Катотека игр на формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников
картотека (старшая, подготовительная группа)
Данная картотека игр предназначена для воспитателей, родителей, узких специалистов. Целью является повышение уровня коммуникативной культуры у детей, формирование умения регулировать свои поведенческие реакции, умение договариваться, активизировать познавательный интерес..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_kommunik_igr.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР
на формирование коммуникативных умений у старших дошкольников
Воспитатель: Абрамова Р. В.
1 | Один – много | Учить образовывать формы множественного числа существительных | Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. А ребёнок изменяет слово так, чтобы был или один предмет, или много, в зависимости от того, что называет взрослый и возвращает мяч воспитателю. |
2 | Скажи наоборот | Развивать словарь имен прилагательных | Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют противоположное по смыслу: широкий – узкий, весёлый – грустный, день – ночь, встать – сесть и т. д. |
3 | Назови слова с данным звуком | Развивать словарь существительных, автоматизировать звуки в словах в разных позициях (в начале, в середине, в конце слова) | Воспитатель по очереди бросает каждому ребёнку мяч, а ребёнок называет слово на заданный звук (обычно это изучаемый на фронтальном занятии звук). |
4 | Цепочка слов | Развивать слуховое восприятие. | Дети сидят в кругу. Водящий придумывает слово и называет его, при этом соединив руки с соседом. Сосед придумывает новое слово на последний звук слова ведущего (мяч – чашка – автобус – санки и т.д.). Так слова собираются в цепочку. |
5 | Сиамские близнецы | развивать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия, развитие графических навыков. | Необходимые приспособления: перевязочный бинт (платок), большой лист бумаги, восковые мелки. Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего». |
6 | Тропинка | развивать умение действовать сообща, в команде. | Возьмитесь за руки. По команде «гуляем» - идете по кругу; «Тропинка» — дети кладут руки на плечи впереди стоящему и наклоняют головы вниз; «Копна» — дети поднимают руки над головой; «Кочки!» — все приседают. Я могу говорить очень тихо. Какая команда окажется самой внимательной? |
7 | Ласковое имя | Учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме | Каждому ребенку предлагается передавать какой-либо предмет (мяч, цветочек) и назвать ласково имя соседа, сидящего справа. После первого круга упражнение выполняется в другую сторону (то есть ласково нужно назвать соседа слева). |
8 | Назови ласково | Учить образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме | Воспитатель называет слово и бросает мяч ребёнку. Дети называют данное воспитателем слово ласково: стол – столик, ковёр – коврик, соловей – соловушка и т. д. |
9 | Менялки | Развивать коммуникативные навыки, активизировать детей. | Игра проводится в кругу. Участники выбирают водящего – тот выносит свой стул за круг. Получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого… (светлые волосы, часы и т.п.)». После этого имеющие названный признак быстро встают и меняются местами, а водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим. |
10 | Комплимент | Воспитывать интерес к партнёру по общению | Дети садятся в круг. Каждый участник говорит соседу справа (или слева) фразу, которая начинается со слов: «Мне нравится в тебе…». Упражнение помогает ребенку увидеть свои положительные стороны и почувствовать, что он принимаем другими детьми. |
11 | Пожелание | Воспитывать интерес к партнёру по общению | Дети садятся в круг и, передавая мяч (“волшебную палочку” или др.), высказывают друг другу пожелания. Например: “Желаю тебе хорошего настроения”, “Всегда будь таким же смелым (добрым, красивым…), как сейчас” и т.д. |
12 | Сделай подарок | Знакомить детей с невербальными способами общения. | Педагог изображает различные предметы при помощи жестов и выразительных движений. Отгадавший получает этот предмет “в подарок”. Затем ведущий предлагает детям сделать подарок друг для друга. |
13 | День наступает, все оживает | Развивать у детей выразительность поз, учить быть внимательными. | Ведущий произносит первую половину зачина, все участники начинают двигаться по комнате в хаотическом порядке. Когда ведущий произносит вторую половину зачина, все застывают в причудливых позах. Затем по выбору ведущего отдельные участники “отмирают” и придуманным способом оправдывают позу. |
