мастер-класс "В Царстве экологии"
материал (старшая группа)
Цель данного мастер-класса: развитие творческого потенциала и повышение мастерства педагогов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_tsarstve_ekologii.docx | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «В Царстве экологии»
Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке.
Этот язык надо изучать.
Н.Гарин-Михайловский.
Цель: развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
- Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей;
- Развивать умение использовать полученные знания о природе в разных видах деятельности;
- Воспитывать любовь к природе.
Материалы и оборудование:
- Проектор
- Ноутбук
- Цветные листы бумаги
- Набор картинок ( лес, река, луг)
- Конверты с заданиями «Педагогическая ситуация», «Продолжи экологическую сказку», «Найди ошибки в письме»
- Листы бумаги, ручки
Ход мастер-класса:
Вступительное слово:
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я поделюсь опытом работы по экологическому воспитанию детей.
1. Презентация педагогического опыта.
Предлагаю вашему вниманию презентацию: «Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста».
Несколько лет назад передо мной была поставлена цель: формирование положительного отношения детей к природе, воспитание защитников природы. В своей работе по экологическому воспитанию детей я руководствуюсь следующей концепцией: « Знать законы, по которым живёт природа, уметь организовывать свой труд и отдых так, чтобы не нанести вреда природе, и иметь осознанное желание делать это».
Одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, ребенок развивается как личность. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка.
В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного. Задача воспитателя – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать её красоту. Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
В своей работе по данному направлению я использую следующие формы, которые вы могли видеть в ходе презентации:
- Занятия экологической направленности
- Изготовление коллективных поделок на экологическую тему
- Мастер-классы с участием родителей
- Сбор гербария и природного материала для уголка экспериментирования
- Экологические проекты
- Оформление «Сезонного» дерева в группе с целью запоминания последовательности времен года
- Экологические акции
- Экскурсии
- Работа в уголке природы
- Изготовление поделок из природного и бросового материала
- Уход за растениями «Огород на окне»
- Экологические праздники
2.Деятельность с участниками мастер-класса с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми.
С методами и приемами, которые я использую в работе, вы познакомитесь во время нашего путешествия. Вам предстоит выполнить задания, которые помогут продемонстрировать ваши многочисленные таланты.
За каждый правильный ответ вы размещаете на своем листе любую картинку, которая находится перед вами. Не забывайте об этом.
А теперь в путь!
В Царство экологии попасть легко,
Не надо даже ехать далеко.
Закройте глаза и не шевелитесь,
Откройте глаза и друзьям улыбнитесь.
И сейчас вас ждет первое испытание.
1.«Экологическая разминка». Отвечаем быстро.
- Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (одинаковая)
- Чем лягушка отличается от жабы? (лягушка – дневное животное, а жаба - ночное)
- Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью)
- Что ест зимой жаба? (ничего, зимой она спит)
- У кого уши на ногах? (у кузнечика)
- Какую траву любят кошки? (валериану)
- Опасен ли укус гадюки летом? (Нет, только болезнен, ядовит укус только что проснувшейся после зимней спячки змеи)
- Какая птица лечит деревья? (дятел)
- Чем питается бабочка? (нектаром)
- Какая птица выводит птенцов зимой? (клест)
2.Загадки-описания природных сообществ:
Догадайтесь, куда мы пришли?
1.Вокруг высокая трава, красивые цветы, совсем не видно деревьев и кустарников, порхают бабочки, деловито, жужжат шмели. (луг)
2. Вот стало темнее и прохладнее. Трава стала менее густой. Вот растет береза, вот дуб, а там дальше множество лиственных деревьев. (лес, роща)
3. Смотрите, теперь травы под ногами совсем нет, лиственные деревья попадаются все реже. На земле – колючие хвоинки, шишки. (хвойный лес)
4. Вот лес поредел, деревья расступились. Что это блестит впереди?
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит, журчит. (река)
3.ТРИЗ. Сейчас я предлагаю вам проявить чудеса находчивости, сообразительности, нестандартности мышления, основанные на закреплении хорошо знакомой нам с вами технологии, которую используем в работе с детьми, (технология ТРИЗ- технология решения изобретательских задач).
В этом задании вам предлагается система. Необходимо, подобрать как можно больше слов, входящих в эту систему ЛЕС, РЕКА. (Лес - охотник, волк, деревья, кусты, тропа. Река - берег, рыба, рыбак, вода, тина).
