Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе.
консультация (подготовительная группа)
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе»
Педагог- психолог Захаренко Дарья Дмитриевна
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в семье и детском саду. Стремление в школу и готовность соблюдать школьные обязанности и правила являются главными составляющими, основой психологической готовности к школе, основой того, что в новой обстановке ребенок будет чувствовать себя комфортно. Без такой готовности, как бы хорошо ребенок ни умел читать и писать, он не сможет хорошо учиться, так как школьная обстановка, правила поведения будут ему в тягость, он будет стараться выйти любой ценой из этой неприятной ситуации. Это может быть отвлечение во время урока, уход в свои мечты, интерес только к переменкам, где можно играть и шалить вволю, негативное отношение к товарищам или учительнице. Так или иначе, но такое состояние будет мешать вашему ребенку учиться, как бы хорошо ни готовили его к занятиям дома.
Если вы хотите помочь ребенку учиться в школе радостно, начните со следующего:
⮚ Расскажите, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
⮚ На доступных примерах покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;
⮚ Воспитывайте интерес к содержанию занятий, к получению новых знаний;
⮚ Воспитывайте произвольность, управляемость поведения;
⮚ Никогда не говорите о том, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Взаимодействие с ребенком, контакт с ним, естественно, исключают авторитарность, диктаторство, угрозы: «Вот пойдешь в школу – там тебе покажут!», «Только посмей мне двойки приносить!». Нужно прививать ребенку уважительное отношение к учебному труду, подчеркивать его значимость для всех членов семьи. Непременно должна быть внесена оптимистическая нотка, показывающая уверенность родителей в том, что учеба пойдет успешно, что первоклассник будет прилежно и самостоятельно выполнять все школьные требования.
Многие родители считают, что обучение детей навыкам письма, чтения и счета является приоритетным при подготовке к школе. На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребенка каких-то определенных сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, начальные навыки у ребенка должны быть. Однако главное – это наличие у ребенка более высокого психологического развития, которое и обеспечивает произвольную регуляцию внимания, памяти, мышления, дает возможность ребенку читать, считать, решать задачи «про себя», то есть во внутреннем плане.
Для нормальной адаптации детей к школьным условиям также требуется волевая готовность. Речь идет об умении слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый. Дело в том, что ученику нужно уметь понять и принять задание учителя, подчинив ему свои непосредственные желания и побуждения. Для этого необходимо, чтобы ребенок мог сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого. Можно развивать такое умение и дома, давая детям разные (в начале несложные) задания. При этом обязательно нужно просить детей повторить слова взрослого, чтобы убедиться в том, что они все услышали и правильно поняли. В более сложных случаях можно предложить ребенку объяснить, зачем он будет это делать, можно ли выполнить порученное задание разными способами. Если дается несколько заданий подряд (или если ребенок затрудняется в выполнении сложного задания), можно прибегнуть к схеме-подсказке, то есть к рисунку.
Не менее важное условие подготовленности ребенка к школе – умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Школьное обучение – это непрерывный процесс общения. Круг общения младшего школьника значительно расширяется: незнакомые взрослые, новые сверстники, старшеклассники.
У детей надо сформировать следующие навыки общения:
∙ Умение слушать собеседника, не перебивая его;
∙ Говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;
∙ Пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей и вульгаризмов.
Родители должны не только научить ребенка слушать других, но и признавать его право на собственное мнение. Обязательно спорьте с детьми, учите их доказывать свою точку зрения, но и сами не стесняйтесь признавать свои ошибки, извиняться. Все это-залог того, что общение в любой среде не будет доставать вашему ребенку огорчения.
В последний год перед школой нужно постараться преодолеть все недоработки психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Внимательно наблюдайте, как ребенок играет со своими сверстниками, умеет ли он подчиняться требованиям старших, умеет ли внимательно слушать, отвечать на вопросы, всегда ли доброжелательно относится к окружающим, и сделайте для себя правильные выводы.
Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе:
∙ Внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
∙ Хорошая память;
∙ Сообразительность;
∙ Любознательность;
∙ Развитое воображение;
∙ Начальные навыки чтения, счета, письма;
∙ Физическая ловкость;
∙ Волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
∙ Организованность, аккуратность;
∙ Дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/01/picture-949410-1506842675.jpg)
Семинар-практикум с родителями детей подготовительной к школе группы на тему: "Проблемы предшкольной подготовки. Психологическая готовность к школе."
Данную методическую разработку можно использовать в работе с родителями будущих выпускников детского сада. Материал будет полезен педагогам ДОУ: воспитателям подготовительной к школе группы, педагогам...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-976108-1511264296.png)
Проблемы предшкольной подготовки
Дети очень быстро растут. И вот ваши дети, вчерашние малыши, уже стали большими, скоро пойдут в школу – а только недавно пришли в детский сад, кто-то успел походить на Мамину школу. У мног...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/01/picture-1169625-1569943440.jpg)
"Психологическая готовность к школе. Работа педагога-психолога по подготовке детей к школе"
Выступление на родительском собрании (подготовительные группы)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/11/picture-935639-1499767251.jpg)
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
Консультации для воспитателей "Проблемы предшкольной подготовки"
Консультации для воспитателей "Проблемы предшкольной подготовки"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/02/picture-37884-1635800698.jpg)
Опыт работы по теме «Позиция педагогов ДОУ и школы по проблеме предшкольной подготовки»
Опыт работы по предшкольной подготовке и взаимодействием со школой....