"Дополнительная общеобр-я пр. Театральный кружок"
материал

Дополнительная общеобр-я пр. Театральный кружок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcheobr-ya_pr._teatralnyy_kruzhok.docx68.74 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала Лиля Рифатовна

Содержание

I. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ        2

1.Пояснительная записка.        2

1.1.Цели и задачи  Программы        3

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.        5

1.3. Характеристика особенностей развития детей 5 – 7 лет        6

2. Планируемые результаты освоения Программы        8

II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ        9

1. Образовательная деятельность в соответствии с Программой.        9

2. Формы, способы, методы и средства реализации Программы        19

3.  Способы и направления поддержки детской инициативы        23

III.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ        24

1.        Материально-техническое обеспечение.        24

2.        Развивающая предметно-пространственная среда.        25

Список литературы        26

Приложение        27

I. ЦЕЛЕВОЙ  РАЗДЕЛ

1.Пояснительная записка.

Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от пяти до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

За короткий срок в системе  воспитания дошкольников появилось  много нового. Нам предлагают большое количество программ по творческому воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменились требования к содержанию и  организации театрального воспитания. На современном этапе педагогическая деятельность  требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми. Ориентиром  в этом направлении является ФГОС дошкольного учреждения,  который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы,  определяющие новое представление о содержании и организации театрального воспитания. Определение ценностных ориентиров:

  • Развитие ценностных отношений личности с целью интеграции ее в национальную и мировую культуру;
  • Развитие деятельностных и коммуникативных качеств личности, обеспечивающих ее развитие и самореализацию;
  • Формирование у воспитанников адекватной современному уровню знаний картины мира.

Театрализованная деятельность дошкольников – это специфический вид художественно-творческой деятельности, в процессе которого ее участники осваивают доступные средства сценического искусства и, согласно выбранной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре.

Данный вид деятельности дошкольников имеет сложную организованную структуру. В ней выделяются сценическая, литературная, музыкальная, изобразительная и зрительская деятельности, которые выступают относительно самостоятельно при подготовке представления и вливаются в сценическую деятельность во время самого выступления.

1.1.Цели и задачи  Программы

Основной целью Программы театрального кружка «Сказка» является развитие творческих способностей старших дошкольников в театрализованной деятельности. А ее реализация направлена на решение следующих основных задач:

  • формирование эмоциональной мотивации, побуждающей детей к театрализованной деятельности и желания поделиться с окружающими результатами своего труда, доставить им радость;
  • приобщение воспитанников к русской народно-традиционной и мировой   культуре;
  • развитие коммуникативных способностей;
  • усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для овладения театрализованной деятельностью;
  • развитие базовых качеств личности дошкольника (воображения, внимания, памяти и т.д.);
  • создание условий для творческого самовыражения в театрализованной деятельности.

Реализация данных задач находит сове отражение в содержании образовательной программы. Исходя из специфики театрализованной деятельности, программные задачи размещены в шести подразделах:

  1. «Зрительская деятельность»:

- приобщать к истокам русского народного театра;

- познакомить с новым видом театральных кукол;

- формировать представление детей о современном театре как одном из видов зрелищных искусств;

- помочь овладеть навыками театрального поведения;

- формировать зрительскую культуру и сознательный интерес к театру;

- вызывать устойчивый интерес к происходящему на сцене, желание самим участвовать в различных представлениях.

  1. Литературная деятельность:

- формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживание состоянию и настроению героев художественных произведений;

- формировать умение соотносить увиденное с собственным опытом чувств и переживаний;

- стимулировать словесное творчество детей при создании сюжетов сказок как театральных представлений.

  1. Сценическая деятельность:

- совершенствовать исполнительские умения в создании художественных образов;

- закреплять правильное произношение звуков, продолжать работу над интонационной выразительностью речи;

- обучать приемам вождения перчаточных кукол с помощью «открытого приема» (без ширмы);

- учить исполнять небольшие монологи и диалоги между персонажами;

- развивать умение согласовывать свои действия с действиями партнера;

- побуждать детей вживаться в создаваемый образ, совершенствовать его;

- побуждать детей к импровизациям с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности ( интонации, мимики, позы, походки, жесты и пр.);

- развивать желание выступать перед зрителями, доставлять радость своим выступлением;

- прививать устойчивый интерес к театру.

  1. Музыкальная деятельность:

- развивать умение импровизировать танцевальные движения в соответствии с характером музыки;

- поощрять стремление детей исполнять знакомые песни или придумывать новые;

- побуждать детей использовать импровизации на детских музыкальных инструментах.

  1. Изобразительная деятельность:

- привлекать детей к оформлению места действия необходимыми декорациями;

- стимулировать проявление у детей творчества в изготовлении игрушек, кукол, элементов декораций для театрализованной деятельности.

  1. Самостоятельная театрализованная деятельность:

- поощрять стремление детей самостоятельно играть с разными видами театров;

- развивать инициативу  организации самостоятельных театрализованных игр, умение разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням и придумывать новые.

1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.

В соответствии со Стандартом Программа театрального кружка «Сказка» направлена на обеспечение равных возможностей получения качественного дополнительного образования всем обучающимся с учётом возрастного зачисления в группу; не зависимо от топографической принадлежности детей; разного уровня владения русским языком (дети, у которых русский язык не единственный язык общения, а также имеющие логопедические проблемы).  

Принципы реализации Программы:

  • Принцип преемственности.
  • Принцип положительной оценки.
  • Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях.
  • Учет возрастных особенностей воспитанников.
  • Гендерный подход  к используемому репертуару.
  • Последовательное усложнение поставленных задач.

1.3. Характеристика особенностей развития детей 5 – 7 лет

5-6 лет.

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми). 

 6-7 лет

К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, дети более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. Продолжает развиваться способность детей понимать эмоциональное состояние другого человека (сочувствие) даже тогда, когда они непосредственно не наблюдают его эмоциональных переживаний. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщённые эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий.

Активно развивается диалогическая и монологическая формы речи. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. В этом возрасте их высказывания всё более утрачивают черты ситуативной речи. К 7 годам появляется речь-рассуждение.

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью в определении замысла работы, сознательным выбором средств выразительности, достаточно развитыми эмоционально-выразительными и техническими умениями.

Дошкольники понимают художественный образ, представленный в произведении, поясняют использование средств выразительности, проявляют интерес к посещению театров.

В изобразительной деятельности дети могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла.

2. Планируемые результаты освоения Программы

Дети должны уметь:

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)

- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов.

- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,

- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.

должны знать:

- некоторые виды театров,

- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки.

должны иметь представление:

- о театре, театральной культуре.

- роли артистов, кукол.

- о правилах поведения в театре.

- азбуке театра.

Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.

Формы подведения итогов реализации Программы театрального кружка «Сказка» различны: показ спектаклей родителям и детям детского сада, открытые мероприятия по итогам работы кружка, фотовыставки и т.п.

В качестве контроля на каждом этапе работы проводится диагностика уровня развития детей с целью проверки эффективности проведенной работы. Диагностическая работа   строится исходя из основных задач каждого этапа.

II.  СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

1. Образовательная деятельность в соответствии с Программой.

Программа  рассчитана на 1 год (всего в год 56 занятий). Занятия  проводятся  два раза в неделю, с октября по апрель.  Продолжительность занятий  20 – 25  минут.

Содержание программы.

Содержание программы включает такие разделы как:

- театральная азбука,

- основы кукловождения,

- основы кукольного театра,

- основы актерского мастерства,

- основы драматизации.

Учебно–тематический план театрального кружка «Сказка»

п/п

Раздел

Тема

Практика/Теория

1

Театральная азбука

Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль»

1 час (теория)

2

Драматический театр

1 час (теория)

3

Кукольный театр

1 час (теория)

4

Театральные профессии

1 час (теория)

5

Как вести себя в театре?

1 час (теория)

6

Ритмопластика.

1 час (теория)

7

Культура и техника речи.

Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи.

1 час (теория)

8

Что я знаю о театре? (викторина)

1 час (практика)

1

Основы кукловождения

Театр на столе

1 час (теория)

2

Театр на столе

1 час (практика)

3

Чтение сказки «Рукавичка» и беседа по содержанию

1 час (теория)

4

Изготовление конусных кукол

1 час (практика)

5

Изготовление декораций

1 час (практика)

6

Репетиция сказки «Рукавичка»

1 час (практика)

7

Репетиция сказки «Рукавичка»

1 час (практика)

8

Репетиция сказки «Рукавичка»

1 час (практика)

9

Генеральная репетиция сказки «Рукавичка»

1 час (практика)

10

Показ сказки «Рукавичка»

2 часа (практика)

1

Основы кукольного театра

Занятие «В гостях у сказки»

1 час (теория)

2

Знакомство с приемами управления перчаточными куклами типа би-ба-бо.

1 час (теория)

3

Театр би-ба-бо

1 час (практика)

4

Чтение сказки

«Снегурочка»

1 час (теория)

5

Изготовление декораций

1 час (практика)

6

Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка»

1 час (практика)

7

Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка

1 час (практика)

8

Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка»

1 час (практика)

9

Генеральная репетиция кукольного спектакля «Снегурочка»

1 час (практика)

10

Показ кукольного спектакля «Снегурочка»

2 часа (практика)

1

Основы актёрского мастерства

Актеры, кто они

1 час (теория)

2

Чтение сценария спектакля «Репка» на новый лад. Распределение ролей.

1 час (теория)

3

Разыгрывание этюдов

1 час (практика)

4

Репетиция спектакля «Репка» на новый лад

1 час (практика)

5

Репетиция спектакля «Репка» на новый лад

1 час (практика)

6

Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы»

1 час (теория)

7

Репетиция сценки «Три мамы»

1 час (практика)

8

Показ сценки «Три мамы» на празднике 8 марта

1 час (практика)

9

Репетиция первой сцены спектакля «Репка» на новый лад

1 час (практика)

1

Основы драматизации

Репетиция второй сцены спектакля «Репка» на новый лад

1 час (практика)

2

Праздник. День театра.

Показ спектакля «Репка» на новый лад

1 час (практика)

3

Чтение сказки «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Распределение ролей.                     

1 час (теория)

4

Изготовление декораций

1 час (практика)

5

Мастерская актеров

1 час (практика)

6

Репетиция спектакля

«Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

1 час (практика)

7

Репетиция спектакля

«Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

1 час (практика)

8

Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

1 час (практика)

9

Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

1 час (практика)

10

Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

1 час (практика)

11

Репетиция первой сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

1 час (практика)

12

Репетиция второй сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

1 час (практика)

13

Оформление вместе с детьми сцены, зала

1 час (практика)

14

Генеральная репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

1 час (практика)

15

Творческий отчёт

Премьера спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева

2 часа (практика)

16

Мониторинг

1 час (практика)

 

 

Итого:

56 часов

 Театральная азбука.

1.  Вводное занятие «С чего начинается театр?» Театральная игра «Чем интересна роль». Знакомство с планом работы кружка. Выявление знаний детей о театре (беседа). Знакомство с историей возникновения театра.

2.Драматический театр. Рассказ воспитателя о драматическом театре.

3. Кукольный театр. Рассказ воспитателя о кукольном театре. Дать представление о разных видах кукольных театров: пальчиковом, настольном, трафаретном, бибабо, ростовых кукол, театром марионеток и театром теней.

4. Театральные профессии. Дать представление о профессиях людей работающих в театре.

5. Как вести себя в театре? Знакомство с правилами поведения в театре.

6. Формы сценической деятельности. Ритмопластика. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

7. Культура и техника речи. Учусь говорить красиво. Интонация, динамика речи, темп речи. Формирование эмоциональной выразительности речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры.

8. Викторина «Что я знаю о театре?» Закрепление знаний о театре, его назначении и видах.

