Проект "Духовно-нравственное развитие в ДОУ"
проект

Диасамидзе Любовь Викторовна

В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proek_duhovno.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Духовно-нравственное воспитание в ДОУ»

Пояснительная записка

Актуальность проекта 

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России.  Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).  Нравственное воспитание дошкольника - это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности.

Особенное место в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны. Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье. Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников. При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход. Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Данный проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.

Система духовно - нравственного воспитания включает следующие направления:

- формирование потребности в здоровом образе жизни;

- формирование духовности дошкольников через отношение к литературе, средствам массовой информации;

- эстетическое развитие детей;

- сотрудничество семьи и ДОУ;

- обращение к духовно - нравственным традициям и ценностям своего народа.

Программа духовно- нравственного воспитания дошкольников является целенаправленным воспитательным процессом и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий. Особое место отводится семье, как первому наставнику ребёнка, а также коллективно – творческой деятельности, которая способствует перенаправлению энергии дошкольника из деструктивного направления в конструктивное.

Цель проекта: воспитание духовно-нравственной личности ребенка, через приобщение дошкольников к основам православной культуры.

Задачи проекта:

1. Приобщение детей к традиционным для православной России духовно-нравственным ценностям.

2. Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований.

3. Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной культуры).

4. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу.

5. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.

6. Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.

7. Способствовать повышению значения семейных ценностей.

Основные принципы проекта:

Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.

Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника.

Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта.

Принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и в детском саду на основе сотрудничества (чтобы не заменяли, а дополняли).

Участники реализации проекта:

Дети.

Педагоги.

Родители.

Условия реализации проекта

Данный проект рассчитан для дошкольного возраста. Дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете, а также проводится работа по закреплению у дошкольников имеющихся знаний.

Для реализации проекта использовались следующие методы:

Наглядный метод: наблюдение; просмотр сказок; рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов; проведения дидактических игр;

экскурсий к храму, целевые прогулки.

Словесный метод: чтение литературы; разучивание стихотворений; беседа с элементами диалога; загадывания загадок; рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирование сказок; разбор ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практический метод: организовывать продуктивную деятельность; проведение игр (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); оформить коллекцию семян для занятия; сшить кукол к сказкам; организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины; провести экскурсии различной направленности; организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников; изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми:

- чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

- цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

- знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождественские Святки, Масленица, Пасха)

- тематические выставки детского творчества.

- знакомство детей с жизнью православных святых и защитниках земли русской, как пример высокой духовности и нравственности, патриотизма в виде рассказа с использованием видеофильмов.

- экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

- экскурсии на природу (красота Божьего мира);

- слушание колокольной и духовной музыки на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)

Формы работы с родителями:

- родительские собрания на духовно-нравственные темы;

- вечера вопросов и ответов;

- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

- экскурсии;

- визиты домой;

- индивидуальная работа с детьми дома (ведение тетради эмоционального развития ребенка);

- совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Планируемые результаты:

Обучающиеся имеют представления:

- о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

- о духовных и нравственных ценностях;

- о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

- знакомы с историей и культурой своей страны;

- умеют беречь и поддерживать красоту;

- проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание, радость;

- верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

- стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

- сотрудничают в тесном контакте с ДОУ по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;

- воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

- являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

- понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Перспективный план реализации проекта:

Работа с детьми

1. Мониторинг уровня готовности дошкольников по ознакомлению материала «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ».

2. Беседы: «О чем поет колокол».

Цель: дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона. Ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола.

«Вежливые слова».

Цель: учить детей правилам употребления слов приветствия и благодарности.

«Моя семья»

Цель: знать членов своей семьи; имя, отчество родителей; воспитывать умение выражать чувства благодарности в ответ на любовь и заботу близких людей; представление о правдивости; выяснить приоритет ребенка в семье.

«Добро и зло - твой нравственный выбор».

Цель:  учить детей быть вежливыми, доброжелательными, учить работать в коллективе; работать над выразительностью речи. Упражнять в умении различать добрые и плохие поступки; воспитывать интерес к коллективной взаимопомощи, дружеские взаимоотношения между детьми.

«Мои добрые поступки»

Цель: углубить представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других детей).

«Как выглядит православный храм»

Цель: закрепить представление об устройстве церкви; знакомить с правилами поведения в церкви; расширять словарный запас детей (храм, церковь, колокольня).