4. Педагогическая ситуация
На столах участников текст педагогической ситуации по теме экологического воспитания с цифрой 4. Задача - продемонстрировать, как надо было поступить, что сказать.
а). Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же!». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья-то нога безжалостно наступила на нее.
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
б).Ранняя весна. Дети в парке увидели первые подснежники, пролески, каждый сорвал по цветочку. Подошли к воспитательнице и сказали, что эти цветочки дарят ей. Правильно поступили дети? Какие еще цветы занесены в Красную книгу?
5. Пока идет работа над педагогическими ситуациями, проводится экологичекая психогимнастика , которая учит детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру, замечать «красивое» в природе. Её персонажами является сама природа. «Примерив» на себя образ той или иной частички природы, ребенок лучше начинает понимать мир, который его окружает. Начинает чувствовать боль сломанной веточки и сорванного цветка. Развивается чувственность и сопереживание. И самое главное в этом методе то, что малыши начинают понимать, почему нельзя рвать цветы, ломать деревья, ловить бабочек.
«Мы - деревья»: Наши ноги – это корни. Крепко держат нас на земле, они ищут нам воду, чтобы пить. Наша кожа – это кора. Она защищает нас от ран. Все знают, что нельзя на ней вырезать надписи (гладят себя руками). Наши руки – это ветки. Они тянутся, тянутся к солнцу (поднимают руки вверх). Наши кулачки – это почки. Каждую весну наши почки раскрываются и появляются листочки.
Как чудесно быть деревом! В летний зной давать прохладу и тень. А дунет легкий ветерок, и мы закачаемся влево вправо, чуть слышно переговариваясь между собой (раскачаются с поднятыми вверх руками).
6.Экологические сказки: в ненавязчивой форме учат детей соблюдать правила природы. Придумайте окончания сказок ( на столах задания с цифрой 6) –работа по группам
1.Высоко в синем небе вместе с мамой грозовой тучей жила маленькая тучка. Она была пушистая и белая, словно снежный сугроб и еще совсем не умела, как мама, пускать яркие молнии и громко греметь.
Маленькая тучка была веселой и доброй, но у нее совсем не было друзей. Она очень любила наблюдать свысока на детишек, которые резвились и играли. И ей тоже очень хотелось поиграть вместе с ними. И вот однажды тучка увидела, как дети весело брызгали друг друга водой.
2.Однажды муравей вышел из муравейника, солнце только – только начинало всходить. Но Муравей наш был трудолюбив, он много работал. Он искал прочный материал для муравейника и не заметил, как заблудился. Долго Муравей пытался найти дорогу к муравейнику, но так и не смог её найти. Быстро стемнело, и наступила ночь. В лесу все спали, только ветер тихонько шумел. «Ветер, ветер! Подскажи где мой муравейник? Как мне найти дорогу домой». – Спросил муравей у ветра. Но в ответ только: «У-у-у». Светила ярко луна. «Луна, Луна! Покажи мне, пожалуйста, дорогу домой». - Попросил у луны муравей. Вдруг луну закрыла чёрная туча. Лишь успел услышать муравей: «Не могу, не могу, не могу» Загрустил муравей, заплакал, не кому ему помочь. Видно пропадать, погибать ему в чужом незнакомом месте… »
3. Найдите ошибки в письме Шапокляк: ( правила поведения в лесу)
а).Здравствуйте, ребята! Я расскажу вам, как гуляла по лесу!
Вышла рано утром на прогулку. Светит солнышко, поют птички.
Включила громко музыку. Наломала веток, чтобы отмахиваться от комаров и мушек.
А вот и полянка с грибами. Нарвала грибов из земли с корнем. Мухоморы разбросала, а чего это они мешают добрым грибам расти. Скоро нашла гнездышко. О, яички какие красивые, возьму с собой.
На пути попалась большая куча, всю дорогу загородила. Кажется, муравьишки ползут к ней. Взяла палку, да и раскидала кучу, чтобы другим не мешала.
Нагулялась я, уселась поесть. Пакетики пустые в кусты забросила, там их никто не найдет. Пора домой собираться. Замечательно провела день!
4. Жили-были две неразлучные бабочки – подружки. Вместе они прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела, и подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась и поправилась. (не прыгают, а летают; не любят летать под дождем; не питаются мухами; не улетают на юг)
Пока группы работают со сказками, проводится игра «Найди ошибку»: правила поведения в лесу.
