РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ
статья (старшая группа)

Клещёнок Екатерина Александровна

Взаимодействие образовательной организации и семьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬИ

Е.А. Клещёнок                                                                                                                МБДОУ № 243, г. Красноярск

            Сегодня, в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание в слепую, интуитивно. Система воспитания находится в состоянии острого кризиса, причинами которого являются: отсутствие в обществе четких социально-нравственных ориентиров, разрушение традиционных ценностей, низкий уровень жизни, сложность самореализации вступающего в жизнь нового поколения. Старшее поколение зачастую проявляет равнодушие к судьбам тех, кто идет ему на смену, кому предстоит реально формировать новое общество. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми, и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к уходу ребёнка из-под влияния семьи.

            Данное положение нельзя признать удовлетворительным,   поэтому на воспитателях детского сада лежит особая ответственность. Именно воспитатель чаще всего видит родителей или членов семьи ребёнка, ближе всех знаком с проблемами  и особенностями семьи. Нам, педагогам,  важно установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника. Для налаживания сотрудничества, прежде всего, следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать для блага ребёнка, и, значит, отказаться от традиционной роли воспитателя в пользу партнёрской.  Создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

            Одними из основных направлений организации работы нашего дошкольного образовательного учреждения с семьёй является:

• Составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их деятельности, образовательный уровень и др.).  

• Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

• Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и воспитанников.

• Выявление и использование в практической деятельности позитивного использования семейного воспитания.

• Использование различных форм сотрудничества с отцами, вовлечение их в совместную с детьми творческую, социально значимую деятельность, направленную на повышение их авторитета.

• Помощь в организации деятельности общественных родительских формирований ( попечительский совет, родительский комитет, совет отцов и др.) ; объединений родителей по семейным проблемам ( школа молодых родителей, клуб молодой семьи, одиноких отцов, одиноких матерей, родителей – инвалидов, семейные клубы).

• Активное включение в работу с семьей педагога – психолога, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, воспитателей.

• Разработка тематического оформления по работе с семьей ( зал, уголок для родителей, музей семейных традиций и тому подобное).

• Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг в стенах дошкольного образовательного учреждения.

            Для улучшения взаимодействия родителей и педагогов ДОУ, мы, воспитатели:

• Систематически приобщаем родителей к педагогическому процессу.

• Позволяем пребывание родителей в ДОУ в период адаптации ребёнка.

• Подготавливаем информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе ознакомиться со спецификой ДОУ, с его воспитывающей и развивающей средой.

• Проявляем уважительное отношение к мнению родителей, воспитываем детей в духе уважения к отцу и матери ( находим черты заслуживающие уважения даже у самых «трудных» родителей ).

• Значительную часть воспитательного  процесса стараемся организовывать совместно с детьми и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя, интересов друг друга и объединяя усилия для достижения более высоких результатов.

            Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в нашем ДОУ, мы представляем наш коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живёт только в том случае, когда организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

           На мой взгляд, одной из самых известных форм сотрудничества педагогов и родителей является родительское собрание. Собрания, помимо информационной части,  это взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решения разного рода задач, касающихся воспитания детей. Тематика собраний может быть самая разнообразная: «Мы - одна семья», «Учимся общению», «Психологический климат в коллективе» и многое другое. С учётом современных требований мы часто проводим родительские собрания в форме «круглого стола», тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья.

Хочется процитировать слова Т. Харрис «Лучше всего можно помочь детям, помогая их родителям».

            Одна из задач педагогов нашего ДОУ – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей, для успешной реализации, которой, мы проводим: дни открытых уроков; турниры знатоков; выпуск предметных газет и т.д. Привлекаем родителей помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды. Проводим такие конкурсы как «Семья - эрудит», «Мы сильнее, мы быстрее», «Круг семейного чтения» и т. д.

            Привлекаем родителей и к трудовой деятельности: это помощь в оформлении помещений группы, благоустройство и озеленение площадки для прогулок, уборке территории ДОУ.

            Проводим и разного рода досуговые мероприятия: это соревнования, конкурсы, экскурсионные поездки. Огромное удовольствие родителям и детям доставляют семейные праздники и фестивали: «День матери», «День отца», «День бабушек и дедушек»; игровые и семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек и т.п.

            Всё это даёт позитивный настрой и положительную динамику внутри каждой семьи. Мы – педагоги, получаем огромное удовольствие от проделанной работы и от плодов которые наша работа приносит. Ведь недаром говорят, что педагог это не профессия – это образ жизни!

 

                 Библиографический список                                                                                                                    1.Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007 — 176 с.

2.Настольная книга воспитателя детского сада. / Автор – составитель Честнова Н.Ю. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 336 с. (Серия «Сердце отдаю детям»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передовой педагогический опыт "Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей через нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй"

Анализ сложившейся педагогической практики показывает, что формальному участию родителей в педагогическом процессе, их отстранённости от него и низкому уровню образовательных запросов способствовало т...

Презентация "Взаимодействие образовательной организации и семьи по вопросам здоровьесбережения ребенка" .

В данной презентации представлена система работы с детьми, направленная на сохранение здоровья....

Взаимодействие образовательной организации и семьи как социальных партнеров.

Совместная деятельность дошкольного учреждения и семьи.«Родословная — древо жизни» (психолого-педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста и их родителей). Каждая, отдельно взята...

Проблемы организации взаимодействи образовательной организации и семьи.

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстранен...

Основные показатели и результаты деятельности в части взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников

В нашем учреждении работа с семьями строится по четырем направлениям: работа с воспитанниками, работа с родителями (законными представителями), работа со специалистами детского сада, работа с субъекта...

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи

Повышение родительской компетентности в вопросахвоспитания и развития детей дошкольного возраста в процессевзаимодействия детского сада и семьи...