Конспект по читательским умениям Тема: Чтение стихов о весне.
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать новые поэтические произведения, понимать содержание стихотворений.

Задачи:

- развивать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений;

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении произведения;

- развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);

- воспитывать интерес и любовь к природе и поэзии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_chitatelskim_umeniyam_chtenie_stihov_o_vesne.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по читательским умениям

Дата проведения:

Воспитатель:

Тема: Чтение стихов о весне.

Цель: продолжать формировать умение детей внимательно слушать новые поэтические произведения, понимать содержание стихотворений.

Задачи:

- развивать интерес и потребность к заучиванию художественных произведений;

- совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении произведения;

- развивать поэтический слух; умение слышать и выделять в стихотворении выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения);

- воспитывать интерес и любовь к природе и поэзии.

Материалы и оборудование: презентация по теме, ноутбук.

Содержание организованной деятельности детей.

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, отгадайте, о каком времени года говорится в загадке:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит к нам пришла…(весна.)

- Правильно, и сегодня мы с вами будем слушать стихи о весне.

- Ребята, давайте вспомним названия весенних месяцев.

- Первый месяц – март. Март называют месяцем СВЕТА. Как вы думаете, почему?

- Да, в марте начинает светить солнце ярче, его лучи прогревают землю и в лесу появляются первые цветы. Как они называются? (Подснежники.)

- Мы послушаем стихотворение «Подснежник». Написала его Поликсена Сергеевна Соловьева - русская поэтесса и художница.

Соловьева рано, в пять лет, научилась читать и писать. Литературой увлекаться также начала в раннем детстве. Помимо литературы, у Соловьевой проявился интерес и к живописи. Ребята, а что такое живопись? (Это изображения при помощи красок.)

- Впоследствии ее рисунки были помещены в поэтических сборниках. Ребята, а что значит поэтический сборник, поэзия? (Это словесное стихотворное творчество, стихи.)

2. Чтение стихотворения П. Соловьевой «Подснежник».

- Послушайте стихотворение Поликсены Сергеевны Соловьевой «Подснежник».

В лесу, где берёзки столпились гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

«Я вижу, погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?»

Вопросы по содержанию стихотворения:

- Обратите внимание, как ласково автор стихов сравнивает подснежник с живым существом. Почему цветок подснежника можно сравнить с «голубым глазком», стебелек – с «зеленой ножкой»?

- Почему подснежник в стихотворении «потягивается», как будто после сна и «задает вопросы»?

- Ребята, подснежники занесены в Красную книгу России, их нужно беречь. Как мы сможем это сделать? (Не рвать.)

3. Физминутка «Подснежники просыпаются».

Вот подснежники проснулись, (Встают и протирают глаза).

Улыбнулись, потянулись (Улыбаются и потягиваются).

Раз – росой они умылись. (Умываются).

Два – изящно покружились. ( Кружатся).

Три – нагнулись и присели. (Наклоняются и приседают).

И на солнце поглядели. (Поднимают голову вверх).

- А вот название второго месяца вы узнаете, отгадав загадку:

Дождь стучится в окна нам,

Слышен птичий шум и гам.

Март прошел, звенит капель,

Начинается ... (апрель.)

- Второй по счету весенний месяц называется – апрель. Апрель называют месяцем воды, почему? (Тает снег, бегут ручьи, лужи и т.д.)

- Сейчас, ребята, мы послушаем стихотворение «Апрель». Написал его Яков Лазаревич Аким.

Родился Яков в городе Галиче Костромской области. Детство, проведенное в этом тихом городке, помогло ему впоследствии написать многие стихи. И еще родители: по вечерам дома часто звучала музыка. Отец, прилично играл на скрипке, мать, любила петь, аккомпанируя себе на гитаре. Первое стихотворение Яков Аким написал, учась во втором классе. Первые его стихи для детей – это как бы письма к маленькой дочке. Яков Аким написал много сказок и стихов для детей.

4. Чтение стихотворения Я. Акима «Апрель».

- Давайте послушаем стихотворение Я. Акима «Апрель».

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня – прямиком

Шлепает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу!»

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат,

Скоро множество птенцов

Выглянет наружу.

Тучи по небу пройдут.

И тебе впервые

На ладошку упадут

Капли дождевые…

Вопросы по содержанию стихотворения:

- Понравилось вам стихотворение?

- Как оно называется?

- Какие чувства, мысли, настроение вызвало у вас стихотворение? (Таинственное, осторожное, радостное, игривое, теплое.)