14 | Рисунки на спине | Развивать кожную чувствительность и способность различать тактильный образ. | Дети разбиваются на пары. Один ребёнок встаёт первым, другой — за ним. Игрок, стоящий сзади, рисует указательным пальцем на спине партнёра образ(домик, солнышко, ёлку, лесенку, цветок, кораблик, снеговика и т.д.). Партнёр должен определить, что нарисовано. Затем дети меняются местами. |
15 | Найди друга | Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности. | Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и детьми. Одной половине завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями. 1«Ветер дует на...» (для детей 5—10 лет) Со словами «Ветер дует на...» ведущий начинает игру. Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого светлые волосы» все светловолосые собираются в одну кучку. «Ветер дует на того, у кого... есть сестра», «кто любит животных», «кто много плачет», «у кого нет друзей» и т.д. Ведущего необходимо менять, давая возможность поспрашивать участников каждому. |
16 | Секрет | Развивать коммуникативные способности | Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д.), кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. |
17 | Пирамида любви | Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности | дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей.) А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть своё любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами». |
18 | Если бы был волшебником | Активизировать коммуникативные способности, воображение. | Детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Володе мы прибавим смелости, Алёше – ловкости и т.п. |
19 | Холодно – горячо, вправо – влево | Развивать слуховое внимание | Воспитатель прячет условный предмет (игрушка), а затем с помощью команд типа «Шаг вправо, два шага вперёд, три влево» ведёт игрока к цели, помогая ему словами «тепло», «горячо», «холодно». Когда дети научатся ориентироваться в пространстве по словесным указаниям взрослого, можно использовать словесные указания другого ребенка. |
20 | Собери чемодан | Развивать слуховое внимание, активизировать словарь | Детям предлагают отправиться в путешествие. Что для этого надо? Уложить вещи в чемодан: «Подумайте: что нужно взять с собой в дорогу?». Первый путешественник называет один предмет, второй повторяет и называет свой предмет. Третий повторяет, что назвал второй путешественник, и называет свой. И т. д. Условие: повторяться нельзя. |
21 | Снежный ком | Развивать слуховое внимание, активизировать словарь | Дети сидят в кругу. Ведущий называет слово и передает мяч соседу. Сосед повторяет слово ведущего и добавляет свое слово и так далее. Усложнить можно называя слова на определенную тему. |
22 | Эхо | Развивать слуховое внимание | 1-й вариант. Детям читают стихотворение, они повторяют последнее слово каждой строчки. 2-й вариант. Дети делятся на две команды: «Эхо» и «Выдумщики». «Выдумщики» договариваются, кто какое слово скажет по определённой теме, по очереди произносят загаданные слова и спрашивают игроков: «Какое слово сказал Коля? Саша? И т. д.». |
23 | Взаимное цитирование | Развивать слуховое восприятие | «Мы сыграем в такую игру. Я два раза постучу ладонями по коленям и дважды назову своё имя, затем похлопаю в ладоши в воздухе, назвав имя кого-нибудь из вас, например, «Ваня – Ваня». Ваня сначала два раза постучит по коленям, называя себя, а затем хлопнет в ладоши и назовёт кого-либо другого, например, «Катя-Катя». Тогда Катя, переняв ход, сделает то же. И т. д. Важно не смотреть на того участника, которого ты вызываешь, а произносить его имя в пространство, глядя, например, в другую сторону или в потолок. |
24 | Сундучок | Учить детей задавать открытые и закрытые вопросы | На столе стоит сундучок, в котором лежит какой-нибудь предмет. Вызывают одного ребёнка, он заглядывает в сундучок. Остальные дети задают ему вопросы о цвете, форме, качестве, свойствах и т. д. этого предмета до тех пор, пока не угадают, что лежит в сундучке. Правило: на все вопросы надо отвечать только «Да» или «Нет». |
25 | Картинная галерея | Учить детей задавать открытые и закрытые вопросы | Детям предлагают рассмотреть уже известные им картины и загадать ту, которая им больше понравилась. Затем все дети садятся в круг, вызывается один ребёнок. Он говорит: «Все картины хороши, но одна лучше». Дети с помощью вопросов пытаются угадать, какая картина понравилась этому ребёнку. Если она угадана, ребёнок говорит: «Спасибо всем! Это действительно она – картина под названием (называет)». |
26 | Объясни Незнайке | Учить детей перефразировать сказанное, оставив главный смысл. | Педагог говорит: «Незнайка не понимает того, о чём я ему говорю. Давайте ему поможем. Как можно сказать по-другому? Труд кормит, а лень портит. Умея начать, умей окончить. Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит». И т. д. |
27 | Художник слова | Развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично | Дети (по очереди) задумывают кого-то из группы и начинают рисовать его словесный портрет, не называя имени этого человека. Предварительно можно предложить детям упражнение на ассоциативное восприятие: «На какое животное похож? На какой предмет мебели?» И т. д. |
28 | Коробка добрых поступков | Воспитание у детей доброжелательного отношения друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в детском коллективе, воспитание в детях умения замечать и ценить положительные поступки, совершенные другими людьми. | Педагог показывает детям коробку, наполненную кубиками, высыпает их и предлагает детям представить, что каждый кубик – это хороший поступок, совершенный кем-либо из детей. Игра продолжается в течение определенного промежутка времени, например, в течение одного дня. Каждый ребенок может положить в коробку кубик за любой хороший поступок, неважно, кто его совершил – этот ребенок или кто-то другой. О каждом положенном в коробку кубике дети сообщают педагогу, по окончании игры подводятся итоги. Педагог вместе с детьми подсчитывает количество кубиков, вспоминаются и анализируются добрые поступки, за которые были сложены в коробку кубики, поощряются и ставятся в пример дети, совершившие эти поступки. Один и тот же поступок не должен оцениваться дважды. |
29 | Конспиратор | Повысить степень доверия к взрослому человеку. | В игре могут принимать участие группа детей и один или несколько взрослых. Игроки размещаются по кругу, лицом к центру. В центре круга с завязанными глазами стоит водящий. Игроки водят вокруг него хоровод, пока он не скажет: «Стоп!» Затем водящий должен на ощупь, начиная с головы, узнать всех играющих (они, естественно, помалкивают). Узнанный игрок выходит из круга. Лучший конспиратор – тот, кого узнали последним. |
30 | Осенние листочки | Развитие длительного плавного выдоха. | педагог с детьми рассматривает листочки, называют, определяют цвет. Дети стоят напротив листочков. «Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы во время вдоха не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, не надувая щек, дуем на листочки». (Повторяем 3-5 раз). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР.
В условиях реализации ФГОС ДО особое значение приобретает работа по формированию коммуникативных умений и навыков у детей с общим недоразвитием речи.От того, как ребенок умеет общать...
Итоговая практико – значимая работаТема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»
АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...
Проект. Итоговая практико - значимая работа .Тема: "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре".
Содержание Введение ------------------------------------------------------------------------стр3-4.1.Основная часть. Теоретическое обоснование проблемы формирования коммуникатив...
Проект "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно- ролевой игре"
В.А.Сухомлинский подчеркивал,что "игра-это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающим мире.Игра-это искра зажигающа...
Цикл занятий по формированию коммуникативных навыков у старших дошкольников
Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников...
Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"
Статья Разенковой Е.В. посвящена формированию коммуникативных навыков с помощью игр. В статье приводятся примеры игр и этюдов....
Конспект занятия с детьми подготовительной логопедической группы по теме «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников через общение с природой»
Закрепить знания о весне.. Развивать монологическую речь детей. Вызвать интерес к познанию природного явления –развитию и росту растений. Развивать навыки учебной деятельности. Воспитывать уваже...