Воспитываем гражданина
статья (средняя группа)

Щукина Надежда Михайловна

Статья о гражданском воспитании с детства посредством художественной литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospityvaem_grazhdanina.docx15.32 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем гражданина

Еще не научившись говорить, ребенок понимает много слов. Колыбельная, потешки, прибаутки – знакомство с устным народным творчеством начинается в раннем возрасте. Сказки дети слушают и, затаив дыхание, просят пересказывать одну и ту же, понравившуюся. Подрастая, ребенок поступает в руки воспитателей детского сада, и здесь он также слышит сказки, стихи, рассказы.

Сопереживание героям произведений, особенно сказок, объединяет маленькие сердца, детям нравится, что его товарищи одинаково с ним реагируют на сюжет и героев сказок. У воспитателя есть возможность развивать сюжет, изменять концовку, инсценировать сказку, но принцип – победа добра над злом – необходимо оставлять прежним. Иногда воспитатель восполняет звено, которое упустили родители. Бывает, что сказка на ночь просто не рассказывается и не прочитывается. Воспитатель беседует с детьми о героях сказки, о мотивах их поступков. Все это откладывается в глубине добрых детских сердец и служит руководством поступков в дальнейшей жизни. Сказка, как и другие виды художественного произведения, дает первые уроки нравственности.

Во время пребывания в детском саду у детей формируются нравственные черты и качества; умение различать, что хорошо и что плохо; делать то, что можно и воздерживаться оттого, что не дозволено; помогать каждому, кто в этом нуждается; быть правдивым и скромным; доброжелательно относиться к сверстникам, осознать причастность к Родине, краю, семье, понимать, что группа, детский сад – это коллектив, в котором проходит его жизнь и от его действий зависит, как этот коллектив будет жить.

Таким образом с помощью взрослого с самого раннего детства книга формирует представления о добре и зле, о дружбе и любви, об уважении и взаимопомощи, о доброжелательности и справедливости, учит терпению, вере в добрых людей, воспитывает эстетически, способствует усвоению родного языка, приобщает к народному опыту и культуре. Одним словом, это очень мощное средство в работе по гражданскому воспитанию, и целенаправленная работа с дошкольником через книгу плодотворна.

Посредством книги можно помочь детям, испытывающим те или иные затруднения, решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного возраста. С ее помощью легко работать с детьми, проявляющими агрессию, исправлять лень, жадность, пассивность, эгоизм и воспитывать противоположные чувства – трудолюбие, честность, великодушие, любовь к людям, к краю, к планете. Воспитать благородного, нравственного человека, подлинного патриота Отечества без художественной литературы невозможно.

Хорошее средство в работе по гражданскому воспитанию – стихотворения. Стихи о семье, о родном городе, о природе, о Родине, о войне, о проблемах нравственного характера – все есть на полке воспитателя и проработано с детьми. Дети, как правило, любят заучивать стихи наизусть,

с удовольствием слушают их. Поэтическая форма изложения темы и замысла поэта воспринимается легко и позволяет наилучшим способом развивать все хорошее, что заложено в ребёнке. Возьмем для примера замечательное стихотворение «Спасибо деду за победу» Марии Лангер. Оно позволяет соединить величественный подвиг солдата с жизнью родного дедушки, детство которого прошло в послевоенные годы, наполнить жизнь ребенка чувством общности с предыдущими поколениями. Значение поэзии в воспитании ребенка нельзя переоценить. Рифма учит познавать гармонию звуков, способствует умственному развитию, развивает память, выразительность речи, усиливает воображение.

Большой познавательный материал о Родине, о природе, о труде, о жизни дают дошкольникам рассказы. Воспитанию чувства гуманизма, любви к окружающему способствуют рассказы о родной природе, а былинные рассказы пробуждают гордость за великую Родину.

«Детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» - это сказано К.Д. Ушинским. А вот сделать мы этого без участия родителей, конечно, не сможем. Поэтому, неотъемлемой частью педагогической деятельности воспитателя была задача осуществления преемственности в работе с родителями, организация их психолого-педагогического просвещения. Только вызвав у родителей заинтересованность, разбудив стремление к обоюдному сотрудничеству, можно успешно решать проблему воспитания ребенка в едином русле патриотизма. Взаимопомощь, взаимосвязь родителя и воспитателя является наглядным примером доброжелательности, любви к окружающим. Ребенок должен знать, что воспитатель уважительно относится к его близким, а родители ценят воспитателя.

Конечно, более всего ребенок воспитывается родителями и поведением окружающих его людей, действительностью. Но художественная литература тоже была всегда мощным воздействием на человека, и это стоит учитывать. Нет ничего неважного в деле воспитания гражданина. Ведь будущее России зависит от подрастающего поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Гражданин воспитывается с детства"

Консультация для родителей на тему «Гражданин воспитывается с детства»Годовые задачи на 2013-2014 учебный год в нашем детском саду:1. Создание комплексных условий для формирования у детей основ гражда...

презентация "Воспитываем гражданина России с дошкольного детства"

В презентации отражена работа педагогического коллектива по патриотическому воспитанию. Раскрыта достаточно сложная совместная деятельность со взрослыми, для детского понимания: государство, през...

Социально-военный проект: «Воспитываем гражданина»

Цель:Воспитывать любовь к Родине, интерес к ее героической истории. Формировать чувство гордости за воинов-защитников. Задачи:1. Создать условия для воспитания гражданственности и патриотических ...

Методическая разработка по организации родительского собрания "Воспитываем гражданина"

Методические материалы по организации родительского собраия...

Консультации "Воспитываем гражданина"

Консультации для родителей и педагогов детского сада по экологическому и патриотическому воспитанию старших дошкольников...

Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Земля наш общий дом». Цель: воспитывать гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей

Дидактические игры с детьми старшей группы о "Источники безопасности"(бытовой,с электроприборами,на дороге ,на прогулке)Конспект рисования "Земля наш общий дом " в старшей группе п...