ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
статья на тему
Формирование познавательной активности и познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ebonuchina.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО -ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Онучина Е.Б., воспитатель МБДОУ №1 «Дружные ребята» г. Поронайска
Формирование познавательной активности и познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью есть сложный процесс умственного развития. Умственное развитие дошкольника – важнейшая составляющая часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Именно в этом и заключается смысл широкого распространенного понятия познавательная активность «развивающее обучение» Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются. Отечественные психологи и педагоги (А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.Н. Поддъяков) разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей дошкольного возраста, позволяющие существенно повысить познавательную активность и развивающий эффект обучения, его влияние на развитие умственных способностей. Однако совершенствование развивающего обучения – не единственный способ воздействия на развитие этих качеств. Доказана необходимость прямого управления развития познавательной активности ребенка. Результаты исследований показали, что основой развития умственных способностей является овладение ребенком действиями замещения и наглядного моделирования в процессе обучающих игр. Замещение – это использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов. Первоначальное замещение возникает в детской игре, когда, например, кубик становится куском мыла, которым ребенок «стирает», а стул «превращается» в автомобиль – стоит только сесть и воспроизвести звук работающего мотора. Позднее не только одни предметы начинают заменять другие (палочка – термометр, ложку, ружье и даже лошадь), но и сам ребенок, беря на себя роль, изображает другого человека – доктора, маму, охотника, всадника, включая тем самым возможности своего психического развития и познавательной активности. Как отмечают психологи игровое замещение - начало большого пути, ведущего к использованию математических символов, нотных знаков, программ для вычислительных машин и, главное, к пониманию истинного значения слов, которые не только указывают на предметы и явления, но и выделяют в них важные существенные признаки. Важнейшая задача педагогов – сформировать у детей познавательную активность. Как решить эту задачу в условиях воспитания и обучения детей? «Правильно организовать учебно-воспитательный процесс – это значит поставить такую учебную задачу, которую без эксперимента не решить» - считает известный психолог Давыдов. Проблему познавательной активности учёные, как правило, рассматривают вместе с деятельностью, а так же в тесной связи с таким понятием , как самостоятельность. Еще Роджерс подчеркивал: на активность ребёнка влияют только те знания, которые ребёнок сделал сам. Таким образом , условием развития познавательной активности , вознесение её на высшую ступень являются практические исследования действия самого ребёнка.Познавательная активность это самостоятельная, инициативная деятельность ребёнка, направленная на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях, а также это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединённых единством мотива. Одним из способов повышения эффективности обучения дошкольного является развитие и формирование их познавательной активности. Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии. Ученые педагоги и психологи характеризуют познавательный интерес как процесс, связанный с избирательной направленностью внимания (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец), с побуждением к деятельности (И.Ф. Харламов), с единством эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельность (Л.А. Гордон), с активно-познавательным (Н.В. Мясищев, В.Г. Иванов), эмоционально-познавательным (М.Г. Морозова) отношением человека к миру, с мотивированным состоянием познавательного характера (Р.С. Немов, А.В.Петровский), со специфическим отношением личности к объекту, вызванным сознанием его личной значимости и эмоциональной привлекательности (А.Г.Ковалев). Очевидно, что указанные характеристики познавательного интереса выделены авторами на разных основаниях и связаны с психологическими особенностями развивающейся личности. Однако перечисленные аспекты представлены изолированно друг от друга и не отражают целостного подхода к развитию познавательного интереса в аспекте личностного развития ребенка-дошкольника. Это свидетельствует, с одной стороны, об актуальности проблемы развития познавательного интереса у дошкольников, а с другой стороны, о недостаточной ее разработанности в плане развития личности ребенка.
Эмоциональный компонент, характеризуемый положительным отношением к деятельности, ее предметной стороне, к процессу деятельности и наиболее ярко проявляющийся во время взаимодействия с другим человеком (оказание помощи, проявление заинтересованности, эмпатии, положительных эмоций в ходе совместной деятельности с взрослым и со сверстниками). Заложенное в познавательном интересе эмоциональное начало, как отмечает Ю.Н. Кулюткин, содержит мощные энергетические ресурсы, которые подкрепляют его, делают более устойчивым, обеспечивая тем самым перерастание его в неотъемлемое свойство личности. Интеллектуальный компонент, связанный с развитием операций мышления (анализа, синтеза, обобщения, сравнения, классификации), которые Г.И. Щукина называет «ядром познавательного процесса», с направленностью детских вопросов на существенные свойства и характеристики исследуемого объекта, поиском новых способов решения познавательных задач. Познание невозможно без активной мысли, поэтому операции мышления значимы для развития интереса.
