Методические рекомендации по организации музея в ДОУ
методическая разработка (подготовительная группа)
Музейная педагогика оказывает огромное воздействие на приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны, помогает сформировать патриотические чувства, развить духовно-нравственные качества. При организации музея в ДОУ главная задача-построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 8.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по организации музея в ДОУ
Музейная педагогика оказывает огромное воздействие на приобщение детей к культурно-историческому наследию своей страны, помогает сформировать патриотические чувства, развить духовно-нравственные качества. При организации музея в ДОУ главная задача-построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской, созидательной и познавательной деятельности.
Деятельность музея в ДОУ –это применение интерактивных методик, т.е. непосредственное взаимодействие с предметом, создание фонда материалов, которые можно не только потрогать руками, но и поиграть, использовать на занятиях, в театрализованных представлениях, спектаклях, беседах и т.д. Основное внимание уделяется введению в музейную жизнь необычных элементов, например оформленной в сказочной манере горницы, магазин « мульт-игрушек», «древний» сундук с загадочными предметами и т.д. А экспонаты, изготовленные руками дошкольников особенно приветствуются. Музейное правило «Руками не трогать!» меняется на разрешение «Трогать можно!», но не всё. Следует чётко обозначить границы: что можно трогать, а что нельзя. Ведь воспитание музейной культуры-важная задача музея в ДОУ.
При создании музея необходимо соблюдать определённые условия.
Приоритетность регионального культурного наследия. Подбирать материал о родном хуторе, городе, крае, который включает сведения об историческом прошлом, о современном облике. Могут использоваться фотографии, макеты, старинные и современные вещи, альбомы и специальная литература.
Удовлетворение потребности в познании родного края. Подбирать материал о природе родного края. Представить панораму, карту родного хутора, города, края. Устанавливать взаимосвязь особенностей ландшафта и деятельности человека. Реализация этого условия обеспечивает у детей целостность картины мира.
Развитие ребёнка в деятельности.Обязательно в музее отводить место для занятий разными видами художественно-творческой деятельности.
Опора на эмоционально-чувственную сферу ребёнка. Проводить фольклорные праздники, театрализованные представления, кукольные спектакли, вечера развлечений с родителями, викторины, досуги и т.д.
Профили музея :
Краеведческий с широкой или конкретной тематикой, этнографический, естественно-научный, одного образа и т. д.
Жанры музея:
Музей-экспозиция, музей-лаборатория, музей-театр, музей-игротека, музей-мастерская (студия).
Музей-экспозиция. Представляет собой более или менее сложившийся комплекс предметов, малодоступных для активного использования. Экспозиционное пространство упорядочено и используется в основном для проведения экскурсий, занятий по определённой тематике. Музейный материал служит главным образом в качестве иллюстрации.
Музей-мастерская.Экспозиционное пространство выстраивается так, что в нём обязательно присутствуют уголки, зоны для творческой деятельности. Экспозиции могут быть расположены по групповым комнатам.
Музей-лаборатория.Этот музей очень близок к музею- мастерской. Отличие состоит в характере коллекций, на основе которых музей осуществляет свою деятельность. Коллекции имеют естественно-научный профиль, часть их также может быть размещена в групповых комнатах. Экспозиционное пространство включает исследовательские лаборатории и оборудование.
Музей-театр.Экспозиция, как правило, достаточно компактная и статичная, служит подспорьем для кружковой работы, проведения разнообразных форм организованной деятельности. Фонды могут быть представлены разными видами театра, куклами различных систем и народов, декорациями к спектаклям, атрибутами для театрализованных представлений, мульт.игрушками, фотоальбомами, коллажами различных выступлений. Музей- театр может включать в себя театральную мастерскую.
Музей- игротека.Это может быть музей игр, игрушек, в котором каждый экспонат можно потрогать, поиграть с ним. Составляющей деятельности такого музея является представление игрушек разных времён, ознакомление с их особенностями.
Жанры музеев ДОУ создают благоприятную среду для проявления самостоятельности, активности и инициативы каждым ребёнком, а также для использования разных форм занятий.
Музей ДОУ не статичен. В группах могут быть оформлены музейные уголки разной направленности, которые органично дополняют основные музейные экспозиции, вызывают интерес к посещению музея.
Для посещения музея важна предварительная подготовка предусматривающая следующие условия:
1.При отборе экспонатов для музейной среды надо учитывать возможность каждого ребёнка;
2.Для рассматривания следует отбирать не более 3-4 предметов, т.к. ребёнок усваивает информацию в первые 10-15 минут;
3.Первую экскурсию в музей нужно планировать как обзорную, привлекая внимание детей к интерьеру или основным предметам, составляющим коллекцию в целом;
4.Надо постоянно знакомить с тем, как предметы попадают в музей, акцентируя внимание на их бережном хранении;
5.Особое внимание следует уделять тем экспонатам, которые дети не могут увидеть в ближайшем окружении;
6.Совместно с родителями нужно обсуждать организационные вопросы (правила поведения и культуру общения со сверстниками и взрослыми в музее).
Работа музея в ДОУ напрямую связана с привлечением к ней родителей. Они не только должны принимать участие в сборе экспонатов, оформлении экспозиций, но и активно проводить совместные праздники, викторины, экскурсии. Посещать мастерские при музее, где получат лучшие мастер-классы, консультации по интересующим вопросам.
Важно помнить:
1.Экспонаты в музее должны соответствовать возрастным возможностям детей и особенностям их восприятия;
2.При создании экспозиций не следует применять канцелярские кнопки, клей, булавки;
3.Для обеспечения сохранности экспонаты в музее целесообразно размещать по принципу открытости-закрытости.
Чтобы у детей создавались целостность впечатлений и система знаний, необходимо разработать план построения музейных экспозиций, группировку экспонатов, наработать теоритический материал, т.к. иначе музей не будет нести присущей ему нагрузки. Интеграция в воспитательно-образовательный процесс придаёт музею более высокий статус, он становится важной составляющей жизни ДОУ и импульсом для социализации ребёнка в атмосфере творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий/
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового,танцевального, сценическ...

Методические рекомендации к организации методического кабинета в ДОУ
Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель в дошкольной образовательной организации должен учитывать множество ньюансов. Исходя из многофункционального назначения методического кабин...

Организация театрализованной деятельности в детском саду. Методические рекомендации к организации театральных занятий
Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Методические рекомендации по организации работы с тканью с дошкольниками в ДОО.
В методичевкой разработке представлены материалы, раскрывающие задачи, содержание и методику организации работы с тканью и волокнистыми материалами с дошкольниками в ДОО. Представлено под...

Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия образовательных организаций Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»
Межрегиональный сетевой проект «ТЕЛЕМОСТ»Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 &nda...

Выступление в рамках семинара: «Правильная организация прогулки — одно из важных средств в оздоровлении детей!» по теме: «Методические рекомендации по организации прогулки в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Выступление в рамках семинара...

Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования в условиях подготовки к введению ФГОС дошкольного образов
Методические рекомендации по организации предметно-пространственной развивающей образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования...