"Проблемы предшкольной подготовки в современных условиях"
консультация

Ковшар Ольга Петровна

буклет для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon problemy_predshkolnoy_podgotovki_v_sovremennyh_usloviyah.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Проблемы предшкольной подготовки

в современных условиях»

 

  • личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми
  • предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
  • ориентировки педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
  • создания образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
  • формирования ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
  • сбалансированности репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности совместных и самостоятельных подвижных и статичных норм активности.

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Принцип развития

Принцип гуманитаризации

Принцип целостности образа мира

Принцип культуросообразности

Принцип вариативности

    Известный педагог Н.В. Чехов писал, что в широком смысле слова к дошкольному возрасту «относятся дети, для которых еще не наступила пора систематического обучения - все равно в школе или дома».    

     Преобладала точка зрения, что дошкольный период охватывает первые семь лет (М.М. Манасеина, А.С. Симонович, П.Ф. Лесгафт и др.), а иногда отмечалось, что он длится примерно до девяти - десяти лет (А.Н. Филиппов), т.е. до поступления ребенка в гимназию.

Основания преемственности - обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программы 1 ступени, являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходными ориентирами начального общего образования для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования специалисты выделяют:

1.Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учёбе,  произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребёнка.

2.Развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе  учебной. Формирование способностей – обучение ребёнка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов – заместителей.

3.Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

4.Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время – важнейшим направлением социального – личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как  образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешить конфликты, строить взаимодействие друг с другом.

 

 

 Концепция содержания непрерывного образования

 (дошкольное и начальное звенья).

   Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.

     Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как:

  • воспитание нравственного человека;
  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физического и психического развития детей.

     Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.

    Концепция строится на основе таких признанных в современной педагогике ценностей образования, как:

  • гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому;
  • исключение принуждения и насилия;
  • открытость человека изменяющемуся миру;
  • самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании так и «забегания вперед»;
  • индивидуализация образования учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;
  • создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено образования) призвана: выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;
  • определить психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;
  • обозначить вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;
  • дать возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе. Концепция адресована всем категориям работников системы образования и широкой общественности.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение конкретных приоритетных задач.

На дошкольной ступени:

На ступени начальной школы:

  • приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
  • обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
  • развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
  • формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различных видах деятельности;
  • развитие компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).
  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними
  • готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная коммуникативная, деловая и др.)
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества разных видах деятельности;
  • совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования); специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств; индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

Психолого – педагогические условия реализации  непрерывного образования.

   Реализация общей цели и задач образования этих возрастов требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ «К вопросу обеспечения качества предшкольной подготовки детей в условиях работы изостудии»

КОНСУЛЬТАЦИЯ«К вопросу обеспечения качества предшкольной подготовки детей  в условиях работы изостудии»                          ...

Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации

Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации...

Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."

Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...

Проблемы предшкольной подготовки

Дети очень быстро растут. И вот ваши дети, вчерашние малыши, уже стали большими, скоро пойдут в школу – а только недавно пришли в детский сад, кто-то успел походить на Мамину школу. У мног...

Консультации для воспитателей "Проблемы предшкольной подготовки"

Консультации для воспитателей "Проблемы предшкольной подготовки"...

Опыт работы по теме «Позиция педагогов ДОУ и школы по проблеме предшкольной подготовки»

Опыт работы по предшкольной подготовке и взаимодействием со школой....

Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе.

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности...