"Юный исследователь"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ИП Александрова М.А.
Детский сад «Уу-чуку-чук»
Утверждаю:
Директор ___________ / М.А. Александрова
«____» _____________ 2018г.
Перспективный план
работы кружка «Юный исследователь» в старшей группе «Мичээр»
2018-2019 уч.г.
Воспитатель: Павлова Л.М.
Якутск, 2018г.
Список детей
1.Николаева Владилена
2. Иванова Анжела
3. Павлова Айсаана
4. Чукрова Лиза
5. Протопопов Арчылаан
6. Дорофеев Эрсан
7. Забровский Арсен
8. Васильева Вика
9. Сысолятин Даниил
10. Харитонов Дьулус
СЕНТЯБРЬ
«Ягода-малина»
Вид деятельности. Рассматривание, проба на вкус, выжимание сока, форма, вкус, запах ягоды и листьев. Варим варенье, компот. Засушивание листьев и изготовление чая и панно « Осенний букет». Разучивание песенки «По малину в сад пойдем».
Цель занятия. Познакомить детей с растением, его полезными свойствами. Закрепление цвета, формы, тактильных ощущений.
Материалы и оборудование. Ягода, сахар, вода, листья, сосуды, салфетки.
«Разноцветная вода»
Вид деятельности. В сосудах с помощью красок, калия перманганата- проведение эксперимента на растворимость.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами воды, закрепление цвета.
Материалы и оборудование. Краски, вода, сосуды.
ОКТЯБРЬ
«Тонет- не тонет».
Вид деятельности. Эксперимент. Тонут или плавают на воде предметы? Почему? Предметы тяжелее или легче воды.
Цель занятия. Познакомить со свойствами предметов, развивать наблюдательность, смекалку. Учить делать выводы.
Материалы и оборудование. Различные камешки, бумага, пенопласт, маленький мяч, деревянные и железные предметы, магнит.
«Каша- здоровье наше».
Вид деятельности. Рассматривание по цвету, форме, сыпучести. Сухая- твердая, в воде разбухает, мягкая, съедобная, полезная и вкусная. В готовом виде горячая и холодная. Просмотр мультфильма « Геркулес». Чтение « Каша из топора».
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами круп, учить определять на вкус кашу, воспитывать положительное отношение к каше и объяснить детям полезность каш.
Материалы и оборудование. Крупы: гречневая, рисовая, пшенная, Геркулесовая, ячневая. Вода, молоко, сосуды, тарелки и ложечки.
НОЯБРЬ
«Птичьи пёрышки».
Вид деятельности. Эксперимент. Тяжелый- легкий( перышко- камешек). Летучесть( парит в воздухе). Сухое- мокрое. Аппликация « Золотой гребешок».
Цель занятия. Познакомить со свойствами перьев, закрепить знания детей о использования пера в быту- подушки, перина, теплые куртки.
«Песочные струйки».
Вид деятельности. Можно ли рисовать с помощью песка? Подготовка песка для работы- просеять, просушить, можно подкрасить. Работы детей с песком на подготовленной поверхности.
Цель занятия. Познакомить детей со свойством песка- сыпучесть. Рисование удивительных картин с развитием фантазии и воображения.
Материалы и оборудование. Панно « Летний день», песок, клей, бумага, краски.
ДЕКАБРЬ
Рисование с помощью мыльных пузырей «Разноцветный мир».
Вид деятельности. Эксперимент. Растворение мыла в воде, изготовление цветной мыльной воды. Экспериментальное рисование- выдувание разноцветных пузырей на лист бумаги.
Цель занятия. Научить выдувать пузыри на лист бумаги, познакомить со свойствами мыльной воды- можно надувать пузыри, закрепление цвета, развитие воображения.
Материалы и оборудование. Тарелочки, стеклянная воронка, коктейльные палочки, мыльный разноцветный раствор.
«Воздух. Что в пакете?»
Вид деятельности. Эксперимент. Пакет пустой и наполненный воздухом. Наличие воздуха вокруг. Как его обнаружить и поймать?.
Цель занятия. Обнаружение воздуха в окружающем. Обратить внимание детей на свойства воздуха- прозрачный, невидимый, легкий, холодный и теплый. Жизненная важность воздуха для всего живого.
Материалы и оборудование. Полиэтиленовые пакеты, полоски бумаги.
ЯНВАРЬ
«Хрустальные льдинки».
Вид деятельности. Эксперимент. Таяние льда в теплой и холодной воде. Замораживание разноцветных льдинок и украшение елочки на участке детского сада. Наблюдение за таянием льдинок- сосуд с водой приобретает цвет растаявшего льда.
Цель занятия. Познакомить со свойствами воды (замораживание). Учить делать выводы- в теплой воде лед тает быстрее, чем в холодной. Развитие внимательности и любознательности.
Материалы и оборудование. Раскрашенные льдинки, сосуды с водой, краски.
«Стекло».
Вид деятельности. Эксперимент. Определить прозрачность стекла, его хрупкость- легко разбивается. Тонет в воде или нет, скользкое или нет, пропускает жидкость или нет. Разноцветное стекло- его применение. Просмотр документального фильма «Новогодние игрушки — любимые игрушки».
Цель занятия. Познакомить со свойствами стекла, стеклянными предметами. Развивать наблюдательность, ознакомление с правилами безопасности при обращении со стеклом и стеклянными предмета.
Материалы и оборудование. Стеклянные предметы, сосуды, вода, краски, ёлочные игрушки.
ФЕВРАЛЬ
«Воздушная мука».
Вид деятельности. Эксперимент. Изготовление клея. Рассматривание муки: сухая, сыпучая, мелкая, белая, безвкусная. Мука разбавленная водой приобретает свойства липкости, вязкости, пластичности, тянущая. Можно изготовить хлебо-булочные изделия в специальных условиях. Поделка из соленого теста.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами муки и что из нее готовят. Развитие трудолюбия, терпения.
Материал и оборудование. Мука, продукты из муки, вода, сосуды, соль, краски, масло, картон.
«Черный ящик».
Вид деятельности. Эксперимент. Научить определять тактильно температуру воды и предметов.
Цель занятия. Познакомить детей с определением температуры жидких и твердых предметов тактильно (металлические- холодные, деревянные- теплые).
Материалы и оборудование. Предметы из дерева, металла, стекла, пластмассы, черный ящик.
МАРТ
«Магнит».
Вид деятельности. Эксперимент. Притягивание металлических предметов. Отталкивание и притягивание двух предметов. Твердость магнита.
Цель занятия. Познакомить со свойствами магнита и его применение в жизни.
Материалы и оборудование. Магниты разных форм и цвета, различные металлические и деревянные предметы, ткань, бумага и др. Магнит.
«Луковая грядка на окне».
Вид деятельности. Эксперимент. Посадка лука в землю. Салат из лука ошпаренного горячей водой.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами лука( цвет, запах, вкус, форма). Способами посадки лука. Развивать любознательность, наблюдательность.
Материалы и оборудование. Луковица, земля, различные баночки, нож, разделочная доска, миска.
АПРЕЛЬ
«Картон».
Вид деятельности. Эксперимент. Твердый, плотный, тяжело поддается к сгибанию. При намокании разбухает, расслаивается. Аппликация « Весенний букет».
Цель занятия. Познакомить со свойствами картона, Развитие наблюдательности, умение делать выводы и умозаключения.
Материал и оборудования. Картон различной плотности, ножницы, вода, клей.
«Ткань.
Вид деятельности. Эксперимент. Разрезание ткани, с трудностью разрывается, смятие и разглаживание. Сшивание двух лоскутков ткани. Альбом для рассматривания « Виды ткани». Намачивание ткани- потрогать какая она стала( тяжелая, холодная).
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами ткани и их видами. Закрепить знания детей об одежде.
Материалы и оборудование. Различные лоскутки ткани. Нитки, иголка, ножницы, вода, утюг.
МАЙ
«Чудесная глина».
Вид деятельности. Эксперимент. Рассматривание глины. (сухая- мокрая, твердая- мягкая, плотная, тяжелая). Из мокрой глины изготавливаются различные предметы быта и игрушки. Глиняные предметы могут разбиться, Документальный фильм « Глиняный горшочек».
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами глины. Рассматривание глиняных игрушек, посуды.
Материалы и оборудование. Глиняные предметы. Глина, сосуды с водой, лоскутки ткани, салфетки.
«Волшебный клубок».
Вид деятельности. Рассматривание разных видов нитей( мулине, швейные, шерстяные). Разрывание и разрезание нитей разных по фактуре. Демонстрация видов работ с нитью и готовых предметов.
Цель занятия. Познакомить детей со свойствами разных по фактуре нитей, видов ткани, готовых изделий из нитей.
Материал и оборудование. Разные виды нитей, готовые изделия, Крючок, спицы, иголка, ножницы.
Опыты и эксперименты в детском саду.
Цель: Раскрывать многогранность весенних явлений в природе и жизни человека.
Задачи: Формировать знания детей о явлениях природы весной.
-Учить наблюдать, видеть причинно – следственные связи, делать выводы.
-Развивать логическое мышление, речь, кругозор.
-Воспитывать любознательность, любовь к природе и бережное отношение к своему здоровью.
Опыты для старшего дошкольного возраста
ТАЯНИЕ СНЕГА.
Цель: Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход: Наблюать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.
Вывод: Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.
МОЖНО ЛИ ПИТЬ ТАЛУЮ ВОДУ.
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход: Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.
Опыты для среднего дошкольного возраста.
СПОСОБНОСТЬ ВОДЫ ОТРАЖАТЬ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход: Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.
Вывод: Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
ПРОЗРАЧНОСТЬ ВОДЫ.
Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»
Ход: Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум).
Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны).
Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?»
Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод: Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
ИЗ ЧЕГО ПТИЦЫ СТРОЯТ ГНЕЗДА?
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки, палочки, камешки.
Ход: Рассмотреть гнездо на дереве. Выяснить, что птице надо для его постройки. Вынести самый разнообразный материал. Поместить его вблизи гнезда. В течение нескольких дней наблюдать, какой материал пригодится птице. Какие еще птицы прилетят за ним. Результат составляют из готовых изображений и материалов.
Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста.
КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ
Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Ход: Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
ЭФФЕКТ РАДУГИ
Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.
Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Ход: Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
ТЕКУЧЕСТЬ ВОДЫ.
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход: взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
ТАЯНИЕ ЛЬДА В ВОДЕ.
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход: Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод: Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
СОЛНЕЧНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ.
Цель: Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Ход: Разложить на окне на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим? Какой самым холодным?
Вывод: Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!
РАЗНОЦВЕТНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Цель: Показать сокодвижение в стебле растения. Материал: 2 баночки из-под йогурта, вода, чернила или пищевой краситель, растение (гвоздика, нарцисс, веточки сельдерея, петрушки).
Ход: Налить чернила в баночку. Окунуть стебли растения в баночку и подождать. Через 12 часов результат будет виден.
Вывод: Окрашенная вода поднимается по стеблю благодаря тонким канальцам. Вот почему стебли растений становятся синего цвета.
Для любого возраста
ТОНЕТ – ПЛАВАЕТ
Цель: Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.
Ход. Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверьте гипотезы детей, опустив объекты в воду.
Вывод: металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.
ЖИВОТВОРНОЕ СВОЙСТВО ВОДЫ.
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Ход: Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой. Вывод: Вода дает жизнь живому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое обеспечение. Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста "Юные исследователи"
Данная программа направлена на формирование исследовательской деятельности старших дошкольников. Программа приведена в соответствии с ФГОС ДО в 2017 году....
Юнный исследователь
Муниципальное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 12 «Василёк» с.Раздольное. Конспект занятия по исследовательской деятельностив старшей разновозрастной группе.«Юные исследователи».Во...
Проект "Юные исследователи"
Тип проекта: Информационно – практико – ориентированный.Вид проекта: Групповой.Цель проекта: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-эксперименталь...
Проект "Юный исследователь"
Цель проекта:развитие у детей познавательной активности, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию....
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности (НОД) Направления: познание (формирование элементарных математических представлений) и здоровье. «Юные исследователи» Старшая группа.
Конспект НОД по математике....
Конспект совместной деятельности с детьми «Юные исследователи». Игра - конкурс.
Игра - конкурс с детьми подготовительного к школе возраста....
ПРОЕКТ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ» Опытно – исследовательская деятельность В старшей группе
Целью проекта является развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию. Задачи:Расширение пре...