Регулятивный компонент. Устремления, целенаправленность, преодоление трудностей, принятие решений, сосредоточенность внимания, отношение к результатам деятельности, развитие рефлексивных способностей, связанных с самооценкой и самоконтролем в ходе деятельности – все это регулирует и развивает познавательный интерес. В исследованиях Л.С. Выготского, А.К. Дусавицкого, В.Н.Мясищева, Н.Г.Морозовой, А.И.Сорокиной и др. доказано, что познавательный интерес является стимулом для развития волевых качеств личности.
Творческий компонент, выраженный в самостоятельном переносе ранее усвоенных способов деятельности в новую ситуацию, комбинированием ранее известных способов деятельности в новые виды деятельности, проявлением способности к оригинальной мыслительной деятельности. Вслед за Л.А. Венгером, Н.С. Лейтесом считается, что познавательный интерес служит основой для совершенствования способностей и склонностей ребенка к различным видам творческой деятельности. Творчество в ходе совместной деятельности взрослого и ребенка способствует проявлению фантазии, отражению в деятельности впечатлений из прошлого опыта, определению перспектив решения поставленных задач в других условиях, на другом материале. Познавательный интерес – это есть познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность. Каждому ребенку присущ познавательный интерес, но его мера и направленность у детей неодинакова. Развитие познавательного интереса предполагает получение новых знаний и умений. На передачу различных знаний и умений, в том числе интеллектуальных направлены занятия в детском саду.
По мнению Лисиной М.И., решающий фактор развития и формирования познавательной активности – это общение ребенка с взрослым человеком - педагогом, родителями.
Литература
1. Савенков А.И.Психологические основы исследовательского подхода к обучению.Ось – 89.-С 479 . 2. Урунтаева. Г.А. Дошкольная психология. М., ;Академия 1999.-С 335. 3. Эльконин Д.Б. Психология игры.: М.,; Педагогика 1978.-С 295 . 4. Нисканен Л.Г.Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников. М., ;академия 2002- С 194 . 5.Венгер Л.А, Дьяченко О.М. Умственные способности и их развитие в дошкольном возрасте. М.; Просвещение 1999- С 125. 6. Обухова.Л.Ф. Этапы развития детского мышления. Изд. Московского университета 1972- С 148. 7. Веракса Н.Е., А.Н. Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. М., Мозаика – Синтез 2012- С335.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Советы бабушки Мыши» Вид проекта: Психолого-педагогический среднесрочный Год разработки: 2012-2013г Авторы: Суздальцева Ирина Владимировна – 1 квалификационная категория Мальцева Ольга Сергеевна- 1 квалификационная категория Возраст детей: 3-4
Описание проекта:Проблемы:1. Дети не умеют делиться друг с другом игрушками.2. Дети не всегда могут договариваться друг с другом, решая разногласия не словами,...
« Советы бабушки Мыши» Вид проекта: Психолого-педагогический среднесрочный Год разработки: 2012-2013г Авторы: Суздальцева Ирина Владимировна – 1 квалификационная категория Мальцева Ольга Сергеевна- 1 квалификационная категория Возраст детей: 3-4
Описание проекта:Проблемы:1. Дети не умеют делиться друг с другом игрушками.2. Дети не всегда могут договариваться друг с другом, решая разногласия не словами,...
« Советы бабушки Мыши» Вид проекта: Психолого-педагогический среднесрочный Год разработки: 2012-2013г Авторы: Суздальцева Ирина Владимировна – 1 квалификационная категория Мальцева Ольга Сергеевна- 1 квалификационная категория Возраст детей: 3-4
Описание проекта:Проблемы:1. Дети не умеют делиться друг с другом игрушками.2. Дети не всегда могут договариваться друг с другом, решая разногласия не словами,...
Проблема развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе
развитие познавательной активности - одна из проблем развития детского потенциала....
психолого-педагогическая мастерская «Квест-игра как эффективная форма развития познавательной активности дошкольников»
Наиболее эффективными в плане актуализации познавательной активности являются интерактивные технологии обучения. Общеизвестно, что интерактивные технологии обучения представляют собой процесс, основан...
Понятие «познавательная активность дошкольника» в психолого-педагогической литературе
У детей дошкольного возраста познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, и на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности,...
Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ
Бизиборд как средство всестороннего развития познавательной активности и форма психолого-педагогической поддержки детей раннего возраста, в том числе с ОВЗ...