«О чем поет колокол»

Цель: дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона; ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола.

«Кого и что мы видим в церкви»

Цель: познакомить детей с внешним и внутренним устройством церкви; дать представление о расположении и назначении главных частей церкви; воспитывать уважительное отношение к церкви и ее святыням.

«Православные Христиане»

Цель: формирование культурологической компетенции детей старшего дошкольного возраста в области знаний о традиционной религиозной культуре России. 
3.Чтение художественной и познавательной литературы

В. Осеев «Просто старушка»

Цель: формировать чувства уважения к людям преклонного возраста, желания заботиться о них.

В.Бородина стихотворение «Дорога к храму»

Рассказ «Доброе слово - хороший поступок»

А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»

Цель: раскрыть понимание чувства совести; воспитывать чувства ответственности в себе, бдительности по отношению ко злу.

А.Н. Афанасьев «Василиса Прекрасная»

Цель: воспитывать почтительное отношение к родителям; рассказать о том, почему необходимо быть послушными, выполнять наказы со смирением и любовью.

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Цель: рассказать об источниках зла: зависти, гордости, своенравии, злости; раскрыть красоту качеств, присущих нравственному человеку.

4.ООД 

Художественно-эстетическое развитие (Рисование):

«Православный Храм»

Цель: развивать у детей творческие способности, умение рассказать о созданном изображении; формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам; напомнить детям приемы закрашивания: медленными, осторожными у контура, быстрыми в середине.

«Знакомство с храмовой архитектурой»

Цель: научить рисовать православный храм.

«Колокольные звоны Руси»

Цель: развитие личности ребенка дошкольного возраста, формирование базовой культуры на основе отечественных традиционных духовных и нравственных ценностей.

«Золотые Купола»

Цель: Продолжать знакомить детей с памятниками старины, православной архитектурой - храмами; закреплять знания о предназначении храма, его строении; совершенствовать навыки работы с различным изобразительным материалом - гуашь, цветные карандаши, восковые мелки; развивает мелкую моторику рук; расширять представление детей об окружающем мире; воспитывать уважение к русским православным традициям; развивать эстетические, созидательные чувства.

«О чем поют колокола»

Цель: приобщение к истокам русской народной культуры; формирование чувства сопричастности к русской национальной истории и культуре.

«Храм в честь иконы Божьей Матери «Нечаянна Радость»

Цель: научить детей рисовать церковь цветными карандашами.

«Дорога к храму»

Цель: познакомить детей со спецификой храмовой архитектуры: купола, арки, круглая часть под куполом; учить передавать образ архитектурных сооружений в рисунках, делая предварительный эскиз карандашом, используя в работе разные изобразительные материалы (на выбор).

Аппликация / Лепка

«Маленькие Ангелочки»

Цель: учить детей новым приемам лепки; закрепить приемы примазывания; развивать эстетические чувства; продолжать формировать умение работать аккуратно; учить передавать в лепке выбранный объект; развивать у детей образные представления.

«Мы - строители»

Цель: закрепить умение работать с геометрическими фигурами; развивать умения составлять одно целое из отдельных деталей, добавлять отдельные детали вырезая их из бумаги; воспитывать уважение к труду строителя.

Изготовление открытки   «Ангел»

Цель:  познакомить детей с одной из православных традиций; воспитывать нравственные качества детей в отношении к окружающим людям: желание сделать им что-то приятное; продолжать формировать эстетический вкус дошкольников.

«Храм - дом Божий»

Цель: знакомить детей с православным  храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

«Русские храмы»

Цель: дать представление о понятии «храм», «собор», «церковь»; закреплять умение вырезывать из бумаги сложенной вдвое купола, окна; намазывать клеевым карандашом всю поверхность цветной бумаги, приклеивать к картону прижимая салфеткой; формировать элементарные представления об истории русского храмового зодчества; воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Познание

«Православный храм»

Цель: знакомить детей с православным храмом его значением в жизни православных христиан; обогащать словарный запас детей понятиями духовно-нравственной культуры.

«Православный храм»

Цель: дать представление о том, что такое Православный храм-это дом молитвы, дом общения человека с богом; помочь детям понять смысл заповедей бога; рассказать о служителях храма.

«Колокольная история»

Цель: дать детям знания о том, как появился колокол; уточнить знания о строении колокола; познакомить с основными колокольными звонами; расширить духовный мир детей.