- Какими словами поэт создает радостное настроение?

5. Физминутка «Весна пришла»

Солнце, солнце высоко (На цыпочках руки тянем вверх).

Нам от солнышка тепло. (Легкие поглаживания руками по лицу).

Тает снег от лучей, (Приседание).

Звонко побежал ручей. (Бег по кругу).

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните. (Ходьба, высоко поднимая колени по кругу).

6. Повторное чтение и анализ стихотворения.

Воспитатель повторно читает стихотворение.

- В русском языке много самых разных слов, а поэт выбирает самые нужные и выстраивает музыку из слов. Когда слушаешь это стихотворение, кажется, будто музыка слышится. А сейчас поразмышляем над текстом. Кого в этом стихотворении описал автор? (Весну.)

- Как вы себе представили весну? (Веселой, озорной, шумной, бойкой.)

- Давайте попробуем отвечать на мои вопросы словами из стихотворения.

- Как к нам шла весна? (Долго, тайком.)

«Долго шла весна тайком

От ветров и стужи»

- Как вы понимаете слова: шла весна тайком? (Незаметно, потихонечку, мы чувствовали приближение весны, но ветра и стужа мешали ей.)

- Как сегодня идет весна? (Прямиком - шлёпает по лужам.)

«А сегодня – прямиком

Шлёпает по лужам»

- Как гонит талые снега? (С гомоном и звоном.)

- Зачем весна гонит талые снега? (Чтобы выстелить луга бархатом зелёным.)

«Чтобы выстелить луга

Бархатом зелёным»

- Бархатом зеленым - как вы понимаете эти слова? (Молодая весенняя травка, словно бархат зеленый лежит на лугах.)

- Какую новость барабанит по стеклу серой лапой верба? («Скоро! Скоро быть теплу!»)

«Скоро! Скоро быть теплу!»

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба»

- Как надо читать строку «Скоро! Скоро быть теплу!»? (Радостно, громко.)

- Попробуйте так произнести эти слова, чтобы мы поняли, что скоро станет тепло.

- Кто подружит с домиком? (Тысячи скворцов.)

«Скоро тысячи скворцов

С домиком подружат»

- Кто выглянет наружу? (Множество птенцов.)

«Скоро множество птенцов

Выглянет наружу»

- Что пройдет по небу? (Тучи по небу пройдут.)

- Что впервые упадет тебе на ладошку? (Капли дождевые.)

«И тебе впервые

На ладошку упадут

Капли дождевые…»

7. Заучивание  отрывка с использованием мнемотаблицы.

- Теперь попробуем заучить стихотворение. А что нам всегда помогает все запоминать?  (Схема.)

- А теперь, мы с вами попробуем, каждой строчке стихотворения подарить по картинке. (Рассматривание мнемотаблицы с чтением стихотворения.)

- А теперь давайте все вместе попробуем прочитать стихотворение с помощью картинок. (Чтение стихотворения детьми наизусть, опираясь на картинки.)

- Ребята, кто подскажет мне, как называется последний 3 весенний месяц?

- Правильно, май – это месяц зелени. Как вы думаете, почему? (Растет трава, радуют своей красотой цветы, зеленеют листочками деревья.)

8. Итог занятия.

- Вспомните, как назывались стихотворения?

- О чем хотели рассказать авторы стихов?

- Какое стихотворение вам понравилось больше всего?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»».

КонспектОбразовательной деятельности в старшей группе по развитию речи«Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»»....

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Чтение стихов о весне (П. Соловьевой «Подснежник», Я. Аким «Апрель») в подготовительной группе.

Задачи:Образовательные: обогащать и активизировать словарный запас, формировать связную речь, учить детей эмоционально воспринимать стихотворения, обобщить знания детей о весне, учить воспринимат...

Выразительное чтение стихов о весне. Возраст: 3-5 лет.

https://vk.com/wall-194162895_29 Выразительное чтение стихов о весне. Возраст: 3-5 лет....

Конспект по развитию речи (старшая группа.) «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»».

Воспитывать интерес к русской поэзии, показать напевность языка стихотворений, развивать внимание и творческое воображение.Учить определять и высказывать свои чувства, возникающие при прослушивание ст...

Образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Чтение стихов о весне. Дидактическая игра «Угадай слово»»

Продолжать приобщать детей к поэзии, учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи....

Конспект НОД На тему: «Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение»

Цель: Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений....