Основные принципы работы педагога по социализации детей с ОВЗ в условиях взаимодействия образовательной организации и семьи.
статья по коррекционной педагогике на тему
Советы родитялям. принципы и методы работы с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nehorosheva_o.v.docx | 17.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные принципы работы педагога по социализации детей с ОВЗ в условиях взаимодействия образовательной организации и семьи.
В нашем обществе ребенку с ОВЗ трудно войти в социум, а социуму трудно его принять. Включение семьи в поле взаимодействия с социумом – основной стабилизационный фактор.
Главная цель в работе педагога с семьей ребенка с ограниченными возможностями – помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать ее возможности.
При работе с семьями решаются следующие задачи:
- формирование позитивной самооценки родителей,
- снятие тревожности;
- развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров;
- развитие детско-родительских отношений;
- совершенствование коммуникативных форм поведения;
- формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.
Формы и методы работы с родителями:
- анкетирование родителей с целью получения информации о ребенке, семье;
- семинары-практикумы – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике;
- включение родителей в индивидуальные коррекционные занятия с целью обучения их приемам и способам работы с особым ребенком;
- проведение совместных праздников, где родитель может видеть достижения своего ребенка, участвовать в деятельности совместно с ребенком;
- совместные тренинги для родителей по оптимизации детско-родительских отношений;
- индивидуальное консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка;
- круглые столы, где родители делятся собственным опытом воспитания и обучения ребенка с ограниченными возможностями;
- организация обратной связи для родителей: «почтовый ящик» куда родители помещают свои отзывы, предложения, предлагают темы родительских собраний, семинаров;
- совместное заполнение дневника наблюдений за ребенком в условиях детского сада и в домашней обстановке, где родители и педагоги фиксируют свои наблюдения, с целью выявления динамики развития ребенка;
- использование современных устройств для общения с родителями: виртуальное общение с родителями через Интернет, использование сотовой связи;
- организация выставок книг, методических пособий и игрушек, способствующих развитию ребенка в домашней обстановке;
Именно от работы педагога зависит, насколько такие семьи понимают политику, проводимую учреждением по отношению к воспитанию, обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, и участвуют в ее реализации.
Методы и формы работы с детьми:
1. Сказкотерапия, где осуществляется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать взрослый, а также это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками могут быть и участники группы детей.
2. Игротерапия – занятия могут быть организованы незаметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.
3. Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы.
4. Арт-терапия – это форма работы, направленная социализацию и адаптацию ребенка с ОВЗ посредством различных направлений искусства. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Рисунки детей не только отражают уровень умственного развития и индивидуальные личностные особенности, но и являются своеобразной проекцией личности.
Тесный эмоциональный контакт с полноценной семьей, начиная с первых дней жизни, ее ласка и забота являются залогом полноценного психического развития любого ребенка. Ребенок с особенностями здоровья должен быть уверен, что близкие люди любят и понимают его, не считая хуже других детей, всегда готовы прийти на помощь.
Снятие межличностных или культурных барьеров, уменьшение социальной дистанции между родителем и педагогом может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым. Отсутствие подобного взаимодействия намного снижает эффективность социальной адаптации и образования ребенка с ОВЗ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»
Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до п...
«Система работы по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи».
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что в настояще...
ОПЫТ РАБОТЫ ПО Социализация ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия детского сада и семьи
Семья, как один из главных социальных институтов для социализации дошкольника, должна быть непосредственно взаимосвязана с детским садом. Очевидно, что семья и детский сад, выполняя свои особые ...
Основные показатели и результаты деятельности в части взаимодействия образовательной организации с семьями воспитанников
В нашем учреждении работа с семьями строится по четырем направлениям: работа с воспитанниками, работа с родителями (законными представителями), работа со специалистами детского сада, работа с субъекта...
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...
Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание...
Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.( презентация)
Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.( презентация)...