«Храм дом Божий»

Цель: формировать представление о Церкви как о доме Божьем; познакомить с храмом, его внешним видом, отличием от других строений.

«Наш красивый, добрый мир!»

Цель: духовно-нравственное развитие ребёнка в контексте его всестороннего развития.

Развитие речи: 
«Мой Храм»

Цель: уточнить представления детей о родном поселке, познакомить их, с некоторыми его достопримечательностями; вызвать у детей чувство восхищения красотой родного поселка; развивать мышление, речь; воспитывать любовь к родному поселку, желание сохранить чистоту, порядок в своем поселке.

«Репка»

Цель: обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей; создавать игровые ситуации, способствующие формированию доброты, доброжелательности, дружелюбия.

«Зачем творить добро?»

Цели: подвести детей к ответу на вопрос: зачем творить добро?; помочь разобраться в понятиях добро и доброта; учить находить эти качества в жизненных ситуациях; поселить в сердцах детей добро, милосердие; разъяснить смысл пословиц; воспитывать стремление совершать добрые поступки и всегда быть доброжелательным.

«Несколько минут в священном месте - храме (церкви)»

Цель: учить правильному поведению в храме ( церкви); обогащать духовно - нравственного воспитания детей; развивать интерес к духовной жизни, любознательность, воображение.

«История возникновения колоколов на Руси»

Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине; способствовать воспитанию духовно- нравственных качеств детей; формировать нравственные умения и привычки, справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, доброжелательными, милосердными; обогащение словаря: колокол, купол, звонарь, благовест, красный звон, епископ.

Дидактические, настольно - печатные игры

«Карусель»

Цель: забота о сохранении народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему поколению опыта (житейского, духовного…), накопленного предыдущими поколениями.

«Ой, блин золотой!» Хороводная игра на празднике Масленицы

Цель: познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленицей; вовлечь детей, принять участие в празднике и создать атмосферу праздника; приобщение детей дошкольного возраста, к истокам народной традиции; развитие музыкальных и творческих способностей.

Игра «Ручеек»

Цель: развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к народным традициям.

«Говорим ласковые слова»

Цель: формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

«Пожелания»

Цель: способствовать сближению детей и родителей, формировать умения слушать и слышать друг друга, выражать свои чувства

«Кто что делает?»

Цель: учить внимательно рассматривать картинку и называть изображенные на ней предметы, действия.

«Назовите православный праздник»

Цель: воспитывать у детей привычку готовиться к православным праздникам; побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

«Не забывай о товарищах»

Цель: формировать положительные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; закреплять навыки одевания, отбора игрушек на прогулку.

«Воздушный шар»

Цель: формировать у детей осознание, понимание добрых поступков; учить анализировать делать выводы; отличать героев по поступкам; формировать понятия положительного и отрицательного персонажа; классифицировать их по данным понятиям.

«Добрая Тучка»

Цель: формировать понятие «Доброта» доброго отношения к близким, думать о своих поступках и поступках других сопоставлять их и делать выводы.

«Добро - зло»

Цель: учить детей различать добрые и злые поступки; воспитывать понимание, дружелюбие, взаимопомощь и согласие.

«Мой ангел»

Цель: расширять представления детей о сотворении мира Богом; уточнять представления о мире видимом и невидимом, духовном, ангельском и земном; воспитывать и развивать понимание детьми нравственных образцов, духовных значений и смыслов.

«Собери Храм»

Цель: знакомить детей с внешним устройством Храма; дать представление о расположении и назначении главных частей Храма; расширять словарный запас детей; способствовать развитию образного восприятия Храма; воспитывать благоговейное отношение к Храму и его Святым.

«Назови библейское событие»

Цель: закрепить знания детей о содержании Библии, событиях и смыслах;

прививать детям знания о наиболее важных событиях, описанных в Библии;

побуждать желание укреплять и расширять свои знания о православии.

Экскурсия к храму

Цель: формировать духовно - нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию.

Сотрудничество с родителями

1. Организации библиотеки в книжном уголке.

2. Изготовление поделок по теме.

Методическое сопровождение:

Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, материала по теме проекта.

Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.

Список литературы 
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с.

2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.

3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.

4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004.

5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-72с.
6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с.

7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.

8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.

9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.

10. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.

11. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.

12. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.

Диагностические листы:                   Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»

Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...