Рабочая программа непосредственно-образовательной деятельности "Шахматы" в подготовительной к школе группе.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме

Лысенко Наталия Сергеевна

В соответствии с требованиями нашего современного общества, педагогу необходимо искать новые формы и средства обучения детей, вовлечения их в мир познания! Шахматы – это не  только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Данная программа будет полезна воспитателям старших групп ДОУ, в которых развивается шахматное образование. А также родителям, которые хотят начать обучение своих детей шахматам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа НОД "Шахматы"29.94 КБ

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

(Тюменская область)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Нягань

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

 по социально-личностному направлению развития детей

№ 11 «Елочка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТЫ»

 В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКРОЛЕ ГРУППЕ №10 «СОЛНЫШКО»

Воспитатель: Романенко Н.С.

                                                                                                                                                                                       

г.Нягань,

2017-2018 уч. гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

      Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.

       Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

        Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

       Работа  составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  • «Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
  • «Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
  • «Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
  • «Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.
  • «Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.

      Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут.

      Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.

      Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

       В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

      В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе.

     Методологические положения носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Это обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

    Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы.

     Задачи:

  • Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками.
  • Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.
  • Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
  • Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

     Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.

     Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

    Максимальная учебная нагрузка воспитанников составляет 33 часа.

    Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

     

  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
  • демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
  • настольные шахматы;
  • шахматные часы;
  • обучающие видеоуроки по шахматам;
  • уголок «Шахматы» в группе;
  •  родительский уголок «Шахматы».

       

           Технические средства обучения: ПК, проектор, акустическая система.

В конце учебного года воспитанники  должны:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  •  различать и называть шахматные фигуры;
  •  правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
  •  иметь представление об элементарных правилах игры;
  •  играть малым числом фигур;
  •  иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
  •  владеть основными шахматными терминами;
  •  правильно применять элементарные правила игры;
  •  иметь представление о некоторых тактических приемах;
  •  играть в парах.

Формируемая часть

Образовательная область «Познавательное развитие»

Непосредственно-образовательная деятельность – Шахматы 

№ п/п

Тема

Содержание

Количество

Дата

Примечание

1

Шахматная доска

Продолжать знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные.

1

20.09.17

 

2

Шахматная доска

Вспомнить расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

1

27.09.17

3

Шахматная доска

Вспомнить отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре.

1

4.10.17

4

Шахматные фигуры

Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.

1

11.10.17

5

Начальное положение

Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

1

18.10.17

6

Ладья

Повторение пройденного материала. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

1

25.10.17

7

Ладья

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Решение дидактических задач.

1

1.11.17

 

8

Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

1

8.11.17

9

Слон

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура.

1

15.11.17

10

Ладья против слона

Ход ладьи. Взятие. Ход слона, взятие. Легкая и тяжелая фигура. Решение логических задач.

1

22.11.17

11

Ферзь

Изучить место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Дать понятие, что «Ферзь – тяжелая фигура».

1

29.11.17

12

Ферзь

Закрепить знания о месте ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Закрепить понятие «Ферзь – тяжелая фигура».

1

6.12.17

    13

Ферзь против ладьи и слона

Вспомнить ходы ладьи, слона, ферзя.  Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Упражнение «Атака неприятельской фигуры».

1

13.12.17

 

14

Конь

Повторить пройденный материал. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

1

20.12.17

15

Конь

Закрепление места коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Решение задач «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля».

1

10. 01.18

16

Конь против ферзя, ладьи, слона

Повторить пройденный материал- ход ладьи, слона, ферзя, коня. Ход коня, взятие. Закрепление понятия «Конь – легкая фигура».

1

17. 01.18

17

Пешка

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

1

24.01.18

18

Пешка

Повторение пройденного материала. Вспомнить ход пешки, взятие, взятие на проходе. Превращение пешки. Знакомство с дидактической игрой «Ограничение подвижности».

1

31.01.18

19

Пешка против ферзя, ладьи, слона

Закрепление понятий «Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие». Дидактическая игра «Ограничение подвижности».

1

7. 02.18

20

Король

Продолжать знакомство с шахматными фигурами. Изучить место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя.

1

14. 02.18

21

Король против других фигур

Повторение пройденного материала- дети вспоминают всех фигур, кроме короля. Ход короля, взятие.

1

21. 02.18

22

Шах

Познакомить детей с понятием «шах» и разными вариантами его объявления- шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха.

1

28.02.18

        

23

Шах

Повторить способы защиты от шаха. Знакомство с открытым шахом и двойным шахом. Решение дидактических заданий, развитие умения находить правильные ходы.

1

7.03.18

24

Mат

Объяснить детям, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

1

14.03.18

25

Mат

Научить детей ставить мат в один ход ферзем, ладьей и слоном, конем, пешкой (простые примеры).

1

21.03.18

26

Mат

Научить детей ставить мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

1

28.03.18

27

Ничья, пат

Учить детей отличать пат от мата. Учить детей разным вариантам ничьей. Решение дидактических задач.

1

4.04.18

28

Рокировка

Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки (длинная и короткая).

1

11.04.18

 

29

Шахматная партия

Научить детей расставлять фигуры в начальное положение. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию).

1

18.04.18

 

30

Шахматная партия.

Познакомить с принципами разыгрывание дебюта. Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения. Игровая практика.

1

25.04.18

 

31

Шахматная партия

Рассмотреть распространенные ошибки, которые приводят  к поражению. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

1

2.05.18

32

Повторение пройденного материала

Закрепить знание:

- шахматных терминов,

- названия шахматных фигур,

- правила хода и взятия каждой фигуры.

Решение дидактических задач.

1

9.05.18

33

Повторение пройденного материала

Закрепить знание:

- шахматных терминов,

- названия шахматных фигур,

- правила хода и взятия каждой фигуры.

Игровая практика.

1

16.05.18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"

Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...

Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,

-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...

Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы "Клубничка"

Методическая разработка, поможет педагогам в работе с детьми подготовительной к школе группы, работающих   по программе "Радуга"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ № 10 «Ромашка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ № 10 «Ромашка»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ № 9 на 2021-2022 учебный год

Рабочая программа организации непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (Далее - Программа) разработана на основе Основной общеобразовательной программы МАДОУ МО г. Няган...