Коррекционная работа воспитателя. Артикуляционная гимнастика
консультация (старшая группа)
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya.docxartikulits.gimnastika_1.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционная работа воспитателя
Артикуляционной гимнастикой называют работу по развитию основных движений органов артикуляции. Цель такой гимнастики – отработка правильных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для произнесения правильного звука. Традиционно упражнения объединяются в комплексы. Каждый комплекс направлен на подготовку органов артикуляции к произнесению определенного звука.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению, но не сможет заменить собой специалиста-логопеда.
УПРАЖНЕНИЯ для ГУБ и ЯЗЫКА
«СОЛНЫШКО»
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
(Солнышко улыбается)
«ЧАШЕЧКА»
Рот широко раскрыть. Высунуть широкий язык. Кончик и края языка загнуть вверх, потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Высунуть широкий язык, завернуть его на верхнюю губу - не касаясь нижней. Облизав верхнюю губу убрать язык внутрь. Аналогично – с нижней губой. Выполнять 5-10-15 раз.
«БУБЛИК»
Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед (как при произнесении звука «о»). Видны верхние и нижние резцы.
«ПОЧИСТИМ ЗУБКИ»
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние и верхние зубы изнутри, делая движения из стороны в сторону.
(Теперь мы умеем чистить не только нижние, но и верхние зубки)
«ЧАСИКИ»
Высунуть узкий язык и под счет выполнять им движения вправо – влево к углам рта. (Часики торопят на прогулку)
«ГОРКА»
Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, а кончик языка упереть в нижние передние зубы. (Утя катается на санках)
«ЛОШАДКА»
Присосать язык к небу и щелкнуть: медленно, сильно (как лошадка цокает копытами). Следите, чтобы при присасывании ребенок тянул подъязычную связку (уздечку), а подбородок при этом был неподвижен.
«КАЧЕЛИ»
Выполнять движения языком вверх - вниз
- за зубами (рот полуоткрыт);
- вне рта (рот широко открыт).
Под счет до 10, затем до15, затем до 20.
«ЛОДОЧКА»
Высунуть широкий язык и загнуть вверх боковые края. Упражнение выполняется медленно 5-10 раз. Это упражнение можно дополнить, предложив ребенку подуть в образовавшуюся трубочку.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА + ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ
Кролик . Верхние зубки у кролика острые и длинные, они опускаются вниз, закрывая нижние зубы, и нависают над нижней губой. (Предложите малышу прикусить нижнюю губу верхними зубами, а затем покусать верхнюю часть под Бегемот. Он постоянно что-то жует… Чтобы добиться сходства с ними, малыш должен совершить жевательные движения, не размыкая губ. Нижняя челюсть активно двигается бородка)
Обезьянки – самые забавные обитатели зоопарка. Какие только гримасы они не строят: то оттопырят нижнюю губу, то начнут ею смешно двигать из стороны в сторону или шлепают нижней губой по верхней, доставая почти до носа! А как они умеют раздувать щеки!
Легкие, грациозные козочки очень любят скакать. Их копытца как будто отбивают веселую дробь. (Подражая им, малышу предстоит кончиком языка быстро поцокать по нёбу.) Коза цокает громко, козлята – потише, они еще маленькие.
Северные олени более степенны, их поступь основательна и нетороплива. (Предложите малышу медленно, с оттяжкой пощелкать языком за верхними передними зубами, присасывая к альвеолам передний край языка. И если, изображая козлят, цокать надо было с открытым ртом и неподвижно зафиксированной нижней челюстью, то теперь придется ею поработать, опуская во время щелчка подбородок вниз.)
Лоси обожают соль. Они слизывают ее с камней. (Малыш медленно слизывает длинным язычком воображаемую соль.)
Вот целое семейство: свинья со своим поросенком. Как весело они хрюкают! (Предложите малышу похрюкать вместе с ними – хр-хр-хр. Это упражнение развивает мышцы мягкого нёба, помогает избежать нозализации (гнусавого голоса)).
А вот зебры. Они умеют улыбаться. Да, да, да! Делают они это просто замечательно, ничем не хуже иных знаменитостей. Вот так зебры демонстрируют два ряда великолепных, белых и ровных зубов. (Малыш старательно обнажает свои зубки и старается удержать «улыбку» как можно дольше). А если кто-то усомниться, что зубы у зебры действительно так хороши, то она задирает верхнюю губу высоко к носу и показывает верхние зубы, а затем отгибает-закручивает нижнюю губу, демонстрируя нижние зубы. (Ребенку предстоит проделать все то же самое своими губами.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - основа формирования правильного звукопроизношения у дошкольников"
Материал будет полезен логопедам для организации семинара-практикума для молодых педагогов ДОУ...
Памятка для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как средство звуковой культуры речи"
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка — это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и разви...
Консультация для воспитателей: "Артикуляционная гимнастика"
В консультации даны основные виды упражнений для развития подвижности мышц языка....
Консультация учителя – логопеда для воспитателей «Артикуляционная гимнастика в детском саду»
Добиться четкого произношения звуков, слов, фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного аппарата, их способности перестраиваться и работать координиро...
Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика - это весело, полезно и интересно"
Для чего нужна артикуляционная гимнастика.Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой. Рекомендации к проведению упражнений.Сказка о Веселом язычке....
Семинар-практикум для воспитателей: «Артикуляционная гимнастика в практике воспитателя»
Хорошая речь – яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.Почти все дети дошкольного возраста (до 60% от всех детей дошкольного возраста) имеют реч...