"Проблемы предшкольной подготовки в современных условиях"
консультация
буклет для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_predshkolnoy_podgotovki_v_sovremennyh_usloviyah.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проблемы предшкольной подготовки
в современных условиях»
- личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми
- предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и пр.;
- ориентировки педагогической оценки на относительные показатели детской успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями);
- создания образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- формирования ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора на игру при формировании учебной деятельности;
- сбалансированности репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности совместных и самостоятельных подвижных и статичных норм активности.
Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Принцип развития
Принцип гуманитаризации
Принцип целостности образа мира
Принцип культуросообразности
Принцип вариативности
Известный педагог Н.В. Чехов писал, что в широком смысле слова к дошкольному возрасту «относятся дети, для которых еще не наступила пора систематического обучения - все равно в школе или дома».
Преобладала точка зрения, что дошкольный период охватывает первые семь лет (М.М. Манасеина, А.С. Симонович, П.Ф. Лесгафт и др.), а иногда отмечалось, что он длится примерно до девяти - десяти лет (А.Н. Филиппов), т.е. до поступления ребенка в гимназию.
Основания преемственности - обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программы 1 ступени, являются ориентирами образовательного процесса на этапе дошкольного образования и в то же время исходными ориентирами начального общего образования для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования специалисты выделяют:
1.Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика; познавательная активность не только выступает необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает его интерес к учёбе, произвольность поведения и развития других важных качеств личности ребёнка.
2.Развитие способностей ребёнка как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, позволяющих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной. Формирование способностей – обучение ребёнка пространственному моделированию, использованию планов, схем, знаков, символов, предметов – заместителей.
3.Формирование творческого воображения как направления интеллектуального и личностного развития ребёнка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.
4.Развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время – важнейшим направлением социального – личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешить конфликты, строить взаимодействие друг с другом.
Концепция содержания непрерывного образования
(дошкольное и начальное звенья).
Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Общие цели непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть сформулированы как:
- воспитание нравственного человека;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физического и психического развития детей.
Знания, умения и навыки рассматриваются в системе непрерывного образования в качестве важнейшего средства развития ребенка.
Концепция строится на основе таких признанных в современной педагогике ценностей образования, как:
- гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности, доброжелательного и бережного отношения к каждому;
- исключение принуждения и насилия;
- открытость человека изменяющемуся миру;
- самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как инфантилизации в образовании так и «забегания вперед»;
- индивидуализация образования учет способностей, интересов, темпа продвижения ребенка;
- создание условий для его развития, независимо от уровня исходной подготовленности. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено образования) призвана: выделить приоритеты в содержании образования на каждом из этих этапов возрастного развития с учетом современной социальной ситуации;
- определить психологические и педагогические условия реализации непрерывности образования;
- обозначить вклад каждой образовательной области в развитие дошкольника и младшего школьника;
- дать возрастные характеристики ребенка к началу и концу его обучения в школе. Концепция адресована всем категориям работников системы образования и широкой общественности.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение конкретных приоритетных задач.
На дошкольной ступени: | На ступени начальной школы: |
|
|
Психолого – педагогические условия реализации непрерывного образования.
Реализация общей цели и задач образования этих возрастов требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ «К вопросу обеспечения качества предшкольной подготовки детей в условиях работы изостудии»
КОНСУЛЬТАЦИЯ«К вопросу обеспечения качества предшкольной подготовки детей в условиях работы изостудии» ...
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации
Программа предшкольной подготовки детей в условиях дошкольной образовательной организации...
Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."
Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...
Проблемы предшкольной подготовки
Дети очень быстро растут. И вот ваши дети, вчерашние малыши, уже стали большими, скоро пойдут в школу – а только недавно пришли в детский сад, кто-то успел походить на Мамину школу. У мног...
Консультации для воспитателей "Проблемы предшкольной подготовки"
Консультации для воспитателей "Проблемы предшкольной подготовки"...
Опыт работы по теме «Позиция педагогов ДОУ и школы по проблеме предшкольной подготовки»
Опыт работы по предшкольной подготовке и взаимодействием со школой....
Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе.
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности...