Проект «Вятский край »
методическая разработка (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mla.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Березка»
г. Слободского Кировской области
Проект
«Вятский край »
Руководитель проекта: Мерзлякова Л.А, воспитатель высшей категории.
Патриотическое воспитание старших дошкольников через знакомство с родным краем.
«Вятский край – богатый край. Люби, играй и познавай!»
(долгосрочный, групповой, познавательно-исследовательский)
Дождиночки на листьях, будто слёзы,
Лесами окружённые поля…
И зимние, уснувшие берёзы –
Всё это наша вятская земля.
Не высказать обычными словами
Привязанность к земле наших отцов,
Но спутником незримым всюду с нами
Живущая в сердцах наших любовь.
Г.Цыпуков «Вятская земля»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Согласно «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России», опубликованной в 2009 году,«духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования».
Современный национальный воспитательный идеал определяется:
• в соответствии с национальным приоритетом;
• исходя из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых исторических эпох;
• согласно Конституции Российской Федерации;
• согласно Закону Российской Федерации «Об образовании».
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.
Конечно, когда речь идёт о детях дошкольного возраста, то более доступны их пониманию ценности семейной жизни и культурно-регионального сообщества.
Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
Один из основных принципов ФГОС ДО: «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Одна из задач ДО: «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и, принятых в обществе, правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
ГИПОТЕЗА
Для выполнения данных требований детей необходимо познакомить с этими ценностями и нормами. Процесс познания начинается с того, что более доступно пониманию, с наблюдений над тем, что ближе, виднее, ощутимее. Для младших дошкольников это семья, дом, детский сад. А для детей старшего дошкольного возраста: родной город, родной край. Любовь к России начинается с любви к своей малой Родине. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного Вятского края.
ЦЕЛЬ проекта «Вятский край – богатый край. Люби, играй и познавай!»: заложить основы воспитания нравственного гражданина, знающего и любящего свою малую Родину.
ЗАДАЧИ проекта:
- Дать знания детям о родном крае: история, символика, достопримечательности, ремёсла, народные промыслы, промышленность.
- Познакомить с именами тех, кто прославил край (учёные, спортсмены, защитники отечества…).
- Учить воспринимать духовное наследие наших соотечественников (художественная литература, живопись, музыка, культура разных народов, населяющих нашу область).
- Расширить знания детей о флоре, фауне, природных ресурсах и памятниках природы Кировской области.
- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей.
- Воспитывать любовь к родному краю, эмоционально ценностное отношение к культуре.
УЧАСТНИКИ ПРЕКТА: воспитатели, дети, родители
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
- Организационный
- Практический
- Результативный
1. Организационный этап
Создание предметно-развивающей среды
Немаловажным фактором при ознакомлении детей с родным городом и краем является предметно-развивающая среда. Именно в определенном предметно-развивающем пространственном окружении ребенок приобретает знания, овладевает культурой и приобретает эстетический вкус. Предметно-развивающая среда в группе выполняет две важные функции: информационную и развивающую.
Она включает в себя:
- Символику города и области
- Тематические альбомы и фотоальбомы («История города», «Города Кировской области», «Природа Вятского края», «Экономика Кировской области», «Знаменитые люди нашего края», «
- Наборы картинок, открыток
- Предметы народного быта
- Народные музыкальные инструменты
- Изделия мастеров народных промыслов
- Дидактические игры
- Материал для конструирования и изобразительного творчества
- Материал о народностях Вятского края
- Подборка книг «Кировские писатели детям», картотека вятского фольклора
- Репродукции картин вятских художников
Планирование
Проблема состоит в том, что детский сад работает по единому тематическому плану. Поэтому я разработала перспективный план по ознакомлению детей с родным краем в соответствии с темами детского сада. Знакомясь с темой, дети получают и знания по краеведению. И в течение года мы охватываем довольно широкий круг вопросов, связанных с родным краем.
2. Практический этап
Систему работы с детьми построила с учётом возрастных особенностей детей, их способностей и интересов. Работа по краеведению проводилась во время совместной деятельности (во время НОД и в режимные моменты), в самостоятельной деятельности детей (как индивидуальной, так и вместе со сверстниками) , в работе с родителями.
Направления работы с детьми (формы работы):
Знакомство с флорой и фауной родного края
- Беседы о климатических условиях города, области
- Д/игры «С какого дерева лист», «Не каждый грибок в кузовок», «Ягоды лесные и садовые», «Что перепутал художник?» и другие.
- Различные викторины
- Оформление альбомов с видами животного и растительного мира Кировской области
- Создание «Красной книги Кировской области»
- Проект «Поможем птицам зимой!»
- Презентация «Памятники природы Кировской области»,«Заповедники Кировской области» и другие
История города и его достопримечательности
- Беседы «Мой город на Вятке», «По улицам города», «Путешествие по городам Кировской области»
- Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций…
- Чтение художественной литературы и фольклора.
- Дидактические игры «Район, в котором мы живём», «Волшебные ленты дорог»
- Рисование «Мой любимый город», «Где я отдыхал», «Путешествие по городу»
- Строительные игры
- Сюжетно-ролевые игры
Промышленность и сельское хозяйство области:
- Рассматривание фотоальбомов
- Создание альбомов «Предприятия города», «Сельское хозяйство»
- Знакомство с профессиями
- Д/и «Кому, что нужно для работы»
- Составление творческих рассказов «Кем я буду, когда вырасту»
- Сюжетно-ролевые игры
Народности Вятского края, их костюмы, праздники
После того как мы рассмотрели костюмы различных народов, дети принесли из дома кусочки ткани, бусинки, ленты, тесьму. Были созданы такие народные костюмы: русский, татарский, украинский, марийский, удмурдский.
Предметы быта наших предков
- Выставка «Предметы старины далёкой»
- Дидактические игры «Бабушкина избушка», «В русской избе»
- Игра на сравнение «Город или деревня?»
Вятские писатели:
Владимир Ситников, Павел Маракулин, Евгений Чарушин, Владимир Крупин, Тамара Копанева, Елена Наумова, Наталья Козвонина, Сергей Гагаринов, Роза Агафонова
- Чтение произведений
- Рассматривание иллюстраций
- Рисование, лепка
- Сюжетно-ролевая игра «Библиотека».
Вятские художники (Шишкин, Васнецов, Хохряков, Рылов)
- Рассматривание репродукций
- Составление рассказов «Чем мне нравится картина» и др.
- Организация выставки
- Рисование
Знакомство с городом Котельничем и Котельническим местонахождением древних ящеров – парейазавров, одним из крупнейших в мире.
- Просмотр презентации
- Игра «Палеонтологический музей»
Народные промыслы Вятского края
- Оформление уголка народного творчества
- Дидактические игры «Народные промыслы России», «Из чего сделан предмет?»
- Изготовление поделок из природного материала
- Создание «Дерева Вятских ремёсел»
- Просмотр презентаций
- Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»
- Создание дымковской игрушки
Более подробно остановлюсь на одном из направлений работы. Когда дети рассматривали предметы народных промыслов, их внимание привлекли самые яркие, весёлые, праздничные предметы – дымковская игрушка. Они с интересом выслушали рассказ о ней, и с радостью лепили. Но из пластилина получилось не совсем то, что хотелось детям.
И вот тогда я предложила сделать настоящую дымковскую игрушку. Для начала мы проверили свойства глины. Затем прочитали все материалы, которые нашли о процессе изготовления игрушки мастерицами. И вот, с помощью технологических карт Лыковой, игрушка слеплена. За неимением печи, игрушки отправились сушиться к горячим батареям, а дети взялись за изучения элементов дымковской росписи с помощью дидактических игр: «Нарядим дымковскую барыню», «Дымковская мозаика», «Подбери силуэту пару». «Красота дымковского орнамента».
Пока мы изучали дымковский узор, игрушка высохла, дети её побелили мелом, разведённым молоком, а затем расписали яркими красками и решили подарить мамам на 8 марта. Но до праздника ещё оставалось время, и дети решили показать наши поделки всем желающим. Опыт игры в музей у детей уже был, поэтому потребовалось совсем немного времени, чтобы создать «Музей дымковской игрушки». Потом дети вывесили приглашение в коридоре и принимали гостей, рассказывая им о том, как делается дымковская игрушка.
Работа с родителями:
- Участие в создании развивающей среды(создание демонстрационного материала «Достопримечательности города», помощь в приобретении дидактических игр, пополнении выставки предметов народных промыслов, в изготовлении пособий…)
- Участие в проектах «Поможем птицам зимой», «Здание (памятник), о котором я хочу рассказать и о других.
- Изготовление поделок для выставок «Золотые руки мам»
- Участие в праздниках
3. Результативный этап
Подводя итоги работы, я провела мониторинг результатов усвоения детьми знаний о родном крае, используя низко формализованные методы (наблюдения, беседы, анализ продуктов деятельности). У детей есть знания о природе родного края, об истории города, о людях, прославивших наш край… Воспитанники нашей группы научились более осознанно воспринимать события и факты социальной действительности, анализировать их. У них появилась устойчивый интерес к изучения родного края. Этот интерес проявляется в детских вопросах, рассказах, рисунках.
Проведённая работа позволяет сделать выводы:
- В период дошкольного возраста формируется личность ребенка, развитие которой можно моделировать на основе материала региональной культуры.
- Интерес к истории, традициям культуры родного края поддерживается через различные виды деятельности детей, прежде всего через игру и продуктивные виды деятельности.
За последние годы в России были предприняты значительные усилия по укреплению и развитию системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию. Данная работа должна начинаться как можно раньше. Поэтому дошкольный возраст играет важнейшую роль в патриотическом воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексное музыкально-познавательное занятие "Край березовый, край Есенина" , с использованием инновационных технологий
Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями русских поэтов , а именно стихотворениями С.А.Есенина. Продолжать учить детей слушать и слышать содержание художественных и музыкальных произведений, ...
ПРАЗДНИК «КРАЙ ТЫ МОЙ, ЛЮБИМЫЙ КРАЙ»
Цель:прививать любовь к родному краю, воспитывать в детях чувство патриотизма, гордости за свой народ Оборудование:выставка продукции заводов, фабрик города и фотовыставка «Кольчугино – мой...
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Сценарий "Край родной - Чувашский край"
Сценарий развлечения о Родном крае....
Презентация "Дикие животные нашего края" к занятию по формированию лексической стороны речи "Дикие животные нашего края"
Материал содержит фотографии диких животных Подмосковья...
Конспект музыкально- литературного досуга "Край березовый, край Есенина..."
Этот конспект предназначен для детей подготовительной группы и посящён жизни и творчеству замечательного русского поэта Сергея Есенина!...
«Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»
laquo;Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»...