Рабочая программа непосредственно-образовательной деятельности "Шахматы" в подготовительной к школе группе.
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме
В соответствии с требованиями нашего современного общества, педагогу необходимо искать новые формы и средства обучения детей, вовлечения их в мир познания! Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста. Данная программа будет полезна воспитателям старших групп ДОУ, в которых развивается шахматное образование. А также родителям, которые хотят начать обучение своих детей шахматам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа НОД "Шахматы" | 29.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
(Тюменская область)
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования город Нягань
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по социально-личностному направлению развития детей
№ 11 «Елочка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ШАХМАТЫ»
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКРОЛЕ ГРУППЕ №10 «СОЛНЫШКО»
Воспитатель: Романенко Н.С.
г.Нягань,
2017-2018 уч. гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.
Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю.
Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.
Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.
Работа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
- «Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
- «Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.
- «Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.
- «Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.
- «Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: не более 30 минут.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.
Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.
В наше время очень актуально обучение игре в шахматы с самого раннего возраста, так как помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
В основу педагогической разработки положен замысел развития креативного мышления у детей, что является новизной в педагогическом процессе.
Методологические положения носят неоднозначный характер. Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Это обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Цель: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы.
Задачи:
- Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками.
- Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.
- Развивать мелкую моторику рук, глазомер.
- Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.
Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам.
Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Максимальная учебная нагрузка воспитанников составляет 33 часа.
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:
- дидактические игры для обучения игре в шахматы;
- наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);
- демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;
- настольные шахматы;
- шахматные часы;
- обучающие видеоуроки по шахматам;
- уголок «Шахматы» в группе;
- родительский уголок «Шахматы».
Технические средства обучения: ПК, проектор, акустическая система.
В конце учебного года воспитанники должны:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать и называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеть основными шахматными терминами;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах;
- играть в парах.
Формируемая часть
Образовательная область «Познавательное развитие»
Непосредственно-образовательная деятельность – Шахматы
№ п/п | Тема | Содержание | Количество | Дата | Примечание |
1 | Шахматная доска | Продолжать знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля квадратные. | 1 | 20.09.17 |
|
2 | Шахматная доска | Вспомнить расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. | 1 | 27.09.17 | |
3 | Шахматная доска | Вспомнить отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Большая белая и большая черная диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. | 1 | 4.10.17 | |
4 | Шахматные фигуры | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. | 1 | 11.10.17 | |
5 | Начальное положение | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. | 1 | 18.10.17 | |
6 | Ладья | Повторение пройденного материала. Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. | 1 | 25.10.17 | |
7 | Ладья | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Решение дидактических задач. | 1 | 1.11.17 |
|
8 | Слон | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. | 1 | 8.11.17 | |
9 | Слон | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. | 1 | 15.11.17 | |
10 | Ладья против слона | Ход ладьи. Взятие. Ход слона, взятие. Легкая и тяжелая фигура. Решение логических задач. | 1 | 22.11.17 | |
11 | Ферзь | Изучить место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Дать понятие, что «Ферзь – тяжелая фигура». | 1 | 29.11.17 | |
12 | Ферзь | Закрепить знания о месте ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Закрепить понятие «Ферзь – тяжелая фигура». | 1 | 6.12.17 | |
13 | Ферзь против ладьи и слона | Вспомнить ходы ладьи, слона, ферзя. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Упражнение «Атака неприятельской фигуры». | 1 | 13.12.17 |
|
14 | Конь | Повторить пройденный материал. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. | 1 | 20.12.17 | |
15 | Конь | Закрепление места коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Решение задач «Игра на уничтожение», «Захват контрольного поля». | 1 | 10. 01.18 | |
16 | Конь против ферзя, ладьи, слона | Повторить пройденный материал- ход ладьи, слона, ферзя, коня. Ход коня, взятие. Закрепление понятия «Конь – легкая фигура». | 1 | 17. 01.18 | |
17 | Пешка | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | 1 | 24.01.18 | |
18 | Пешка | Повторение пройденного материала. Вспомнить ход пешки, взятие, взятие на проходе. Превращение пешки. Знакомство с дидактической игрой «Ограничение подвижности». | 1 | 31.01.18 | |
19 | Пешка против ферзя, ладьи, слона | Закрепление понятий «Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие». Дидактическая игра «Ограничение подвижности». | 1 | 7. 02.18 | |
20 | Король | Продолжать знакомство с шахматными фигурами. Изучить место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. | 1 | 14. 02.18 | |
21 | Король против других фигур | Повторение пройденного материала- дети вспоминают всех фигур, кроме короля. Ход короля, взятие. | 1 | 21. 02.18 | |
22 | Шах | Познакомить детей с понятием «шах» и разными вариантами его объявления- шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. | 1 | 28.02.18 |
|
23 | Шах | Повторить способы защиты от шаха. Знакомство с открытым шахом и двойным шахом. Решение дидактических заданий, развитие умения находить правильные ходы. | 1 | 7.03.18 | |
24 | Mат | Объяснить детям, что достижение мата – вот главная цель шахматной партии. Тот, кому поставили мат – проиграл. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. | 1 | 14.03.18 | |
25 | Mат | Научить детей ставить мат в один ход ферзем, ладьей и слоном, конем, пешкой (простые примеры). | 1 | 21.03.18 | |
26 | Mат | Научить детей ставить мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. | 1 | 28.03.18 | |
27 | Ничья, пат | Учить детей отличать пат от мата. Учить детей разным вариантам ничьей. Решение дидактических задач. | 1 | 4.04.18 | |
28 | Рокировка | Познакомить детей с понятием, правилами и видами рокировки (длинная и короткая). | 1 | 11.04.18 |
|
29 | Шахматная партия | Научить детей расставлять фигуры в начальное положение. Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). | 1 | 18.04.18 |
|
30 | Шахматная партия. | Познакомить с принципами разыгрывание дебюта. Упражнять в умение играть всеми фигурами из начального положения. Игровая практика. | 1 | 25.04.18 |
|
31 | Шахматная партия | Рассмотреть распространенные ошибки, которые приводят к поражению. Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | 1 | 2.05.18 | |
32 | Повторение пройденного материала | Закрепить знание: - шахматных терминов, - названия шахматных фигур, - правила хода и взятия каждой фигуры. Решение дидактических задач. | 1 | 9.05.18 | |
33 | Повторение пройденного материала | Закрепить знание: - шахматных терминов, - названия шахматных фигур, - правила хода и взятия каждой фигуры. Игровая практика. | 1 | 16.05.18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы №9 "СКАЗКА"на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа для подготовительной группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППЫ № 6 «РАДУГА» на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа подготовительная группа...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» тема "Школа"
Цель. Развитие речи детей.Интеграция образовательных областей. Познавательное развитие, физическое развитие.Образовательные задачи: расширение и систематизация знаний о предметном мире. Расширение, ут...
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группе № 1 «Ягодки» примерной образовательной программы дошкольного образования (2014 г.) «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой,
-Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребёнка-Физическое развитие. Календарно - тематическое планирование-Социально-коммуникативное развитие. Календарно - тематическое ...
Рабочая программа непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы "Клубничка"
Методическая разработка, поможет педагогам в работе с детьми подготовительной к школе группы, работающих по программе "Радуга"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ № 10 «Ромашка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ № 10 «Ромашка»...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ № 9 на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа организации непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе (Далее - Программа) разработана на основе Основной общеобразовательной программы МАДОУ МО г. Няган...