Взаимодействие с воспитателями в работе по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта
консультация

Лапатина Светлана Васильевна
Консультация для воспитателей «Создание условий для воспитания будущих железнодорожников в группах детского сада» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие с воспитателями в работе по ранней профориентации на профессии железнодорожного транспорта 

 

1. Консультация для воспитателей «Создание условий для воспитания будущих железнодорожников в группах детского сада»

 

Ученые, занимающиеся вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста, считают: построение предметной - пространственной развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого. Актуальность проблемы в организации современной развивающей среды не подлежит сомнению.

Почему же требования к развивающей среде являются компонентом государственного образовательного стандарта? Ответ на этот вопрос связан, прежде всего, со спецификой дошкольного возраста, с теми особенностями, которыми дошкольник отличается от более старших субъектов образования. Ребенок дошкольного возраста, как правило, еще не умеет читать. Даже те элементарные навыки чтения, которые складываются к концу дошкольного возраста у отдельных детей, не позволяют им самостоятельно использовать книгу. Социальный опыт и новые сведения об окружающем маленький ребенок получает от других людей, в первую очередь от взрослых (педагогов и родителей) в непосредственном общении с ними. Другим источником знаний, социального опыта и развития ребенка является среда пребывания ребенка. Поэтому очень важно, чтобы эта среда была именно развивающей.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея – цель, которой руководствуется коллектив детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей.

В нашем дошкольном учреждении одним из самых важных направлений деятельности, целью, является работа по ознакомлению дошкольников с железной дорогой и ранней профориентации на профессии магистрали.

Осуществление данного проекта невозможно без создания условий для воспитания будущих железнодорожников в детском саду.

1.Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Личностно - ориентированная позиция педагога - партнерская. Ее можно обозначить как "рядом", "вместе". При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции - общения с ребенком на основе пространственного принципа "глаза в глаза". Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, "спуститься" к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может "подняться" до позиции воспитателя. Для этого мы используем, например, разновысокую мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая "растущая мебель".

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

2.Принцип активности. В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия - творцами своей личности и своего здорового тела. Для этого используем крупномасштабные игровые и дидактические пособия - легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Для самых маленьких детей (2-4 лет) используем живописные коврики и подушки со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, "липучек" или петель с пуговицами могут преобразовываться (паровозик едет по рельсам, вокруг меняется пейзаж). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

3. Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды.

Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то паровозами, то купе поезда, то вокзалом, то элементами крупного конструктора).

Можно менять "фоны", изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным "детским" содержанием: уголок железнодорожника, разнообразные панно на данную тему, оформление стен групп.

4.Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Этот принцип тесно связан с предыдущим принципом стабильности-динамичности и более широко раскрывает именно динамичность.

Жизненное пространство в детском саду таково, что оно дает возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть следующие функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети.

Важную роль здесь играет устройство как здания, так и участка, на котором также используются железнодорожные формы из пеньков, спилов, снега.

  1. Принцип эмоциональности среды, принцип открытости - закрытости индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Стараемся сделать так, чтобы среда пробуждала у детей активность, давала им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости "гасить" такую активность, давать возможность отдохнуть.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и "уголки уединения", и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху.

Каждому ребенку в детском саду обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.). В каждой группе есть альбомы с фотографиями родных и книжки малышки, сделанные руками родителей из серии «Мой папа (мама) работает на железной дороге», уголки «Мои родители – железнодорожники».

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа "Я". Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п. В оформлении помещений детского сада используются рисунки и аппликации детей на железнодорожную тему, фотографии вокзала города Бикина, фотографии старинных паровозов.

  1. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Строим среду с учетом половых различий, предоставления возможностей как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Так, девочкам предоставляется возможность играть в проводниц, кассиров, дежурных по станции, а мальчикам - в машинистов, осмотрщиков вагонов, ремонтников путей. Для этого в каждой группе есть костюмы для детей и куклы в железнодорожных костюмах.

 

Кроме того, при построении среды учитываем возрастные особенности детей при реализации каждого из выше перечисленных принципов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у детей раннего возраста интереса к профессиям железнодорожного транспорта"

Из опыта работы. С чего начинать знакомство с железнодорожным транспортом в группе раннего возраста....

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Формы работы с дошкольниками по ранней ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта как эффективное средство развития нравственно-патриотического потенциала детей».

Семинар-практикум для воспитателей по теме: «Формы работы с дошкольниками по ранней ориентации детей на профессии железнодорожного транспорта как эффективное средство развития нравственно-патрио...

Презентация "Создание развивающей предметно – пространственной среды по ранней ориентации дошкольников на профессии железнодорожного транспорта".

ull;Дошкольный возраст – это благоприятный период развития ребенка для формирования интереса к различным по своему характеру профессиям, положительного отношения к людям труда.•Одной из г...

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ПРОФЕССИИ.

Ранняя  профориентация дошкольников на железнодорожные профессии....

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"

Консультация для воспитателей "Организация работы по ранней профориентации детей младшего и среднего дошкольного возраста через сюжетно-ролевую игру"...

Внедрение проектного метода в образовательный процесс ДОУ. Реализация проекта по ранней профориентации "Мир профессий" на примере работы средней группы "Любознайки" МАДОУ "Каменский детский сад Росток" "Ресторан и его профессии"

На примере проекта "Мир профессий" в средней возрастной группе детского сада с презентацией. Рассматривая вопрос поэтапной организации работы по внедрению проектного метода в образовате...

План – конспект семинара практикума «Ранняя профориентация дошкольников на профессии железнодорожного транспорта»

Цель: Создание условий для развития профессиональной компетентности педагогов по вопросам ранней профориентации воспитанников.Используемые технологии: Технология компетентностного подхода, технол...