слове как сигнале. Изучая закономерности рефлекторной деятельности животных и человека, И.П. Павлов выделил слово как особый сигнал. Особенностью слова является его обобщающий характер, что существенно изменяет как действие самого раздражителя, так и ответные реакции человека. Изучение значения слова в образовании нервных связей составляет задачу физиологов, которые показали обобщающую роль слова, быстроту и прочность связей, образующихся на раздражитель, возможность их широкого и легкого переноса. И.П. Павлов считает, что «речь, являясь средством общения, становится вместе с тем и средством углубленного анализа и синтеза действительности, и, что особенно важно, «высшим регулятором поведения». Учитывая данный подход, А.Р. Лурия указывал на огромную роль речевого развития в формировании психических процессов [20].

Психофизиологические механизмы речевого развития и речевой деятельности раскрыты в работах А.А. Леонтьева [20]. Опираясь на идеи Л.С. Выготского [8], ученый считает, что физиологической основой речевого развития и речевой деятельности является специфическая функциональная система. Эта система является многочленной и многоуровневой. В обеспечении речевых процессов принимают участие как элементарнейшие физиологические механизмы типа стимул - реакция (исследованные американским психологом Б. Скиннером), так и механизмы специфические, имеющие иерархическое строение и характерные исключительно для высших форм речевой деятельности (например, механизм внутреннего программирования речевого высказывания).

Психологическая природа речевого развития и речи раскрыта А.Н. Леонтьевым [20] (на основе обобщения этой проблемы Л.С. Выготским [8]):

- речевое развитие и речь занимают центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;

- речевое развитие и речь имеют полифункциональный характер: речи присущи коммуникативная функция (слово – средство общения), индикативная (слово – средство указания на предмет) и интеллектуальная, сигнификативная функция (слово – носитель обобщения, понятия); все эти функции внутренне связаны друг с другом;

- речевое развитие и речь являются полиморфной деятельностью, выступая то как громкая коммуникативная, то как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

- в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смысловую) сторону;

- слово имеет предметную отнесенность и значение, т.е. является носителем обобщения;

- процесс речевого развития – не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т.е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова.

Речевое развитие ребенка формируется постепенно – от простого к сложному: сначала происходит подготовка к овладению речью, затем у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих, он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие. В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребенок говорит совсем чисто. На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. «К концу дошкольного возраста ребёнок овладевает всеми сторонами родного языка: его грамматикой, фонетикой, он имеет богатый лексический словарь и выразительную речь», – считает И.Е. Тихеева [31].

Таким образом, речевое развитие – это закономерный процесс развития, совершенствования речетворческой системы организма отдельного человека.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе

Дети дошкольного возраста очень рано начинают усваивать систему отношений в той среде, в которой они живут. Непосредственно воспринимая эмоциональную атмосферу семьи, подражая взрослым, ребёнок перени...

Авторская публикация "Пальчиковые игры как основа речевого развития в психолого-педагогическом развитии дошкольников"

Авторская публикация "Пальчиковые игры как основа речевого развития в  психолого-педагогическом развитии дошкольников"...

Сущность и содержание понятия «музыкальное восприятие» в психолого-педагогической литературе.

Понятие «музыкальное восприятие» в научной литературе имеет различное толкование, т.к. является аспектом изучения разных наук. Прежде чем, остановится на детальном рассмотрении данного фен...

Характеристика понятия "самостоятельность" дошкольника в психолого-педагогической литературе.

Исследователь И.Д. Зверев считает: «Самостоятельность дошкольника – это способность иметь собственное суждение, вносить элементы новизны и творчества в свою деятельность, выполнять те или иные ее виды...

Понятие «эмоциональная сфера» в психолого- педагогической литературе

Ключевым моментом развития эмоциональной сферы ребёнка являются освоение им социальных форм выражения эмоций. Также посредством речевого развития эмоции ребёнка становятся осознанными....

Понятие раннего возраста в психолого-педагогической литературе

Консультация для педагогов и родителей об особенностях развития детей раннего возраста...

Понятие «коммуникативные умения» в психолого-педагогической литературе

Понятие «коммуникативные умения» рассматриваются в различных науках: в дидактике, методике, психологии, педагогике. Для данного исследования наибольшее внимание представляет определение эт...