Гендерное воспитание детей через игру.
статья

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gendernoe_vospitanie.odt16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей через игру.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек.

 Эти психические различия формируются под влияниям социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Современная ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости , инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Все мы знаем, что период дошкольного детства неоценим в целом для развития человека. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именном в этом возрасте. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.

Ребёнок ещё и не использует эти символы «мужественности» в своей практике, но уже начинает вносить их в сюжет игры. Ориентация ребёнка на ценности своего пола происходит не только в семье, но и в дошкольном учреждении, в котором он проводит большую часть времени.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.

В работе с детьми широко используется игра. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра - основной вид детской деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается, как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры. Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.

С младшей группы  надо научить ребёнка жить общими интересами,  проявлять доброжелательность к сверстникам.  Для этой цели важны сюжетно-ролевые игры.

Для девочек: «Семья», «Ателье», «Салон красоты»,

В ролевых играх у девочек на первый план выступает вечная играв дочки-матери(куклы выступают в ней в роли детей). В таких  играх иногда учувствуют и мальчики в роли папы или друга. Игра дает им возможность проявлять участие и заботу.

Для мальчиков: «Космонавты», «Охотники», «Пограничники», «Я строитель», «Водители», «Пожарные».

Мужские роли могут быть и в других играх. Например, в игре в больницу: ребенок - врач, а кукла - пациент. При строительстве поезда или самолета куклы могут быть пассажирами.  Мальчики в начале под руководством воспитателей , а затем самостоятельно конструируют, это может быть большая машина, самолёт, вагон поезда и.т.д. При этом важным условием для воспитания детей является то, что мальчикам может быть поручена тяжёлая работа. Подвести материал на машину, установить остальные крупные детали.

   Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы.

    Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои “богатства” – кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. предоставленное им пространство.

Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все

Наблюдая за поведением детей в самостоятельных играх, мы выделяем конкретные пути работы с каждым ребёнком, ставя перед собой следующие задачи:

* научить ребёнка играть;

* содействовать объединению детей в игре;

* тактично руководить выбором игры;

*  приучать детей соблюдать во время игры правила;

* воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

 Работу по развитию сюжетно-ролевых игр мы осуществляла в двух направлениях: создание необходимой игровой среды и непосредственное руководство играми детей.

Однако, для развития игры недостаточно только хорошее оснащение группы игровым материалом. Необходимо ещё наличие разнообразных впечатлений об окружающей действительности, которые дети отражают в своей игре. Особую роль на занятиях по развитию речи отвожу чтению литературных произведений с последующей этической беседой. В них должны быть эпизоды, которые дети могут перенести в игру (рассказы о представителях героических профессий и об их мужественных поступках).  Необходимо рассказать и девочкам и мальчикам об общественных и производственных сферах занятости мужчин и женщин (мам и пап), помочь осознать их значимость в семье.

Очень большое значение имеет привлекательный вид игрушек, так гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувства симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза. Отражая в игре образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Игры по гендерному воспитанию:

«Чем похожи наши мамы?
Чем похожи наши папы?»

Цель:

    Формировать умение выделять существенные сходства и различия между представителями разного пола.

Материал: семейные альбомные фотографии каждого ребенка.

Ход игры:

    Детям предлагается, рассматривая фотографию своей мамы (своего папы) рассказать, какая у него мама (папа)? Чем она занимается?

   Все мамы и папы занимаются домашним хозяйством, воспитывают детей, ходят на работу, любят своих детей, заботятся о них.

«Пожелания»

Цель: научить детей быть внимательными друг к другу, проявлять  симпатии к детям своего и противоположного пола.

Материал: игрушка-сердечко

(любая игрушка)

Ход игры: 

   Дети встают в круг, передавая друг другу игрушку, говорят  свои пожелания

   « Я желаю тебе....»

« Волшебный цветок »

Материал: цветок из

разноцветного картона,

лепестки съемные.

1 вариант 

   «За что нам нравятся мальчики (девочки)?» 

 Воспитывать культуру взаимоотношения между мальчиками и девочками.

2 вариант 

« Как я дома помогаю?» 

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков.

3 вариант 

« Кто я в семье?» 

Формирование представлений о родственных связях. Учить детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра и т.д.

«Благородные поступки»

Цель: воспитывать в детях желание

совершать поступки ради других людей.

Материал: мячик

Ход игры:

 Детям предлагается перечислить

благородные поступки по

отношению к девочкам и  

мальчикам.

Наша роль воспитателя состоит в том, что мы ежедневно участвуем в играх детей. Тут надо учесть, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребёнку осознать себя представителем того или иного пола. В результате этого у детей должна сформироваться гендерная устойчивость: «Я девочка и буду ей постоянно, Я  - мальчик и всегда буду им». При этом, мальчики, как будущие мужчины, в личных проявлениях, не должны демонстрировать только мужественность, несгибаемую волю и «железные» мускулы. Они должны быть добрыми, мягкими, чуткими, проявлять заботу по отношению к другим людям, родным и близким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевые игры

В данном материале опубликован обмен опытом по гендерному воспитанию детей через сюжетно-ролевые игры...

«Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевую игру»

    Современные образовательные программы детских садов составлены таким образом, что воспитывать и обучать детей нужно с учетом пола ребенка, и это является одной из важнейших педаго...

«Гендерное воспитание детей через сюжетно-ролевую игру»

    Современные образовательные программы детских садов составлены таким образом, что воспитывать и обучать детей нужно с учетом пола ребенка, и это является одной из важнейших педаго...

План работы с родителями по экологическому воспитанию детей через игру

План работы с родителями по знакомству детей с природой через разнообразные игры...

Гендерное воспитание детей через игру

Консультация для родителей«Гендерное воспитание детей через игру» Важнейшую роль в гендерном воспитании детей дошкольного возраста выполняет игра, в которой ребенок проходит школу общ...

Мастер-класс для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности»

Мастер-класс для родителей и детей старшего дошкольного возраста  «Экологическое воспитание детей через игры экологической направленности» Цель: -Обогащение уровня педагогич...