 

Основы кукловождения. 

1. Театр на столе. Формирование навыков кукловождения пластмассовой, мягкой игрушкой настольного театра.

2. Театр на столе. Закрепление приёмов кукловождения настольно-плоскостного театра.

3. Чтение сказки «Рукавичка» и беседа по содержанию. Слушание сказки «Рукавичка», оценка действий персонажей.

4. Изготовление конусных кукол. Изготовление конусных кукол для театра из бумаги.

5. Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.

6. Репетиция сказки «Рукавичка». Работа над дикцией и навыками монологической и диалогической речи.

7. Репетиция сказки «Рукавичка». Формирование эмоциональной выразительности речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры.

8. Репетиция сказки «Рукавичка». Способствование развитию речевого дыхания, артикуляционного аппарата детей. (Артикуляционная гимнастика.)

9. Репетиция сказки «Рукавичка». Развивать мелкую моторику рук. (Пальчиковые игры.)

10. Показ сказки «Рукавичка». Доставить детям радость от показа сказки.

 

Основы кукольного театра.

1. Занятие «В гостях у сказки». Формирование у детей интереса к театрализованной деятельности. Знакомство детей с героем русского народного театра – Петрушкой.

2. Знакомство с приемами управления перчаточными куклами типа би-ба-бо. Знакомство детей с перчаточными куклами и с некоторыми приемами руководства куклой (движение по ширме, манипуляции руками, головой, уход с ширмы)

3. Театр бибабо. Закрепление особенностей работы актера за ширмой. Совершенствование владения приемами вождения кукол на ширме.

4. Чтение сказки «Снегурочка». Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

5. Изготовление декораций. Самостоятельное изготовление детьми декораций к сказке.

6. Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка». Развивать дикцию и навыки монологической и диалогической речи.

7. Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка». Формировать эмоциональную выразительность речи детей, умение менять темп, силу звука, добиваться четкой дикции используя знакомые детям игры.

8. Репетиция кукольного спектакля «Снегурочка». Совершенствование умения детей владения перчаточными куклами. Развивать воображение, творчество, уверенность в своих силах.

9. Генеральная репетиция кукольного спектакля «Снегурочка». Определить готовность детей к показу сказки.

10. Показ кукольного спектакля «Снегурочка». Доставить детям радость от того, что они сами управляют куклами, оставаясь незамеченным за ширмой тем самым удивляя малышей.

Основы актерского мастерства.

1. Актеры, кто они. Беседа о профессии актера, чем эта профессия отличается от других.

2. Чтение сценария спектакля «Репка» на новый лад. Распределение ролей. Знакомство со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки на новый лад. (Знакомство со сценарием сказки, обсуждение и сравнение с общепринятым вариантом сказки). Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.

3. Разыгрывание этюдов. Знакомство с понятием «Этюд»; развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

4. Репетиция спектакля «Репка» на новый лад. Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

5. Репетиция спектакля «Репка» на новый лад. Знакомство с понятиями «мимика», «жест», «пантомима». Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов и пантомимы.

6. Репетиция спектакля «Репка» на новый лад. Учить изображать эмоциональное состояние персонажа, используя выразительные движения и пластику.

7. Чтение стихотворения Е.Смирновой «Три мамы». Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей.

8. Репетиция сценки «Три мамы». Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

9. Показ сценки «Три мамы» на празднике 8 марта. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед родителями.

10. Репетиция первой сцены спектакля «Репка» на новый лад. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

Основы драматизации

1. Репетиция второй сцены спектакля «Репка» на новый лад. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

2. Праздник. День театра. Показ спектакля «Репка» на новый лад. Доставить детям радость от перевоплощения в героев сказки. Воспитывать умение выступать на сцене перед зрителями.

3. Чтение сказки «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Распределение ролей. Воспитывать умение слушать художественное произведение, оценивать действия персонажей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.

4. Изготовление декораций. Изготовление декораций к сказке.

5. Мастерская актеров. Изготовление атрибутов к сказке.

6. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Развивать умение детей вживаться в роль, наиболее чётко и явно используя мимику и пантомимику выражать характер и настроение героя.

7. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Упражнять детей с помощью театральных игр в изображении образов с помощью мимики, жестов и пантомимы.

8. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Изображение эмоционального состояния персонажа, используя выразительные движения и пластику. Развивать воображение детей, обучать выражению различных эмоций и воспроизведению отдельных черт характера.

9. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Развивать речевое дыхание. Тренировать выдох, учить пользоваться интонацией, изображать звуки и голоса сказочных персонажей. Развивать инициативу и самостоятельность в создании образов персонажей выбранной сказки.

10. Репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Побуждение детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты) знакомить с элементами выразительных движений. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита.

11. Репетиция первой сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. 

12. Репетиция второй сцены спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита.

13. Оформление вместе с детьми сцены, зала

14. Генеральная репетиция спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Репетировать спектакль с использованием музыки, костюмов, реквизита. Обращать внимание детей на правильность диалогов, верное исполнение ролей.

15. Творческий отчёт Премьера спектакля «Под грибом» по мотивам сказки В.Сутеева. Доставить детям радость, возможность пережить чувство гордости от исполнительских умений и показа перед незнакомыми зрителями.

16. Мониторинг. Подвести итог работы театрального кружка

2. Формы, способы, методы и средства реализации программы «Сказка»

Основные формы работы:

1. Мастер-класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

- культуры речи;

- сценического движения;

- работы над художественным образом.

2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Цель и задачи реализуются посредством следующих методов и методических приемов:

- беседа,

- пояснение,

- художественное слово,

- вопросы,

- показ,

- игровые упражнения,

- эмоциональные этюды,

- двигательные упражнения,

- ролевые игры.

Структура работы:

Процесс театральных занятий строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием, что предполагает   постепенное усложнение по мере овладения детьми знаниями, игровыми умениями, приемами актерского мастерства и техники.

Схема занятия: введение в тему, создание эмоционального настроя, театрализованная деятельность (в разных формах); эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

В связи с этим всю работу можно условно разделить на три этапа: подготовительный, основной, итоговый.

Подготовительный этап предполагает работу по знакомству дошкольников с театром как видом искусства, развитию внимания, воображения, движений детей, приобщения их к миру театрализованных представлений путем участия в драматизации коротких литературных произведений, снятию у дошкольников сценического волнения и созданию положительной эмоциональной обстановки в группе.

Основной этап посвящен работе над ролью и включает анализ художественного произведения, инсценировки, работу над текстом, обсуждение особенностей характеров героев, отбор средств сценической выразительности, отработку мизансцен и т.п.

На итоговом этапе предполагается переход на уровень самостоятельной деятельности, где построение репертуара составляется на основе  традиционных постановок и спектаклей, содержание для которых придумывают сами дети.

Работа с родителями:

Огромную роль на развитие творческих способностей ребенка оказывает семья. В связи с этим организация работы с родителями строится по таким направлениям, как просветительская и совместная театрализованная деятельность. Просветительская работа включает проведение консультаций, бесед, выставок и уголков для родителей, приглашение родителей на выступления детей. Одной из форм проведения совместной театрализованной деятельности является театральная гостиная. На встречах  в театральной гостиной родители вместе с воспитателями показывают кукольные спектакли, участвуют в совместных с детьми выступлениях, делятся своими воспоминаниями о художественных увлечениях в детстве, организовывают выставки.

Формы взаимодействия работы с родителями:

- анкетирование;

- индивидуальные беседы;

- наглядная информация: папка «Театр для всех» с описанием истории театра, его видов;

- выставки и фотовыставки;

- совместная деятельность;

- день открытых дверей, дружеские встречи;

- помощь в изготовлении костюмов и декораций.

Условия реализации Программы:

  1. Создание развивающей среды в театральной комнате для театрализованной деятельности.
  2. Занятия с детьми  в системе по разделам данной программы.
  3. Привлечение детей к проявлению инициативы в театрализованных играх, театральных постановках, разыгрывании этюдов, сценках, драматизации сказок и инсценировках, где они непосредственные участники.
  4. Обширный наглядный материал, представленный набором иллюстраций, открыток, разного реквизита, фотографий.
  5. Разные виды театра.
  6. Атрибуты для занятий и театрализованных постановок.
  7. Методическая литература.
  8. Библиотека народных сказок, потешек, народных песенок, чистоговорок, скороговорок и др. фольклорного материала.
  9. Соблюдение техники безопасности и санитарных норм, навыки безопасного поведения в играх, а так же при использовании оборудования, используемого в театрализации, учет индивидуальных нагрузок.

Формы работы:

1Занятия в театральной комнате.

2.Беседы с детьми, диалоги-рассуждения.

3.Рассматривание атрибутов, пособий, декораций.

4.Знакомство с приемами кукловождения.

5.Драматизация сказок.

6.Инсценировки.

7.Речевые игры (логоритмика).

8.Развитие мелкой моторики руки (пальчиковые игры).

9.Театрализованные игры.

10.Этюды, сценки, импровизационные постановки.

11.Народные игры и песни.

12.Рассматривание иллюстраций и фотографий с участием детей в театрализованной деятельности.

13.Итоговые мероприятия по театрализованной деятельности.

3.  Способы и направления поддержки детской инициативы

 Обязательным условием взаимодействия педагога с ребёнком является создание развивающей среды, насыщенной социально значимыми образцами деятельности и общения, способствующей формированию таких качеств личности, как: активность, инициативность, доброжелательность и др. Важную роль здесь играет сезонность и событийность образования дошкольников. Чем ярче будут события, происходящие в детской жизни, тем больше вероятность того, что они найдут отражение в деятельности ребёнка, в его эмоциональном развитии.

Приоритетной сферой проявления детской инициативы является игровая и продуктивная деятельность. Для поддержания инициативы ребенка 5-7 лет взрослым необходимо:

  • создавать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка;
  • отмечать и публично поддерживать любые успехи детей;
  • всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять её сферу;
  • помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей;
  • способствовать стремлению научиться делать что-то и поддерживать радостное ощущение возрастающей умелости;
  • не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих. Ограничить критику исключительно результатами продуктивной деятельности, используя в качестве субъекта критики игровые персонажи;
  • учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным, непопулярным детям;
  • уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков;
  • создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплые слова для выражения своего отношения к каждому ребенку, проявлять деликатность и терпимость;
  • всегда предоставлять детям возможность для реализации замыслов в творческой игровой и продуктивной деятельности.

III.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Материально-техническое обеспечение.

Материально-техническое обеспечение программы включает в себя:

  • Комплекты настольных театров.
  • Комплекты плоскостных фигур для фланелеграфа.
  • Перчаточные куклы.
  • Ростовые куклы.
  • Планшетные куклы.
  • Атрибуты для игр.
  • Элементы костюмов, шапочки для игр-драматизаций.
  • Ширмы.
  • Фонотека детских песен, стихов, сказок.
  • Аудио, видеоаппаратура.
  • Видеотека.
  • Игротека.
  • Методическая литература.
  • Планы и конспекты занятий.
  • Подборка детских стихов, пьес и сценариев.
  • Карточки диагностики творческой деятельности детей.

Для поддержания интереса детей к театрализованной деятельности и развития их творческих способностей существует специальное помещение – музыкальный зал. Он оборудован передвижными ширмами, столом для разыгрывания кукольных представлений. Здесь проводятся театрализованные занятия, праздники и развлечения. Также в ДОУ имеется небольшое подсобное помещение, предназначенное для хранения кукол, костюмов, оборудования для театрализованных занятий и переодевания юных артистов перед выступлением.

  1. Развивающая предметно-пространственная среда. 

Одним из важнейших факторов, влияющим на развитие творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности является развивающая предметно-пространственная среда. При ее проектировании целесообразно учитывать как общие требования концепции развивающей среды, так и специальные требования, непосредственно касающиеся театрализованной деятельности.