Обведите буквой О все, что быть здесь не должно, и назовите правило поведения.
7. Лекарственные растения.
Доктор Айболит занят на вызове, лечить зверей придется нам.
- У Медвежонка болит горло, давайте порекомендуем ему лечение из лекарственных трав. Очень полезен отвар календулы или ромашки, ими можно полоскать горло.
- А у лисички сильный кашель. Что мы ей посоветуем? (мать – и – мачеха, подорожник)
- Обезьянка очень бледная, у нее нет сил. Что же делать? (отвар шиповника, боярышника)
8. «А знаете ли вы?»)
(метод удивления)
- бумага будет лежать на земле более 2 лет
- консервная банка - более 30 лет
- полиэтиленовый пакет – 200лет
- стекло – 1000лет
- пластмассовые бутылки вообще не разлагаются
- летучие мыши приносят большую пользу, уничтожая вредных насекомых, за час она ловит 160-170 комаров
- мухи глухие, у них вообще нет слуха
- самый прожорливый хищник планеты – стрекоза, т.к. за день съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама
- быстрее всех грибов растет подберезовик: на 4-5 см за сутки
9. Экологическая пирамида.
В природе между численностью животных и растений существует равновесие. Хищных животных должно быть меньше, чем травоядных, которыми они питаются. Такие отношения можно выразить в виде экологических пирамид. Например, в основание кладется длинная полоска – колоски, выше –более короткая – мыши, далее - еще более короткая – сова.
- Кто любит колоски? (мышь)
- Много или мало съедает колосков мышь? (много)
- Значит, чего должно быть больше? (колосков)
- Чем питается сова? (мышами)
- Чтобы быть сильной, сова съедает не одну, а много мышек. Значит, кого должно быть больше мышей или сов? (мышей)
Вывод: чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей – больше, чем сов.
Предлагаю вам построить и обыграть «живую пирамиду»: волк, зайцы, морковка.
10. Поделки из бросового материала.
Все мы живем на Земле. И хотим, чтоб у нас был чистый воздух, вода и земля. Чтобы цвели цветы, пели птицы. Но все чаще вместо этой красоты замечаем мусорные свалки возле дома.
Что же делать с мусором, раз его так много?
Можно попробовать дать ему новую жизнь. Пластиковые бутылки, целлофановые пакеты, обертки от сладостей – вот тот материал, который послужит основой для поделок на экологическую тему.
Демонстрация поделок.
Вот мы и погуляли по Царству экологии: не разрушили муравейника, не сорвали цветы, не нарушили тишины. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть летают бабочки и стрекозы, и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым.
На этом наш мастер- класс подошел к концу, надеюсь, что он был для вас интересным и полезным. Я буду рада, если Вы возьмете для своей работы что-то интересное, познавательное.
Использованные источники:
1.С.Н. Николаева «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада», Мозаика-Синтез, М., 2010;
2. О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа», Мозаика-Синтез, М., 2014;
3.Т.М.Бондаренко «Организация непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе детского сада» Воронеж, 2012
4. Интернет-ресурсы: загадки, картинки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2 с.Ижевское
301071 Рязанская область Спасский муниципальный район
с. Ижевское ул.Красная д.30
Мастер – класс «В Царстве экологии»
Составитель:
Ермакова Светлана Владимировна,
воспитатель первой квалификационной категории
с.Ижевское, 2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по экологии для детей старшей группы "В царстве Берендея"
занятие для детей по экологическому воспитанию в виде викторины...
Конспект занятия по экологии в старшей группе по теме "Грибное царство"
Цель:Познакомить детей с грибами(как выглядят,где растут,чем отличаются ядовитые грибы от съедобных).Уточнить условия,необходимые для роста и развития грибов.Обогатить словарный запас детей(подосинови...
Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных»
Конспект открытого занятия по экологии «Царство животных» в старшей группе....
Конспект открытого занятия по экологии в подготовительной группе Тема: «Грибное царство»
Ход занятия:...
Конспект занятия по экологии "В гостях у жителей Подводного Царства"
Занятие проходит в театрализованном виде...
Конспект занятия по экологии для воспитанников старшего дошкольного возраста "Царство грибов"
знание грибов...
Мастер-класс «В Царстве экологии» Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать
развитие творческого потенциала педагогов, их компетентности в сфере экологии; повышение профессионального мастерства педагогов....