Важным стимулом к самостоятельной театрализованной деятельности и развитию творческих способностей дошкольников является предметно-развивающая среда в группе. Она представлена разнообразными видами театров (би-ба-бо, театр на фланелеграфе, настольный и пр.), костюмами, масками, театральными атрибутами, а также материалами для их изготовления (ткани, природный, бросовый и т.д.). Материалы просты в использовании и располагаются в удобном для детей месте. Они периодически обновляются, вызывая у детей ассоциации с полученными ранее впечатлениями от театрализованных занятий, праздников, развлечений, посещений театра.

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. «Тематические дни и недели в детском саду»М.:2012г.
  2. Лаптева Г. В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.
  3. Лаптева Е. В. «1000 русских скороговорок для развития речи» М.:2012г.
  4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий центр «Сфера» Москва, 2007.
  5. Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002.
  6. Науменко Г.М. Фольклорный праздник в детском саду и школе. М., 2000.
  7. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в деском саду. М., 2000.
  8. Поляк Л. Театр сказок. СПб., 2001.
  9. Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.
  10. Томчикова С. Н. У истоков театра: программа творческого развития детей шестого года жизни в театрализованной деятельности. – Магнитогорск: МаГУя. 2003.
  11. Чеботаревская Т.А. Путешествие по театральной программе. – М.: 1995.
  12. Чусовская А. Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.:2011г.

Приложение

Диагностические показатели качества освоения курса Программы

п/п

Уровни развития

Основы театральной культуры

Речевая культура

Эмоционально-образное развитие

Основы кукловождения

Основы коллективной творческой деятельности

 

Высокий уровень

2

Средний уровень

3

Низкий уровень

4

Средний показатель в %



Основы театральной культуры

  • Высокий уровень (3 балла): проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия и может охарактеризовать театральные профессии;
  • средний уровень (2 балла): интересуется театрализованной деятельностью, использует свои знания в театрализованной деятельности;
  • низкий уровень (1 балл): не проявляет интереса к театрализованной деятельности; знает правила поведения в театре; затрудняется назвать различные виды театра. 


Речевая культура

  • Высокий уровень (3 балла): понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения; умеет пересказывать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационно-образные средства выразительности речи;
  • средний уровень (2 балла): понимает главную идею литературного произведения; дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета; в пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения);
  • низкий уровень (1 балл): понимает содержание произведения; различает главных и второстепенных героев; затрудняется выделить единицы сюжета; пересказывает произведение с помощью педагога. 


Эмоционально-образное развитие

  • Высокий уровень (3 балла): творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев, использует различные средства воспитателя;
  • средний уровень (2 балла): владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение, требуется помощь выразительности;
  • низкий уровень (1 балл): различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затруднятся их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения.

Навыки кукловождения

  • Высокий уровень (3 балла): импровизирует с куклами разных систем в работе над спектаклем;
  • средний уровень (2 балла): использует навыки кукловождения в работе над спектаклем;
  • низкий уровень (1 балл): владеет элементарными навыками кук-ловождения.


Основы коллективной творческой деятельности

  • Высокий уровень (3 балла): проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем;
  • средний уровень (2 балла): проявляет инициативу и согласованность действий с партнерами в планировании коллективной деятельности;
  • низкий уровень (1 балл): не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа).   ...

Программа дополнительного образования театральный кружок «Буратино» (художественно-эстетическое развитие)

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 4—5 лет (средняя группа).   ...

Рабочая программа дополнительного образования "Сказка за сказкой" (театральный кружок)

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства...

Открытое занятие "Сказочный переполох" из программы дополнительного образования - театральный кружок "Здравствуй, сказка!"

Занятие было проведено для педагогов пос.Рефтинский в рамках месячника "Формирование функциональной грамотности дошкольников"...

Рабочая программа дополнительного образования "Театральный кружок - Сказочный мир"

Рабочая программа дополнительного образования по театрализованной деятельности  "Сказочный мир"...